Один мой товарищ получил в подарок от отца автомобиль: бежевый ВАЗ-2106 выпуска 1991 года. Не слишком старый для Жигулей экземпляр, бережно эксплуатируемый отцом на протяжении всех этих лет. Добротный кузов, неплохое техническое состояние – отличный вариант машины выходного дня, про которую можно с гордостью говорить друзьям: «семейная реликвия». Что сделал с «шестеркой» мой товарищ? Продал ее «под картошку» за 25 тысяч.
Незаинтересованность
На самом деле, история банальна до безобразия – наверняка каждый из вас может вспомнить как минимум одну подобную, произошедшую лично в вашей жизни. Но как раз в ее банальности и распространенности и заключается драматизм. Ситуация с точки зрения большинства бытовая – ну что страшного в том, чтобы продать машину из прошлого века? В принципе, и правда, ничего. Если только это не хорошо сохранившийся автомобиль, который мог бы радовать владельца-энтузиаста еще много лет.
Но часто случается так, как у моего товарища – весьма бодрый и, что не менее важно, исторически семейный автомобиль, который для одного-двух предыдущих поколений был предметом практически одушевленным, в наше время превращается в еще один объект потребления с соответствующим к нему отношением: устарело – выбросить и заменить. И даже наличие любителей и ценителей «старья» не слишком спасает – автомобили выставляются на продажу за бесценок и отдаются первому попавшемуся покупателю без лишних затрат энергии на ненужные «кастинги». В этом владельца, не имеющего интереса к машине, разумеется, трудно упрекнуть – не будете же вы, продавая старый телефон или холодильник на барахолке, всерьез интересоваться тем, бережно ли его будет эксплуатировать новый хозяин. Но дело еще вот в чем: вышележащий сценарий – далеко не единственный способ вывести из оборота еще представляющий ценность автомобиль. Более того, он даже не самый распространенный – большая часть «наследств», как правило, уже встретила свою судьбу: либо на свалке, либо в заботливых руках. Хотя, конечно, периодически всплывают и новые «сокровища».
Альтернативная заинтересованность
Вот вам другой пример, косвенно напоминающий первый: задумайтесь, сколько подобных «бодрых старичков» погубила программа утилизации автохлама? Нет, разумеется, ставить под сомнение ее ценность и необходимость никто не пытается – программа отличная, и цели у нее верные. Сократить численность полумертвого старья, опасного для эксплуатации – задача благородная, а заодно она подбадривает первичный рынок, потребительское кредитование и вообще подталкивает экономику. Однако ее жертвой пало и множество еще живых машин, принадлежащих «простым» автовладельцам, в чем их опять же нельзя упрекнуть. Ну в самом деле, как не воспользоваться возможностью купить новый автомобиль с солидной скидкой, сдав давно пылящийся в гараже Запорожец дедушки-инвалида, за который, к тому же, просто не получится выручить подобные деньги, мучаясь с его продажей.Вот и получилось так, что в пункты приема старья рекой полились не только ржавые картофельно-арбузные рыдваны и уже основательно потрепанные жизнью машины, мечтавшие уйти на покой, но и «гаражные запасы», и «семейные экземпляры», а порой и просто некогда любимые автомобили, чью ценность затмили сияющие лаком бока изысканных комфортных новинок. Кто-то из их владельцев пал жертвой потребительского конформизма, поддавшись на уговоры друзей и семьи, кто-то решил, что такого «аттракциона неслыханной щедрости» может больше и не случиться, а кто-то просто отвез бывшего друга «старьевщикам» в порыве гнева или отчаяния, не найдя на разборке необходимую для его оживления запчасть.
Бессилие
Третий пример тоже общеизвестен и знаком буквально каждому второму. Вспомните, как горячо вы грезили в юности автомобилем своей мечты, и что случилось с ним потом, если вам удалось его приобрести? Если не помните или такого просто не было – оглянитесь вокруг, примеры не заставят себя долго ждать: юные водители, которым родители не смогли или не захотели приобрести свежий автомобиль, вынуждены выкручиваться из ситуации самостоятельно. Но не все идут по простому пути: многие, поддавшись зову сердца, пытаются осуществить свои мечтания. В большинстве случаев все заканчивается болезненно для мечтателя и безболезненно для янгтаймер-сообщества: молодой человек на последние деньги приобретает вожделенный автомобиль, который на деле уже взял билет до кладбища, но был перехвачен по пути, чтобы его страдания продлили еще на несколько месяцев или недель. Промучавшись с бесполезным и бесконечным ремонтом своего «дрим-кара», страдалец полностью разочаровывается в нем, в марке и в жизни, пилит его и сдает в пункт приема металлолома, а потом берет кредит на новый автомобиль или проездной на троллейбус.Но порой ситуация складывается иначе: мечтатель подходит к выбору машины более тщательно и ответственно, разбивает копилки, занимает денег у друзей и после упорных поисков приобретает вполне живой экземпляр – клубный или «семейный». Некоторое время транспортное средство радует, принося эйфорию и удовлетворение. Однако потом выясняется, что запчастей для ТО в ближайшем магазине нет (хоть и есть занедорого под заказ в интернет-магазинах, о чем уже знают не все), с ремонтом связывается не каждый сервис, а внезапно забарахливший топливный насос стоит чуть ли не столько же, сколько стоил сам автомобиль при покупке (а разборки и прочие источники запчастей для «знатоков» недоступны или неизвестны). Результатом часто становится подбор «аналогичных» запчастей от других автомобилей – в простонародье «колхоз». Колхоз тоже может продолжаться долгое время, поскольку запас прочности у большинства старых машин изрядный, а вживленные запчасти с переменным успехом выполняют свою функцию, позволяя юному владельцу еще сколько-то передвигаться на горячо любимой машине, хоть и с чуть меньшим удовольствием.
К чему эти стоны
И правда, к чему они, спросят некоторые – ведь машин было выпущено столько, что их еще на сотню лет хватит. И это тоже очередное заблуждение. Да, автомобилей было выпущено немало – любая серийная модель клепалась массовым тиражом. Казалось бы, в чем проблема – одних только вазовских «копеек» было выпущено почти пять миллионов штук! С такими объемами извести их все наверняка будет трудно… Однако чуть более наглядно можно оценить ситуацию на другом примере: ВАЗ-2102. Универсалов на базе «копейки» тоже сделали немало – более полумиллиона. А знаете, сколько объявлений о продаже таких машин на одной из крупнейших интернет-площадок «вторички»? 70! Причем это общее число предлагаемых к продаже машин, а уж «живых» из них – считанные единицы.Разумеется, миллионные тиражи пока позволяют говорить о том, что дефицита большинства желанных автомобилей нет – можно найти не только коллекционные «беспробежные» экземпляры, но и относительно бодрые «ездовые» – те, которые эксплуатируются каждый день и которые не стыдно показать на любительских выставках и клубных встречах. Но с каждым годом время и люди сокращают количество и качество оставшихся машин. Существует и еще одна проблема – так сказать, этническая. Дело банально в том, что большинство автолюбителей больше ценит иностранный автопром, считая свой и без того распространенным, а потому не подверженным риску вымирания. И свойственно это не только российской ментальности: недавняя поездка нашего редактора в Швецию показала, что старый Saab в Стокгольме или другом крупном городе – не такое уж частое явление.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Имея непосредственное отношение к теме (на восстановлении ВАЗ-2103 1973 года с номером кузова 14215 плюс веду архив "троек" условной первой серии), уже не раз защищал простую точку зрения на музейно-коллекционную ценность советских автомобилей массового выпуска 60-х—80-х, причисляя к достойным кропотливой работы (с максимальным сохранением и восстановлением родных деталей, с поиском советских запчастей, с привлечением спецов по гальванике и т.д.) лишь следующие экземпляры:
1) ранние (календарные и конвейерные первогодки). Например, тех же ВАЗ-2102 в первый календарный год их выпуска сделали всего 186, ВАЗ-2103 — 518.
2) редкостные: ранняя (ижевские 408-е) или редкая серия (та же ВАЗ-21031), юбилейный экземпляр, машины VIP-персон;
3) "капсулы времени" — автомобили с ничтожным пробегом или без пробега вообще.
Всё прочее в силу огромных масштабов выпуска заслуживает восстановления на уровне не более добротного капремонта.
Не вдаваясь в модели и индексы, полностью согласен - речь и идет как раз о том, чтобы поддерживать состояние хотя бы на уровне "клубного", а не реставрировать до музейного. Но даже таких "капремонтных" автомобилей уже по пальцам посчитать...
Хорошая и правильная статья!Приятно почитать!Сам владею "японкой" 2009 года, тоже по мнению некоторых - несусветное 7-летнее старье, которое надо срочно сменить на новый солярис/весту))
Да нет, Юрий вы мажооор! :) У вас по сравнению с тем, о чем речь в тексте, новая японская иномарка!
Хорошая статья, спасибо!
Сам езжу на относительно свежем японском американце Scion 2008 года, на драйве таких всего три, в продаже в принципе не найти, и с машиной расставаться нет никакого желания, для себя я её считаю превосходной.
Так же у друга был москвич 408, в отличном состоянии (для своих лет), который оставили на хранение в дружественный в то время сервис, так твари из сервиса его продали без нашего ведома и сказали что мол его угнали, так и пропадают отличные машины.
"Иди сюда, радость моя карбюраторная! Я тебя за зеркальцем почешу. Никому тебя не отдам."Просто мысли вслух.
Блин,ну мы же русские! Или славяне! ну откуда такая неуёмная тяга к американским словам-"янгтаймер". На форумах мы все такие патриоты,так ругаем всё европейское и амерское, а по сути "ложимся" под их образ жизни,их речь.Дико всё это,когда по новостям прохожий из толпы кричит-" Америка ввела санкции?Ок,не буду жрать их фасфуд"...Не буду и "ок"..."Ок" Карл!!!
Эти автомобили так быстро вымирают еще и от того что в них стоят ненадежные системы, требующие постоянного обслуживания.Электромеханическое зажигание, механический топливный насос, карбюратор - все это требует постоянных регулировок, обслуживания. Я уже молчу что для этого нужно иметь не только желание но и знания специфические. Чистка карбюра, регулировка, зазорчики , углы - это вам не лампочку поменять в фаре и не масло сменить.Неправильные действия приведут к тому что машина просто не заведется вообще. И отправится в металлолом. Для обслуживания этих машин нужно быть энтизуастом - механиком уровня "вырежу из старой сумки новые манжеты для бензонасоса и проложу их тремя слоями полиэтилена чтобы лучше качал". Поэтому японки и немцы 80-х еще жить могут а наши машины нет- уже вымирает поколение людей, которые самостоятельно капиталили движок в выходные, отдавая блок и коленвал на расточку на завод №17 утром в пятницу и в субботу днем собирая движок с нуля, в воскресенье уже ехали на дачу на этой машине.
Что за слова такие -- "янгтаймеры, олдтаймеры"?! У нас, что, русских слов нет? Или вы их стесняетесь? По-моему, это уже болезнь. Туполитаризм.
C самого детства , любил старые автомобили , до сих пор фанотично , называю новые машины кредитопомйками и подобным ! Уже было много опыта со старыми автомобилями , конкретно сейчас имею во владение уникальный проект , cпас машину от чермета , таких всего 50 штук сделали сохранились в РФ всего 2 , одна вот моя , не хотел брать проект , но так сложилось искал жоповозку , наткнулся на нее и взял под проект , назанимав деньги на покупку , в общем классика бедный студент берет подобный янгтмайер :) Да , без хорошего бюджета , очень трудно , но все же пытаюсь сделать правильно и лучше машине , в большом колиичестве случаев , отказываю себе в прелестях жизни ради нее , это моя жизнь ... Был бы рад , тестдрайву ее по весне , что бы большее количество людей , узнало , что даже старые жигули могут быть уникальны !
А разве раньше не избавлялись от старых автомобилей? Так было всегда и так будет дальше. Иначе мы до сих пор ездили бы на паровых авто. Да и с другими вещами происходит тоже самое. Вы, любезный автор, писали эту статью, нажимая клавиши компьютера, а не пишущей машинки. Потом опубликовали её в интернете. А ведь есть люди, которые также сокрушаются по поводу неминуемого исчезновения книг, газет, журналов, пишущих машинок...
Абсолютно каждую(за редкими исключениями) вещь, когда-либо созданную человеком, неплохо бы сохранить для истории. Да, те же суда и корабли слишком велики, чтобы КАЖДУЮ головную единицу сохранять, это попросту нерационально. С автомобилями - совсем другая история, одной единицы каждого типа слишком мало, на всю землю-то... особенно жаль коммерческий транспорт, его шансы выжить вообще минимальны, эти машины и с новья служили на убой, а у третьего-четвёртого владельцев только одна стратегия: меньше денег - больше груза. Попробуйте найти в музейном состоянии, скажем, Опель Комбо, или Виваро, в России. Или Транспортёр Т3, хоть где, хоть один... В Германии, допустим, за несколько лям, в рублёвом экв. парочку и найдёте, а у нас?