Специально, как правило, в такие городки тоже не поедешь, хотя бы потому, что отечественные инфраструктура и сервис не часто балуют путешественника в провинции как удобными гостиницами, так и элементарной возможностью расплатиться кредитной картой за пределами сетевых магазинов, найти кафе с wi-fi или хотя бы обнаружить… общественный туалет. Пожалуй, к таким городкам по праву можно отнести Сольцы в Новгородской области.
На берегу реки Шелонь
И навещая такой городок из раза в раз, очень сожалеешь о нем: мог бы в силу удобного расположения и уникальной истории быть вполне туристическим местом, откуда жалко было бы уезжать и через месяц.
Но зато, попадая в него сейчас, столичный житель чувствует себя чуть ли не первопроходцем. Стоит заметить, что еще лет пять назад при одном упоминании названия Сольцы опытные дальнобойщики в ужасе крестились (сейчас ситуация, к счастью, изменилась). Но обо всем по порядку.
Сольцы находятся фактически между Новгородом и Псковом, на берегу реки Шелонь. Гостя встречает памятный знак: первое упоминание о Сольцах относится к 1390 году. В Новгородской летописи говорится: "В лето 1390 ходили новгородцы с князем Семёном Ольгердовичем… и стали в Сольце…". Здесь было много соляных источников (они кое-где сохранились и сейчас), и добыча соли, как и в Старой Руссе, была источником благосостояния города. Издревле здесь шла дорога, в итоге развивался колесный и тележный промысел. С недавним ремонтом трассы, похоже, канула в вечность старинная традиция – по легенде, уже в позднейшее время здесь терял колесо и Петр Первый…
Окрестности Сольцов известны по очень драматическому событию: здесь в 1471 году московский царь Иван III разбил войска Новгородской республики. А потом его внук Иван IV Грозный даже освободил тележников и колесников от податей, повелев им делать колеса и лафеты для пушек. В память о Шелонской битве местный музей проводит ежегодную конференцию с привлечением российских и иностранных историков и краеведов.
Музей находится в бывшем доме купцов Красиковых. Так называемой купеческой застройкой XIX века город богат, и это создает особую атмосферу. В музее много расскажут об истории города, не только о древней. Двадцатый век обрушился на город всей своей мощью. Коллективизация, затем война… В нескольких километрах от Сольцов, близ села Сосновки, стоит памятный камень, напоминающий о судьбе убитых гитлеровцами солецких евреев, составлявших значительную часть городского населения.
В конце ХХ века захирела и местная промышленность. В свое время завод "Эллипс" расположили на месте бывшего санатория, где на базе местных минеральных вод неплохо лечили людей. Теперь ни завода, ни санатория. А не так давно расформирован дававший много рабочих мест здешний авиаполк, и любителям всего военного осталось бродить по останкам бывшего городка.
Приходили в упадок и архитектурные памятники (всего их насчитывается 55). Однако сейчас очень эффектно смотрятся и Ильинский храм XIX века, и отремонтированные здания на центральной улице. Дома купцов Ардаматских, Полякова, Багровых интересны по архитектуре. Для развлечений и спорта есть сельский парк "Горки", где проходят различные праздники. Есть охотничьи и рыболовные угодья в окрестностях – все не перечислить. Есть надежда, что доведут до конца восстановление усадьбы Васильчиковых в Выбитях (это примерно в 1 км от Сольцов).
Солецкие "фишки"
Есть две вещи, которые можно встретить только в Сольцах и больше нигде. Это местные игрушки и местные пирожные.
Солецкую глиняную игрушку можно купить в музее, а также на различных ярмарках в Новгороде. Рыбы и петушки выполнены в уникальной цветовой гамме – желтый цвет фона, золотистые, красные и синие линии и точки. Эти цвета и линии символизируют силы природы – солнца и воды. Еще есть знаменитая игрушка – Мишка-варяжек. Варягом в древности называли не только воина, но и купца, пускающегося в порой опасные пути с товаром или за товаром. В лапах у Мишки посох, за спиной короб – с солью, разумеется. Эти свистульки-игрушки разительно отличаются вкусом, изяществом и энергетикой от массового сувенирного ширпотреба, продающегося повсюду под видом "народных промыслов".
В Сольцах, как и везде на Новгородчине, не останешься голодным. Но не рекомендуем заходить в претендующие на "крутость" кафе и бары (в некоторых, как и в большинстве солецких домов, нет туалетов). Кстати, о туалетах. Бетонное строение есть на железнодорожном вокзале, удаленном от города. Есть на рынке у автостанции, но там довольно страшно. В рабочий день в поисках "удобств" имеет смысл зайти в районную администрацию или в местную столовую (кормят там недорого и довольно вкусно). Но если вы уже решили "туалетную" проблему, то вам в местечко под названием "Чайная".
Можно, кстати, не пить там растворимый кофе и чай из пакетика, а просто взять с собой в коробочках "картошки" и "птифуры", "муравейники" и "ежиков" – ассортимент солецких пирожных не перечислить. Они стоят от 15 до 25 рублей за штуку, делают их на отличном сливочном масле и прочих качественных компонентах – от муки до естественных фруктово-овощных красителей все в них прекрасно.
Солецкая фабрика выпускает и более долгосрочную "кондитерку" – пряники, печенье, хворост, но именно пирожные могли бы стать местным брендом. Возможно, когда-нибудь и станут. Кто раз по пути случайно завернул в "Чайную" и попробовал пирожное, тот, проезжая Сольцы, обязательно будет останавливаться и покупать их. И пусть вас не смутит "совковый" антураж заведения, хотя конечно, в этом купеческом особнячке хотелось бы видеть что-то стильное.
На здешнем рынке часто бывает свежая, только что выловленная рыба из озера Ильмень, а также, если повезет, можно наткнуться на отличные мягкие сыры, которые делают "местные" крестьяне. Местные в кавычках потому, что многими землями владеют здесь семьи выходцев с Кавказа: под Сольцами они держат коров, коз, растят овощи. Часто привозят сюда еду и ширпотреб белорусы – здесь идут все питерские поезда на Беларусь. Приезжают белорусские торговцы и по трассе – через тот же Псков.
Как доехать?
Остановиться в самих Сольцах почти что негде. Наличествующие в не очень близких окрестностях гостевые дома являются "вещью в себе", наобум туда поехать не рискнешь, даже зная адрес. А подробностей о том, что вас будет ждать (в частности о соотношении цена-качество), не узнать, даже если дозвонишься по телефону и вас согласятся принять. Но для мобильных людей, бывавших не раз в Пскове или Новгороде, приятным разнообразием будет, остановившись там, на день скататься в Сольцы, побывать в музее, купить пирожных, побродить вокруг храма 1824 года и постоять на повидавших немало битв шелонских берегах, заехать в Выбити.
Можно также приехать сюда из Порхова (где с ночлегом попроще) – с тех пор, как отремонтировали дорогу, это займет максимум полчаса. Трасса извилистая, идет по деревням, где на удивление мало руин и свалок, преобладают нарядные домики с палисадниками. Перед самыми Сольцами (если ехать со стороны Пскова или Порхова) путешественника ждет коварное препятствие – железнодорожный переезд, который здесь скорее похож на высокий трамплин. В личном рейтинге автора этот переезд – один из лидеров в списке самых коварных засад. Снижать скорость на нем строго обязательно.
Если же вы решили начать свои выходные именно с Сольцов, то из Петербурга вы можете доехать по Киевскому шоссе М-20/Е-95 до Лужской объездной дороги. Навигатор обычно показывает левый поворот на Дзержинского – Медведь и далее по дороге вдоль реки Луги и границы Ленинградской и Новгородской областей. Однако эта дорога находится не в самом лучшем состоянии. Лучше доехать до Феофиловой Пустыни и повернуть налево по указателю на Новгород по Р-52. В обоих вариантах на Сольцы надо будет повернуть за Медведем направо по указателю на А-116. Можно также доехать по М-10 (а.д. "Россия") до Великого Новгорода и приехать в Сольцы через Шимск (в Шимске – правый поворот). И тем, и другим путем можно доехать из Питера за 4-5 часов. От Пскова езды около часа, от Новгорода – и того меньше. Москвичам однозначно удобнее ехать через Великий Новгород.
Года три назад (с этого мы начали свой рассказ) трасса А-116/Р-56, проходящая через центр Сольцов, на протяжении от Шимска до границы Псковской области являла собой полный кошмар. Даже передвигаясь со скоростью 20-40 километров в час, приходилось ехать то по центру, объезжая огромные ямы в асфальте, то по обочинам (если они были). В самом городе средняя скорость была тогда 5 километров в час, и все равно во внесезонье, когда центральная улица представляла собой кашу из глыб льда, снега, грязи и бетона, залитых грязной водой, часто случались аварии и менее крупные поломки. А уж любоваться собором или особнячками и вовсе не хотелось. Сейчас дорога приведена в относительный порядок (хотя местами она успела снова подразбиться, но прежних масштабов разрушения еще не достигли).
Для комментирования вам необходимо авторизоваться