Под лирические задушевные аккорды баллад "Рэйнбоу" пытаюсь провалиться в сон, закутавшись в спальный мешок. Пытаюсь, но чувствую – по машине шарит сноп света. Недовольно выглядываю в окно – и обнаруживаю, что источником этого света является мощный фонарь в руках полицейского…
Естественно, автомобиль в наклейках с российскими номерами не смог не привлечь внимания экипажа полицейского Volkswagen Sharan, но вся проверка в итоге ограничилась внимательным осмотром паспорта да парой вопросов о цели поездки. Оставшиеся несколько часов до утра прошли уже спокойно. Даже, пожалуй, спокойнее, чем в начале – полиция-то на страже…
Германия… Что можно сказать об этой стране, если проходить через нее транзитом? Да, наверное, ничего – слишком уж обособленной жизнью живут эти трех-четырехрядные трассы, охваченные "культовым" названием autobahn. Увидеть страну, летя в плотном потоке со скоростью далеко "за сотню" – невозможно. Так, легкие впечатления о рельефе: здесь равнина, здесь холмы, здесь – невысокие горы. Достаточно похожие друг на друга (хотя и старающиеся быть уютными) станции отдыха, заправки. Идеально информативная система щитов и указателей, которая вкупе с картой практически избавляет от возможности заплутать. Хотя некий навык нужен, хотя бы для того, чтобы заранее оказываться именно в том ряду, который нужен. Или… не проскочить заправку. Развернуться на автобане нереально – только через "посещение" боковых отворотов (а там еще раз не запутаться и суметь выскочить назад в нужном направлении). Расстояния до следующей заправки указываются, но любителям русского "авось" лучше отвыкать от привычки ездить "на лампочке". Насколько я понял из одного из рассказов об автобанах, здесь правилами запрещается… чтобы машина останавливалась по причине "обсыхания"! То есть, случись подобное – водитель неправ уже "по определению".
Расслабленный заданным с самого начала поездки ритмом, я прикинул, что выехать в сторону конечного пункта этого отрезка пути – итальянского Сан-Ремо – можно почти на сутки позже заранее запланированного срока. И – чуть было за это не поплатился! Как при проработке маршрута я не учел эту "мелочь" – до сих пор понять не могу! За несколько лет существования Европейского союза "прозрачность" границ уже настолько к себе приучила, что... Короче, остановиться на въезде в Швейцарию меня заставил только знак над пограничными воротами, говорящий о том, что для безостановочного проезда нужна некая "виньетка" – очевидно, об оплате проезда по местным дорогам. Как выяснилось – не только она, но еще и виза. О наличии которой у меня и осведомился пограничник. Получив, видимо, немало удививший его искренне недоуменный "ответ": "А разве надо?" Ну, о том что "надо", – мне полагалось бы знать. Да вот – вылетело из головы. В общем-то, закончилось все вполне мирно. Документы, правда, проверяли в итоге долго, но потом не только открыли проезд на разворот, но и вполне дружелюбно рассказали, как проехать до территории Франции. Благо, до нее оказалось меньше километра – границы Франции, Германии и Швейцарии по дороге на Базель сходятся в одном месте.
Франция встретила дождем и… отсутствием карты. Первые километры по земле Эльзаса пришлось ехать "в интуитивном направлении". К счастью, достаточно скоро на этом самом направлении оказался супермаркет, где искомая вещь была обнаружена. Попутно, правда, стало понятно, что ближайшее время намечается любопытным – от знания английского языка тут было толку мало (французы известны своим отношением к нему), а с французским у меня дело обстоит "никак".
Вскоре я пополнил познания в этом языке еще и словом, означающим платную дорогу. Под дождем по деревенским шоссе скорость упала, и все-таки было принято решение проехать сотню-другую километров по скоростной трассе. Вообще, мысль избегать платных дорог была не только из соображений экономии. Шоссе – они везде шоссе, и, мчась по магистрали, страны ты не видишь. А хотелось. Потому и прокладывал маршрут по небольшим городкам. Но что разница в средней скорости окажется такой – был попросту не готов.



Аккуратные домики Эльзаса, лента скоростной магистрали. Французы тоже, похоже, не особенно ревностно блюдут свои правила дорожного движения, по крайней мере, любая попытка соблюдать скоростной режим приводила к тому, что уже через несколько минут за тобой в хвост пристраивалось две-три местные машины. Пропускаешь их – и они быстро удаляются "в точку". Пришлось прибегнуть к традиционной русской игре в "найди спонсора" – держаться "на хвосте" у кого-нибудь самому, хотя способности местных радаров по "количественному" отстрелу, к счастью, так и остались мне неизвестны.
Дарагой, праблэмы?
"Разлука будет без печали" – расставшись с полутора десятками евро, я покинул эту дорогу, чтобы через пять минут… окончательно заблудиться в небольшом городке. Ну никак не удавалось мне "врубиться" в организацию дорожной информации по-французски. Речь здесь не о языке – какие там особые надписи на знаках. Речь о том, что каждая страна имеет какие-то свои особенности, даже при схожести стандартов. Привыкли мы, к примеру, у себя (и во многих соседних странах), что "высшим уровнем" магистрали является "зеленый фон". А во Франции – наоборот, "синяя" дорога – более скоростная. А попробуй "сходу" разобраться, подъезжая к "чекпойнту" для оплаты, в какие из 10-12 ворот тебе надо? Нет, все вроде понятно, но пару раз я влетал-таки аккурат в те ворота, где платить подразумевалось кредитными карточками вместо наличных. Да, номера дорог там значат гораздо больше, чем у нас, – ориентироваться по ним даже удобнее, чем по указателям. Но ко всему этому надо привыкнуть. Спокойно ехать по стране ты начинаешь только тогда, когда "врубаешься в систему": где, что и как надо искать. Тогда уже информация со знаков "ловится" на уровне подсознания, и ищешь ты ее там, где надо.
Но сейчас я заблудился откровенно. Да, карта подсказывала "общее направление" с точностью семи километров в сантиметре. Но я плутал вокруг трех перекрестков, не понимая, как добраться до того места, где "привязаться", – вот это было самое неприятное. И тут в приоткрытое окно из соседней машины…
"Дарагой, какие проблэмы?" Все, что угодно я ожидал услышать, но… неподражаемый кавказский акцент! Честно говоря, вряд ли на улицах Москвы или Питера я был бы для этих двух парней на какой-то старенькой машине "дарагим". Но чем дальше от страны – тем ближе "чувство землячества" – и обмануть это чувство мало кому удается. Вот и на этот раз простой совет, который они предложили мне сами, увидев московские номера и русскоязычные наклейки, решил мои проблемы разом, и вскоре я уже продолжал путь, уверенно "привязавшись" к указателям на Гап.
Городки, деревушки… И везде – церкви и соборы. Это почти всегда главные достопримечательности в любом европейском населенном пункте. А уж по вечерам, когда включается свет… всегда подобранный так удачно. А уж когда естественными декорациями становятся горы… А горы стали декорациями ближе к вечеру, именно в лучах закатного солнца Альпы и представились мне. Раньше эту часть земного шара удавалось видеть только с самолета. И сейчас чувство, овладевшее мной, выражалось одним словом – идиот! Так промахнуться в расчетах! Именно горы "европейского" типа, старые горы – один из любимых моих пейзажей, и я окунался в него, увы, на пороге темноты.



Какие там красоты! Узкая дорога, мечущаяся вправо и влево, невероятные "шпильки", подъемы и спуски. Казалось, первому перевалу не будет конца, "машинка" просила "докручивать" мотор и беречь тормоза на спусках. Но это был всего лишь первый перевал – я очень быстро научился различать их на карте. Их предстояло еще немало. А средняя скорость упала почти до 30 км/ч! Короткие – почти равнинные – перегоны, очередной городок и величественно подсвеченный собор – и снова вихляние узкой горной дороги. Как будто оазис в ночной мгле – в синевато-золотых лучах горная гостиница (явно "пять звезд"! Но как они сюда клиентов на лимузинах привозят, по этим-то серпантинам?) – и снова лишь снопы света из фар. Туман, превращающий все происходящее в какую-то и вовсе неземную картину. Короткий звонок домой – как было бы здорово, чтобы вы сейчас были рядом и видели все это! Но ночь берет свое: пора останавливаться, дальше ехать просто опасно. Вот вам и "изучение трассы ралли Монте-Карло" – именно в конце знаменитого перегона "Гап – Систерон" я и остановился на ночлег. Любые расчеты показывали, что на тестовый участок ралли "Сан-Ремо" я уже не попадаю. Успеть бы аккредитоваться до торжественного старта…
Путями Наполеона
Скажу сразу – успел! Хотя утром пришлось еще немало попетлять по "Пути Наполеона" – восстанавливаемому туристическому маршруту в Высоких Альпах, на дороге в Ниццу. Все-таки альпийских пейзажей досталось сполна, до той поры, пока уже, даже не пытаясь продолжать двигаться "козьими тропами", я выскочил на скоростную магистраль от Ниццы в сторону Италии. То ныряя в тоннели самой разной длины, то выливаясь четырехрядным потоком на короткие или длинные, но непременно – высоченные эстакады, она несла меня к Сан-Ремо. Это скоростное шоссе вообще искусственное полностью – вряд ли там есть хоть сто метров, пролегающих на "естественной основе". Либо – тоннель, либо – мост. Честно говоря, оценивая колоссальный человеческий труд, вложенный в эти горы, при оплате на очередном "чекпойнте" чувства сожаления о потраченных деньгах не испытываешь.
Италия "наступила внезапно". Корявая фраза, но именно она наиболее точно описывает это ощущение. Просто знак – через километр будет граница. И потом – еще один, уже приветствующий на территории новой страны. Ни остановки, ни проверки. Теперь главное – не проскочить нужный съезд.



Да уж… со скоростной магистрали – на показавшееся невероятным переплетение даже не улиц – улочек. А карты – снова нет! Едва разъезжаюсь со встречными: здесь, не снизив скорость, почти нереально разойтись. Иногда – приходится останавливаться или пропускать. Или пропускают тебя. Тем не менее – спуск позади, мы на прибрежной полосе. И даже – именно на той улице, на которой "обещан" пятизвездочный отель, который и приютил штаб этого ралли. Неожиданно легко найденное место для парковки, регистрация. Первые знакомые лица – ведь со многими западными коллегами уже знаком. И их советы сейчас нужны: выданная карта, несмотря на подробности, вызывает оторопь. А может – именно своей подробностью. Где проехать будет действительно можно, а где будет сплошная пробка на узкой дорожке? Куда интересно ехать смотреть, а где – не так интересно? Я впервые на этой гонке. Увы, вряд ли полученные знания пригодятся еще раз – нынешний год последний, когда итальянский этап гостит в Сан-Ремо, но сейчас я "с пристрастием допрашиваю" более опытных. Мне предстоит окунуться в этот мир на четыре дня.



В миру гоночном
Вообще-то мир внутри гонки – это мир, почти оторванный от внешнего. Болельщикам современный формат проведения ралли дает возможность посвятить вечера знакомству с достопримечательностями или подлинным гастрономическим утехам. Но я-то – журналист и приехал работать. И, когда еще достаточно рано, засветло, заканчиваются спецучастки – работа в самом разгаре! Но в Италии первый вечер оказался несколько "урезанным" – пресс-центр закрывался в десять! И вопрос о наличии работающего круглосуточно интернет-кафе (ну хоть как-то разослать оставшийся неразосланным материал!) встречает однозначное "нет, в Сан-Ремо нету" со стороны портье. Все-таки решаю провести рекогносцировку – не верю! Приветливый итальянец средних лет на выходе из какого-то ресторанчика на заданный вопрос так же почти жестами отвечает – есть! Соглашается показать дорогу, прыгает на свой мини-мотороллер и приводит меня куда-то почти к берегу. Но вот только беда – и он тоже ни слова не знает по-английски, и что именно искать в сторону "марэ, марэ!", куда он показал – я так и не понял. И, соответственно, – так и не нашел. Следующая попытка оказалась еще интереснее: на вопрос переходящему улицу "аборигену", не владеет ли он английским, услышал ответ: "Английским – нет, а вот по-русски можно вполне!" Парень оказался поляком, живущим в Сан-Ремо уже пару лет, но, увы, содержательной информации про искомый объект этот русскоязычный диалог так и не выявил. Третья попытка. Мопедистка отправляет меня в какую-ту "пиццерию за галлерией" и даже обозначает ее название. Так я узнал, что "галлерия" по-итальянски значит "тоннель", но вот найти ту самую пиццерию "на повороте после первого светофора" так и не смог, ввиду того, что… сам светофор обнаружен не был. Принимаю радикальное решение: раз уж здесь так сложно с поиском места для съемки, провести рекогносцировку с вечера.
Более того, смысла ехать устраиваться в какую-нибудь гостиницу попроще уже просто не оставалось. Полпервого ночи! А "рабочий" старт гонки – в восемь. Полученный специальный пропуск давал возможность въехать на участок буквально незадолго до перекрытия, но это – шесть утра! Нет уж, едем сейчас и ночуем в "туристическом" режиме. Лучше уж потратить чуть больше времени на выбор места!
В горы!
Теперь "в багаже" была "куча советов" от бывалых фотографов, и один из них звучал: "Только учти! Перевал Коль де Ланган – отличное место. Но там очень возможен туман!" Лишь разок уехав немного на улочках Сан-Ремо "не туда", покидаю пределы курортного городка. Дорожка не то что стремится вверх – она просто взлетает, и вскоре уже все остается внизу – и залитый светом Сан-Ремо, и черный мрак моря, и освещенный "хайвей". И не просто внизу, а далеко внизу, совсем внизу... страшно внизу. Если бы не отметки в легенде, периодически подтверждающие выбранный маршрут – было бы просто жутко, так здесь на вершине "необжито". Подразбитый асфальт дороги все-таки приводит к старту первого спецучастка. Дорога уже перекрыта, правда, увидев пропуск, маршалы безопасности говорят – нет проблем! Но предупреждают честно: парковаться негде в ближайшем обозримом... Что подтверждается и несколькими автомобилями, возвращающимися оттуда, а также... необходимостью разъезжаться с безнадежно пятящимся назад кемпером. Кстати, так я узнал еще итальянское слово, а заодно и то, что не все итальянцы – поклонники знаменитого финского пилота. Когда маршал сообщил что-то на тему "фанато Мякине" – как выяснилось, это значило лишь то, что там все забито машинами болельщиков, ибо "мяки?на" означало именно "машина", а вовсе не Томми Мякинен.
Ну вот я и на легендарной трассе! Узко, вертляво; представлять, что там, слева, за железным барьером ограждения – совсем не хочется. Зато отсюда открывается вид на Сан-Ремо... а заодно, похоже, – и еще пяток окрестных городков и поселков. Они "где-то там, далеко". Парковаться и вправду негде. Заманчивая по пейзажу площадка забита немецкой группой (два кемпера и пяток машин), народ вовсю "шашлычничает" и смотрит по телевизору что-то явно про ралли. Едем дальше!
Дорога все-таки стала пошире и вот – новый кордон перекрытия. Снова проверка пропуска, и вперед! На легендарную дорогу…
Есть под Петербургом такой раллийный спецучасток "Роллер", проложенный на лыжероллерной трассе. Известный своим перепадом высот и нескончаемыми поворотами. Так вот, после перевала Коль де Ланган тот самый "Роллер" вспоминался мне не более "извилистым", чем... дистанция "дрэг-рейсинга", гонки по прямой! И по прямой длиной не более двадцати метров. И эта прямая будет со всех сторон обложена... пуховыми подушками! За 36 километров итальянского спецучастка было отмечено: прямых отрезков длиной в 100 метров – три, длиной в 50 метров – штук 10. Все! Все остальное – вот уж по-настоящему "нескончаемая череда". С одной стороны – каменная стенка, с другой – "пропастишка" (это когда до "приземления" в случае неудачи – метров 10 сквозь кроны и стволы деревьев) или самая настоящая пропасть. Отвесная – не всегда, но какая разница – лететь строго вниз, или лететь метров 200-300 по склону? Ограждения из металла и камня кажутся... да никакими они, к черту, не кажутся! 90% спецучастка проходят в коридоре из причудливо изогнутых над дорогой деревьев, всеми силами цепляющихся за склоны и буквально смыкающихся между собой!
На перевале я взглянул на небо. Оно бездонно сияло яркими звездами... Несмотря на то, что электроусилитель "Це-третьего" работал идеально, к "финишу" непрерывное руление уже утомило. Впечатление – как после кругов 50 по картодрому… Оставался один способ стимулировать себя на обратный путь. Короткий отдых рукам, перекур – и вперед, то есть назад! КПП переведена в "секвентальный режим", тормоза предварительно "обнюханы" – не перегреты ли. Ускоряемся!
В итоге, проехав этот спецучасток (пусть не рискуя и не "отжигая", но все-таки попытавшись почувствовать его ритм) со средней скоростью... около 35 км/ч, я только большим уважением проникся к тем средним, которые показывают здесь "боевые"! 90, 100, 105 км/ч! Чтобы так ехать тут – все-таки одного мастерства и "специально заточенного" автомобиля мало!
На спецучастках – машины с немецкими, испанскими, чешскими номерами. Как ни странно, и здесь нашлись люди, с которыми можно было поговорить по-русски. Но это было уже в пятницу, первый основной день гонки. А заснул я в машине на Коль де Ланган, любуясь безоблачным небом и сияющими звездами. Поставив будильник на время "за час до первой машины". Чтобы спокойно позавтракать и выбрать место съемки уже точно. На часах было четыре утра... В итоге – проснулся лишь минут за пять до прохождения первой машины. И правильно сделал... меньше расстраивался.
Вокруг было сплошное "молоко". Сбылись предсказания бывалого коллеги. Утро на Коль де Ланган мы встречали внутри тучи…
Для комментирования вам необходимо авторизоваться