Застой – такой застой
Все достаточно очевидно. Срок службы автомобилей снижается, и это не теория заговора. Вполне нормальный еще лет 10-15 назад пробег обычного, не ультрабюджетного автомобиля в 500 тысяч километров без существенных затрат нынче кажется фантастикой. И чтобы покупатель особенно не печалился по этому поводу, нужно придумать, помимо «кнута» в виде снизившейся надежности, еще и «пряник». А «пряник» – это инновации.
Если честно, то с настоящими инновациями в автомобильной промышленности туговато. Единственное, что стало значительно лучше – это безопасность, как активная, так и пассивная. В остальном прогресс откровенно буксует. Гибридные машины – чистый маркетинг. Электромобили стали выглядеть моднее, но по факту сохранили свои недостатки 100-летней давности, когда они работали в нью-йоркском такси.
Tesla Model X
В плане снижения стоимости содержания и экономичности реального прогресса нет, и усложнение моторов так себя и не оправдало. Пока нет по-настоящему емких аккумуляторов для электромобилей, автопроизводители тщетно пытаются повысить эффективность ДВС за счет внедрения давно забытых технологий и увеличения количества ступеней в трансмиссии. Но получается так себе.
Суть претензий к Mitsubishi
Компанию трех брильянтов обвиняют в том, что их машины расходуют бензина больше, чем написано в паспортных характеристиках. И отягчающее обстоятельство в том, что они даже в совершенно нереалистичном ездовом цикле, по которому идут испытания, все равно расходуют его немножечко больше заявленного, что влечет за собой снижение налогов для автовладельцев и повышение привлекательности авто «на бумаге». И что характерно, тревогу забили вовсе не обладатели машин, а компания Nissan – партнер и конкурент по совместительству.
Пользовательские иски по поводу заметно большего чем «по паспорту» аппетита машин характеры в основном для США – там с этим столкнулись почти все автопроизводители и уже давно нашли управу на эту напасть. Разумеется, чисто юридическую. В остальных странах или относятся к этому проще или же попросту там не хватает ушлых адвокатов.
Сама же проблема давно известна и понятна каждому, кто заправляет свою машину. Паспортный расход топлива – величина достаточно абстрактная, если речь о так называемом «среднем» расходе или же «городском». Получить цифры, заявленные производителем, не просто сложно, порой это нереально.
А все потому, что стандартный ездовой цикл уже давно никакого отношения к практическому движению по городу не имеет. Ускорения очень низкие, большое время простоя на холостых оборотах, малая максимальная скорость и идеальные условия сцепления колес, температуры двигателя и трансмиссии. В реальной жизни ускоряться приходится сильнее, выше и максимальная скорость, и нагрузка. На холостых же машина может молотить часами, да еще прогревы, перегревы, неидеальное топливо, несвежее масло и неправильные дороги. При этом работает кондиционер, фары, климатическая система, и в багажнике болтается груз. Поднимите руки те, у кого паспортный «средний» расход совпадает с заявленным. Те, кто поднял, ездят в основном по трассе. Не вводите в заблуждение почтенную публику, опускайте уже.
Mitsubishi Outlander PHEV
Да и, собственно, кто поверит в то, что машина с мотором в 300-500 лошадиных сил будет в городском цикле «нюхать» меньше 10 литров бензина на сотню? Хорошо, если уложится в двадцать. У малолитражек разница не столь фатальна, но при паспортном «среднем» расходе в семь литров неплохо бы ограничиться 10 литрами на сотню… Какое-то отношение к реальности имеет только величина расхода в «загородном» цикле, он удивительным образом совпадает с точностью до 10-15% с расходом при спокойном движении по российской трассе. Все остальное – изыски маркетологов – цифры, на которые сложно даже ориентироваться.
Все так плохо?
Нельзя сказать, что прогресса нет вообще – все же показатели экономичности машин повышаются. Большой VW Passat с маленьким мотором 1.4 TSI остается очень динамичным, а реальный расход топлива в городе у него меньше десяти литров. А у очень большой Skoda Octavia с тем же мотором может оказаться даже меньше восьми, при том что размер салона и динамика, как у лучших машин D-класса середины 90-х годов с моторами V6 и расходом «далеко за 15». И даже атмосферные моторы японских машин заметно снизили аппетиты, хотя и не в такой степени.
Но вот владельцы E63 AMG вряд ли рассчитывают на 9,8 литра среднего расхода топлива, а государство и многочисленные псевдоэкологические контролирующие органы делают вид, что все в порядке: так оно в жизни и есть, все законно и вообще отлично. В общем, не пойман – не вор.
Претензии обычно возникают или у крючкотворов, или у людей от автомобилей бесконечно далеких, выбирающих машину «по характеристикам» и очень расстраивающихся, если не удалось достигнуть «паспортного» 8,3 на сотню. Для всех остальных это как белый кит, ускользающая мечта, которая вроде бы где-то есть… Но они не рассчитывают его поймать в этой жизни – им достаточно знать, что он такой есть, и просто наслаждаются возможностями авто.
Mercedes-Benz E 63 AMG
Атака на отстающих
Все эти потемкинские деревни строятся исключительно ради иллюзии развития на пустом месте и ухода от налогов, которые в свою очередь выстроены на каких-то абстрактных базисах. Ведь понятно, что ни мощность, ни расход топлива государство не интересуют. Его интересуют деньги, сборы. Они могут немного способствовать продвижению каких-то конкретных технических решений или обращают внимание на определенный технический параметр. И ведь никто не запрещает обходить запреты любым законным образом.
Внезапно оказалось, что и во вроде бы не увлекающейся экологическим экстремизмом Японии все неблагополучно, они там тоже «в тренде», и японская техника не поспевает за новыми «хотелками» пользователей и законодателей. И пусть это отстающая компания, которая только что свернула свое присутствие на рынке легковых авто, сделав выбор в пользу кроссоверов и внедорожников. Просто они оказались первыми. Кстати, Volkswagen в США выступает совсем не в роли мирового лидера в производстве автомобилей, а тоже в качестве догоняющего.
В общем, пока бьют по отстающим, но вскоре за бессмысленными требованиями перестанут поспевать и лидеры. Например, Tesla, с которой недавно приключился скандал в Сингапуре. Местный житель купил Теслу за границей, ввез ее и потребовал налоговых льгот. Местная комиссия по наземному транспорту (LTA) подсчитала, что вместо заявленных 210 ватт-часов машина расходует на 100 км все 444 ватт-часа, что эквивалентно 222 граммам углекислого газа. Именно столько СО2 выбросят в воздух электростанции, вырабатывающие ток для зарядки аккумулятора. Tesla Motors с этим не согласились, но Сингапур остался при своем мнении – никаких льгот обладатель электрокара не получил. Впрочем, за пределы микрогосударства скандал не вышел.
А ведь получше протестировать электрокары и подзаряжаемые гибриды в других странах мало, что мешает. Вдруг «неожиданно» выяснится, что будучи в несколько раз менее экологичными в изготовлении, они и в эксплуатации требуют больше газа на ТЭЦ, больше угля для производства солнечных батарей и ветряков? Tesla Motors пока не попались, пока они «в тренде».
Tesla Model S
Еще раз: судебные дела против ведущих мировых автопроизводителей не заведены не потому, что не за что привлекать. Просто для этого не сложилась политическая обстановка.
Зреет скандал и в Европе. Ввели новый ездовой цикл, в котором средний расход топлива выше в полтора-два раза на самых суперсовременных бензиновых моторах с непосредственным впрыском. А дизели прибавят еще пятнадцать-двадцать процентов.
Может, потому никто и не публикует результаты расхода по «всемирному» ездовому циклу WLTC, который куда ближе к реальности, чем совершенно пустопорожние европейский NEDC и JC08 в Японии?
Кажется, сложность законов нивелируется необязательностью исполнения, и тут автопроизводителям разрешили немножко ослабить удавку, ведь резкое изменение технических требований – это не по-джентельменски.
Что в итоге?
К счастью для нас, Россия пока еще позади планеты всей, и эко-маразм пока лишь зреет в головах наших законотворцев. Они пока еще берут налоги за мощность, как в Европе лет сто назад, пытаются содрать все шкурки с автовладельцев, вводя платный паркинг, платные дороги и повышая цену на бензин почти на десяток процентов в год. И продвигают это все почему-то как «европейский опыт». Что ж, предлагаю запастись попкорном и приготовиться к новым «разоблачениям» секретов Полишинеля. Судя по всему, все только начинается.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Это еще фигня. Я с ужасом боюсь того времени, когда аккумуляторы наконец станут достаточно ёмкими, что бы обеспечить пробег сравнимый с автомобилем на ДВС. Это же будет массовое помешательство! Ведь любому кто учил физику известен второй закон термодинамики, и совершенно очевидно, что энергию автомобили будут потреблять ту же самую, просто то же самое количество топлива, необходимое для движения автомобиля, будет сожжено не прямо в ДВС а где-то в другом месте, но при этом, часть энергии будет потеряна при движении от электростанции к автомобилю. То есть электромобили ну как минимум не более экологичны чем машины с ДВС. А скорее всего куда как менее экологичны. И вот не надо тут про якобы чистую энергию от ветряков и солнечных батарей. На поле где установлены солнечные батареи максимум могут суслики жить. Больше никто. А раньше это была какая-то экосистема, красивый луг, или лес. А для производства самих батарей сколько всякой гадости выбросили в небо и почву? Кто считал? То же и с ветряками практически. Да и все равно они еще ой как не скоро начнут покрывать хоть сколь заметную нашу потребность в электроэнергии. Попробуйте какую нибудь доменную печь ветряками разжечь! Нет, я понимаю, приятно будет ехать на электромобиле, и осознавать, что твоими выхлопами дышишь не ты, а кто-то другой, в сотнях километров от тебя.
Ваши аргументы как минимум спорны.
> часть энергии будет потеряна при движении от электростанции к автомобилю.
...а бензин на АЗС видимо появляется сам собой, никакой энергии на добычу нефти, переработку и транспортировку не тратится...
> будет сожжено не прямо в ДВС а где-то в другом месте
КПД электростанции намного выше, чем КПД двигателя автомобиля. Кроме того, излишки тепловой энерии на электростанциях можно использовать для теплоснабжения зданий, а не выбрасывать тупо в атмосферу, как в случае с авто.
> И вот не надо тут про якобы чистую энергию от ветряков и солнечных батарей
Как насчет АЭС?
Затраты на доставку топлива мы не учитываем, так как топливо точно так же доставляется и к электростанции, не бензин так газ или уголь.
КПД самой электростанции может и выше, но вот потери в проводах огромны, и если брать всю систему то КПД её будет достаточно низкой. Например поэтому крупные промышленные предприятия, например металлургические, строят рядом с электростанциями. А автозаправки нужно строить везде, независимо от близости к источнику энергии. Ну и кстати, КПД современного двигателя не такое уж и маленькое.
АЭС не выход в ближайшей перспективе. Их мало, и получается что от ближайшей АЭС до заправки может быть очень большое расстояние, а это значит потери. Возможно выход это строительство сети малых АЭС, но тут вопрос насколько это эффективно с точки зрения логистики, доставки топлива, вывоза отходов. Да и сильно сомневаюсь, что ради электромобилей тут же начнут строить кучи АЭС, зачем? Ведь люди и без того верят в экологичность электромобилей.
Опять "Россия - позади планеты всей" ... Давно пора уже понять, что технический или какой либо еще прогресс - не является абсолютным благом. Все зависит от конкретного воплощения в жизнь той или иной идеи. Русские -- генетически, как никто другой это должны понимать. Необходимо рационально использовать то "преимущество отставания" которое есть у нас в технических областях - анализировать чужой опыт и ошибки.