От Понятовского до Карбышева
Вы можете посетить этот уникальный край, находясь в командировке в Минске, Варшаве или Калининграде. Приехать туда на день-другой можно и из третьей страны — Литвы, например, если вы остановились на отдых в курортном городе Друскининкай. Хоть на белорусскую часть канала, хоть на польскую.
Все началось в 1821 году. Пруссия решила установить высокие пошлины для транзита товаров через свою территорию. Тогда российский император Александр I вспомнил об идее последнего польского короля Станислава-Августа Понятовского построить канал, который соединил бы бассейны Немана и Вислы (находившихся тогда в Российской империи), в обход Пруссии, и балтийские порты с черноморскими (от Немана через Огинский канал, Днепр, Березинскую водную систему и Двину).
В 1839 году торжественно открыли 18 шлюзов — от окрестностей древнего Гродно до польского городка Августова. Но тем временем стали развиваться железные дороги, и экономическое значение канала сошло на нет, да и Пруссия успела отменить грабительские пошлины. Тем не менее по каналу ходили дровяные баржи, мелкие суда. Берега Немана и Вислы к тому же стали привлекать отдыхающих — сосновые леса, охотничьи и рыбные угодья (включая маленькие форелевые речки).
Руины старинных замков, конные маршруты, близость Друскеников с целебными водами и наличие более или менее сносной инфраструктуры (в том числе появление железнодорожного пути Петербург — Варшава) манили и потомков блистательного польского шляхетства, и средний класс. Идея туристического развития витала в воздухе, но помешала Первая мировая. Здесь стали строить укрепрайон, а потом сюда пришли бои. Между двумя мировыми войнами, уже под властью возродившейся Польши, вернулись к туристическому освоению канала. И опять бои — Второй мировой. Немцы взорвали три шлюза, несколько плотин и мостов.
После войны польский Августов опять стал приобретать славу курортного и туристского места. Но Друскининкай оказался в Литовской ССР, а Гродно — в БССР. С белорусской стороны шлюзы канала ветшали, русло зарастало, здесь было тихое заброшенное место. Только с 2004 года началось возрождение канала на белорусской стороне. Сейчас это популярный туристический объект, где в летнее время функционирует уникальный в своем роде погранпереход по воде между Беларусью и Польшей.
Что посмотреть на белорусской стороне?
Знакомство с Гродно заслуживает отдельной поездки, пока читателю остается верить на слово: этот город с его старинными костелами, Замковой горой и узкими средневековыми улочками (весь центр города является объектом историко-культурного наследия) заслуживает внимания туриста. Но мы из Гродно едем через небольшой городок Сопоцкин. Здесь есть костел XVIII века, аристократические усыпальницы на католическом кладбище и памятник польским солдатам, погибшим при обороне Сопоцкина в 1939 году.
В Сопоцкине работает бюро туристической информации, где можно получить буклеты, карты, узнать о проводящихся праздниках и фестивалях, сориентироваться по маршруту и ночлегу — с палаткой, в гостиницах, в агроусадьбах. По пути можно навестить Святск, где тоже есть старинный костел и усадьба.
И вот мы уже около шлюзов. Самый большой, четырехкамерный — Немново. Здесь есть частный музей канала, но экскурсию нужно заказывать заранее по телефону. Рядом шлюзы Домбровка и Валкушак, три плотины, домик смотрителя водного шлюза-регулятора "Куркуль", мини-ГЭС. Можно купить билет на теплоход и пройти шлюзы по воде, а можно воспользоваться пешеходными и велосипедными тропами, в любом случае путь будет проходить среди замечательных природных ландшафтов. Если вы поклонник военной истории, то от Домброво начинается "тропа Карбышева" — легендарный генерал перед войной именно здесь занимался строительством и модернизацией укреплений, вы сможете осмотреть форты.
Пока еще в стадии проекта создание на белорусской стороне полноценного сервиса — кафе, мотелей, кемпинга. Но у вас есть возможность арендовать беседку для привезенного с собой шашлыка или катамаран. В Домброво есть почта, откуда можно послать друзьям или родственникам открытку, там же можно купить пирожок, шоколадку, напитки. Несмотря на такой минимализм сервиса, еще никто из туристов не жалел о поездке — сама атмосфера места очень энергетична.
А если со стороны Польши?
На польской стороне с инфраструктурой получше и впечатлений от поездки будет, пожалуй, еще больше. Первый шлюз при реке Бобр (Бебжа) — Дембово, затем идут Сосново, Борки, Белобжеги. В Августове расположен одноименный пятый канал "Августов", а за ним — шлюзы Пшевензь, Свобода, Горчица, Панево, Перкуч, Микашувка, Соснувек, Тартак и Кудринки. На маршруте множество извилистых троп, холмов, водопадов. Красивы и близлежащие польские ухоженные деревеньки, обязательно заедьте полюбоваться.
В самом городе Августов есть старинный Ягеллонский парк, дом, где останавливался Бонапарт, и, точно так же, как в Гродно, костелы, монастыри, базилика... В городе чистый пляж, множество магазинов, кафе и ресторанчиков. Отсюда можно прокатиться по узкоколейке (единственная в мире "железка" с колеей 600 мм!), ведущей через леса Августовского и Вигерского национальных парков, где обитают волки, олени и множество птиц. На маршруте 4 остановки: Биндюга на берегу озера Вигры с прекрасным видом на озеро, Бартны с обзором озерных островов, Крушник – Зелёна Карчма с приятным отдыхом и Повалы тоже с волшебным ландшафтом.
Рядом с Августовом городок Липск, построенный Стефаном Баторием в 1580 году. И здесь мы найдем остатки той же линии военных укреплений СССР 1940-1941 годов, которые видели под Гродно. Остановившись хотя бы на несколько дней для изучения августовских окрестностей, вы узнаете много не только об истории Польши, но и о некоторых деталях истории отечественной. Так, здесь живут испокон веков русские старообрядцы-филипповцы, вышедшие из Поморского согласия.
Где остановиться?
На польской стороне Августовского канала можно найти ночлег через интернет-сервисы или на месте через туристические бюро. Однако, даже заглянув сюда неожиданно и случайно, без крова вы не останетесь. На частных домиках повсеместно встречаются большие таблички Noclegi (дословно "проживание"). Это, как правило, отдельные строения или комнаты с отдельным входом, душем, санузлом, кухней или микроволновкой. Заодно решается вопрос с парковкой — машина стоит во дворе. Хозяева таких "ночлегов" дают гостю ключи от скромных апартаментов и от ворот и не мешают отдыхать — обычно они заняты своими делами: огородом или мелким бизнесом. Единственный минус этого варианта — плату принимают только наличными, зато она всегда ниже той, которую берут мотели и гостиницы.
С белорусской стороны границы с ночлегом могут быть трудности. В Гродно есть гостиницы различного класса — от "звездных" до бюджетных, бронировать их можно через Интернет, как и разнообразные агроусадьбы. Однако вопрос соотношения цена-качество может быть своего рода лотереей.
Можно наткнуться по цене четырех звезд на ненавязчивый сервис советского образца, а можно получить за скромные деньги вполне приличный отдых. Многие путешественники, если собираются провести в Беларуси достаточно много времени, поступают так: въехав на белорусскую территорию, покупают местную "симку", находят в Интернете гостиницы в нужной местности и методично обзванивают одну за другой — только с "голоса" порой можно понять, подойдет ли вам вариант. А телефонная связь внутри Беларуси по российским меркам очень дешевая.
Граница и валюта
Отправляясь знакомиться с Августовским каналом и его окрестностями, стоит освежить в памяти ряд общих сведений. Польская валюта — злотые (впрочем, при наличных расчетах в мелких лавочках и придорожных кафе часто принимают и евро по курсу). Обменные пункты есть и в Польше, и в Беларуси, и в Литве. Практически везде во всех этих странах принимают к оплате банковские рублевые карты (кроме уличных рынков и лотков). В Беларуси ходят только белорусские рубли, и не стоит пытаться расплатиться в магазинах российскими рублями, либо другой "неместной" валютой.
Бензином лучше всего заправляться на белорусской стороне, не забывая о норме ввоза в ЕС топлива: полный бак, плюс 10 литров в канистре. Если вам доведется во время поездки несколько раз въезжать в Шенгенскую зону, будьте внимательны: обычно поляки и литовцы не заставляют заполнять декларацию. Но если вы ее все-таки заполнили, то постарайтесь в течение недели два раза не въезжать в одну и ту же страну. Таможенники борются с "бензовозами"-челноками, ввозящими в их страны дешевый бензин. При этом литовскому таможеннику обычно все равно, что вы недавно въезжали в Польшу (и наоборот).
Стоит также помнить о норме ввоза сигарет и спиртного: в эти страны ЕС разрешено только две пачки и 1 литр на человека. Белорусские таможенники следят, не везете ли вы оттуда сырое мясо (впрочем, и в ЕС нельзя ввозить мясные и молочные продукты), мелкотоварные партии бытовой техники и ширпотреба.
Как доехать?
В белорусское Гродно от Минска ведет скоростная, частично платная (этот "сервис" еще только вводится) трасса М-6. Для москвичей это самый удобный путь. Из Гродно проще всего добраться и в нужную часть Польши — через погранпереход Кузница выехать на Белосток, и, не доезжая до него, свернуть на Августов (путь от Гродно до Августова меньше 150 км).
Петербуржцы могут ехать разными путями: либо в сторону того же Минска по Киевскому шоссе и затем по той же М-6. Либо въезжать в Беларусь со стороны Полоцка или Верхнедвинска, затем добираясь до точки назначения республиканскими трассами (которые по качеству не хуже "Киевки", а то и лучше, если иметь в виду российскую ее часть).
Есть и географически короткий исторический путь, правда, требующий наличия шенгенской мультивизы: Петербург — Псков — Пыталово (граница с Латвией) — Резекне — Даугавпилс — Вильнюс (Литва) — Гродно. От Вильнюса до Гродно можно ехать через Лиду и Друскининкай. По времени разница небольшая, два-три часа езды, не считая границы. От Друскининкай до Гродно всего 36 км, ходят рейсовые автобусы, маршрутки. Этот погранпереход считается самым тихим, и на нем почти никогда нет очередей.
Если же вы решили навестить польский Августов во время отдыха в Друскининкай, то путь займет чуть больше 130 км. Одна дорога через Ладзияй, в объезд Вейсеяйского национального парка (по другой парк объезжается с противоположной стороны), но в обоих случаях выезд на Августов будет по польской региональной трассе номер 16.
На границе между Польшей и Литвой есть законсервированный бывший советско-польский погранпереход. Но на нем нет ни одной живой души, и только проехав за него, вы обнаружите приметы того, что из одной страны въехали в другую: придорожное кафе с региональной кухней именно этой части Польши, где в меню на польском языке наряду с сугубо польскими блюдами будут соседствовать белорусские драники и литовские цеппелины. Это и есть местная специфика региона, сейчас разделенного границами.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться