

Живая история-2. Людно…
После впечатления, оставленного ночной Сиеной, тороплюсь дальше. Музыка в машине звучит уже совсем другая – пусть стилизованные, но все-таки "барочные" обработки Rondo Veneziano. В плане однозначное решение начинать знакомство с этим городом тоже с вечера, когда стихает дневная суета, когда можно ехать в гораздо больше мест и когда не придется тратить времени на пробки. План оправдывает себя. Флоренция оказывается большой, и поиски подъездов к историческому центру растягиваются на добрый час. Короткая рекогносцировка дает понять, что… без покупки путеводителя здесь делать будет нечего. Вечером удается осмотреться на знаменитой набережной, перекусить в небольшом ресторанчике и, главное, найти-таки интернет-кафе. Останавливаться на ночевку в центре большого города не хочется. Выезжаю километров на 20 от города в том направлении, куда придется ехать потом, – заодно и дорогу разведал…
Утро начинается с водных процедур. Не ехать же в такое место на уже изрядно запылившемся автомобиле. Благо, автоматические мойки – буквально на каждом углу. Шесть евро – и всего минут за десять автомобиль проходит необходимые процедуры. Есть варианты подороже, с каким-то дополнительным напылением. Есть подешевле – вплоть до "приходи со своим ведром и тряпкой, а мы включим воду". Но разбираться во всех инструкциях на итальянском языке – недосуг, потому выбираю самую простую, усредненную, программу, складываю на "ситроенчике" зеркала, откручиваю антенну на крыше и – нажимаю большую кнопку "пуск".



Через полчаса уже проверенным маршрутом заруливаю в центр Флоренции. Больше ездить здесь на машине не хочется – такой город надо понимать и чувствовать в пеших прогулках. Благо, невдалеке от знаменитого Понте Веккио находится местечко для парковки. А рядом – газетно-сувенирная лавчонка, где без проблем приобретается путеводитель на русском языке. Приятно: русскоязычная туристическая литература теперь есть во многих местах Италии наравне с другими европейскими. Римские ворота, несравненные флорентийские сады, церковь Санта-Кроче… О каждом из этих мест можно написать (и написано немало) отдельные истории. Но у меня попросту нет времени заходить всюду надолго. Так, беглый осмотр. Солнце уже перевалило за полдень, а впереди – еще большая часть прогулки.
Город живет своей жизнью. Бесчисленные стайки мотороллеров снуют туда-сюда – здесь это наиболее разумное средство передвижения. Над историческими улицами на балконах сушится белье – совсем как у нас в уже очень старые годы. Вот две женщины-полицейские контролируют доступ на перекрытую днем улицу – в 16:00 движение должно быть открыто. Сейчас еще 15:58, и мопедист безнадежно упрашивает позволить сделать ему заветный поворот. Но как только стрелка подходит к "нужному" времени – оцепление снимается. Да, ближе к вечеру, особенно после пяти-семи часов, движение становится гораздо более свободным.
Исторические памятники здесь – на каждом шагу. Но… ощущение от них какое-то не то. И тут я понимаю – почему. Вокруг слишком много туристов, вокруг кипит жизнь. Причем – совсем не та жизнь, которая была, когда все это великолепие создавалось. Понте Веккио превратился в сплошной торговый ряд, магазинчики и кафешки – со всех сторон. Потрясающую соборную площадь оглашает каждые три-пять минут вой сирен машин скорой помощи – в доме напротив больница. "Ближние подступы" к собору – оккупированы уличными художниками (ну хоть эти вписываются в пейзаж более-менее органично). Проходишь мимо дворца Борджиа – и попадаешь на бойкое подобие кооперативной барахолки начала девяностых. Памятникам просто тесно… Черт побери, здесь здорово, но как бы хотелось убрать всю эту суету, остаться с этим несравненным городом наедине! Продолжаю убеждаться в уже давно пришедшей мысли: чем больше ездишь по "заграницам", тем больше понимаешь, почему иностранные туристы так рвутся к нам, в Петербург. Все-таки наш, более молодой, город изначально строился так, чтобы памятники архитектуры "обыгрывались" общим пейзажем, становились гармоничной частью. Здесь же многие красивейшие здания попросту зажаты более поздними (или нет?) постройками. Даже взять в кадр главный собор не удается – на такое расстояние просто некуда отойти! А "короткий" широкофокусный объектив просто изуродует эти пропорции.
К счастью, наступает вечер, и суета потихоньку спадает. Но надо трогаться в путь и мне. Последняя попытка ухватить еще какие-то виды, какие-то ракурсы… Флоренция, ты действительно хороша, но… как бы хотелось остаться с тобой наедине! Попытаться понять тебя без всей этой туристической мишуры и суеты, без сувенирного развала под историческими стенами… Или это так избаловала меня одинокая ночь в Сиене?



Накануне
Ночная трасса вновь под колесами. Теперь я снова еду в стороне от главных шоссе. Периодически сбиваясь, но снова возвращаясь на маршрут. Еду, пока снова не понимаю: пора останавливаться. Утомленный бурным туристическим днем – отключаюсь, буквально забравшись в спальный мешок.
Утро субботы. Я не зря упоминаю день недели, хотя до меня самого не сразу дошло "в какой именно" день я оказался в этом городке! Ну, суббота и суббота… И только чуть позже я осознаю: это не просто суббота! Завтра – гран-при "Формулы-1", и велика вероятность того, что Михаэль Шумахер станет самым титулованным гонщиком за всю ее историю. А дорожный знак на обочине вполне четко говорит… вы уже догадались, о чем? Вот именно – Маранелло! Крохотный аккуратный городок, известный на весь мир. Родина "железных жеребцов"! Городок готовится. Готовится, возможно, к главному триумфу за всю свою новейшую историю. А возможно – и не только "новейшую". То, что сегодня здесь собралось Ferrari больше, чем в любом другом месте Европы (а то и мира), – это очевидно. Конечно, их не столько, сколько бегает "Лад" по улицам Тольятти, но самых разных дорогущих "лошадок" сейчас в окрестных кварталах явно больше, чем таких "Ситроенов", как у меня. Итальянские, немецкие, французские, бельгийские, даже британские номера… "Феррари" – это не только марка машины, это стиль, это клуб. И они собрались сегодня здесь, чтобы завтра своими глазами увидеть этот триумф! Вот на площади ставятся огромные телеэкраны, вот на "фирменной" сервисной станции прямо в рабочей зоне расставляются кресла, вот на парковке перед музеем "Феррари" собирается полтора десятка красных, желтых, синих, серебряных, но – в любом случае узнаваемых с первого взгляда машин. Хозяева быстро о чем-то договариваются, и – с неподражаемым звуком "тех самых" моторов – стайка куда-то исчезает. Даже полицейские сегодня как-то особо гостеприимны. Вот офицер, показав мне путь к знаменитой тестовой трассе Фиорано, отдает свою карту – чтобы теперь не заблудиться в этих трех улицах.
Назавтра они дождутся своего. Триумф придет! Неподражаемый Михаэль добьется того, чего ждет от него увеличившееся в этот день чуть ли не вдвое население небольшого итальянского городка. Но это будет завтра. И жалея, что расписание не позволяет задержаться и увидеть этот триумф своими глазами, я отправляюсь в путь. Но "итальянские каникулы" уже неумолимо близятся к концу. Впереди дорога во Францию, и паром из Ниццы на остров Наполеона – Корсику. И займет эта дорога дня два, ведь, как установлено нашими "правилами игры", по скоростным магистралям мы стараемся не ездить.


Мимо казино
Да, когда звучит "Монте-Карло", первая приходящая большинству в голову ассоциация – это роскошь и казино. Но все-таки, мы – журнал автомобильный, да и писать о причудах, которые позволяет достаток, – уже не оригинально. Поэтому, спускаясь с прибрежного шоссе по указателю "Монако", я больше, чем казино и "Роллс-ройсами", интересовался трассой "Формулы-1" и местом старта легендарного ралли. Благо, наступало время, столь облюбованное мной для быстрого захвата населенных пунктов (а на длительное пребывание в Монако я и не рассчитывал): часы показывали первый час ночи.
Первой "национальной особенностью" монегасков для меня стало знакомство… с местной полицией. Уехать без фотографии "того самого" казино все-таки было нельзя, и, приткнув автомобиль в более-менее подходящем месте и предварительно включив "аварийку", я установил штатив и стал настраивать камеру. Не прошло и минуты, как из остановившегося полицейского автобусика ко мне направился наряд. Я ожидал услышать все, что угодно, – от штрафа за неправильную парковку до проверки на принадлежность к "Аль-Каеде". Но вопрос учтивого крепкого полицейского потряс меня невероятно: "Месье, вы профессиональный фотограф?" Ну, вообще-то особенно классным "мастером объектива" я себя никогда не считал. Но неизменная "жилетка фотографа", кофры на плечах, цифровой аппарат не самого низкого класса и… в конце концов гордость за родной журнал заставили меня гордо сказать – да! "Тогда будьте добры, предъявите разрешение на съемку! Возможно, вы знаете, что казино – частная собственность и профессиональная съемка производится только со специальным разрешением". Немая сцена… "Господа, приношу извинения, я не был знаком с этим местным законом. Где и на каких условиях я мог бы это разрешение получить и во сколько это мне обойдется?" "Получить вы его сможете только днем, а обойдется оно вам скорее всего бесплатно. Оно просто должно быть…" Немая сцена-2… Секунда на размышление… "Хорошо, но увы, до утра я остаться не могу. Если я уберу штатив и прикинусь туристом – можно сделать два общих плана?" "Никаких проблем! Главное – уберите штатив!". Одним словом, через три минуты "штатив преткновения" занял свое место в багажнике, его роль с блеском исполнил очередной столбик ограды, и кадр отправился в память флэш-карты. Теперь – на трассу! Благо, господа полицейские вполне ясно объяснили мне, где старт ралли, а где – "Гран-При"…
И вот я – на этой легендарной трассе. Да, каждый год здесь на неделю вырастает целое "государство в государстве" – мирок "Формулы-1", чтобы через эту неделю прекратить свое существование еще на год. Но следы трассы все равно остаются, ее очертания можно угадать. Вот – коварный поворот "Казино", вот – знаменитый тоннель, на выходе из которого – еще один вираж. Вот – набережная и порт… Несколько кругов я делаю просто для того, чтобы оставить в памяти это: я еду по настоящей трассе "Формулы-1", по трассе легендарного "Гран-При Монако"! Ночью движения практически нет, и снова можно чувствовать себя спокойно…
Уже успокаивается и казино, около него совсем немного машин…
Город-государство спит. Одинокие машины, ночная подсветка витрин роскошных магазинов. А над своей вотчиной светится в лучах красивой подсветки дворец принца монакского…
Такси-3. Перевод на русский
Ницца для меня уже не место для туристических осмотров. Это – точка отправления на Корсику. Город немаленький, и уж здесь-то точно надо найти дорогу к порту заранее. Нахожу ее на удивление просто – знаки не дают ошибиться. Заспанный молодой охранник у шлагбаума сообщает: сейчас тут делать нечего, приезжайте утром. А когда именно? А все равно – паромы ходят чуть ли не каждые полчаса… Знать бы, что и здесь следовало поступать по принципу "доверяй, да проверяй"!
Раннее утро было снова посвящено доделке очередного материала, затем – перед следующей частью дороги наведен порядок в машине. И вот я снова в порту. И – натыкаюсь на удивленный вопрос уже нового охранника: какой еще паром? Тот единственный, что ходит сегодня, – ушел еще в девять, а сейчас уже полдень… Ситуация начинает становиться критической – ведь плыть придется сутки, а завтра я должен быть в Аяччо, как говорится, "кровь из носу"!
Надо как-то выходить из этой ситуации, и в офисе паромной кампании я натыкаюсь на расписание. Оказывается, есть паром сегодня! Но – из Марселя, и он отходит через три часа. По моим расчетам – если поторопиться, то можно успеть, но французы заверяют, что успею, даже если не особо буду торопиться.
Нет уж, дудки, лучше теперь буду доверять своим расчетам. Трачу время только на то, чтобы прямо из Ниццы забронировать место (а заодно – и на обратную дорогу через неделю). И – на трассу. Теперь уже никаких "странствий", по кратчайшему маршруту – на скоростную магистраль! Пусть – платную, иного выхода нет. Максимально возможная скорость, расчет топлива… но в районе Марселя все равно возникают проблемы. По этому, уже по-настоящему большому городу, я мечусь без малейшего представления о том, куда двигаться, ведь карта в рекламном буклетике паромщиков говорит о подъезде только от абсолютно непонятной мне дороги. Попытки расспросить упираются в самое простое непонимание – ну не говорит тут никто по-английски, и все! Лишь один раз, на вопрос: где у вас "ле пор" (порт, то есть – успел я уже выучить это слово!) – кто-то отвечает, что далеко, совсем далеко – в другой части города. До отхода парома уже меньше часа, и я все чаще вспоминаю того "безбашенного" марсельского таксиста, что прославлен Люком Бессоном. Пожалуй, теперь помочь может только он…
Ну все, теперь я в очередной раз заблудился, причем на этот раз – вообще по-идиотски, вместо дороги уехав на стоянку около какого-то супермаркета… Уже почти безнадежный вопрос: как проехать к порту…
И грузный месье, непонятно как разместившийся в маленьком "Форд Пума" и могущий хоть как-то изъясниться на столь нелюбимом здесь английском, дает мне совет, показавшийся на первый взгляд издевательским: "Как проехать в порт – с этого места объяснить невозможно! Но запомни простое правило: порт там, где море. Вот и езжай к морю…" Если бы Марсель не раскинулся по побережью на добрые несколько десятков километров – это было бы правдой. Но… впрочем – это правда в любом случае. Я тупо начинаю выбирать те пути, которые ведут вниз, к берегу. И – о чудо, вскоре и вправду вижу указатели на порт, указатели на площадь Святой Джулии, а ведь именно станция метро с таким названием помечена как "привязка" в моем буклетике! Одним словом, непонятно как, но за 20 минут до отхода парома я врываюсь-таки на причал. И еще раз убеждаюсь… хм, в несколько странном отношении. На мое уверение о наличии брони мужчина за стойкой (хоть этот спокойно говорит по-английски) внимательно смотрит мои бумаги и сообщает, что бронь моя… только на обратный рейс. Этого еще не хватало! Как они умудрились выписать мне в Ницце подобное? Но спорить уже некогда, тем более что и без брони места есть. В общем, на погрузку я успеваю вместе со всеми.
Впереди – Корсика!
Как ни странно, но именно вот так нелогично, на полпути, путешествие "меня-туриста"… заканчивается. Впереди будет еще несколько тысяч километров, Корсика и Испания, обратная дорога домой через Францию, Германию, Данию, Швецию и Финляндию. Но это уже будет путешествие "меня-журналиста". И это будет другой рассказ, ведь оставшиеся две с половиной недели будут подчинены совсем другому расписанию. Расписанию предстоящих гонок, а затем – расписанию выверенного обратного маршрута. Это будут, в основном, уже скоростные дороги, и они, как мы помним, – уже практически одинаковы во всей Европе. Да, предстоит увидеть еще немало интересных мест, но это будет уже другое, это будет "по пути" и "во время". О которых можно сделать "заметки раллийного журналиста". Или – советы раллийному болельщику, который отважится посетить столь удаленные от дома этапы. Ведь они того, по большому счету, стоят! Но именно путешествие – оно подходило к логическому завершению. Дальше оставалась только работа…
И оставалась уверенность в том, что рано или поздно я вспомню давно забытое слово "отпуск". И снова сяду в машину, чтобы повторить этот свой сумасшедший маршрут. Конечно, не весь, но самые интересные его эпизоды. И возьму с собой в эту дорогу семью. Теперь-то я знаю все тонкости и хитрости подобных странствий. Мы будем останавливаться уже в тех гостиницах, которые покажутся нам уютными, и не там где "все, устал, хватит ехать!", а в тех местах, которые будут нравиться. А может быть даже – проведем несколько дней на пляжах, и я "возьму реванш" за то, что почти месяц, промотавшись по берегам Средиземного моря, по знаменитым курортным местам, так и не нашел времени залезть в это самое море… Но это будет уже потом.
А пока я снова вспоминаю фразу профессора Преображенского: "Никогда не читайте перед завтраком советских газет!" И тот английский журнал, что прочитал после ужина, под согревающий стакан доброго виски. Журнал, который стал источником идеи, воплотившейся в пятнадцать тысяч накрученных за пять недель километров.
Сегодня в почтовый ящик опустили новый номер. Он еще пока заклеен в полиэтилен, и я открываю его с особым трепетом. Вдруг там ждет меня какая-то новая идея…
Для комментирования вам необходимо авторизоваться