"УралСиб" еще 2-3 года назад считался одним из самых "автомобильных" банков. Доля автокредитов доходила до 90% его розничного кредитного портфеля. Сейчас банк постепенно уходит в ипотеку, кредитование на неотложные нужды, развивает направление кредитных карт. "Ветеран" бизнеса считает, что нас ждет бум автокредитования на вторичном рынке. ![]() "Колёса": Какие требования вы предъявляете к подержанным автомобилям, на которые даете деньги? |
Петербургский филиал BSGV существует всего год. Но уже успел выдать автокредитов на $15 млн, или четверть всех автокредитов банка, и снизить процентную ставку.

"Колёса": Какие требования к подержанному автомобилю и его продавцу предъявляет ваш банк?
М. Ш.: Банк Сосьете Женераль Восток готов кредитовать покупку подержанного автомобиля только в том случае, если он продается через официального дилера. Это должна быть иномарка не старше 5 лет, ввезенная в Россию официальным дилером с оплатой всех сборов и пошлин. В этом случае техническое состояние гарантируется продавцом.
"Колёса": Автокредиты на какую сумму и срок наиболее интересны для банка?
М. Ш.: У нас данные кредиты выдаются на срок от 6 месяцев до 3 лет, на сумму от 5 000 долларов США (эквивалент в евро или рублях) при процентной ставке от 10% в долларах США. После получения полного комплекта документов рассмотрение заявки занимает обычно 1-2 дня.
"Колёса": А почему на кредиты на "б/у" повышена ставка?
М. Ш.: Ставка действительно повышена на 1-2% по сравнению с автокредитом на новый автомобиль. Но ведь у нас выше риск: обеспечением по кредиту служит менее ликвидная машина.
"Колёса": Как еще банк страхует себя от дефолта заемщика?
М. Ш.: Все условия по кредиту описаны в кредитном договоре, в случае их неисполнения банк имеет право подать в суд на должника и добиваться возврата средств через судебное решение вопроса.
Обязательным условием предоставления кредита является страхование. В случае утраты полной стоимости заложенного автомобиля возмещение от страховой компании получим мы.
И потом произведем взаиморасчет с клиентом.
Кредит на подержанный автомобиль можно взять разными способами. Например, прийти в салон и потребовать ссуду на понравившуюся машину. А можно прийти в банк и взять кредит на неотложные нужды, как это предлагает сделать Ситибанк. Сумма кредита зависит от вашего ежемесячного дохода. Самое большое, на что вы можете рассчитывать, – 750 000 руб. ![]() "Колёса": Какими преимуществами обладает кредит на неотложные нужды по сравнению с автокредитом? |
"Банк Москвы" – один из самых крупных игроков на рынке автокредитования. За этот год только в Петербурге банк выдал на покупку машин 102.2 млн руб., увеличив объем кредитного портфеля на 85.5% по сравнению с предыдущим годом. Хоть доля автокредитов на б/у мала, интерес к этому продукту есть.

Санкт-Петербургского филиала "Банка Москвы":
"Колёса": Какую долю составляют автокредиты на подержанные автомобили в общем кредитном портфеле банка?
Е. К.: Доля кредитов на автомобили "б/у" в "Банке Москвы" незначительна. Думаю, причина в необходимости покупки машины через автосалоны. А это получается значительно дороже, чем с авторынка. Да и условия кредита на новые автомобили сейчас очень привлекательны, поэтому люди предпочитают, если и брать кредит, то на новую машину.
"Колёса": Существуют ли у вас совместные программы с дилерами, подобные "кредиту на все 100%" или "Ford под 4.9%"?
Е. К.: В нашем банке таких программ нет. Да и сами дилеры не очень заинтересованы в продажах подержанных автомобилей. Им надо новые продавать. Подержанные они берут в зачет и потом продают. В том числе и в кредит, но это скорее маркетинговый ход для увеличения объема реализации новых авто.
"Колёса": Тогда зачем же вы занимаетесь этим кредитом?
Е. К.: В принципе, для банка есть определенные перспективы на этом рынке, так как "качество" автомобилей "б/у" постоянно повышается. Появились клиенты, которые меняют автомобили каждый год, а то и по нескольку раз в год. Поэтому "старые" автомобили иногда мало отличаются от новых. Цена таких авто значительна и заставляет покупателя пользоваться заемными средствами.
"Колёса": Кредит на неотложные нужды и кредит на автомобили. Чем вы можете ответить сторонникам первого варианта?
Е. К.: В большинстве программ автокредитования в сумму кредита можно включать страховку за первый год, не говоря уже о значительной разнице в ставках. Процедура получения автокредита намного проще, так как автомобиль, до полной выплаты кредита, находится в залоге у банка.
Преимущество же кредита на неотложные нужды только в том, что вы можете использовать полученный кредит на покупку любого б/у авто (с рук, на рынке и т. п.). Но все риски, естественно, будут покрыты за счет повышенной процентной ставки.
Да и автокредит намного надежней. Процент невозврата по нему пока (тьфу-тьфу-тьфу) нулевой.
![]() Этот банк выдает экспресс-кредиты на подержанные автомобили. При этом не требует страховки. Правда, обслуживание "быстрого" долга обойдется заемщику в 19,99% годовых в рублях. Плюс 1,5% в месяц от суммы долга за расчетно-кассовое обслуживание. "Колёса": Что заставляет людей брать автокредиты на подержанные авто? |
Почти все банкиры параллельно с большим бизнесом кредитования новых машин держат и его младшего брата – кредит на подержанные автомобили. Поэтому было очень сложно найти крупного игрока, который бы грамотно обосновал позицию против. Редкий экземпляр – банк "Авангард".

"Колёса": Подержанная иномарка – популярная альтернатива для нового отечественного автомобиля. Почему вы против кредитования этого продукта?
С. К.: Для банка кредитовать такую покупку – очень высокий риск. Далеко не каждый продавец, будь то частное лицо или дилер, расскажет вам об истинном техническом состоянии подержанного автомобиля. Зато каждый из них знает, как можно "оживить" машину на некоторое время: например, залить в масло присадку, которая снижает шумы. Да зачастую и сам хозяин не в курсе всех "болезней" автомобиля, который продает.
[V1]Риск получить плохой товар значительно снижается, если он продается через схему trade-in, следовательно, проходит полную диагностику. Но стоимость машины возрастает при этом на $500-600. Именно столько стоит полная диагностика в фирменном автосервисе.
Механизм ценообразования на вторичном рынке автомобилей стихиен. Критерии оценки стоимости иномарки "б/у" у дилеров достаточно субъективны. А кроме стоимости самого автомобиля, нужно еще оценить все дополнительное оборудование: аудиосистемы, обвесы и т. д.
За все это платит в конечном итоге клиент, а следовательно, и банк.
"Колёса": Насколько я понимаю, банку выгоднее выдать кредит на большую сумму. Почему же вас не устраивает повышение стоимости?
С. К.: Сумма кредита важна, но еще важней его обеспеченность. Ведь в случае, если заемщик отказывается платить, мы должны хотя бы возместить сумму долга. А как это сделать? Только с помощью торгов.
Еще один момент, который банку сложно отследить в этой схеме, – юридическая чистота машины. Предположим, она пригнана из Европы. База Интерпола обновляется с опозданием. Зачастую случается так, что покупатель узнает о том, что он приобрел угнанное авто только при прохождении техосмотра. Тогда начинается судебное разбирательство, в котором вынужден участвовать банк.
"Колёса": Какие особенности страхования по КАСКО в случае с автокредитованием вы бы выделили?
С. К.: Во-первых, платежи в этом случае больше. Если на новый автомобиль эта ставка составляет 9%, то на автомобиль "б/у" она выше на 2-3%. Здесь действует принцип возмещения "новое за старое". В случае аварии старые детали страховая компания меняет на новые, поэтому и страховка стоит больше.
Кстати, КАСКО не такой уж бесспорный инструмент страхования для банка. После аварии через определенное количество дней страхователь должен отнести в свою компанию заявление о ДТП. А если он забыл или по каким-то причинам не смог этого сделать? Ведь страховые компании – не благотворительные организации, и в этом случае ничего выплачивать не будут.
"Колёса": Если бы "Авангард" все же начал заниматься кредитованием таких автомобилей, то какую ставку вы бы поставили?
С. К.: Ставка – последнее, о чем бы мы беспокоились. Гораздо важнее вопросы гарантии. Я думаю, что для средней ставки по рынку, – 14%-15% в валюте – есть все основания.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться