Мы поставили перед собой амбициозную задачу: пройти курсы водительского мастерства у всех уважаемых брендов. Зачем? Ну, во-первых, навыков вождения много не бывает! Всегда есть чему поучиться у опытных пилотов, чтобы потом как следует вытрясти души из всех тестовых автомобилей, что еще предстоит испытать. А во-вторых, все для вас, дорогие читатели: смотрите, сравнивайте и делайте выводы. Первой на наше предложение откликнулась школа BMW Driving Experience, а это значит, что мы едем в Сорочаны!
Именно здесь, под Москвой, находится Центр водительского мастерства баварской марки: гигантская асфальтированная площадка размером в несколько футбольных полей, здание с учебными классами и парковка для клиентов. Приехать удалось раньше назначенного времени, так что появилась возможность осмотреться, пообщаться с персоналом и инструкторами.
Почти все преподаватели – бывшие или нынешние участники различных соревнований по ралли и кольцевым гонкам, занимавшие призовые места, и даже сейчас каждый инструктор продолжает учиться и улучшает свои навыки: компания постоянно отправляет своих инструкторов тренироваться на различные трассы – как в России, так и за рубежом. Казалось бы, учиться контраварийному вождению не так уж и сложно, но так всегда – копнув в какой-то сфере глубже, открываешь для себя неизведанный мир… Так произошло и со мной – следующие 8 часов были лучшими в моей жизни из тех, что я проводил с автомобилями.
Что к чему
Основной курс ожидаемо состоит из двух частей: теоретической и практической на площадке – там пройдет знакомство с предельными возможностями автомобилей.
Аудитория, лекция… Чтоб у меня так было в студенческие времена! Полтора часа пролетели незаметно и очень продуктивно: с помощью слов, активной жестикуляции и небольшой модели автомобиля инструктор Виталий Кабышев профессионально «разжевал» ту область физики, которая касается перемещения автомобиля в пространстве.
Снос, занос, прогнозирование, маневр… Позвольте, я не буду пересказывать – об этом надо писать все же отдельную статью. Само собой, больший акцент был сделан на технических особенностях автомобилей BMW: способах торможения, принципах и особенностях работы системы стабилизации DSC. Например, одних только вариантов экстренного торможения мы рассмотрели целых три: торможение перед препятствием, объезд препятствия с последующим торможением и объезд препятствия во время торможения.
Ну и куда без безопасности? Разговор дошел и до такого вопроса – почему нельзя класть вещи на приборную панель. Если честно, я со своим стажем вождения и навыками в автоспорте даже не подозревал о таком количестве важных мелочей… Некоторые открытия оставили осадок противоречия: неужели и так может быть? Может, все может.
За руль!
На площадке нас ждали три «снаряда»: высокий и инерционный дизельный BMW X3 (на кроссоверах тоже можно ездить активно!), дизельное купе 4-й серии и бензиновый седан 3-й. Начинаем, конечно же, с посадки: спинка вертикально, ноги чуть согнуты – и обязательны ремни для всех, в том числе тех, кто сидит сзади.
Колонной выезжаем на первое упражнение – змейку. Казалось бы, к чему эта школьная программа? Но она чертовски полезна: катаясь по змейке, здорово привыкаешь к габаритам автомобиля и учишься маневрировать на грани сцепления колес с асфальтом. Далее упражнения по экстренному торможению… Думаешь, что бьешь по тормозам изо всех сил? Ан нет, каждый раз инструктор говорил в рацию: «Сильнее, бей, бей от души педаль тормоза!». Такое простое, казалось бы, действие, как дать «по колам», правильно выполнить получилось лишь с пятого или шестого раза.
Кстати, если все-таки сможешь сломать педаль тормоза, то компания BMW подарит автомобиль... А кто не хочет новый BMW? Я, честно, очень старался, но не получилось. Итак, почти 3 часа мы учились правильно тормозить и уходить от препятствия на торможении… И все равно изредка через рацию доносились те же слова: «Бей по тормозам, бей со всех сил!». Спокойствие Виталия вызывало одобрение: каждую ошибку он так же спокойно комментировал и объяснял, как ее исправить, и благодаря его советам упражнения стали получаться на «отлично».
Порядочно накатавшись, группа немного устала и проголодалась. Как и положено в хорошей школе, в BMW Driving Experience – кормят. Я, признаться, налег на ресторанное «первое, второе, третье и компот», о чем впоследствии сильно пожалел. Если пойдете по моим стопам, будьте скромнее! Потому что впереди по плану – занятия на занос и снос автомобиля в повороте.
Двигаясь по кругу на мокром покрытии, нужно инициировать снос или занос автомобиля с последующей стабилизацией. После 10 минут такой центрифуги мой вестибулярный аппарат вступил в перепалку с моим желудком, и… в общем, лучше было взять часть блюд с собой, ведь в ресторане предлагали! Ну да ладно, что это я все о еде да о еде.
Апофеозом дня стала тренировка в сумерках: мы учились объезжать препятствия на скорости, в том числе в формате «лосиного теста», когда нужно объехать препятствие, внезапно вынырнувшее перед автомобилем из темноты. Главное в этом деле – уметь прогнозировать ситуацию, а это, по словам Виталия, – дело наживное. А стало быть, нужна практика, практика и еще раз практика. Разумеется, не на дорогах общего пользования, а на специально отведенных для этого территориях.
Напоследок немного мудрости от нашего инструктора:
Навыки, которые вы осваивали весь этот день, надеюсь, вам не пригодятся. Но, если нужно решать проблему путем маневренности автомобиля, я хочу, чтобы вы не спасовали. Смотреть дальше, прорабатывать ситуацию глубже, быть всегда начеку и, что очень важно, компенсировать ошибки окружающих вас водителей, думать за них и ни в коем случае не заниматься учительством. И самое главное: всегда сохраняйте дистанцию в 3 секунды позади впереди идущего автомобиля!
Виталий Кабышев, инструктор BMW Driving Experience
Что дальше?
Дальше мы продолжим тренировки! Где и в каком формате, пока сказать сложно. Но оставайтесь на связи и следите за обновлениями!
Для комментирования вам необходимо авторизоваться