Все мы сегодня экономим время, и вывеска «Шиномонтаж» в шаговой доступности от дома считается самой привлекательной. Отогнали автомобиль, оставили на полчаса, после забрали. А что и как делали с шинами, остается тайной. Вроде смонтированы с дисками, накачаны, прикручены на все гайки… В действительности за кадром могли остаться моменты, которые не гарантируют того, что ездить вы будете долго и счастливо. Так какие из них могут испортить колеса и даже автомобиль?
Изношенное или не предназначенное для шиномонтажа оборудование
Правильный, на наш взгляд, шиномонтаж – предприятие недешевое. Специальный подъемник, который не повредит пороги автомобиля, и ударный пневмо- или электрогайковерт – лишь толика того, что должно быть. Использование подкатных домкратов с изношенными резиновыми проставками – первый признак того, что на данный шиномонтаж лучше не обращаться. Тем более, если автомобиль новый.
Стоит посмотреть и на ключи-головки, которыми откручивают колеса. Часто в современных легкосплавных дисках отверстия сделаны под так называемые «тонкостенные» ключи. Стандартный ключ входит в такое отверстие с трудом, и его применение обдерет лакокрасочное покрытие. Такой же эффект вызовет и гайковерт со значительным люфтом рабочей части. Коррозия дисков в ближайшую зиму будет гарантирована.
Кстати, обратная постановка коле, должна производиться особым образом. С предварительной закруткой крепежа не до упора, так как почти любой гайковерт перетягивает гайки или болты. Динамометрический ключ, обязательный в конце данной операции, в этом случае покажет, что момент затяжки достаточный. В действительности он будет больше необходимого. Возможная проблема – сорванные резьбы или неожиданно лопнувшие шпильки.
Наличие мойки для колес – обязательное условие. Лучше, если она будет автоматическая, в виде специального контейнера. На крайний случай подойдет и переносная, высокого давления. Диагностика, а впоследствии и балансировка грязных колес, недопустима.
Шиномонтажный станок – основной инструмент для разборки и сборки колес – должен быть неизношенным и современным. Определить это непрофессионалу проще всего по чистоте и ухоженности агрегата. Новый стоит несколько сотен тысяч рублей, и правильные мастера относятся к такому оборудованию очень бережно.
В таком же состоянии должен быть и балансировочный станок. Помимо этого, в хорошем шиномонтаже есть запас балансировочных грузиков различного веса. Как самоклеющихся, с качественным клеевым слоем, так и с крепежной скобкой, для штампованных, стальных дисков. От качества балансировки зависит не только комфортное вождение, но и износ ступичных подшипников.
В “межсезонье” грязный станок – действительно нонсенс, и автолюбитель должен насторожиться. В то же время в “сезон” персоналу сервиса значительно сложнее следить за чистотой. Но, к примеру, подтекающий гидравлический домкрат – прямая возможность несанкционированного опускания автомобиля и такое просто недопустимо. С крепежом повышенной секретности (“секретками”) нужно обращаться особенно аккуратно. При снятии колеса секретка снимается первой, а при установке ставится последней
Нарушение технологий шиномонтажа
Если привалочные поверхности не были очищены и обработаны смазкой, то после зимней эксплуатации штампованные стальные диски могут прикипеть к ступицам. Попытка их снятия при помощи ударов кувалды по внутренней боковине шины, скорее всего, приведет к разрыву корда и грыжам. Если не сразу, то через несколько сотен километров пробега.
При сезонной переобувке колес каждое из них должно быть промаркировано. Дело в том, что износ шин по осям неравномерный, и при следующем монтаже они ставятся определенным образом. Также направленные шины устанавливаются согласно стрелочкам направления вращения, ненаправленные или асимметричные – обращенной наружу надписью Outside.
Сам процесс демонтажа и монтажа колес также может стать фатальным для шин и дисков. При отрыве шины от диска используется полукруглая гидравлическая лопатка. Если место соприкосновения бортового кольца шины с диском предварительно не промазано специальной шиномонтажной пастой (не дешевым мыльным раствором!), может произойти надрыв или даже разрыв шины. Особенно, если она в возрасте и резиновая смесь пересохла. Но чаще всего происходит расслоение резины, поверхность становится с изъянами, и плотного прилегания шины к диску не ждите. Такую шину придется постоянно подкачивать.
Бортовое кольцо также легко повредить при снятии шины с диска – чаще всего, если она низкопрофильная и, соответственно, жесткая. Причиной тому служит опять же неиспользование специальной пасты для скольжения (она, кстати, содержит и герметик) и применение монтировки с острыми краями.
Обратный процесс также чреват проблемами. При работе с легкосплавными дисками пятка лапы монтажного станка должна быть защищена специальными пластиковыми накладками. Чаще всего ими пренебрегают, выставляя зазор монтажной лапы «на глазок». Как результат – поцарапанные, а то и вовсе примятые края дисков.
Конечная состыковка шины с диском осуществляется при помощи воздуха. Привычный хлопок – еще не гарантия того, что шина села плотно. Гарантию даст лишь давление в 3-3,5 атм. Естественно, потом оно выставляется согласно требованиям производителя автомобиля.
Нарушение технологии балансировки шин
Любой демонтаж/монтаж должен сопровождаться балансировкой собранного колеса. А при пробеге в несколько тысяч километров – даже в том случае, если оно и не подвергалось разборке. Тонкостей тут немало. От настройки балансировочного станка – он должен быть прикручен к ровному бетонному основанию – и степени его износа до введения в память ЭБУ устройства правильных размеров шины и диска.
А еще есть такой нюанс, как крепление балансировочных грузиков. Или соответствие цветных меток на шине самой легкой части диска. Если пренебречь имеющимися метками, то количество грузиков на колесе будет больше, чем нужно, даже при правильной балансировке. Это не критично, но не совсем правильно.
Действительно, тонкостей в процессе балансировки предостаточно. Чем точнее при балансировке моделируется характер работы колеса на автомобиле, тем выше качество балансировки. Только следует помнить, что полностью смоделировать работу колеса в реальных условиях – очень дорогое удовольствие.
Что касается крепления станков, то, например, в руководстве по Hofmann Geodyna 6300 указывается, что он может быть установлен на любом ровном и прочном основании. Крепление станка рекомендуется, но не является обязательным.
Ошибки при установке давления в шинах
Неправильно выставленное давление в шинах приведет не только к нарушению управляемости автомобиля, но и к ускоренному и неравномерному их износу. На перекачанных в пятне контакта пострадает центральная часть протектора, на недокачанных – плечевые зоны.
Вопрос мастера о том, какое делать давление в шинах, не всегда корректен. Владелец может и не знать этого. На центральной стойке автомобиля, с водительской стороны, есть специальная табличка с параметрами давления в шинах. В зависимости от их типоразмера и загруженности автомобиля. Эти же данные указаны и в «Руководстве по эксплуатации».
Вопрос работника сервисной зоны о том, какое рабочее давление следует установить в шине, далеко не всегда следует расценивать, как признак его некомпетентности. Информационная табличка, содержащая информацию о давлении воздуха в шинах, в первую очередь, адресуется владельцу автомобиля. А он уже может подсказать, с какой именно нагрузкой эксплуатируется его автомобиль.
Ошибки при выполнении ремонтных работ
Многие автолюбители считают, что оптимальный способ заделки прокола в протекторе – специальный каучуковый жгут. Быстро, недорого и вроде надежно. В действительности такая мера, скорее, временная – жгут через несколько месяцев высыхает и начинает пропускать воздух. А если процедура еще и неправильно выполнена, залеченное таким образом колесо долго не проходит.
Дело в том, что очистка места прокола производится при помощи специального круглого напильника. Излишнее усердие неопытного шиномонтажника может привести к разрыву кордовых нитей. Силовой каркас шины будет нарушен, а это чревато разрывом шины при нагрузках.
Правильный ремонт будет включать в себя проведение вулканизационных работ (термических или химических), при которых заплатки из «сырой» резины или специальных композитов привариваются или приклеиваются к внутренней поверхности шины. Небольшие «грыжи» и боковые порезы ремонтируются при помощи кордовых пластырей и латок, но мера это тоже временная.
Но есть повреждения шин, которые не поддаются лечению. Прорезанная на несколько сантиметров боковина или протектор означают, что шина пойдет в утиль. Корд в такой покрышке поврежден и восстановлению не подлежит. Также не подлежат ремонту, согласно рекомендациям производителей, и шины ранфлэт.
Стоит учитывать две вещи: материалы какого производителя используются для ремонта шин в данном сервисе и какие ограничения на возможности ремонта они накладывают. Скажем, жгуты в рамках технологии Tip-Top позиционируются как временное средство (доехать на поврежденной шине до ремонтной мастерской), а жгуты от компании ТЕСН могут использоваться как средство постоянного ремонта.
Кажется, с выбором шиномонтажа и возможными проблемами теперь все ясно. Но как быть, если вам все же пришлось столкнуться с некачественными услугами, а то и с повреждением вашего имущества? Увы, однозначного ответа нет. Порядочный владелец небольшой мастерской, возможно, и примет ваши претензии, компенсировав ущерб, но такая ситуация скорее теоретическая. С крупными сервисами все несколько проще, если работы осуществлялись на основании заказ-наряда и официально. В случае чего можно обращаться и в суд.
И все же, чтобы избежать подобных ситуаций, стоит иметь дело с проверенными шинными сервисами. Найденными по отзывам, рекомендациям друзей, примерно так, как вы ищете своего семейного доктора. По крайней мере, конечный результат не доставит вам излишних неприятностей и волнений.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться