Плод фантазии
Начнём, пожалуй, с того, что расскажем о некоторых интересных, но неудачных опытах строительства репликаров.
Самый известный ЗиС, принимавший участие в параде, получил даже своё имя — “лужковский” ЗиС. От чьей фамилии произошло это название, объяснять не будем, но попробуем защитить этого градоначальника: заказчиком и принимающей стороной был не мэр Москвы, а Министерство обороны. Именно оно решило, что в параде Победы в 2005 году должны принять участие 150 ЗиСов. Взять такое количество ЗиС-5 было неоткуда, поэтому их заказали на ЗиЛе.
В итоге завод выпустил эту партию уродцев, изображавших ЗиС-5. На мой взгляд, эта продукция больше похожа на немецкий Vomag конца 1920-х или какой-нибудь немецкий же MAN, но только не на ЗиС. Но военным понравилось.
Эти машины строили на базе шеститонного ЗИЛ-4329 с дизелем ММЗ Д-245. В кузовах стояли мягкие скамейки, на которых ехали ветераны. Они настоящие ЗиСы, конечно, помнили. Интересно, что они чувствовали, сидя в машинах, подозрительно похожих на гитлеровские грузовики больше, чем на “захары”? Кстати, сам Лужков назвал тогда трёхтонные ЗиСы “полуторками, на которых мы победили”.
А теперь посмотрим на “прекрасный” образец ЗиСа в кино. Тут отличился Никита Михалков, который одинаково любит историческую тему и не любит такую же технику. Для фильма “Утомлённые солнцем-2” сделали целую партию ЗиС-5. Строили на базе “газончиков”, плохо представляя себе даже внешний вид легендарной трёхтонки. Все машины получились разными. Нет даже двух одинаковых кабин, а о каком-то сходстве или хотя бы единстве крыльев, радиаторов, боковин, капотов даже не идёт и речи.
Кстати, в случае с “лужковскими” ЗиСами надо отметить, что машины остались собственностью ЗиЛа. После парада с большинства машин убрали декорации, поставили нормальные кабины и, скорее всего, распродали (точной информации, к сожалению, найти не удалось). А вот некоторые “михалковские” поделки после съёмки в кино были проданы и расползлись по стране, вызывая смех, недоумение и гнев знатоков ретроавтомобилей... и восторг у людей, далёких от техники.
Почему реплики?
Сейчас в стране проходит довольно большое количество различных ретропарадов и ретровыставок. Там можно встретить большое количество действительно хороших образцов работ реставраторов. Почему бы эти машины не использовать на съёмках фильмов или на тех же самых парадах девятого мая?
Конечно, частично их используют. Но в большинстве случаев просто нет необходимости таскать на эти мероприятия редкую и, скажем честно, дорогую технику. Да и где взять столько ретроавтомобилей на всю страну на День победы… Приходится выкручиваться. Ну а основная причина необходимости постройки репликаров — чисто практическая.
Во-первых, если на параде ретротехники заглохнет мотор восьмидесятилетней машины, ничего страшного не случится. Да, неприятно, но не страшно. Да и простительно. Другое дело — военный парад. Там такого быть не должно, так что намного предпочтительнее гонять там машину, построенную на более новом шасси.
Во-вторых, старинные автомобили — вещь немного опасная. Тут зачастую характерны и плохой обзор, и очень сложное управление, и ненадёжность некоторых систем, главная из которых — тормозная. Сейчас мы уже не можем себе представить машину хотя бы без элементарного вакуумного усилителя, а ведь на настоящих ЗиСах и ГАЗ-АА тормоза и вовсе были механическими с приводом тягами. Тут нужно уметь тормозить мотором, правильно выбирать скорость и интервал, не бояться от всей души давить на педаль тормоза для окончательной остановки. И всё это к тому же может сломаться.
В-третьих, старым машинам просто трудно много ездить. Моторы с баббитовыми вкладышами, не очень эффективные системы охлаждения и зажигания, капризные карбюраторы (а на “полуторках” — ещё и природное отсутствие бензонасосов), даже отсутствие подходящего бензина (сейчас ездят на уже редком 80-м бензине или смесях бензина с уайтспиритом или некоторыми другими компонентами) — всё это сказывается на ресурсе старых машин. Их просто жалко.
В-четвёртых, ретроавтомобили просто дороже, чем их реплики. Тут, думаю, и так всё понятно.
Ну и, наконец, то, что приходится пережить репликам, не всегда могут пережить настоящие ретроавтомобили. Например, как-то неэтично без нужды заставлять ЗиС-5 буксировать пушку ЗиС-3, или автобус ГАЗ-03-30 - возить в салоне двадцать праздных пассажиров. С этим реплики справятся лучше.
С сожалением должен заметить, что и на парадах ретротехники настоящим старинным автомобилям приходится тяжко. Как бы их владельцы ни просили гостей мероприятия не скакать по крыльям, не хлопать дверьми, не откручивать зеркала и ручки с дверей, наш народ упорно продолжает это делать. Старенькие машины, почти поголовно с деревянными кузовами, это варварство выносят с трудом. Так что тут тоже иногда есть смысл показывать реплики, хотя этого не делают: парад всё-таки “ретро”.
Вот и получается, что без изготовления реплик не обойтись. Давайте посмотрим некоторые такие машины и выясним, чем хорошая реплика отличается от творчества Лужкова, Михалкова и прочих безответственных товарищей. Помогут нам в этом специалисты реставрационной мастерской Retrotruck.
ГАЗ-03-30
Сейчас найти чертежи старых машин можно без особого труда. А значит, и построить из дерева абсолютно точную копию кабины тоже можно (но, по-моему, об этом ни Лужков, ни Михалков не догадывались). Так что сделать машину внешне один в один — задача решаемая.
Некоторые детали для большей убедительности использованы оригинальные. Например, тут стоит настоящий руль от “полуторки”. А вот панель приборов тут от Форда. Внешне они очень похожи, чем пользуются многие реставраторы, но некоторые отличия есть.
Обратите внимание на овальный спидометр. Таким он был у Форда, а на советских “полуторках” - более круглым. Вот так он выглядел в настоящем ГАЗ-03-30 (надеюсь, пояснять, что автобус построен на базе “полуторки”, нужды нет).
Согласитесь, отличие очень незначительное, а в кино его не заметят вовсе. У Михалкова и не такое “проканало”.
В общем-то, кроме руля, панели и приборного щитка ничего старого внутри этого автобуса нет. Но салон выполнен точно по размерам оригинала. Отличается лишь материал обивки сидений — она из вполне современного дерматина.
А теперь посмотрим на автобус снаружи. У оригинала крыша сделана из брезента и покрыта густотёртой краской. Тут она ровно такая же, только вместо этой краски на брезенте лежит мастика.
Ну а что же у этого автобуса под капотом? Тут стоит мотор ЗМЗ-402. А вот раму пришлось строить на стапеле, чтобы сохранить все оригинальные размеры.
Задний мост узнают многие. Особенно те, кто знаком с горьковскими ГАЗ-51/52. Но обратите внимание на одну деталь.
Тут стоят обычные гидравлические тормоза, что здорово упрощает управление машиной и делает её безопаснее и надёжнее. Конечно, всё, что можно найти новым (подшипники, тормозные трубки, шланги и другие детали), и стоит новое — автобус в ответственный момент подвести не должен.
Кстати, я всё-таки не удержался и покатался на этой машине. Знаете, очень похоже на один известный прибалтийский микроавтобус, только с деревянным кузовом. Оригинальный ГАЗ-03-30 так не “валил”.
ЗиС-6
Трёхосная модификация трёхтонки ЗиС-6 с колёсной формулой 6х4 известна в первую очередь тем, что на неё ставили первые “Катюши” БМ-13. И если увидеть настоящий ЗиС-5 при желании можно, то найти оригинальный ЗиС-6 практически невозможно.
Обратите внимание на диски колёс. От них во многом зависит завершённость облика, и если бы вместо них стояли диски от ЗИЛ-130, ЗиС-6 потерял бы значительную долю своего очарования. К счастью, при желании найти оригинальные диски ещё можно, и при том же желании их можно использовать на качественной реплике.
Само собой, кабина и кузов — новые. Пришлось заново делать и мосты, но из каких агрегатов — секрет фирмы. Аналогов у них нет точно.
Ещё одна интересная особенность — оригинальные механические тормоза. Их лучше ставить, если эту машину придётся показывать близко: тормозные шланги на передней оси будут выдавать реплику с головой.
Ну а что под капотом? Тут стоит мотор от от ЗИЛ-157, его модель ЗИС-120. Кстати, в мастерской даже при постройке реплик газовских машин не используют в целом доступные агрегаты от Газелей — уж слишком далеко они ушли от эпохи. А вот моторы, например, ГАЗ-52 мало чем отличаются от ГАЗ-51 и вполне могут заменить двигатель “полуторки”. Для реплик ЗиСа используют разные моторы: уралзисовский, зиловский, газоновский. При желании можно даже поставить родной мотор, но это будет дорого, а к тому же не очень практично. В случае поломки более современный мотор отремонтировать проще хотя бы в силу большей доступности запчастей.
Studebaker US6
В этой реплике самое интересное, пожалуй — звук. Я впервые слышал, как Студебекер издаёт звуки пневматической тормозной системой.
В общем-то, это нормально, ведь под личиной ленд-лизовского грузовика выступает наш родной “колун” ЗиЛ-157, у которого, как известно, тормоза как раз пневматические.
ЗиЛ несколько длиннее “студера”, и сбоку это немного заметно. Но только тем, кто хорошо помнит экстерьер настоящего “американца”.
Теоретически базу можно было бы и укоротить, но вспомните сложную трансмиссию “колуна” с пятью карданами: работы было бы очень много, а чем больше работы — тем дороже получается машина.
Так что тут нашли разумный компромисс, а для придания большего сходства уделили внимания деталям. Например, решётка перед фарами сварена абсолютно такой же, как на оригинале.
А вот ручки ЗиЛа по странному стечению обстоятельств практически идентичны американским.
Внутри кабина обрадует любого любителя отечественных “колунов”.
Зато эту машину не жалко будет заставить на параде или в кино таскать пушку. Снаружи-то не поймёшь, ЗиЛ это или “студер”...
Топливозаправщик ЗиС-5В
Некоторые наши читатели помнят историю о том, как ваш покорный слуга принимал участие в дьявольской по уровню авантюризма операции по перегону ГАЗ-52 “от забора” до Питера: 400 километров мы ехали 12 часов, попутно устраняя регулярно возникающие неисправности. Кому лень сходить по ссылке, напомним, что мы тогда перегоняли. Это был топливозаправщик на базе ГАЗ-52 1989 года выпуска.
С тех пор прошло немало времени, и ГАЗ-52 немного изменился. Сейчас он выглядит так.
Машину делали под заказ. Цистерну не трогали, хотя некоторые отличия от тех, что были на ЗиСах, у неё есть. Правда, их знают не все. А вот насос с механическим приводом от КПП пришлось перебирать: по требованию заказчика вся система должна быть рабочей. Так что все сальники и подшипники заменили новыми.
Так а как же из "газончика" получился ЗиС? Работы с ним было много. Всё началось, как обычно, с рамы. Задний свес ГАЗ-52 меньше, чем ЗиС-5, так что его пришлось нарастить.
А переднюю часть рамы сделали заново: на ГАЗ-52 она совсем другая.
Зато с тормозами пришлось возиться меньше. Хотя бы только потому, что на военных ЗиС-5В передних тормозов не было вовсе.
Тут тоже есть детали от настоящего ЗиСа. Например, кронштейн фары.
А вот сама фара — от ЗиЛ-157.
Внутри этого ЗиС-5В осталось кое-что от старого доброго “газончика”. Правда, пришлось восстановить работоспособность приборной панели.
ГАЗ-АА
В завершение покажем, как выглядит хорошая “киношная” “полуторка”. Это — классический пример машины, которая только выглядит, как древний грузовик. Но выглядит очень похоже.
Конечно, колёса с шестью шпильками сзади выдают мост ГАЗ-51, но кто там в кино будет эти шпильки считать? А вот диск пришлось заузить для установки резины штатного размера 6.50-20.
Переднюю балку поставили вообще родную, но хорошо восстановленную. Балка от более современного “газона” на “полуторошную” не похожа.
Обратите внимание на шланги гидравлической тормозной системы. На ГАЗ-АА их, разумеется, не было. Зато на этой машине не страшно погонять с каскадёром за рулём. Искусство, как известно, требует жертв.
Самое интересное техническое решение здесь спрятано под капотом. Так как места там немного, то рулевое управление пришлось ставить родное, хорошо отреставрированное. Двигатель ГАЗ-2401 поместился без особых проблем, но систему охлаждения пришлось делать новую: радиатор должен был выглядеть так же, как штатный — его видно снаружи, но при этом он должен хорошо работать с волговским мотором. Кстати, всё навесное оборудование — тоже новое.
В моторном отсеке нашла себе место и аккумуляторная батарея, хотя на “полуторке” она стоит на кронштейне на раме под кабиной. Это не очень удобно, да и места там для неё не нашлось.
Крылья сделаны из пластика, капот и брызговики — из металла, но они тоже классический “новодел”. А вот кабина тут тоже от самой настоящей “полуторки”! Вот как она выглядела до реставрации — смотрите на заднем плане.
Понятно, что её деревянные части и брезентовая крыша сохраниться в лесу не могли, так что их пришлось изготавливать заново. Но результат того стоил: копия получилась очень точной, а вот обслуживать её не сложнее, чем обычный “газик” или Волгу.
* * *
Кто-то скажет, что разбирать ГАЗ-51, ГАЗ-52 или ЗиЛ-157 для постройки реплик не совсем гуманно — таких машин тоже осталось немного. Да, это так, но сейчас в продаже есть ещё много ГАЗ-52 и даже ГАЗ-51. И подавляющее их большинство всё равно будет уничтожено. Так что на музеи их ещё хватит, а люто “заколхоженные” машины, иногда даже без документов, отлично подходят на роль доноров. Тем более, что результат получается интересным. Да и оригинальные ЗиС-5, ГАЗ-АА и другие легендарные машины скажут только “спасибо” за существование таких клонов — чем их меньше трогают, тем лучше. А не трогать их совсем нельзя: всё-таки это тоже часть нашей истории.
Коллектив реставрационной мастерской Retrotruck с репликами автобусов ЗИС-8 и ГАЗ-03-10
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Техника из музея в Верхней Пышме https://www.youtube.com/watch?v=eUs1asMdq_4
Прежде чем кого-то критиковать, советую автору побывать хотя бы на одном съемочном дне. А еще лучше - самому восстановить любое авто или сделать реплику, чтобы в голову больше не лезли мысли "в принципе, решаемо". Может тогда до автора дойдет, почему на подобную технику не вбухивают десятки миллионов, чтобы где-то там на заднем плане в расфокусе проехал десяток машин. Кстати, в фильме "Титаник" декорации далеки от идеала, но кого-то это заботит?
Люди, которые дали весь материал для публикации, фактически - СОавторы - лучшие эксперты по ретро-грузовикам в целом и репликам в частности как минимум на Северо-Западе, а то и в России. И опыта в создании реплик у них хватает :) Не очень понимаю сути претензий к автору текста. Ну а что до качества машин в фильмах - это ж, как говорится, вопрос профессионализма и планки качества. Симфонический оркестр тоже дорого писать в студии, можно в миди-секвенсоре всё забубенить, большинство и не отличит. А вот поди ж ты, кому-то ещё в голову приходит брать и писать, и потом сводить 50 инструментов. Так и тут.
Машины, которые на фото я бы ни за что на съемки не отдал. И если бы у автора действительно был опыт, то он понимал, что, во-первых, ухоркают их с вероятностью 90%, во-вторых для съемок и не нужны такие вылизанные экземпляры. Повторю, декорации "Титаника" полны ляпов, но кто-то может упрекнуть режиссера в не профессионализме? А в театре вы также к реквизиту придираетесь?))
Эти машины и были заказаны у компании на съёмки и участие в парадах. Так что производителя уже не волнует, ухоркают их или нет. Ну, а что хорошего в ляпах? Или в плохом реквизите?
Так любого производителя не волнует, что будут делать с его товарами. Можете хоть сейчас свой монитор в окно вынести - всем будет наплевать, а вот вам жалко, вы его владелец, а не производитель.
В статье множество раз упоминается то, что реплики в процессе съёмок страдают, и именно поэтому редко используются оригиналы. "Если бы у автора действительно был опыт" - это про кого, про Ретро Трак? Если да, то - лол, что ещё сказать. По поводу того, что "не нужны"... О чём спор-то? Вы хотите доказать, что делать неисторичные, слепленные из говна и палок реплики - это хорошо и правильно, а делать историчные хорошие реплики - нет? Тут можно только лишь ответить, что видимо у вас низкая планка качества, а у клиентов Ретро Трака - высокая. Судя по тому, сколько они делают заказов, кинопродюсеров с высокой планкой не так уж мало в России. Что не может не радовать.
Я вас удивлю - в кино существует два реквизита - для фона и первого плана. И да, делать для фона из говна и палок - это правильно, чтобы не раздувать бюджет на несколько десятков миллионов. А причем здесь Ретро Трак? Это его коллектив написал эту статейку?
ОК, для фона из говна и палок, а для первого плана из чего? Тоже из говна и палок? По вашей логике если судить. А если нет, если для первого плана нужно делать качественные реплики, то тогда к чему вы тут написали все эти комментарии?
Читайте мой первый комментарий внимательно - речь изначально и шла о фоне. В статье об этом и говориться, мол "почему с десяток машин не сделали как оригинал, а на парад вообще 150 - вот какие они дураки."
Десяток машин - это не фон, плюс сделать можно было гораздо лучше даже на шасси ЗиЛов, просто с большим вниманием к деталям и привлечением специалистов. Это что касается Михалкова. А парад - это вообще смешно просто. Там машины ни на каком не не на фоне в расфокусе, они видны, в том числе и с близкого расстояния. И сделаны не просто без внимания к деталям, а так, что глаза вытекают. И потом - за каким лядом нужно 150 фальшивых ЗиСов? Чтобы что...?
А я, кстати, был на съёмочных днях. Один раз снимали Диктатор 1937 года, другой - Диктатор 1932 года. И снимали даже не реплики, а оригинальные автомобили. Неоднократно принимал участие и в перевозке на парады машин 1940-х годов, и сам водил Виллис 1941 года. И ни видел ни одного режиссёра или организатора, пытавшегося на съёмках или на параде застрелиться из винтовки Мосина из-за перерасхода средств.
А ещё я вытаскивал из болот остатки "полуторок" и ЗиСов, следил за восстановлением их моторов и КПП. Видел, как из дерева строят их кабины, как перематывают стартеры и генераторы и пескоструят 80-летние блоки.
И знаете, что я скажу? Всё это в принципе решаемо))).
Ну, а насчёт "Титаника" скажу следующее. В съёмках принимал участие настоящий Рено 12CV, выпущенный в 1912 году. А вот тереться телесами в нём не разрешили, поэтому в знаменитой сцене снимали реплику, построенную на шасси Форд Т компанией Adams Custom Engines. Что и говорить: Кэмерон потратил на это десятки миллионов абсолютно зря. "Титаник" уже никто не помнит, а под "Утомлённые солнцем-2" до сих пор плачет половина взрослого населения России. Да что там России, целого мира.
А почему режиссер или организатор должны застрелиться, если всё было утверждено за долго до мероприятия?)) Вот о том и речь - даже телами тереться не разрешили в оригинальном авто. А автор статьи упрекает Михалкова, почему это он массовку, которой может быть и 100 и 200 и 300 человек не посадил в высококачественные реплики. Вы ведь понимаете, что пара съемочных дней и авто, как на фото выше, ждет как минимум перекрас?
Наихудшая из недавних киношных реплик это пародия на ЛАЗ-695Б в фильме "Гагарин. Первый в космосе": https://ruskino.ru/media/gallery/14447/rUJZo2kO7ojyAu6KeyvROKLdWmr.jpg Жуткое чучело, при том, что оригинальный "космический" автобус находится в целости-сохранности.
Вау! Офигенная статья. Спасибо!
https://www.kolesa.ru
Согласен! Статья на 5+