Вы ездите на Ford Focus? И вдруг в автосалоне вам продали запасные части подвески от японской Mazda?
Ничего страшного, все отлично встало и машина ездит как новая. Но расследование даже такого небольшого совпадения может привести к интересным историям из мира автомобильных брендов.
Ведь мировой автопром — это, по сути, одна единая семья. Родственные связи здесь проявляются не только в браках по любви и расчету, но и совместных фабриках, платформах авто и в маскировке под чужим брендом.
Три истории о том, как удивительно переплетаются судьбы компаний автопроизводителей, — к вашему вниманию.
Horch 853 A Sport Cabriolet
Audi: от "Мерседеса" к "Фольксвагену"
Историю про перевод фамилии Horch на высокую латынь, в результате чего получилось название Audi, слышали многие. Но история марки совсем не так проста и однозначна. Бренд, созданный в 1910 году, пережил взлет, падение, небытие и новое возрождение.
Уже в 1928 году произошло слияние DKW и Audi, причем завод компании в Цвиккау производил недорогие машины DKW — это было время кризиса, а в 1932-м, с присоединением Horch и Wanderer, было образовано объединение Auto Union.
Уже в 1940-м марка исчезла и не появлялась до 1965 года. Возрождением своим она обязана не кому-то, а злейшему конкуренту на данный момент, компании Daimler-Benz. Дело в том, что в 1958-м году DB купил объединение Auto Union, которое на тот момент производило машины под маркой DKW.
DKW F1 Roadster
Это были переднеприводные авто с двухтактными моторами, в чем-то передовые, а в чем-то безнадежно устаревшие. О том, в каких муках рождалась переднеприводная компоновка, мы, кстати, недавно писали — в этой статье собрано немало интересных фактов, в том числе и о DKW.
Собственно, именно с подачи руководства Daimler на машинах DKW появился нормальный четырехтактный мотор Mercedes, а торговую марку DKW изменили на Audi, дистанцировавшись от чадящих и стрекочущих аппаратов. Таким образом появилась модель бренда Audi F102. Именно с подачи Mercedes начали разработку и модели Audi 50, которую все хорошо знают как первый Volkswagen Polo 1974 года.
Вышла эта модель уже после покупки бренда компанией Volkswagen в 1965 году и совсем не ассоциируется с Daimler. По легенде, новые владельцы фирмы хотели использовать производственные мощности для выпуска своего "Жука", но позже отказались от этой затеи, поскольку конструкторы Audi сумели создать еще несколько шедевров своего времени.
Audi 50 GL
Не обошлось и тут без вливаний чужой крови. Компанию NSU, производителя престижных машин, сгубил двигатель Ванкеля на новой модели Ro80 — сама машина оказалась очень прогрессивной, с удачным дизайном и конструкцией, но моторы "ели" слишком много масла и слишком рано требовали ремонта.
В 1969-м году Volkswagen выкупил NSU и объединил ее с Audi, после чего Ro80, переработанная с учетом опыта новых владельцев, появилась на рынке как модель Audi 100. Стиль и технические решения сохранялись еще на протяжении нескольких поколений машины и сильно сказались на пересмотре гаммы моделей самого Фольксвагена, которая выпустила Audi 50 как VW Polo, а Audi F103 превратилась сначала в Audi 80 и 90, а в 1973-м году стала выпускаться как VW Passat В1.
VW Passat В1
Saab: самый нелюбимый "племянник"
О том, что этот "почти мертвый" бренд имеет отношение к авиации, знают все. Но история его тоже полна любопытных фактов. Производитель самолетов из Тролльхеттена Svenska Aeroplan AB после войны задумался над диверсификацией производства. Таким образом, в 1950 году в Швеции появился новый автомобильный бренд, который выпускал модель Saab 92. Как и на DKW, тут стоял двухтактный мотор и привод был на переднюю ось.
В 1967 году история двухтактных двигателей Saab закончилась — их заменили на двигатели Ford V4, устанавливаемые, помимо модели Saab 96, в том числе на широко известный на Ford Taunus. Кстати, именно такую конфигурацию, V-образную "четверку" использовали конструкторы Запорожского автомобильного завода для всех своих серийных моделей, кроме "Таврии" и "Славуты". Впрочем, моторы V4, в отличие от ЗАЗ, не очень-то устраивали шведов.
Уже в 1968 году вышла модель Saab 99, на которой применялись двигатели Triumph Slant-4 — очень прогрессивная на тот момент модель, которая широко применялась, в том числе на спортивных моделях Triumph. Компания выкупила права на производство этого мотора, сделала его редизайн и объединилась с компанией Scania-Vabis для совместного выпуска двигателей.
Saab 99
С 1968 года компания называлась уже Saab-Scania и производила самолеты, автобусы, грузовики, и легковушки до 1989 года, когда легковое подразделение было перекуплено GM. Впрочем, и без покупки бренда с "перекрестным опылением" все было очень интересно. В 1984 году на рынок выходит модель Saab 9000. Относительно небольшой производитель не потянул создание полностью "своей" платформы, так что это была совместная с группой Fiat разработка, так называемая платформа Type Four.
Так получилось, что в ближайших "родственниках" у Saab оказались модели Alfa Romeo 164, Fiat Croma и Lancia Thema. Шведские машины заметно отличались от итальянских подходом к пассивной безопасности и моторами, но внешнее сходство заметно невооруженным взглядом. Сотрудничество с Lancia не закончилось общей моделью на платформе. Легендарная Lancia Delta продавалась как модель Saab 600 после некоторой доработки. Это был первый опыт бейдж-инжиниринга для шведов. Позже, во времена сотрудничества с GM, таким образом под шведской маркой будут продаваться машины Subaru.
Saab Lancia 600
Быть производителем малосерийных и престижных авто не так просто, и все последующие модели производились уже на платформе General Motors. Первенцем стала модель 900 II, которой досталась платформа модели Vectra A, а через четыре года платформа модели Vectra B легла в основу SAAB 9-5. Еще немного родственных связей добавил Cadillac BLS, практически SAAB 9-3 второго поколения с измененной внешностью. А еще в США продавалась модель 9-2x на основе Subaru Impreza, 9-7x, в основе имевший Chevrolet Trailblazer и очень редкий 9-4x, близкий родственник модели Cadillac SRX.
К сожалению, бренд фактически прекратил свое существование в 2011 году, платформа модели 9-5 первого поколения была продана китайской компании BAIC, которая после творческого "переосмысления" выпустила на ней модель Senova. После скандальной сделки бренд принадлежал компании Spyker, голландскому мелкосерийному производителю спорткаров, и в 2012 году был выкуплен объединением китайских инвесторов NEVS.
Что будет дальше и каких "родственничков" он соберет по пути, еще не известно, но за счет итальяно-американских связей SAAB явно претендует на звание самого нелюбимого "племянника".
SAAB 9-4x
BMW: союзы по любви и поневоле
Казалось бы, что интересного может быть в истории этого бренда? В массовом сознании он выпускал авиационные моторы, а потом вдруг сделал миленькую BMW Izetta, после чего сразу сотворил спортивные модели. Ну и еще были мотоциклы, как без этого... Но не все так просто.
Без авиационных моторов действительно не обошлось, но первую свою машину компания выпустила еще до второй мировой войны, в 1929 году. Это была малолитражка Dixi на платформе английского Austin Sevens.
С выпуска кузовов для этой же модели начинала и Swallow Sidecar Company, более известная нам сейчас как Jaguar — ее переименовали после войны, так как сокращение SS несло в себе резко отрицательные ассоциации. Видимо, платформа Austin как-то способствовала созданию спорткаров, потому что обе компании — и BMW, и Jaguar — очень быстро выпустили мощные и компактные машины, заложившие основы их идеологии.
Jaguar выпустил модели SS 90 SS 100 с шестицилиндровым мотором, и BMW создала свои BMW 303/326 по тому же рецепту — шесть цилиндров и компактный кузов. Дальше их пути разошлись, чтобы встретиться намного позже.
Jaguar SS 90 / Jaguar SS 100 / BMW 326 / BMW 303
После войны завод BMW в Эйзенахе остался в советской оккупационной зоне. Название завода сменилось на Eisenaher Fahrzeuge- und Maschinenfabrik GmbH, и уже в ноябре 1945 года он начал производить автомобили и мотоциклы под маркой BMW, а с 1947 года — машины BMW с этого завода экспортировались в Бельгию, Голландию и Швейцарию под маркой BMW.
А "настоящая" компания BMW AG в Мюнхене не исчезла, просто по правилам репарации в послевоенной Германии она не могла предъявить права не только на патенты и прочую интеллектуальную собственность, но и на торговый знак. Вот и впускались модели BMW 321, 326 и новая модель 340, уже не имеющие по факту никакого отношения к мюнхенской компании.
Анекдотичная ситуация изменилась только в 1951 году, когда по решению суда г. Дюссельдорфа продукция из Эйзенаха лишилась права продаваться в Европе под маркой BMW. Машины из ГДР никуда не исчезли, их продолжили выпускать под маркой EMW — Eisenacher Motoren Werke. А наследников этих машин многие, кто застал ГДР, еще помнят. Машины Wartburg поначалу оставались дорогими и престижными, но потихоньку скатились к выпуску моделей на шасси довоенных DKW F9, родством с которыми гордиться сложно.
Сама же BMW AG с трудом пережила начало шестидесятых годов, перебиваясь с хлеба на воду, с мотоциклов на мотоколяски. Престижная BMW 501 продавалась из рук вон плохо, как и спортивные 503 и 507. Получше дела пошли только в 1961-м, с выходом модели 1500. А дальше рассказывать неинтересно — там сплошное "больше, лучше, сильнее, мощнее и дороже".
BMW 501 / BMW 503 / BMW 507 / BMW 1500
Интересное началось в 1994-м, и это явление можно охарактеризовать как "немецкое вторжение в Англию". BMW выкупила права на Rover Group у British Aerospace, а "Ровер" к этому моменту представлял из себя осколки некогда многочисленной и могучей автоиндустрии Туманного Альбиона — в его состав вошли такие марки, как Austin, собственно сам Rover, Mini, MG, Land Rover, Leyland, Morris, Riley, Triumph и Wolseley.
Индустрия вошла в крутое пике при правлении Маргарет Тетчер, которая сделала ставку на финансовый сектор и сферу обслуживания, но остатки при покупке потянули на 800 миллионов фунтов стерлингов. Немцы вложили в английские предприятия миллиарды, но перебороть ситуацию не смогли, и в 2000 году продали Rover за 10 фунтов.
При этом себе они оставили легендарный бренд Mini, а Land Rover перепродали Ford Motor Company. Вместе с этим "Форду" достались также двигатели и платформа BMW на моделях Range Rover предыдущего поколения. Еще чуть позднее индийская компания Tata Motors Limited объединит под своим началом уже упомянутый Jaguar и Land Rover, таким образом создав еще одно удивительное колечко на генеалогическом древе.
Land Rover Range Rover
"Набег" на Англию принес баварцам еще и куда более престижный приз — торговую марку извечного конкурента в небе Rolls-Royce. Двигатели для Rolls-Royce Motors немцы стали поставлять еще в 1990-м, а в 1998 году в споре между BMW и Volkswagen за легенду мирового автопрома торговая марка RR отошла к BMW, а заводы в Англии и торговая марка Bentley — к "Фольксвагену". Так родился еще один странный "союз поневоле" — на машинах Bentley, произведенных под контролем Volkswagen, до 2009 года применялись моторы от баварского концерна.
И еще один "маленький" союз BMW, на этот раз с французским PSA, для разработки новых моторов заключили в двухтысячных. Плодом этого союза стали моторы для BMW, Mini, Peugeot и Citroen. Была, кстати, попытка применить их и на уже упоминавшемся SAAB. Первый опыт признан удачным, и в 2011 году на свет появились моторы нового семейства Prince, сразу завоевавшие титул "Мотор года в Европе".
Bentley Continental T
Что в итоге?
Как видите, в мире больших денег и большой инженерии случается всякое: в союзы объединяются порой те, от кого этого меньше всего ждешь. И даже сейчас, в эпоху глобализации, эти процессы продолжаются. В частности, еще недавно компания Toyota владела частью акций компании Tesla, но в конце октября 2014 года от них избавилась. Кто придет японцам на смену? Запасаемся попкорном и ждем новостей.
Tesla Model S
Для комментирования вам необходимо авторизоваться