Все, конечно, происходит не от хорошей жизни. Покупательская способность населения все падает и падает, и вот уже солидная часть автошкол едва справляется с покрытием расходов на аренду учебных классов и площадки. Кто-то работает «на энтузиазме», кто-то уходит с рынка, а кто-то – придумывает разнообразные методы обмана потребителя. Про них-то мы сегодня и поговорим.
Если у вас цель сугубо практическая – получить достойные знания и сдать на права, то вы можете просто усвоить два простых правила: не покупать курс обучения дешевле рынка (по состоянию на январь средняя цена – около 34 000 рублей) и выбирать школу, которая существует достаточно давно и имеет устойчиво положительные отзывы. Все, что будет рассказано ниже, относится к тем организациям, которые предлагают услуги по демпинговой цене.
Если же вы собираетесь пойти в учебную организацию, в которой стоимость услуг ниже фактической себестоимости обучения, то будьте готовы к тому, что вам просто не будет предоставлен полный объем образовательной услуги. Вы попадете в типичную автошкольную «пирамиду».
Про себестоимость и способы экономии
Арендодателей, владеющих помещениями, не интересуют проблемы руководителей учебных организаций и то, что у них нет набора. Их интересуют лишь свои стабильные доходы. Хитрые директора школ в поисках выхода из положения заключают заведомо убыточные договора на обучение, чтобы хоть как-то оплатить аренду помещений и земельных участков. При этом заработная плата сотрудников и преподавателей уходит на задний план. Известны образовательные организации, в которых задолженность по зарплате составляет уже более 3 000 000 рублей.
При такой схеме вместо живого общения с преподавателем вам, вероятно, будет предложено просмотреть видеокурс лекций. Что особенно забавно, если учесть, что суммарная продолжительность лекций не должна быть менее 134 часов. Такого количества видеороликов нет ни у одной организации.
Да и дистанционные формы обучения в целом незаконны – это прописано в приказе Минобрнауки №1408 еще 2013 года. Документ совершенно четко предписывает занятия в оборудованных аудиториях. Так что если вам предложат «обучающее кино», знайте – это обман.
Теперь переходим к обучению вождению. Как говорилось выше, повезло тем, кто стоял у вершины пирамиды. Их инструкторы хотя бы смогли обучить вождению… Те же, кто оплатил демпинговое обучение ближе к закату существования «школы-пирамиды», рискуют остаться вовсе без практики, ограничившись одним вышеупомянутым «кино».
Почему? Потому что инструкторам просто перестают платить вовремя или не платят вообще, «кормя» обещаниями. Потерпев какое-то время, они просто не выходят на работу. Ведь вы же помните, что приоритет у организаторов «пирамид» – это не зарплаты, а аренда помещения?
Итак, долги растут как снежный ком, деньги новых кандидатов водителей уходят на худо-бедное обеспечение видимости обучения прежних клиентов…
Что дальше?
Все как в 90-е. Участник «пирамиды» со временем начинает понимать, что сроки обучения растягиваются на неопределенное время. Инструктор не берет трубку, «гасится» и администрация. Тем временем все друзья-знакомые, решившие на обучении не экономить, уже могут сдавать экзамены или вовсе кататься на машине. А горе-ученик все ждет…
В худшем случае организаторы «пирамиды» просто сбегут с деньгами. В лучшем – после бесконечного обивания порогов ученику выдадут документы, что он якобы прошел обучение в полном объеме, и с ними даже можно попытаться что-то сдать в ГИБДД. Но так как знаний нет, то придется либо искать инструктора-частника или нормальную автошколу, либо пытать счастья с «помощью в сдаче экзаменов». С риском снова отдать деньги мошенникам или вообще попасть под уголовную статью о покушении на дачу взятки.
В среднем занятие у частного инструктора в Санкт-Петербурге стоит 1 000-1 500 рублей в час. Потребуется их никак не меньше 10, а лучше 15. Прибавим сюда изначальную демпинговую цену входного билета в «школу-пирамиду» (10 000-15 000 рублей) и получим сумму, существенно превышающую цену обучения в школе, которая не увлекается мошенническими схемами и просто работает.
А как же реформа автошкол?
Если вы имеете в виду обязательное требование для автошкол иметь площадку для практических занятий, то идея эта реализовалась ровно так, как предсказывали все эксперты, хоть что-то понимающие в системе обучения водителей. Площадки у «школ-пирамид» есть, но только на бумаге.
Перед получением лицензии они просто арендуют некую площадку, платят небольшую сумму арендодателю, а затем просто разрывают договор (скорее всего, по предварительной договоренности) и все. Формально все требования соблюдены, а проверять по существу никто и не стремится.
А как же ГИБДД?
В их функции проверка качества учебного процесса в автошколах не входит. Они готовы принять бумаги от любой организации, но при условии, что они не поддельные. Слушали ли вы видеокурс или сидели на лекциях, и сколько часов вы провели за рулем с инструктором, инспектора не интересует.
И что делать?
Ответ я уже дал в самом начале статьи – никогда не связываться с автошколами, где стоимость обучения существенно занижена. Бизнес по обучению водителей очень конкурентный и низкомаржинальный, заработать на нем колоссальные деньги невозможно, а высокие цены – реальность, данная нам Министерством образования и науки с их довольно-таки суровым стандартом для автошкол, пытающихся работать легально.
***
К сожалению, схемой «пирамиды» мошенничество в сфере автомобильного образования не исчерпывается. В следующих публикациях я расскажу о других способах обмана. Если есть конкретные вопросы, их можно оставить в комментариях к этой публикации.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Про низкую маржинальность этого бизнеса очень смешно... Все прекрасно знают что в автошколы очередь из желающих быть инструкторами. Допнакат, взятки и т.д. короче нормально они баблишко рубят.
Соглашусь с Вами, что в автошколах существует очередь из инструкторов. Но не соглашусь с тем, что этот бизнес "очень сладкий". В нынешней ситуации, инструктора стараются не менять место работы, и принцип "хорошо там где нас нет", в этом случае не работает.
Это где это такое ? :) Читаешь иной раз объявления подобное - диво дивное. Требуется инструктор по вождению ,можно без опыта.
15 тысяч за курс и 30 учеников в классе- получается более чем достаточно для аренды любых помещений и точно хватает на преподавателя. А уж насчет видеоматериалов, то их точно можно найти более высокого качества, чем лекции в автошколе. Так что это скорее благо, если конечно, материал выбраны удачно. Это мы не говорим о том, что школа кормится еще и с инструкторов, а 20-30% с их заработка еще более существенная сумма. В общем, как-то натянуто. Просто классы по 5 человек и преподаватель "отбывающий повинность" уйдут в прошлое при таком сроке обучения.
==15 тысяч за курс и 30 учеников в классе == Вы правы, этой суммы действительно хватит на покрытие затрат по аренде помещений и площадок, но не более того. На зарплату инструкторам и преподавателям денег не хватит. И это при условии,что ежемесячно будет набираться 30 человек в группу.
Абсурд. Цена не определяющий фактор.Главное то, что сама программа и условия новые которые ввели не позволяет обучить вождению автомобиля. Только лишь подготовить к сдаче экзамена на получение водительского удостоверения. Не более того.Первый и важный признак наличие у автошколы - курсов АВТОДРОМА ,а не пресловутой площадки. Если автодром отсутствует шансы всех учебных заведений уравниваются. Тут не важно в аренде площадка или собственный клочок земли .Добрая половина практических занятий проходит на площадке,так как это первая важная часть практического экзамена.Тут то большинство ,особенного женского пола и "топнут",тратя все свое время на неё, на остальное времени в лучшем случае половина.