Брать на себя роль критиков мы не стали. Вы и так достаточно уже начитались восторгов от заднеприводной управляемости, скепсиса по жестким сортам пластмассы, недовольства относительно недостаточной длины подушки водительского кресла и прочего. Мнения журналистов Kolesa.ru не учитывались ни в одной из номинаций.
Может, автомобили года поможет выявить народное голосование? Этот формат мы тоже отринули. Признайтесь сами себе: вы можете определить, какой из вышедших на рынок в 2016 году кроссоверов лучше – Bentley Bentayga или Maserati Levante? А почему?
Да что там премиум… Чтобы более-менее объективно сравнить хотя бы Skoda Rapid и Hyundai Solaris, нужно на обоих поездить, да не один день, да к тому же владея методикой сравнения и большим опытом эксплуатации разных машин. В итоге любое голосование читателей сводится к тому, что машины-победители выбираются по внешности и некоему имиджу, который часто весьма далек от реальности.
Ситуация больше напоминает тупик, если не вспомнить про то, что у автомобилей есть и вполне объективные атрибуты: цены, продажи, комплектации, динамические характеристики, технические особенности… Вот их-то мы и будем учитывать при составлении списка наших Авто Года.
Итак, берем полный список российских премьер и изучаем, кто из них из всех «самый-самый». Лидеры, надо сказать, получались подчас неожиданные. Ну например… попробуйте сейчас загадать, какой автомобиль в 2016 году стал самым безопасным. Загадали? Бьемся об заклад, что вы неправы! Мы сами, узнав, кто это, были в полном шоке.
Ну и последнее. Номинаций в нашем «пилотном» выпуске «Автомобилей года» получилось 16 – мы остановились на этой цифре, сочтя ее символически правильной. Если у вас есть идеи, какие еще номинации можно внедрить, предлагайте в комментариях! Это и будет элементом «народного голосования».
На самом деле, даже объективные показатели зачастую не так очевидны – вот, казалось бы, что может быть проще, чем выбрать автомобиль с самой большой стартовой суммой в прайс-листе? В принципе, это элементарно – если определиться, что считать «новинкой». Ведь в 2016 году обновился Bentley Mulsanne, a Mercedes не только представил свой AMG S 65 Cabriolet, но и выкатил безумный по всем параметрам G 500 4x4. Кроме того, у Lamborghini дебютировал обновленный Aventador – он один, имея ценник в 20 миллионов, разгон до сотни в 2,9 секунды и мощность в 740 лошадиных сил, мог бы раскидать всех во многих номинациях. Однако все это – рестайлинг и вариации уже присутствовавших на рынке моделей, и было бы не совсем правильно отдать победу одной из них. Ну а с точки зрения настоящих премьер все оказалось просто: Bentley Bentayga с улыбкой взошел на верхнюю ступень ценового пьедестала, неся на груди табличку с числом 15 948 700.
Говоря объективно, Bentayga – не только самая дорогая новинка, но и один из любопытнейших автомобилей прошедшего года.
Первый кроссовер марки, один из первопроходцев сегмента в целом, вышедший на рынки раньше грядущих Lamborghini Urus и Rolls-Royce Cullinan, – кто как не он должен определить потенциальную «глубину проникновения» в клиентские сердца и кошельки. Тест-драйв вполне убедил нас, что свои методы для этого у него есть – ну а пресловутая цена подарила ему титул «Самая дорогая новинка 2016 года».
В компании Бентайги мы провели несколько осенних дней. И учитывая цену машины, ночью, пока она стояла на парковке, мы спали плохо. Очень плохо спали. Но о тех днях все равно вспоминаем с теплотой.
После прочтения словосочетания «самая дешевая новинка» львиная доля голосующих достала из-за пазухи помятые плакаты с надписью «Bajaj Qute» и принялась размахивать ими в ожидании очевидной победы.
Однако здесь все чуть менее очевидно: анонсировав конкурс как «Авто года», мы невольно отсекли индийским бизнес-инструментам путь к победе. Ведь вместе с возможностью бесплатно парковаться в центре Москвы, они получили категорию «квадрицикл» и, соответственно, не получили наш сегодняшний титул. А в отсутствие этих «читерских» конкурентов победу вполне логично одержал Ravon R2, возрожденный из пепла Chevrolet Spark.
Скажем прямо: Ravon будто нарочно делал все, чтобы эту победу не одержать. Сначала автомобили подорожали до начала приема заказов. Потом задержались. Потом подорожали. Потом узбеки задумались и… автомобили снова подорожали.
Таким образом, цифра в 369 тысяч рублей сначала доросла до 389 тысяч, что стало первой реальной стоимостью этого автомобиля, а затем беззастенчиво выросла до нынешних 469 тысяч. Однако первая партия была раскуплена еще по «стартовым ценам лота», и это вполне позволяет назвать R2 «Самой дешевой новинкой 2016 года».
Ravon R2 также успел засветиться на нашем тесте - несмотря на отсутствие пресс-парковых тестовых машин, мы нашли товарный экземпляр и детально разобрались, что Spark приобрел вместе с узбекской пропиской.
Самый крупный автомобиль – тоже категория, в общем-то, нехитрая: открыл себе каталог на странице «габаритные размеры» и выбирай побольше. С классом, правда, определиться сложно: то ли во внедорожниках искать, то ли в представительских седанах, то ли вон в пикапах вообще…
Постепенно выходя за границы пяти метров длины, пропускаем Porsche Panamera и Bentley Bentayga, и замечаем Genesis G90 – 5 205 миллиметров, как-никак. Однако его тут же загораживает Fiat Fullback – 5 285 мм, превосходство очевидно, но…
Genesis таки дожал конкурента: в версии Long он получил заметную прибавку и дорос до 5 495 миллиметров. Да, тоже читерство, но законное – ведь разные исполнения никто не отменял… Так что «Самая крупная новинка 2016 года» все же принадлежит к премиум-классу.
Ну наконец-то – категория, где все понятно с самого начала. Smart «долго запрягал», а потому новые компакты, дебютировавшие в 2014 году, добрались до нас лишь в 2016. С другой стороны, это сильно облегчило нам жизнь – иначе мы намучались бы, выбирая между Ravon R2 и Ravon R2. Однако, когда в дело вступает smart, выбор самого маленького автомобиля становится прост, как дважды два.
Smart Fortwo с габаритной длиной в 2 695 миллиметров взбирается на пьедестал почета еще увереннее, чем Bentayga – ему-то уже не впервой, ведь конкурентов по компактности у него попросту нет.
Правда, на продажи накладывает свой отпечаток цена: базовое исполнение стоит 790 тысяч рублей, а прайс чуть более насыщенных версий моментально переваливает за миллион. Однако в случае со smart счастье точно не в деньгах – эти машины покупают явно не в погоне за практичностью. А наш титул «Самая компактная новинка 2016 года» станет для smart очередным.
Что интересно, сверхкомпактные размеры, как выяснилось в ходе тестов, дают не так уж много преимуществ в мегаполисе. А вот на узких и извилистых горных дорогах этому чертовски драйверскому автомобилю с задним приводом и бодрым силовым агрегатом нет равных.
Мысль об уникальности smart можно было бы развить и здесь, не будь он все-таки привязан к классу. Компактные городские модели – не совсем дружная, но достаточно большая семья, и ее размер исключает уникальность представителей.
Тогда кто же может похвастаться полным одиночеством из себе подобных? Гибриды? Нет, их ряды хоть и поредели, но несколько бензоэлектрических гвардейцев еще стоят на страже мнимой экономии бензина. Купе? Нет, уход Toyota GT86 и некоторых ее одноклассников не опустошил сегмент до нуля. Может, кабриолеты? Снова нет. Хотя, постойте…
Внедорожные кабриолеты – вот уж специфическая подгруппа… Когда-то здесь пробовал свои силы Nissan, но его Murano CrossCabriolet уже давно нет с нами. Однако в Land Rover решили пойти тем же путем, и считать это не «хождением по граблям», а выводом концепции на новый уровень.
Range Rover Evoque Convertible, на котором мы поездили в конце лета – вот автомобиль, у которого нет ни одного конкурента не только в России, но и в мире. А значит, звание «Новинка без конкурентов 2016 года» можно отдавать без всякого сомнения.
А вот в категории «самый мощный» и вовсе вышел самый настоящий фокус. Иначе чем еще, как не волшебством, объяснить такое совпадение у двух основных претендентов на победу?
Перебирая в голове самые мощные премьеры года, сразу вспоминаешь Aston Martin DB11 – вот он, главный герой этой рубрики. Вполне логично – ведь остальным запредельная мощность не так нужна: Porsche Panamera достаточно и 550 л. с., Maserati Levante довольствуется 430, а вот Aston Martin положение обязывает… Англичане вызов встретили с достоинством: DB11 располагает 608 лошадиными силами (или 447 киловаттами – уточним для верности), снятыми с 5,2 литра рабочего объема.
Казалось бы, вопрос решен, можно брать с полки статуэтку и идти на вручение – но что-то подсказывает, что надо подумать еще. И когда из недр памяти во второй раз всплывает Bentley Bentayga, первая мысль при взгляде на мощность – «не может быть!».
Да, с 6 литров другие англичане сняли абсолютно те же 608 сил или 447 киловатт – вот и думай после этого, кого наградить. Впрочем, что тут думать – абсолютный паритет означает две абсолютно справедливых награды в категории «Самая мощная новинка 2016 года».
Кстати, на Aston Martin мы этой осенью тоже покатались, так как марка всерьез нацелилась на российский рынок, для чего отрядила для прессы тестовый экземпляр. Понравилось ли нам? Да что там греха таить, это было одно из сильнейших впечатлений в жизни.
Знаете, почему эта категория проходит под таким подзаголовком? Потому что «беда» для Aston Martin пришла, откуда не ждали.
Первая мысль в рассуждении: «да ведь эта категория будет повторять предыдущую». Вторая: «ну вот, точно – DB11, 3,9 секунды до сотни – кто сможет быстрее?». Третья мысль: «стоит перепроверить Porsche».
И уже убедившись, что новый Cayman делает первую сотню за 4,2 секунды, мы были готовы наградить англичан – но развитая интуиция и хорошая память не дали совершиться несправедливости. Ведь самым быстрым оказалось вовсе не купе – а очень даже четырехдверный фастбек!
Протестированная нами в Германии и в Польше новая Porsche Panamera, которая, как мы убедились, «довольствуется» 550 лошадиными силами, смогла обойти как двухдверных собратьев, так и всех остальных претендентов: версия Turbo набирает 100 км/ч за 3,8 секунды, а пакет Sport Chrono доводит этот показатель до 3,6 секунды – вполне достаточно, чтобы убедить любого в своей победе. Что тут скажешь? В 2017-м ждем Panamera Turbo S! И возможности как следует пожечь на нем на треке.
Скажем честно: эта номинация стала одной из самых сложных – просто потому, что новинок вроде Skoda Superb, для которой предлагается пять вариаций моторов, просто не было. Вернее, Superb-то был, но в версии Combi, которая у нас подразумевает только богатое оснащение и только два мощных мотора.
В отсутствие «многосердечных» моделей мы оказались в океане двух-трехмоторных машин: Kia Sportage – три доступных двигателя, Volvo S90 – три, Volkswagen Passat Variant – три, Kia Optima – три, Genesis G90 – опять три… Не награждать же всех сразу, в конце концов? Но тут сбоку раздалось: «Псс, парни, не хотите немного электричества?».
Да, в момент, когда обоснованность самой номинации уже была под сомнением, на сцену снова вышла Panamera. Тоже, надо признать, с небольшой хитростью. Дело в том, что даже в отсутствие у нас дизеля V8, который сделал бы победу вовсе безоговорочной, Porsche располагает трехлитровым мотором о 330 силах, 2,9-литровым V6 с двойным турбонаддувом, развивающим 440 л. с., и прекрасным четырехлитровым V8 на 550 л. с., который сделал ее самой быстрой новинкой 2016 года. Но средний из этих моторов задействован еще и в исполнении E-Hybrid, где к нему присоединяется стокиловаттный электродвигатель, доводя суммарную мощность до 462 л. с.
В отсутствие более «простых и очевидных» вариантов с обычными двигателями внутреннего сгорания E-Hybrid вполне заслуживает того, чтобы объективно считаться четвертым вариантом доступной мощности и принести Panamera еще один титул в нашем Гран-при.
Как вам кажется, какой автомобиль должен предложить большее число комплектаций? Бюджетный, стремящийся попасть во все прослойки целевой аудитории? Или, может, премиум, который призван удовлетворить самые разные требования потенциальных клиентов? Или это будет представитель бизнес-класса, равномерно распределяющий комплектации от базовых «для офисных работников» до топовых «для региональных чиновников»? Мы тоже потратили немало времени, выясняя, «кто больше». Но на самом деле, ответом на этот вопрос стало слово… пикап!
Да-да, это очередной неочевидный результат очевидной задачи. А ведь сколько было догадок! Тут и Jaguar XF, предлагающий 5 базовых исполнений, и Genesis G90, имеющий 6, и Lada Xray, которая хвастается 8 (правда, повторяющимися) комплектациями…
Но в итоге всех их переплюнул Fiat, предложив для пикапа Fullback целых 10 вариантов оснащения – каждый со своим именем. Кстати, первый тест-драйв Fiat Fullback мы провели еще летом в Пьемонте, а буквально вчера сравнивали машину с ее прямыми конкурентами в классе.
Стоит уточнить: при выборе мы учитывали именно число озвучиваемых вариантов оснащения, не учитывая их подклассы с разными моторами и коробками передач. Мы не перемножали комплектации на двигатели, типы КПП и варианты трансмиссии, получая запредельные десятки и сотни вариаций, а лишь учли то, что заявил производитель. Поэтому Fiat, разбивший варианты оснащения на нехитрые «Бэйс плюс», «Эктив Плюс Плюс» и прочие, хоть и немного «схитрил», назвав то же самое, что и у других, многочисленными разными именами, но одновременно облегчил жизнь покупателям, выбирающим автомобиль по насыщенности опциями и цене. И получил за это награду в нашем Гран-при.
Большой багажник – то, что многие ценят, но при этом не выбирают. Мы, разумеется, говорим о том, что на паспортные цифры вместимости с интересом смотрят все, но при прочих равных между седаном и универсалом подавляющее большинство без колебаний выберет первый. Однако, когда речь заходит о настоящей вместительности, седаны отходят далеко на задний план.
Разумеется, здесь не стоит забывать и о крупных кроссоверах и внедорожниках – в силу своих габаритов они тоже могут предложить немалый полезный объем. Вот, например, новая Honda Pilot, будь она пятиместной, с огромным отрывом победила бы в этой номинации, уложив всех на лопатки: в двухрядной конфигурации она предлагает 1 583 литра багажного объема, а в двухместной доступное пространство и вовсе зашкаливает за три куба! Но мы считаем багажник «честно», когда все имеющиеся ряды сидений подняты и заняты седоками – и в этом случае в Pilot до крышки багажника остается «всего» 524 литра – немало, но далеко не рекордно.
Мы, честно говоря, были практически уверены в победе «хозяйственника в смокинге» Skoda Superb Combi – все же 619 литров звучат уверенной заявкой на лидерство. Однако то ли немецкая педантичность в выстраивании внутренней иерархии сыграла свою роль, то ли элементы «Simply Clever» потребовали себе некоторое количество свободного места, но собрат Superb Combi, Volkswagen Passat Variant, получил целых 650 полезных литров за задними сиденьями. Побить этот показатель не смог уже никто, и Variant заслуженно стал первым в номинации. A Superb Combi, приветливо пожимая руку немецкому собрату, все же пробормотал: «Но вот при сложенных задних сиденьях у меня 1 900 литров, а у него только 1 780»...
Говоря о наибольшей грузоподъемности, разумеется, стоит обратить свой взор в сторону автомобилей, красноречиво называемых грузопассажирскими.
За прошедший год в этом сегменте тоже было, на что взглянуть – новинок было несколько. А вот их «силовые показатели» оказались довольно-таки схожи – и все же нам удалось выделить лидеров.
Fiat Fullback, уже получивший одну награду, может взять на борт до 935 «полезных» килограммов – это немало, но меньше, чем у других. Volkswagen Amarok, гордящийся шириной кузова, в который входят две стандартных европаллеты, согласно рекламному буклету производителя, может справиться с полезной нагрузкой до 1 тонны (хотя в списке технических характеристик этой цифры почему-то нет). А еще один его коллега, Isuzu D-Max, способен увезти совсем чуточку меньше – 975 килограммов. Одно только «но»: если Isuzu был абсолютно новой моделью для рынка, то Amarok лишь пережил косметическое обновление, а потому победу справедливее отдать именно японскому «работяге». Жмем мозолистую руку – и следим за успехами.
Эта номинация была чуть ли не проще, чем «самый маленький автомобиль». Ну серьезно: неужели стоит всерьез ковыряться в каталогах и таблицах характеристик, сравнивая 200 мм дорожного просвета у Honda Pilot и 205 у Renault Kaptur, когда в 2016 году появился автомобиль с клиренсом чуть ли не в полметра!
Разумеется, все уже поняли, о ком идет речь: Mercedes-Benz G 500 4x4².
Да, это не абсолютно новая модель, а спецверсия существующей, но она отвечает двум важным условиям: она дебютировала в России в 2016 году и… она запредельно выдающаяся в этой номинации. Пожалуй, за это G 500 4x4² стоит выделить и отметить призом, не так ли?
Показывать прирост продаж на фоне падающего рынка – тот еще трюк. С ходу попасть в пятерку самых продаваемых моделей – вообще сродни чуду. Однако для Hyundai Creta, которую мы этой осенью тестировали на Алтае, все это – нынешняя реальность.
Похоже, в Hyundai опять попали в точку.
Их Solaris, хоть и стал новым символом первой иномарки в кредит, приобрел главное: всеобъемлющую популярность. Creta же в последние месяцы – буквально Solaris мира кроссоверов: она сразу же попала сначала в десятку, а затем и в пятерку самых популярных машин, обойдя и Duster, и Kaptur, и все остальные кроссоверы. Лучше нее продаются только давние лидеры: Granta, Solaris, Rio и Vesta. И, похоже, точка насыщения рынка для Creta будет достигнута еще не слишком скоро.
В этой номинации, которая для многих может быть важнее всех прочих, тоже была жаркая баталия. По-настоящему безопасных новинок в 2016 году было достаточно – особенно можно выделить новый E-class от Mercedes и S90 от Volvo. Оба бренда славятся своим скрупулезным подходом к обеспечению безопасности – шведы в своем новейшем седане так и вовсе позаботились даже о лосях, переходящих дорогу. Однако… в номинации не победил ни первый седан, ни второй.
Нюансов, повлиявших на этот результат, оказалось два. Первым стало то, что у EuroNCAP уже опубликован результат краш-теста свежего E-class, но еще нет оценок S90, а американский IIHS, напротив, располагает данными по Volvo, но еще не разбил Mercedes. А вот вторым, еще более важным нюансом, стал… Toyota Prius.
В том же рейтинге EuroNCAP Prius совсем чуть-чуть уступил немецкому премиуму в баллах по защите взрослых пассажиров и детей, но оказался куда более насыщен «устройствами обеспечения безопасности», получив баллы за функцию предупреждения о превышении скоростного режима и систему удержания автомобиля на полосе движения. Нет, мы-то знаем, что у Mercedes такая система тоже есть, и EuroNCAP сообщает о возможности ее заказа в качестве дополнительного оборудования, но… баллы за нее «немец» не получил.
В итоге Prius обошел его по сумме процентных результатов, набрав 336 баллов против 324, и, засветившись на сайте российского представительства Toyota в числе доступных для заказа моделей, получил наш приз.
Весь прошедший год мы обсуждали сокращения модельных рядов, уход комплектаций, версий и целых автомобильных брендов. Об этом мы поговорим и сегодня – но позже: давайте сначала о хорошем.
Ведь даже в 2016 году нашелся-таки бренд, который не ушел, а очень даже пришел на наш рынок и пытается выстроить свою скромную политику продаж – это китайский Zotye.
Их планы не слишком велики, стратегии спокойны, а модельный ряд пока состоит всего из двух машин, одну из которых, Zotye T600, мы даже успели протестировать. Они рассчитывают продавать несколько сотен машин в год – но постепенно выйти на уровень в несколько тысяч. На фоне той же Creta, продающейся по пять тысяч штук ежемесячно, это почти незаметно. Но с другой стороны, у китайских марок на российском рынке свой путь, и говорить о потенциальном успехе или неудаче слишком преждевременно. А вот отметить бренд наградой в категории «Дебютанты» – самое время.
Ну а завершает наше Гран-при номинация, которая была буквально одним из лейтмотивов прошлого года – уход с рынка. Ушедших моделей было так много, что выделить какую-то одну или даже три просто невозможно. Более того, как уже было сказано, уходили не только модели – уходили целые бренды. Большая часть сомневающихся покинула рынок еще в 2015-м, но были и те, кто пробыл с нами еще год, приняв решение взять бессрочную паузу относительно недавно: это Acura и Great Wall.
Оба бренда не делали громких заявлений. Японцы просто закрыли шоурумы, так как их содержание в условиях низких продаж было нерентабельным, а обслуживание проданных автомобилей взяла на себя материнская Honda.
C Great Wall все тоже нехитро: китайцы прекратили поставки, а остатки были распроданы уже давно – в итоге с начала года в графе «продажи» статистики АЕБ у них стоял стабильный ноль. Это, впрочем, не означает, что все плохо – суббренд Haval стабильно занимает высокие позиции на домашнем рынке, да и в России определенные планы у него есть. Но именно для Great Wall на нашем рынке все постепенно сошло на нет.
Подведя итоги
Вот и объявлены призеры всех 16 номинаций нашего объективного рейтинга. Пожалуй, результаты и впрямь получились такими, что их трудно оспорить – ведь мы не учитывали никаких субъективных факторов. Остается лишь поздравить лучших (и при желании посочувствовать «героям вчерашних дней» из 16-й номинации) и взглянуть вперед: 2017 год, кажется, обещает быть еще более интересным.
PS: напоминаем о том, что участие читателей в составлении рейтинга мы всячески приветствуем. Если будут идеи, чем дополнить формат Авто Года, пишите в комментариях или на почту выпускающего редактора Андрея Чепелева antti@kolesa.ru.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
А как же новый Бугатти который легко можно купить в РФ? Его стартовая цена позволить купить Бентайг разных цветов на любой вкус