Съемка экстерьера – одна из главнейших составляющих фотосета: ведь в автомобильном мире каждого новичка встречают именно «по одежке». Уже потом открываются буклеты технических характеристик, списки комплектаций и прайс-листы – а влюбить в себя автомобиль должен с первого взгляда. Кроме того, экстерьерные фото «универсальны» в том смысле, что могут работать в широком спектре задач: снятый автомобиль можно «перекрасить», поместить в различные фоновые локации и при необходимости даже «оживить», имитируя движение. Мы же до настоящих съемок в динамике еще доберемся – а пока познаем тонкости студийной съемки.
Подготовил – установи
Как подготовить автомобиль к съемкам, мы выяснили на прошлой неделе. Сегодня же уже чистый и сверкающий автомобиль торжественно въезжает на циклораму: это день его дебюта на модельном поприще. И чтобы представить сегодняшнюю модель – ŠKODA Octavia – в выгодном свете, подчеркнув игрой света и тени кристаллический дизайн с выраженными гранями, нужно в том числе правильно выставить его на поворотном столе – ведь он, как правило, ставится туда «раз и навсегда», а с подгонкой ракурса помогает уже поворотная площадка.
ПРОВЕСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ СЪЕМКУ ЭКСТЕРЬЕРА АВТОМОБИЛЯ, ПОЛУЧИВ НА ВЫХОДЕ ИДЕАЛЬНЫЕ КАДРЫ, МОЖНО ТОЛЬКО В СТУДИЙНЫХ УСЛОВИЯХ, И ЦИКЛОРАМА – ЭТО ФУНДАМЕНТ, НА КОТОРОМ ФИЗИЧЕСКИ И ФАКТИЧЕСКИ ЗИЖДЕТСЯ РАБОТА С АВТОМОБИЛЕМ. ПОВОРОТНЫЙ СТОЛ ПРИ ЭТОМ ЗНАЧИТЕЛЬНО ОБЛЕГЧАЕТ РАБОТУ И ЭКОНОМИТ ВРЕМЯ: В МОСКВЕ ТАКОЙ ЕСТЬ ТОЛЬКО У НАС.
В принципе, выставление автомобиля на площадке – задача нехитрая: закатил его по центру – и знай себе крути, как хочешь. Однако и здесь есть парочка «фотографических» нюансов. Во-первых, пристальное внимание уделяется даже такой мелочи, как… положение логотипа бренда на ступичных колпачках колесных дисков! Да-да, загнав автомобиль на стенд, ассистент уже на месте поочередно поддомкрачивает каждое из колес и вращает его, чтобы стрелочка на логотипе ŠKODA была направлена в нужную сторону. Конечно, все это можно откорректировать на ретуши, но о приоритетах и временных затратах на эту работу мы уже упоминали в прошлый раз – лучше организовать все так, чтобы не терять время потом.
Второй маленький нюанс знаком каждому, кто хоть раз фотографировал автомобиль с целью получить качественную картинку: это угол поворота передних колес. Им можно и нужно «играть» в зависимости от ракурса: если автомобиль снимается в профиль, колеса должны быть выставлены строго прямо, а при съемке в «три четверти спереди» переднее колесо нужно повернуть «лицом в кадр», чтобы был виден рисунок диска. Ведь диски, как гласит расхожая фраза – это половина внешности автомобиля, а если эти диски еще и созданы специально для него, подчеркивая кристаллические грани и «чешский кубизм» общих очертаний, упустить их из виду в кадре попросту непростительно.
Часы и сутки в кадре
Важность светотеневого фона при съемках переоценить не просто трудно, а невозможно: по сути, это основа каждого успешного кадра. Можно найти сколь угодно выгодный ракурс или оригинальную идею подачи но если на фотографии Octavia будет «плоской», а ключевые элементы ее дизайна вроде фирменных граней, ключевых линий или остроугольной оптики «замылены», раскрыть его по-настоящему не получится. Поэтому после размещения автомобиля на поворотном столе начинается кропотливая работа по выставлению света.
Сначала команда осветителей выставляет базовый свет, на котором мы понимаем форму и объем машины. Затем мы детально «досвечиваем» нужные области, подчеркивая и выделяя главные элементы и особенности дизайна автомобиля: динамичный контур с коротким передним свесом, новые сдвоенные фары, рельефный капот с продольными гранями… Это тоже процесс творческий: у каждого фотографа есть свой «почерк». Поэтому на «базу» мы будем добавлять акценты так, как это вижу я, вкладывая в фотографии свои знания и определенную художественную ценность.
На самом деле, свету в реальном съемочном процессе уделяется львиная доля времени. Человеку, не интересующемуся фотографией и автомобилями вообще, эта работа может даже показаться скучной: автомобиль застыл в хорошем ракурсе, камера настроена, фотограф на месте – а фотографии все нет и нет. Вместо щелчков затвора и частых вспышек – перемещения и движения осветителей, прожекторов и их шторок, ширм, листов пенокартона и «динамического потолка» на подъемных механизмах. Каждый кадр – это долгие человеко-часы работы по поиску того светотеневого рисунка, который будет абсолютно идеальным для данного конкретного ракурса. И порой один качественный кадр – это половина рабочей смены всей команды.
А еще одна составляющая работы, одновременно упрощающая и усложняющая создание фотографий – это постоянный диалог с тем, кто тоже имеет видение того, как должны выглядеть финальные изображения: с клиентом. Более того, диалог этот может быть как «виртуальным», так и самым что ни на есть непосредственным, прямо на съемочной площадке.
На официальных съемках автомобиля может присутствовать клиент – и тогда они в паре с фотографом «регулируют» то, что будет подчеркнуто на итоговой картинке. Иногда их мнения не сходятся – это нормальный рабочий процесс, и, постепенно пробуя разные варианты, всем удается прийти к общему согласию.
Цвет – удобный и сложный
Дизайн автомобиля – это, несомненно, важно, но что насчет цвета? Кто решает, какого оттенка должен быть автомобиль на сцене, есть ли требования к цветам, и существуют ли «удобные» и «сложные» цвета для съемки? Ответы на все эти вопросы тоже согласовываются до того, как объект внимания займет свое место в студии.
Вообще, «сложные» цвета для съемки автомобиля существуют: это белый и черный. Белый, в частности, очень неинформативен для программ, в которых будет производиться дальнейшая обработка – он несет в себе меньше скрытой информации. Его сложнее «снять» с автомобиля для виртуальной перекраски – такая опция используется, например, в онлайн-конфигураторах. Там при выборе цвета из палитры машинка на экране «перекрашивается» в него – но это не означает, что фотографировались все цвета: скорее всего, снимался один, а остальные калькировались с масштабных моделек. Ну а самый удобный для съемки и последующей «перекраски» цвет – светло-серый.
Впрочем, серый цвет далеко не всегда становится безальтернативным: ведь у многих автомобилей в момент дебюта есть свой «фирменный» оттенок – так сказать, «цвет запуска», определяемый маркетинговым отделом каждого бренда. В этом случае на съемки отправляется модель именно в этом цвете, и он же будет глядеть на вас со всех рекламных фото.
Наша сегодняшняя ŠKODA Octavia имеет оттенок под названием «Серый Quartz металлик», и нам важно передать и сам оттенок, и глубину цвета. Это важно, когда автомобиль не классически-серый, а имеет интересный цвет, особенно перламутровый или с эффектом «металлик». В нашем случае в зависимости от степени «просвета» машину можно сделать и просто серой, и насыщенной – в выборе правильной освещенности и состоит важность передачи оттенка.
Хард и софт
Профессиональный фотоаппарат – один из самых очевидных и вместе с тем сложных и дорогих элементов съемки такого уровня. Только о тонкостях выбора камеры можно говорить и спорить бесконечно, а ведь есть еще объективы, аксессуары, программное обеспечение… Мы же, однако, не будем давать советов или углубляться в сравнительно-оценочные рассуждения, а просто поделимся одним из множества мнений.
Помимо брифа на съемку, где оговаривается фактура съемок, есть еще и технический бриф, где указывается либо конкретное оборудование, с помощью которого должен сниматься автомобиль, либо конкретное разрешение конечных фотографий. На основании этого технического задания и формируется набор оборудования. Сегодняшняя съемка проходит на камеру Olympus E-M1 Mark II – она позволяет создавать фотографии в сверхвысоком разрешении, 10 770 пикселей по длинной стороне, что эквивалентно 80-мегапиксельной матрице. Подобное разрешение, для начала, облегчает работу при постобработке, давая возможность приблизить каждый элемент и проводить так называемую попиксельную ретушь. Но в целом такое разрешение фотографии, конечно, нужно прежде всего для того, чтобы печатать изображения с высочайшей детализацией практически любого формата.
Разрешение, подобное этому, даже представить себе трудно. Просто сравните: современный FullHD телевизор имеет разрешение 1920×1080 пикселей – то есть, для полноценного отображения снятой картинки потребуется 24 таких телевизора! А ведь в ходу до сих пор есть и экраны HD разрешения – таких для полноценной передачи изображения и вовсе требуется 45!
Программное обеспечение для съемки в нашем случае – штатное для камеры: оно позволяет наиболее полноценно управлять съемкой и настраивать детали – например, фокус. Однако не все детали в кадре можно или нужно снимать за раз: как выясняется, даже те несколько кадров, что делаются за съемочный день, делаются не сразу!
Делай раз, делай два
На самом деле, очень часто финальное изображение, красующееся на рекламных баннерах и в глянцевых каталогах – это не одно изображение, а… сразу несколько. Дело в том, что выставить свет так, чтобы подчеркнуть все детали и особенности автомобиля разом, катастрофически сложно. Выделил рельефные продольные грани на капоте – затемнил крыло с логотипом Laurin&Klement, подчеркнул кристаллические фары – пересветил бампер, сделал акцент на боковой линии – потерял его на передке… Чтобы не тратить сутки на выставление света для одной абсолютно идеальной фотографии, его комбинируют: поочередно расставляют акценты на очертаниях, гранях и элементах, а затем «сливают» получившиеся фото воедино, заимствуя лучшее из каждого изображения.
Таким образом, получив разные изображения с разными выделенными элементами, можно и комбинировать их по-разному. Для определенного фона может потребоваться лишь часть из них, для идеальной «супермодельно-глянцевой» картинки – все сразу. Кроме того, разные склеиваемые изображения позволяют компенсировать возможные «артефакты»: вот на капот села муха, на бампере обнаружился свежий отпечаток ладони, или просто отражение стоящего рядом прожектора в определенном освещении стало слишком заметным на плоскости двери. Любой из этих недостатков можно исправить, имея на выбор несколько фотографий, сделанных в разное время и в чуть разных условиях.
Итак, спустя многие часы работы десятка человек, фотографии экстерьера, наконец, готовы к передаче в постобработку. На этом этапе тоже будет немало работы: даже изображения, кажущиеся нам идеальными, ретушер видит насквозь. Там будут окончательно отполированы мелочи и отточены грани – и в прямом, и в переносном смысле: ведь новая Octavia полна граненых элементов, которые обязательно нужно подчеркнуть. И это не только заметные сразу подоконная линия, мощный капот или хрустальная оптика, но и кристаллические грани, обрамляющие площадку номерного знака, характерная решетка радиатора и очертания бамперов.
Второй съемочный день будет посвящен интерьеру – мы узнаем, в чем основные отличия в технике съемки экстерьера и интерьера, какие хитрости используются при подготовке автомобиля к интерьерной съемке, какие детали нельзя упускать из виду в процессе, и почему ассистент в нем устает даже больше, чем при создании фотографий экстерьера.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Был удивлён использованию беззеркального фотоаппарата со столь маленьким сенсором. Чем аргументирован такой выбор? Почему не тот же полнокадровый 5ds или a7r? Ведь передача полутонов как раз таки сильно зависит от размера использованного сенсора.
Спасибо.