АВТОВАЗ, итоги-2019. Плохих новостей нет. Хороших – тоже. А что на самом деле?

Если не считать несущественных модернизаций вроде навешивания «Х-образного» передка на Lada Largus, в ближайшие 1,5 года премьер у Lada не планируется. Более того, для новых ожидаемых модификаций вроде Lada Vesta с 1,3-литровым турбомотором Renault Н5Н и вариатором CVT Jatco JF016E наши собеседники в Lada тоже ставят горизонт в год-полтора. С чем входит крупнейший российский автопроизводитель в эту длительную «полосу ожидания»?

Менеджмент Lada выбрал для пресс-конференции по финансовым итогам 2019 года очень удачный день: ни одну из основных цифр по продажам пока невозможно проанализировать. С одной стороны, Ассоциация европейского бизнеса в РФ (АЕБ) отчитается по российскому рынку автомобилей только завтра, с другой – данные постановок на учёт мы ожидаем ещё позже, только 20 января. Напомним, что цифры продаж, которые представительства автомобильных компаний передают в АЕБ, разнятся: кто-то даёт отгрузки дилерам, то есть «жёлтые машины», за которые дилеры должны в любом случае расплатиться с представительством, а кто-то – данные по экземплярам, уже нашедшим покупателей. Как правило, последняя цифра немногим отличается от данных постановок на учёт, тем более, что на территории иных дилеров сейчас работают отделения ГИБДД. Короче говоря, ни по «жёлтым машинам», доля которых у Lada наряду с Kia и Hyundai очень высока, ни по постановкам на учёт в ГИБДД мы пока не можем оценить результаты Lada за 2019 год – такие заметки у нас ещё впереди.

Попробуем оттолкнуться от частностей, указанных в итоговом релизе Lada, хотя тот же рост общих продаж марки на 1% выглядит весьма зыбко: если АЕБ завтра даст рост рынка более 1%, значит, Lada отстаёт, если будет «зеро» или «красная зона», значит, Lada действительно опережает. Собственно, что выглядит бесспорным, так это увеличение доли рынка, пусть рост этого показателя и замедлился: за 2019 год Lada увеличила долю рынка легковых автомобилей с 20,0 до 20,6%. Объясняется этот рост очень просто: располагаемые доходы (по данным Росстата) безудержно падают и людям ничего не остаётся, как покупать всё более и более дешёвые машины. А вот маленькая прибавка относительно прошлого года – всего 0,6% – может говорить о том, что этот фактор роста АвтоВАЗ уже исчерпал.

Если бы увеличение доли Lada сопровождалось выводом моделей С-класса, это действительно был бы повод для радости. Между тем, ситуация обеднения широких слоёв нашего населения не стимулирует российского автопроизводителя не только к проектированию новых моделей более высокого класса, но даже и к модернизации старых. Видимо, именно поэтому некоторое время назад основные планы по обновлению линейки были или отложены, или заморожены. Пример тому – Lada Van, представляющий собой бейджинжириниговую версию Renault Dokker или компактный кроссовер С-класса.

Такая модель (SUV-C) ещё три года назад стояла в перспективном плане АвтоВАЗа и должна была появиться ориентировочно в 2021 году, однако сейчас о её перспективах Оливье Морне, исполнительный вице-президент АО «АвтоВАЗ» по продажам и маркетингу, высказывается туманно, используя уже ставшие традиционными для тольяттинцев формулировки: «Планы на то и существуют, чтобы их менять». По сравнению с этим высказыванием другой комментарий Морне выглядит образцом ясности. Мы поинтересовались, не планируется ли для увеличения загрузки завода в Ижевске, где собирают Lada Vesta со всеми модификациями, запустить кроссовер на платформе Vesta или Vesta SW Cross. Морне ответил, что «Модельный ряд на базе Vesta имеет ещё большой потенциал к развитию, следите в этом году за новостями».

Оливье Морне, Исполнительный вице-президент по продажам и маркетингу.

А вот вопрос о загрузке ветки В0 в Тольятти, где выпускают сейчас Renault Logan, Renault Stepway, Lada Largus и Lada XRAY, Оливье Морне оставил без ответа: «Не соответствует теме пресс-конференции». Напомним, что после снятия в позапрошлом году с тольяттинского производства Nissan Almera разговоры о загрузке ветки В0 усилились. Речь шла, скажем, о возможном запуске второго поколения Duster в Тольятти (такой же перенос случился при смене поколений Logan). «Второй» Duster давным-давно представлен в Европе. Другое дело, что действующие ОТТС на первое поколение Duster позволяют перенести машину из Москвы в Тольятти, не дожидаясь смены поколений. Что касается Arkana, которую тоже постоянно сватают в Тольятти, она пока выпускается в Москве, однако в одном из четырёх ОТТС, а именно – действующем с 11 апреля 2019 по 10 апреля 2022 (ТС RU Е-RU.МТ02.00850) в графе «Сборочные заводы и их адреса» указано не только ЗАО «Рено Россия», то есть московское предприятие, располагающееся на Волгоградском проспекте, но и ПАО «АвтоВАЗ».

Завершая тему несостоявшихся или замороженных разработок, вспомним о полноприводной трансмиссии, которую планировали установить на семейство Vesta. Тема прошла настолько подробную проработку, что на Московском автосалоне 2016 года руководитель нескольких тольяттинских проектов Олег Груненков совершенно официально давал нам хронологию запуска полноприводных версий. Ничего из этого не осуществилось.

Вернёмся к итогам 2019 года. Из очевидных, правда, скромных достижений можно назвать увеличение продаж Lada Vesta. Дилерам было отгружено на три тысячи экземпляров больше, чем в 2018 году, а именно 111 459 шт. Указан в итоговом релизе и рост продаж Lada Granta: дилеры получили 135 831 машину, что на 27,8% больше, чем в прошлом году. И вот здесь уже мы ловим Lada на коварной игре цифр. Напомним, что осенью 2018 года в связи с рестайлингом были объединены модели Granta и Kalina: все «Калины» с тех пор продаются под названием «Гранта». Так вот, если мы сложим все «Гранты» и «Калины», реализованные в 2018 году, и сравним их с «Грантами», отправленными дилерам в 2019 году, окажется, что рост есть, но уже не такой впечатляющий – всего 11,48%.

В итоговом пресс-релизе указана ещё и цифра по пассажирским версиям Largus: в 2019 году модель нашла 43 123 покупателя, притом, что в 2018 году – 44 072, то есть, по пассажирским налицо – падение. По коммерческим версиям тоже падение – реализовано почти на 400 машин меньше. А теперь самое интересное: по другим моделям за 2019 год АвтоВАЗ не отчитался. А это значит, что с высокой долей вероятности они тоже в минусе, причём даже по «жёлтым» экземплярам, не говоря уже о поставленных на учёт. Впрочем, повторимся, заметки на эту тему у нас ещё впереди: ждём данных ГИБДД и «помодельных» цифр АЕБ. А пока констатируем, что особенных поводов для радости у АвтоВАЗа нет.

И да, новый 2020 год Lada начала с повышения цен, хотя увеличение утилизационного сбора на бизнесе никак не сказалось. Наши собеседники в бренде уточнили, что это традиционное плановое повышение: энергоносители удорожают логистику, ну и так далее. В общем, вместо выхода в более высокие сегменты – удорожание старых машин…

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
7 комментариев
13.01.2020 20:01
Catsoi
Иксрей обычный пора дотягивать до Иксрей Кросс и Вест, а то он такой же дубовый как Логан, ни регулировки руля по вылету, ни задних попогреек, ни обогрева руля, я уж не говорю про варик с реномотором

13.01.2020 23:01
Продажи Хрени видели? Кто будет вкладывать деньги в ее допиливание тем более что это опять приведете к увеличению цен.

14.01.2020 15:50
Catsoi
 > Кто будет вкладывать деньги в ее допиливание
Кстати, а че там допиливать? В чем они кроме обвеса и проставок отличаются? Наоборот - результатом будет лишь упрощение комплектования конвейера, даже некоторое удешевление на объемах + избавление от необходимости вести несколько разномастных линеек одной и той же машины. 
         Если условно считать Хрей - хетчем Весты, то продажи в 25-30% от ее уровня - это нормально. Притом, что Веста имеет следующие кузова: седан и лифтбек.  Да и в принципе Хреев продается почти столько же, сколько Сандер. Почему то Рено не прекращает выпуск Сандеро. Причем я бы даже сказал, Сандеро + Логан суммарно устойчиво занимают 5-ю строчку в ТОП-25. Рено же не занимается писькомерством - холдинг тупо загружает конвейер разными кузовами, просто каждый кузов имеет имя собственное:)
 Вспомните, когда перестали выпускать Солярис Хетч - продажи Солярисов сразу рухнули на 30%, в то же время Рио подскочили на 30%.

15.01.2020 13:20
Не путай теплое и мягкое. Сандеро и Логан это два кузова одной по сути модели. Веста и Хрень совершенно разные машины потому как Хрень сделали из того же Сандеро. 

15.01.2020 16:50
Catsoi
Речь не о различии ...
Кстати, а Хрей и Хрей Кросс чем отличаются? Что там допиливать?
Хрей (28 967) продается на уровне Сандеро (30 496), клоном которого и является.
Визуально Хрей выполнен в стилистике Весты и вполне тянет на ее хетч если не лезть глубоко в потроха. Да даже если и лезть - агрегаты уже практически одни и те же, а с переходом на реномоторы с вариком различия все больше стираются. Тем более к году 21-22 Рено все-равно переведет все машины альянса Рено-АвтоВАЗ на свои комплектующие, потому что СПИК требует дальнейшей локализации комплектующих. Ради одного В0 устраивать локализацию невыгодно.
В любом случае, нравится вам это или нет, Хрей все-равно подтянут до кросс версии - это логично. Более того, логично взять недостающие плюшки у Хрея и Весты и взаимообогатить модели.

14.01.2020 13:48
Истину глаголишь!Иметь в гамме просто хрэй и хрэйкросс,это как 2105 и 2107.Пустая трата денег и лишний гемор при производстве разных комплектаций.Хрэй   это кроссовер и обвес для него -это безусловный атрибут.Ктому же что греха таить с черным обвесом по периметру кузова он наконец то обрел гармонию.Один момент-полностью черный задний бампер наверное не стоило делать.Понятно что он продолжает линию боковин.Значит боковину надо не задирать сзади настолько вверх,что бы хотя бы  полбампера снизу можно было черным сделать,а не весь.Но в любом случае хрэй кросс это гораздо красивее просто хрени без приставки кросс.
1

16.01.2020 16:22
goshina
Несмотря на общее падение российского автомобильного рынка, Лада в прошлом году оказалась в плюсе.

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings