Plymouth Fury в фильме «Кристина», 1983 год
Олдтаймер красного цвета вселял ужас во всех зрителей и читателей. Одноименная экранизация романа Стивена Кинга «Кристина» стала легендой кинематографа и иконой жанра автомобильных ужасов. Старенький Плимут, забытый на заднем дворе захолустного дома, привлекает внимание подростка Арни, который не очень-то пользовался популярностью в школе. Парень покупает и восстанавливает Кристину (так автомобиль был назван предыдущим владельцем), чем заслуживает ее «беспощадную» любовь. Киношники наделяют машину простыми человеческими чувствами, среди которых помимо любви есть ревность и даже стремление отлично выглядеть. Если вы помните «жука»-добряка Херби, то Кристина – его злой антипод.
В фильме появились приемы, которые и дальше использовались в кинематографе. К примеру, «общение» при помощи радиоприемника или «запирание» в себе жертв. Ну и конечно высочайших похвал заслуживает визуализация смущения машины, когда она складывала и расправляла передок. Для создания такого эффекта использовались гидравлические помпы. При этом помпы только втягивали кузов внутрь, а эффект расправления машины – это просто обратная перемотка пленки. Пожалуй, Plymouth Fury – это одна из самых красивых убийц с экранов.
Peterbilt 281 в фильме «Дуэль», 1971 год
Первопроходец в мире автомобильного хоррора. Настоящим фильмом ужасов «Дуэль», конечно, не является, но триллером он считается по праву. Внушающий ужас грузовик Peterbilt 1955 года вступает в схватку с Plymouth Valiant на бескрайнем американском шоссе. Некоторые критики до сих пор считают этот фильм непревзойденным и лучшим из всего, что создал Стивен Спилберг.
Режиссеру было всего 24 года, бюджет фильма — 450 тыс $, а съемки заняли всего 13 дней. И вот с такими небогатыми исходными данными Стивен создал отличную метафору безликого зла, преследующего обычного человека. В общем, режиссер постарался на славу: не окруженный давящими продюсерами, не имея большого бюджета, Спилберг снял свой первый шедевр так, как хотел.
Фильм очень простой. Не было построено ни одной декорации, а на пост-продакшн после 13 дней съемок ушло еще 20 дней. Изначально фильм снимался для телевидения, но после огромного успеха было решено сделать версию и для большого экрана, для которой Спилберг снял еще несколько сцен.
Фильм и сегодня смотрится очень хорошо, так как в нем нет никаких спецэффектов, которые обычно и выдают возраст картины, а последняя сцена (ВНИМАНИЕ, СПОЙЛЕР!), где грузовик падает в обрыв, снималась полностью вживую. Кстати, во время съемок этих кадров в грузовике вышло из строя устройство дистанционного управления, и за руль сел каскадер, который незаметно спрыгнул с грузовика за секунду до крушения.
Lincoln Continental Mark III в фильме «Автомобиль», 1977 год
Следуя примеру Спилберга, Элиот Сильверштейн в своей картине решает обезличить зло, и никто не видит водителя внутри затонированного и полностью переделанного «Линкольна». Узнать автомобиль в фильме практически нереально, ведь от оригинала тут осталась лишь решетка радиатора. Но все эти «доработки» создали действительно очень недружелюбный имидж.
В фильме очень качественно созданы образы, идеально ложащиеся на сюжет, а сверху все полито прекрасным соусом музыки и звуковых эффектов. Может быть, спецэффекты 70-х годов сегодня и смотрятся несколько наивными, но это нисколько не портит впечатлений от фильма.
Для съемок было сделано 4 бутафорских машины, которые были уничтожены во время съемок, а вот настоящий автомобиль сейчас находится в частной коллекции, и ушел он туда за 84 тысячи долларов. А некоторые сцены этого фильма были использованы в сериале о другом «умном» автомобиле «Рыцарь дорог».
White Western Star 4800 в фильме «Максимальное ускорение», 1986 год
Безусловный король ужасов – Стивен Кинг. И снова в его книге на людей начинают охотиться автомобили, а к ним присоединяются различные электронные приборы. В роли предводителя армии машин выступает грузовик 1967 года, на носу которого размещалась огромная маска зеленого гоблина. И это, казалось бы, безобидное украшение стало поистине зловещим, особенно в эпизоде, когда грузовик загорается, и глаза гоблина наливаются красным светом.
Кстати, во время съемок произошел несчастный случай, очень схожий с сюжетом фильма. В момент настройки оборудования перед съемкой очередной сцены вышел из строя ручной тормоз газонокосилки. В результате этой неисправности оператор Армандо Наннуцци лишился глаза. После этого он подал в суд на Стивена Кинга и, скорее всего, больше его книг не читал. Конечно, судебный иск провалился, а оператор и писатель разошлись миром.
Caterpillar D-9 в фильме «Бульдозер-убийца!», 1974 год
Признаться, эту картину я запомнил и решил упомянуть в статье в основном из-за оригинального названия. Человек, придумавший слово «Killdozer», Теодор Старджон, достоин почетных наград! Но вернемся от людей к машинам-убийцам. Как несложно догадаться из названия, главную роль тут исполняет вполне мирная изначально строительная техника. Как и в фильме «Дуэль», водителя в кабине не видно, действие разворачивается по заветам (хотя и не по сценарию) Стивена Кинга, где бульдозер «сходит с ума» и начинает убивать все живое после вмешательства инопланетных сил.
Рассказать о фильме можно не так много – сюжет, признаться, довольно тривиальный. Отметить можно книгу, по которой была снята эта картина. «Киллдозер» Теодора Старджона – произведение, может, и не самое интересное, но внимание к деталям в некоторых сценах очень радует.
Это, наверное, тот самый случай, когда можно точно сказать, что книга лучше фильма, и мало кто будет возражать. Сцена финальной схватки в книге разворачивается на нескольких страницах, а план по уничтожению «бешеного трактора» включает в себя целую кучу приспособлений и фактов. В фильме же все сводится к помощи трансформатора и железки.
Chevrolet COE в фильме «Джиперс-Криперс» 2001 года
Этот «Шеви» 1942 года как будто был создан именно для фильмов ужасов. Непропорционально узкая кабина, маленькие круглые выпученные фары, немного ржавчины и легкая доработка решетки радиатора – все это пугает даже до того, как в фильме начинают происходить страшные вещи. Грузовик, стоящий на службе у древнего демона, хоть и был старым, но все еще мог развить хорошую скорость.
Помимо грузовика, в картину очень удачно вписалась музыкальная композиция Гарри Уорена и Джонни Мерсера 1938 года «Jeepers Creepers». Развеселый шлягер 30х годов после этого фильма до сегодняшнего дня вызывает какие-то неприятные ощущения. Прямо сейчас, в процессе написания этого текста я включил эту композицию, и по спине поползли мурашки! И ведь именно эта песня дала название фильму, который мог бы называться «И тут приходит Бугимен».
Отличный фильм, отличный грузовик, отличная песня и вполне хорошая игра актеров вкупе дали хороший результат. При бюджете в 10 млн долларов картина собрала почти 60 млн.
А что еще?
Вообще-то фильмов с жутковатыми машинами – полно, но не все из них, на мой вкус, заслуживают длинного описания. А вот несколько строк – в самый раз. Итак, что осталось за кадром обзора:
«Дух мщения» 1986 года, где автомобиль становится не воплощением зла, а призраком погибшего парня, пытающимся отомстить за свою смерть, и автомобиль он выбирает очень интересный – прототип Dodge M4S Turbo Interceptor.
«Катафалк» 1980 года, в котором ужас в сердцах зрителя поселил «последний автомобиль» человека, роль которого досталась Packard Mayfair.
«Колёса ужаса» 1990 года, в сюжет которого входит уже маньяк-педофил, который рассекает на стареньком Dodge Charger.
«Доказательство смерти» 2007 года с Куртом Расселом. Фильм Квентина Тарантино, как обычно, снят в лучших традициях режиссера. Бывший гонщик-маньяк носится на Chevrolet Nova и Dodge Charger и убивает девушек.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
А как же вампир мотоцикл??
Я, знаете ли, не просто 10 лет сидел и копейки складывал. Я жил вообще-то. Как-то развивался.
А сейчас я езжу на Приоре и коплю на Гранту. 5 лет уже отъездил, еще 4 и буду задумываться о покупке.
А как же вампир мотоцикл??
По поводу Кристины снова наврали. Кристина - ни какой не "злой антипод", литературу в школе нужно было учить.