В январе, феврале и марте рынок новых авто в России вырос на 31,3%, 24,7% и 13,9% соответственно. С одной стороны, после долгих лет падения такие относительные показатели должны вызывать безотчётную радость – лишь бы росло, и неважно, на сколько!
Однако ж ясно: если тенденция к сокращению динамики набора спроса сохранится, очень скоро рынок уйдёт в минус.
В поддержку этих выводов говорит и тот факт, что кривая изменения продаж относительно аналогичного периода прошлого года обратно пропорциональна тому, что мы наблюдали с января по март в 2017-м. Более того, все тенденции прошлого года в первом квартале нынешнего получили своё устойчивое развитие. Главная из них – сокращение доли премиум-брендов.
Потускневший «люкс»
Прежде премиум-сегмент был тихой и спокойной гаванью российского автомобильного рынка – даже в самые тяжёлые времена бури обходили его стороной. Однако события последних лет изменили «климат» радикально: доля премиума неуклонно сокращается. Особенно отчётливо это стало видно именно в конце 2017 года, когда впервые за много лет весь рынок продажи нарастил, а «люкс» остался в нуле. В первом квартале 2018 года доля машин премиум-брендов упала ещё сильнее: если по итогам декабря она составляла 9,5%, то по состоянию на март опустилась до 8,3%. В чём же дело?
Вспомним, что количество моделей в «люксе» за последние три с лишним года, то есть, с того времени, когда обвалился рубль, осталось прежним. Некоторые марки вывели часть нишевых позиций, чтобы не тратиться на сертификацию «ЭРА-ГЛОНАСС», некоторые удалили несколько наименований из номенклатуры из-за отсутствия у них устойчивых рыночных перспектив. В последнем случае хорошим примером можно считать уход седанов Lexus (за исключением ES). Но появились и новые модели — к примеру, Mercedes-Benz GLE Coupe или BMW X4. Короче говоря, в отличие от бюджетного сегмента, не досчитавшегося нескольких десятков позиций, покупатель дорогих брендов не был обделён. Однако случилась другая напасть.
Наконец-то настал тот момент, когда даже самые богатые клиенты стали придерживать денежки.
С одной стороны, это привело к увеличению времени владения самыми дорогими машинами – полноразмерными SUV, с другой, из-за расширения модельных рядов иные покупатели, предпочитавшие прежде большой кроссовер, нынче обходятся среднеразмерным. Внутренний каннибализм, который уже давно не портит картины в среднем и нижнем ценовом сегментах, начал негативно сказываться на результатах в премиуме.
По этой причине в первом квартале, несмотря на всеобщий средний рост, сильно потерял сегмент больших SUV. В первой десятке, пожалуй, только падение «народного» VW Touareg выглядит закономерным – в Китае уже представили модель третьего поколения. А вот по люксовым парам очевиден отток клиентов: дуэт BMW X5/X6 падает – BMW X3/X4 растёт. Range Rover падает, Range Rover Velar – растёт. Среднеразмерный новобранец по итогам квартала стал не только первой моделью бренда, но и в принципе помог Land Rover остаться в символическом плюсе (+2%). Восстановит ли свои позиции “большой” Range Rover после недавнего рестайлинга, пока не ясно, но в целом за марку опасаться не стоит: единственная модель, которая выпадает из колоды – это Discovery 5. Она стабильно и с большим отрывом удерживает последнее место в списке продаж бренда.
А вот ситуация в Volvo – тревожнее некуда. Минус 19% за квартал объясняются и внутренним каннибализмом – покупатели XC90 поглядывают на новый XC60, который со сменой поколений перевели из компактного в среднеразмерный класс, и кратковременным выпадением из линейки компактного кроссовера. Однако надежды на новый XC40 мало: цена его относительно предшественника (XC60 первого поколения) существенно возросла, что автоматически делает невозможным достижение новичком результатов ветерана. В компактном классе люксовые кроссоверы продаются со скрипом. Однако и они при определённых условиях могут внести напряжённость в дружный коллектив: Jaguar E-Pace всё-таки начал отбирать покупателей у среднеразмерного F-Pace.
Что касается сегмента «премиум» в целом, то оказалось, что он совсем не однороден: раскол, наметившийся в прошлом году, приобретает все более отчётливые очертания. С наименьшими потерями и прошедшую, и грядущую фазы кризиса (непростые времена отнюдь не позади) пройдут только Mercedes-Benz и BMW. Они по-прежнему не только уверенно удерживают первое и второе место по объёмам, но и продолжают расти: 4 и 14% за квартал соответственно.
Вполне возможно, к этой паре присоединится и Lexus (0%), однако, все его ключевые модели, за исключением NX, падают: и полноразмерные LX и GX (последний вообще потерял половину покупателей), и даже всегдашний лидер — среднеразмерный RX. Кстати, надолго ли хватит NX свежего заряда, полученного с рестайлингом, пока тоже не ясно.
Менеджеры Audi (-9%) по-прежнему не в состоянии выправить положение. Более того, просветов нет, а позиции марки в секторе седанов продолжают слабеть. Впрочем, это общая тенденция: в силу разных причин трехобъемные легковые модели Mercedes-Benz и BMW тоже теряют, однако ещё показывают хорошие абсолютные цифры. В марте Audi всё же показала рост в 3%, однако это не даёт основания утверждать, что после нескольких лет падения ситуация стабилизировалась.
На первый взгляд, есть напряжённость и у Porsche: в первые два месяца года марка была в символическом плюсе на три и один процент, а вот в марте упала на 15%. Дело тут не в смене поколений Cayenne – флагман почти ничего не потерял и, очевидно, не только быстро наверстает упущенное, но и пойдёт в гору, а вот что делать с «Маканом» — это вопрос: среднеразмерный представитель знаменитой фамилии не добирает прилично, притом, что, скажем, Panamera даже растёт.
Завершая тему «премиума», фиксируем, что сейчас в сегменте образовались как минимум две группы: в одну входят Mercedes-Benz и BMW, в другую – все остальные плюс «колеблющийся» Lexus.
Средненький класс
В «народных» сегментах – как в бюджетном, так и в лоу-кост — уже обходится без дробления. Наоборот – растут все вместе, правда, неодинаково, зато в едином порыве, а точечные аберрации не должны сбивать с толку.
К примеру, в группе компактных кроссоверов несущественное падение Toyota RAV4 объясняется грядущей сменой поколений – люди в ожидании пятого «Равика». Та же история с X-Trail, только масштаб скромнее – на днях в Санкт-Петербурге началась тестовая сборка модернизированной версии. Из падения Qashqai наоборот, пока трудно вывести закономерность, однако небольшая дельта говорит о его коррекционном характере – будем наблюдать.
В группе субкомпактных SUV много и уверенно набирают лишь две модели – безоговорочный суперуспешный лидер Creta и… старушка Нива. По части объёмов за Кретой не может угнаться ни один из конкурентов – к тому просто нет предпосылок. Дело в том, что диапазон конструктивных особенностей модификаций, а как следствие – их потребительских качеств, и цен настолько широк, что покрывает всех конкурентов вместе взятых. Здесь и простенькая, «пустая», откровенно лоу-костовая базовая версия 1,6 2WD с громыхающей и некомфортной задней подвеской, и мощная полноприводная с муфтой, реагирующей на поворот руля, и независимой подвеской задних колёс флагманская версия, на которой втроём и в небольшое путешествие отправляться можно. Как мы знаем, в этом сегменте в ближайшее время появятся несколько новинок – от китайского FAW Besturn X40 до французского Citroen C3 Aircross, однако, очевидно, ни одна из них не сможет замахнуться на первенство.
Собственно, все лидеры рынка – это или лоу-костеры, или компании, которые основные продажи делают на «народных» автомобилях: Lada (+29%), Kia (+40%), Hyundai (+28%), Renault (+27%). И сухая формулировка «реальные доходы населения падают» уже не отражает реальности: покупатели автомобилей в России стремительно беднеют, и лучше всего об этом говорит расклад продаж. В первой десятке самых популярных моделей давно нет ни одной бюджетной – сплошь лоу-костеры, доля которых непрерывно растёт.
Ещё чуть-чуть и превратимся в Индию, но не по объёмам продаж – нам об этом мечтать и мечтать, а по структуре рынка.
Переходя на уровень брендов, отмечаем скачкообразный рост Mitsubishi (+121%), достигнутый в том числе за счёт возвращения на рынок устаревшего ASX, оживления интереса к Outlander (+43%), связанного с большой маркетинговой кампанией, и десятикратного увеличения сбыта Pajero Sport, возвращённого в прошлом году на калужский конвейер. Более того, именно на Pajero Sport японская компания предлагает самую большую скидку – до 300 000 рублей, причём на машины 2018 года выпуска.
Почин Mitsubishi поддержала Honda (163%), которая нынче продаёт в России лишь две модели. У главной – CR-V пятого поколения — в прошлом году случилась смена поколений. Отметим, что ещё с последним рестайлингом в четвёртом поколении машина резко подтянула свои потребительские качества – как по части подвески, так и по части настроек силового агрегата.
А что касается вариатора, сменившего устаревшие 5-ступенчатые гидромеханические АКП – его вообще можно смело назначить лучшим на российском рынке. Поклонники Subaru наверняка готовы поспорить, что у их бесступенчатой коробки с цепным гибким звеном нагрузочная способность не хуже. Может быть, только вариатор «Серванта» ещё и предлагает самые широкие возможности по ручному управлению.
И партия – их рулевой
Китайский сектор – сама стабильность! Что? На 60% упал многолетний лидер Lifan X60? Ну ничего, в самое ближайшее время в шоурумы поступит его модернизированная версия, оснащённая всё тем же силовым агрегатом — правда, называется она уже X70. А пока спасаются чудищем с пафосным названием MyWay – рамным, с зависимой задней подвеской, неразрезной балкой заднего моста, заднеприводным и трёхрядным. Оно покрыло недостачу от X60, и Lifan закончил квартал в символическом плюсе. В стане Chery (+25%) жизнь налаживается за счёт запуска новой Tiggo 3, а Zotye (250%), оставшись в этом году с кроссовером Т600 (седан Z300 ушёл и, видимо, больше не вернётся), устроила аттракцион неслыханной щедрости – спрос на «китайцев» белорусской сборки взлетел почти в три раза.
По-прежнему уверенную динамику демонстрирует Haval (+33%), однако самый современный и высокотехнологичный автомобиль – Haval H6 Coupe, который показывает, в каком направлении разработчики Great Wall двинулись со вторым поколением Haval H6, которое пока до нас не доехало, увы, пока покупателями не оценен: в первые три месяца на недавнюю новинку нашего рынка нашлось всего лишь 15 желающих.
Отметим и дерзкий релиз FAW, пришедший на днях: поставщик правительственных лимузинов «Красное знамя» расширил дилерскую сеть в РФ до 50 точек, готовится запустить две модели, а ещё одну — обновить.
Geely Atlas, который должен сокрушить всех и вся, судя по неожиданно высокому для китайцев критерию «цена/качество», пока не успел себя проявить: поставки дилерам начались лишь в марте, и отгружено лишь 74 машины.
Однако нет сомнений в том, что к концу года модель войдёт в 15 самых популярных компактных кроссоверов России, а по-хорошему, должна войти и в топ-15 всего рынка.
В противном случае полноцикловую сборку в Жодино можно будет закрывать. Впрочем, надеемся, что до этого не дойдёт, ведь Atlas – это не последняя новинка Geely в этом году.
Что дальше?
Как известно, 1 апреля правительство РФ поздравило автомобильную отрасль увеличением акцизов. Некоторые компании (Ravon, Subaru) уже подняли цены, некоторые не спешат. Вполне может быть, что это не повлечёт никаких последствий, но ведь ещё ожидается увеличение утилизационного сбора.
Между тем, не обошлось и без приятных известий. В марте начались продажи Skoda Kodiaq нижегородской сборки – всю штамповку пока привозят из-за границы, а сварку и окраску осуществляют на мощностях ГАЗа. Впрочем, было бы правильнее сказать "на территории ГАЗа", поскольку Фольксваген Груп Рус вкачал в новую линию аж 87 миллионов евро. В результате цена на Skoda Kodiaq рухнула до 1 339 000 рублей. Именно это и стало главным событием первого квартала 2018 года на российском автомобильном рынке. А вовсе не санкции, падающий рубль и прогрессирующая нестабильность в Сирии, разрешившаяся бомбардировкой.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Вместо таблицы с компактными SUV лишний раз вставили таблицу легковых класса B. Поправьте.
Обычно статистика читается с трудом, но здесь не тот случай - прекрасный обзор и справедливые замечания по динамике рынка. Спасибо!
Дастер,Каптур,Асх,Ети,Террано,МБ GLA, BMW X1-2 , КРЕТА,ЛАДА 4×4 и так дальше, это всё автомобили одного суббкомпактного класса SUV И НЕ НАДО их вписывать в компактный класс, они слишком малы для этого.