В этом сезоне "ЛУКойл рейсинг тим" выступает в шести чемпионатах пяти гоночных серий – от моноклассов с прокатными автомобилями до европейских серий, где и машины в собственность выкуплены, и персонал – почти полностью российский – дома месяцами не появляется. И всем этим огромным организмом руководит один человек – Евгений Владимирович Малиновский.
И руководит весьма успешно: в России команда практически не имеет равных, а в Европе "лукойловцы" заставили себя уважать с первого же сезона Ф-Renault. Как у них все получается? Как Евгению Владимировичу удается жить в таком ритме? С этими вопросами я приехал на этап "Формулы-Русь". Только что закончилась квалификация, вокруг – паддок, машины и жара.
"Колеса": Как Вы принимаете решение, на какой этап ехать, ведь Вы руководите командой со множеством направлений. Почему Вы сейчас здесь – в Питере, на этапе "Руси", а не в Москве – на "Ф-Лада"?
Е.М.: Там два опытных пилота, у них определенные задачи, и на данный момент я ничем помочь не могу: официальные тренировки закончились. Завтра все целиком и полностью будет зависеть от их головы, а не от меня. Если вы думаете, что я надеваю наушники для того, чтобы беседовать с пилотами, то очень ошибаетесь: в основном я слушаю, кто кому что говорит, а зачастую – вообще тишину в эфире.
"Колеса": А вообще, Вы являетесь приверженцем командной тактики?
Е.М.: Да. Я считаю, что должно быть разумное партнерство среди пилотов. Зачастую, пытаясь решить сиюминутные проблемы, человек многое портит – и себе и другим. В аварии Павловского и Маркозова (на старте второй гонки 3 этапа ЧР – Н.С.) все обвиняли Дэвида, а я считаю, что виноват был Павловский, потому что Маркозова и так наказали бы за фальстарт. Что же касается командной тактики, то, поверьте мне, нет такой тактики, по которой первым будет идти более медленный пилот. А в "Формуле-Рено" вообще рации запрещены – чтобы никто никого не отвлекал.
"Колеса": В целом деятельность команды можно условно поделить на два направления. С одной стороны – "конвейер": "Ф-Русь-Европа" и так далее, а с другой – "Ф-Лада" и "Сивики", которые на фоне этого "конвейера" как-то теряются…
Е.М.: Что касается "Сивиков", тут все просто – это пиар масел "Лукойл", а что касается "Формулы-Лада"… Мы всегда были мощной командой и не хотели заниматься только каким-то одним направлением. "Ф-Лада" – это очень дешевый для нас проект: 150-200 тыс. долларов за сезон – гораздо меньше, например, "Лады-революшн" или "Туринга". Главное – это формульное отделение, и если говорить о том, почему там сейчас сидят такие "великовозрастные" гонщики, то уверяю вас: в нем будут выступать гонщики помоложе. Нынешний сезон – пробный: нам надо было построить машину, наладить ее и так далее.
"Колеса": То есть в следующем сезоне вы смените пилотов?
Е.М.: Ротация пилотов – это вполне нормальное явление, и мы будем стремиться к омоложению состава. Что же про "Сивик", то – уверяю – за те деньги, что сейчас стоит этот чемпионат, из кузовных классов он самый интересный по соотношению цена/качество. При цене, приближающейся к "Кубку Лада", и при машине, которая уступает только "Турингу", а он, по моим подсчетам, в семь раз дороже и проигрывает ему порядка двух-трех секунд, – это очень интересный чемпионат. Мы просто решили попробовать.
"Колеса": Ходили упорные слухи о Вашем интересе к "Ладе-Революшн"…
Е.М.: Мы интересуемся всем. Но выбираем проекты, которые имеют пиар-отдачу, машины, адекватные расходам, и которые интересны для спортсменов. Мы интересовались "Революшн" и – подчеркиваю – интересуемся сейчас. Основная проблема автомобиля – он не стоит этих денег. Это машина медленная, не очень красивая и пока не очень "красиво" едет. Если ее доведут и предложат на рынок по нормальным ценам – я не исключаю возможности, что мы в ней поедем.
"Колеса": А вообще: едва ли перспективно "катать" молодежь в прототипе…
Е.М.: Абсолютно. "Формула Русь" пять очков форы даст – и по цене, и по качеству подготовки, потому что "Революшн" для молодого пилота никакого интереса не представляет. Если, конечно, он готовится сесть в "Формулу".
"Колеса": Как Вы в целом оцениваете ситуацию в российском автоспорте? Например, объединение пяти классов в гоночную серию "ЛАДА"?
Е.М.: Каждый год и в Европе происходит то же самое: один чемпионат большой, другой маленький, все меняется, и это нормально. Главное – есть рост. К сожалению, это в основном рост непрофессиональных команд, но, как показывает практика мирового автоспорта, чем больше любителей, тем больше и профессионалов.


"Колеса": Когда, по Вашему мнению, у нас произойдет переход количества в качество?
Е.М.: Это зависит от политики государства в отношении к спорту, от местных властей и так далее. Зависит от инвесторов, конечно, от развития трасс. Вот сейчас произошло "сужение" на одну – уже чемпионат более скучный, и для спортсменов, и для зрителей. Согласитесь, в одном городе пять раз ходить на одну трассу смотреть одни и те же гонки не очень интересно. Хотелось бы привлечь новую аудиторию, но это опять же – власть на местах… В наименьшей степени ситуация сейчас зависит от спортсменов.
"Колеса": Чем, на Ваш взгляд, обусловлен рост числа спортсменов?
Е.М.: Люди жить стали лучше. Стали покупать больше автомобилей, больше появилось свободных денег, больше стали интересоваться различными видами спорта, не только автомобильными гонками. И естественно, приходят люди "покататься". Это хорошо. Может быть, они приведут своих детей, из которых вырастут серьезные гонщики. Афанасьев-старший катался, теперь привел сына – это, безусловно, позитив. Есть некоторые, я считаю, тактические ошибки: в выборе автомобилей, серий – но это спорт, он так устроен: одна серия умирает, другая оживляется… Это происходит во всем мире. Мы не исключение. Могу сказать, что во многом мы уже не хуже Финляндии, мы лучше.
"Колеса": Осталось вырастить своего Райкконена?
Е.М.: Должно пройти время. Должны "пузатые" накататься сами, должны привести своих детей, должны появляться команды, которым интересно растить молодежь, сейчас таких всего две-три, должны появиться спонсоры, которые что-то в этом понимают. Вырастить своих Райкконенов проблемы нет. Привожу пример. Сейчас с нами ведет переговоры Red Bull, причем именно по поводу Алешина. Я могу понять, почему они к нам пришли. Если посмотреть на рынок спортсменов Ф-Renault, из 17-летних Алешин – самый быстрый.
"Колеса": И что Red Bull?
Е.М.: Пока ничего. Они, естественно, хотели забрать Мишу под свои знамена, но знамена у него уже есть (улыбается), а главное – нами стали интересоваться. Пришла команда и в первый год вступила не в какой-то там бельгийский чемпионат, а сразу в немецкий, который считается самым сильным молодежным чемпионатом, и держится уверенно в первой десятке – это не так просто. Но все надо делать постепенно. Говорить, что мы сейчас всех "перепрыгнем" и кого-то удивим… Никого мы не удивим – ни здесь, ни там.
"Колеса": Вы сейчас "катаете" в Европе двух молодых ребят. Их может быть больше?
Е.М.: Вполне возможно, что их будет больше, но не намного. Эта программа будет сконцентрирована на двух-трех пилотах, после чего мы поведем одного-двух дальше: "Ф-3", "Ф-3000" и так далее. Но только в том случае, если Алешин будет в следующем сезоне в первой пятерке Чемпионата Европы Ф-Renault – только тогда мы будем говорить с нашими спонсорами о развитии этой программы.
"Колеса": Болиды Ф-Renault выкуплены в собственность, деньги вложены… Если ребята все же пойдут дальше, кого будете сажать в эти машины?
Е.М.: Идея в том, что освобождающееся место будет занимать пилот, приносящий в команду определенный бюджет. Я надеюсь, что "Лукойл" в дальнейшем будет тратить какие-то деньги на это, но мы будем больше работать как профессиональная команда, как "лестница" для русских пилотов. Я думаю, что это возможно. Я бы хотел, чтобы при сохранении инвестиций "Лукойла" в автоспорт его расходы снижались, а не росли. То есть, если спонсор будет финансировать выступления Алешина в более высоких формулах, расходы на Renault должны уменьшаться. Мы не хуже других в Европе, а там принято приносить бюджет в команду. Но в России нужно еще создать условия и вырастить таких пилотов. Это длительный процесс.
"Колеса": Вы сейчас вкладываете значительные деньги в двух совсем еще молодых ребят. Не страшно?
Е.М.: Дело в том, что когда-то такие инвестиции были сделаны в Шумахера, Райкконена и всех остальных. Вообще, делать что-либо в спорте страшно. И бизнес в принципе – штука рискованная. А в нашем случае это уже бизнес. С Байбородовым и Алешиным подписаны профессиональные контракты, они – наша собственность. Естественно, всегда есть риск. Но мы пытаемся все делать на профессиональном уровне. Почему мы создали свою команду? Это позволяет помимо всего прочего еще и деньги зарабатывать. И сейчас мы идем "нос к носу" с JD, а они двукратные чемпионы Германии. Первый год, конечно, тяжело – мы постигаем азы, но думаю, в следующем сезоне уже немцам будет нелегко с нами.
Колёса: Глобальная цель подготовки молодых пилотов – "Формула-1"?
Е.М.: Да.
Колёса: Имеет ли смысл взваливать на себя государственную задачу? Государство-то "не чешется"…
Е.М.: Страна наша по многим спортивным вопросам "не чешется". По поводу тенниса никто "не чесался", а ребят подготовили вполне достойных – и в основном за частные деньги. Это хорошо, если кто-то "чешется". И потом, что, разве Великобритания "чешется"? Страна создает определенные условия для спортсменов, там это модный спорт. А вообще, так же можно спросить: "Зачем ездить на чемпионат мира по футболу?" А по плаванию? У нас огромная страна, которая в состоянии подготовить пилотов. А главное – для этого не нужно баснословных денег, если идти нормальным путем. У нас все пытаются прыгнуть через несколько ступенек, двигаться же надо спокойно. А деньги для "Формулы-1" нужны не такие уж большие. При этом пиар-отдача – ни с чем не сравнимая. Хотя все и говорят, что у нас только футбол с хоккеем популярны, но восемнадцать уик-эндов идут гонки, которые смотрят по всему миру. И если там появится русский пилот и будет достойно выступать, это будет серьезным вкладом в имидж страны. А деньги… Футбольные клубы не дешевле. И потом, я не собираюсь рассказывать спонсору, что "сейчас мы придем и всех победим", я лучше честно скажу: нужно столько-то времени, такие-то инвестиции. И тогда будет результат, и история свидетельствует: мы этот результат показываем.
"Колеса": Вас не обижает, что "ЛУКойл рейсинг" сравнивают с "Феррари"?
Е.М.: Нет. Это хорошее сравнение. Вообще сравнение с командой, у которой великая история… Мне это греет душу, потому что мы всегда стремились быть лучшими.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться