Уеду я на че-че-че-черное море!

Порекомендовали бы я ехать на машине на юг? Да, и еще раз да! Только таким образом вы испытаете ни с чем не сравнимое чувство свободы и независимости.

Хоть и живем мы с вами на берегу, казалось бы, моря, но море это какое-то неправильное. Нашу "Маркизову лужу" мы как море не воспринимаем. Во всяком случае, ни температура воды, ни, тем более, ее цвет, запах и содержимое не вдохновляют. Темное оно порой до черноты. А Черное море как раз наоборот: теплое, чистое (хотя бы на вид) и манящее. Да вот беда, находится оно не под боком, а далеко-далеко. Зато, чем малодоступнее плод, тем он вкуснее. И мы, дети севера, каждый год стремимся на юга, чтобы первое время удивлять девственной белизной своих тел обуглившихся на солнце туземцев и активно загорающих отдыхающих со всех уголков нашей страны..

КОНИ НАШИ СТАЛЬНЫЕ...
Троллейбусы от Симферополя ходят в главные города побережья Правда, для меня и компании выбор средства передвижения был очевиден с самого начала: я отношусь к той породе людей, которые в магазин за угол ездят на машине. Мои друзья тоже. Но не все они заядлые путешественники, поэтому после длительных переговоров в состав импровизированной экспедиции вошли два автомобиля и пять человек; трое — с правами. Ехать решили по четыре часа, то есть каждые два часа останавливались для смены водителя в одной из машин, причем по молодости и горячности вознамерились покрыть 2500 километров до Ялты без ночлега.
Пару слов о технике: без ложной скромности скажу, что наши кони — лучшие. Лучшие для дальних путешествий. Это "девятка" и "десятка" 1999 года выпуска с карбюраторными моторами. Такие сожрут любую дрянь с провинциальных бензоколонок и не поперхнутся. А в багажнике одной из машин был организован склад запчастей, куда вошли запасные топливный насос, распределитель зажигания, два коммутатора, катушка зажигания, ремни ГРМ и генератора, тросики газа и сцепления, благо стоит все это добро сущие копейки. Забегая вперед, признаюсь, что наша предусмотрительность сработала только один раз, когда на обратном пути под Тулой у "десятки" накрылась механика топливного насоса. Однако стартер, сгоревший у той же "десятки" на центральной площади Алушты в первый день пребывания в Крыму, нанес нам удар ниже пояса. И еще о дополнительном оборудовании. Крыши наших автомобилей украшали антенны портативных радиостанций, которые, вопреки опасениям, ни разу не привлекли внимание сотрудников ГИБДД и ДАI, а ведь никакого разрешения на них у нас не было.

ДОРОГИ, ГАИ И КОЛОНКИ
В путь тронулись в час ночи, заранее оговорив условия: девчонки не спят, а болтают с водителями, не давая им задремать за рулем. Те возмущенно отвечали, что у них, мол, "ни в одном глазу", а сами через пару часов уже находились в объятиях Морфея, так что нам оставалось развлекать себя трепом по рации. Тем временем мы вступили в первую волну контактов с гаишниками — автолюбители хорошо знают, как можно ездить неделями, не платя штрафов, а потом за пару дней основательно вытряхнуться. На трассе ситуация схожая. Антирадары (точнее, радар-детекторы) мы с собой не брали, поскольку на собственном горьком опыте давно уяснили, что вещь эта малополезная, и у работников жезла против них есть свои эффективные методы, например, "стрелять" в упор. Салон от солнца мы, как могли, защищали Особенно вопиющая картина наблюдается на севере Новгородской области, где несчетный уже год ремонтируется дорога, и на длинных перегонах вывешены знаки "40", а то и "20". Разумеется, мы шли быстрее, гораздо быстрее, и, само собой, платили за удовольствие. Вообще-то, платил я, поскольку в тот момент вел головную "девятку". Следующим препятствием стала классическая пробка у подмосковного Солнечногорска и в самом городе, где трасса усеяна светофорами. За Солнечногорском и до МКАДа движение очень плотное, поэтому мы ушли направо в сторону Звенигорода и выскочили на Е95 уже южнее столицы. По мере удаления от Москвы состояние покрытия неуклонно ухудшалось, и к Курской области автобан выродился в нечто ужасное и не поддающееся описанию. Дорога состоит из одних заплаток разных цветов и размеров; машину на них так трясет, что скорость приходится держать на уровне 60-70 км/ч, а порой и 50 км/ч. Как-то сразу подумалось, что здешний губернатор — из летчиков, и земные проблемы ему чужды. Свою лепту в общее гнетущее впечатление от южных областей внесли вконец озверевшие и распустившиеся гаишники. Беззаконие по отношению к иногородним машинам здесь творится на каждом шагу: радары показывают явно завышенные цифры, при обвинениях в нарушении правил в свидетели призываются явно знакомые местные водилы, а на все попытки предъявить претензии следует ответ: "Я сейчас изыму водительское удостоверение и привезу его в управление послезавтра, и ты будешь искать меня долго-долго". В той же самой Курской области на посту останавливаются все без исключения "чужие" машины с тонированными стеклами (местные "крутые" на раздолбанных "восьмерках" с абсолютно черной пленкой проезжают мимо как ни в чем не бывало) и подвергаются проверке на светопропускание (при наличии талона техосмотра!) Хотя операция и проводится специальным прибором, но делается это все по грязным стеклам, поэтому результат известен заранее: "не соответствует ГОСТу". А что особенно досадно, в светлое время суток нас останавливали двоих подряд, и с обоих снимали дань. С бензином все в порядке, разве что его цена возрастает от столицы, где 92-й стоил 5,40-5,80, до белгородской области с ее 7,00. Главной новостью 2000 года стало то, что нефтяная компания ЮКОС, раньше державшая наибольшее число АЗС вдоль трассы, теперь потеснена, а местами и вытеснена ТНК.

ЗА БЛИЖНИМ "БУГРОМ"
Украинской границы мы достигли около восьми вечера, как раз в то время, когда там скапливаются машины, вышедшие утром из Москвы. Но это еще полбеды, главное, что с украинской стороны каждый год изобретаются новые издевательства. Теперь прохождение границы разделено на несколько этапов: первая очередь в сотню машин стоит за оформлением медицинской страховки (около $6 с человека), затем вы попадаете во вторую, на оформление деклараций, проверку содержания СО в выхлопе и досмотр. Причем бланки декларации отпечатаны на украинском языке; чистый бланк стоит $1, а еще за $4 вам его заполнят. Сами понимаете, в измотанном состоянии заниматься писаниной в лом, тем более, что "самостоятельных" таможенники заставляли по несколько раз переписывать декларации. Во второй очереди мы провели около трех часов, но отдохнуть не удалось, потому что каждые пять минут машину нужно двигать на два-три метра. Райский уголок — окрестности Ялты Советуем перед поездкой на юга почитать конференции в Интернете — если бы мы удосужились это сделать, то избежали бы целого ряда проблем. В частности, как рекомендуют побывавшие на границе в этом году люди, пересекали бы ее до полудня. Не платили бы за медицинскую страховку, на выезде с терминала не повелись бы на уплату $7 с каждой машины в качестве страхования гражданской ответственности. Слава богу, что хватило ума послать подальше "экологов". Что же касается процедуры досмотра, то она носит характер формальный донельзя, и при желании провезти можно все, что угодно. Тех шести с половиной часов, что мы потеряли на границе, как раз и не хватило. Мы ехали до рассвета, пока я не услышал по рации вопли из "десятки": "Эй, Мишка, что с тобой?!" Признаюсь, что заснул за рулем, точнее, не заснул, а отключился буквально на секунду, и машину сразу же увело вправо, что и заметил "ведомый". Как потом выяснилось, и шедший за мной приятель находился в зомбированном состоянии, не видя ничего, кроме моих габаритных огней. Двадцать семь часов в постоянном напряжении с небольшими перерывами на отдых дали о себе знать. С полубессознательной уверенностью мы съехали в какие-то кусты и тут же вырубились. На одометре замерла цифра "1846". Сами понимаете, сон в машине полноценным не назовешь. Проснувшись в состоянии средней разбитости, мы решили не расклеиваться дальше, тут же выехали на дорогу и рванули вперед, благо великолепные украинские трассы позволяют передвигаться достаточно быстро. Мы ехали с такой скоростью, с какой позволяла самая тихоходная машина, в нашем случае — "девятка". То есть около 150 км/ч. "Десятка" на прямых выжимала до 165 км/ч (180 км/ч по спидометру). Темп сбил город Запорожье, в котором практически нет дорожных указателей, зато есть... закусочная сети McDonald's, затем потеряли время в Мелитополе с его светофорами и плохими дорогами. На въезде в республику Крым подверглись проверке документов и вскоре выехали на финишную прямую. Правда, "лететь" уже не удавалось: до Симферополя идет узкая двухрядная дорога с не лучшим покрытием. За Симферополем начинаются горы, но дорога опять становится отличной (напомним, что до самого Севастополя трасса носит название Е95). К трем часам дня, преодолев серию затяжных спусков и подъемов, мы благополучно прибыли в курортный город Алушту.

ЗДРАВСТВУЙ, РАДОСТНЫЙ БЕРЕГ
Найти жилье не составляет никакого труда: местные жители (посредники) моментально окружают остановившиеся иногородние машины, наперебой предлагая комнаты, квартиры, дома, гаражи и так далее. В общем, за жилье с гаражом на две машины с нас запросили $30 в сутки. Специфика обстановки в другом: чрезвычайно плотный трафик и отдаленность парковок от пляжей вынуждает оставлять машину дома и превращает дорогу к морю в слишком долгое путешествие. Заметьте, путешествие по склонам на солнцепеке. Не для того мы проделали такой путь, чтобы испытывать подобные неудобства. Новый план созрел за несколько минут. Уехать от города, там найти дорогу к морю и снять поблизости дом, то есть покорить территории, недоступные "безлошадным" отдыхающим. Вскоре наши поиски увенчались успехом: есть пляж, к нему с дороги на Ялту ведет четырехкилометровый серпантин. Через час мы уже заселялись в двухкомнатный дом у трассы, сойдясь с хозяевами на цене $20 в сутки. И следующие десять дней практически ежедневно дважды носились вверх и вниз по извилистой дороге, оттачивая свое водительское мастерство. Кормились в кафе у моря, обслуживающих обитателей пансионатов и санаториев: не отказывая себе ни в чем и заказывая самые экзотические блюда, в день тратили около $15 на человека. С автомобилем в Крыму — совсем другая жизнь. Мы успели побывать в Ялте и Гурзуфе, Никите и Алупке, Севастополе и Ливадии, посетить все местные достопримечательности: от развалин древнегреческого Херсонеса до винного завода Массандры. С бензином перебоев нет, но его качество хромает: даже на 95-м, который стоил порядка 11-12 руб. за литр, движки тянули так себе. Дороги повсюду отличные, сотрудники ДАI без дела не останавливают, а самым обидным штрафом стали 10 гривен за движение в коротеньком тоннеле без ближнего света. В другой раз мы вляпались посерьезнее. Дело в том, что в конце июля отмечается два дня военно-морского флота — российский и украинский. И, конечно же, без приезда президента Кучмы дело не обошлось. Столь высокопоставленное лицо сопровождает не только личная охрана, но и спецподразделение "Кобра" в полном составе при параде. Оснащена "Кобра" огромным парком седанов Toyota Camry последнего поколения, права имеет неограниченные, поскольку не подчиняется ни МВД, ни кому другому, а только администрации президента. Вот таким гарным хлопцам я попался в один прекрасный вечер. Они перетрясли всю машину, проверили и перепроверили документы, то есть явно докапывались. И докопались, обнаружив, что у меня нет временной регистрации (все, кто приезжает в Крым, должны получить ее в добровольно-обязательном порядке). В итоге, 20 гривен им хватило. Но больше всего нас огорчала "десятка". После скоропостижной кончины стартера мы его разобрали и выяснили, что сгоревшая обмотка не оставляет никаких альтернатив: узел нужно менять в сборе. Однако стартеров не оказалось ни в Алуште, ни в Ялте, и это несмотря на то, что "десяток" в Крыму предостаточно. Нам пообещали привезти его под заказ — за $250. Пришлось ехать на рынок в Симферополь, но и там стартеры на ВАЗ-2110 — дефицит превеликий, причем стоят — ну, никак не меньше $150. Да, была возможность доставить деталь аж из Харькова, но мы отказались, и до возвращения в Питер заводили машину "с толкача". А дома поменяли стартер по гарантии.

В ПРИЛИЧНОЙ КОМПАНИИ
В Крыму очень много хороших, дорогих машин. Мерседесы, BMW и Audi ходят косяками, все больше становится новых японских машин самых последних и модных моделей. Как полагается, только часть имеет местную прописку, владельцы остальных — приезжие, как правило, обеспеченные жители украинских мегаполисов: Киева, Харькова, Днепропетровска и Донецка. Автомобилей с российскими номерами тоже много, но вы никогда не догадаетесь, из каких регионов наши соотечественники чаще всего едут в Крым на своих авто. Нет, не из Москвы. И не из Санкт-Петербурга. Из Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов! Люди рассказывают, что четверо суток едут. Полторы недели пролетели как один день, и настал наш черед возвращаться. Обратная дорога вышла не в пример легче: границу пересекли за двадцать минут, заплатив украинцам последнюю дань — налог с дорог, по $11 с машины, и под напутственное "Домой, домой!" нашего погранца ступили колесами на родную землю. Проползли Курскую область — машины все-таки жалко — там же заплатили пару штрафов, один раз за 68 (!) км/ч в населенном пункте, другой — молоденькому лейтенанту на "шестерке", который поймал нас за проезд на красный свет. Хотя останавливать нас права у него не было никакого, поскольку к ГАИ он отношения не имел. Но мы уже привыкли к беспределу, творящемуся в тех краях — легче заплатить полтинник и ехать дальше. Вся дорога до Питера заняла ровно 28 часов. Беспристрастная статистика сообщает также, что за время отпуска мы проехали по 6.000 км и на разные штрафы и поборы (в том числе и таможенные) отдали около $100.

Порекомендовали бы я ехать на машине на юг? Да, и еще раз да! Только таким образом вы испытаете ни с чем не сравнимое чувство свободы и независимости. Ну а чтобы спать спокойно, сразу по приезде в Крым рекомендую запасти литров 40 топлива, да бак не осушать, чтобы в случае чего всегда хватило горючего до России. Общение с вымогателями в форме — неотъемлемая часть автомобильных путешествий; повторим только, что вдали от дома приходится платить без дискуссий, чтобы не портить себе настроение. И не стоит совершать подвигов: лучше переночевать в Орле или Курске, чтобы утром спокойно пересечь границу и в нормальной физической форме доехать до моря. Такого теплого, чистого и манящего.

Михаил Попов
фото автора

 
Запишитесь на тест-драйв у официального дилера MAJOR AUTO

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings