Армейская автобронетехника нейтральной Швеции
Как в мирные времена, так и в военные шведская автомобильная промышленность выдавала простые грузовики и примитивные броневички, вовсе не отличавшиеся привлекательностью форм и передовыми решениями. При этом, несмотря на государственный нейтралитет, объявленный в феврале 1940 года, Швеция пропускала через свою территорию немецко-фашистские войска и изготовляла 40-мм зенитные пушки Bofors собственной разработки.
Военная продукция фирмы Scania-Vabis
Самый долгий опыт создания военных автомобилей имела компания Scania-Vabis (позднее – Scania). Для национальной армии с 1940 года она выпускала заднеприводные типовые 3,5-тонные капотные грузовики и бескапотные с бензиновым двигателем мощностью 140 л.с. и единой колёсной базой в 3,8 метра. В разгар войны для Королевских ВВС фирма собирала оригинальный штабной автобус Scania-Vabis TRM9 (4х2) модели 8116 на трёхтонном спецшасси со всеми односкатными колёсами и антенным хозяйством на специальных багажниках на крыше, где размещали командные пункты и радиостанции для обслуживания отдалённых и лесных военных аэродромов. В 1943-45 гг. собрали 323 таких машины.
В 1942-м начался выпуск армейского капотного грузовика F11 (4х4) коммерческого типа с новым верхнеклапанным четырехцилиндровым бензиновым мотором в 115 сил, простейшей кабиной и той же величиной колёсной базы (3,8 метров). Четырехступенчатая коробка передач могла включать все свои колёса или только задние с встроенной механической лебёдкой и выводом троса по обе стороны машины.
Необычные транспортеры Scania на грузовых шасси
В 1942 году удивительной и необычной находкой шведских конструкторов стали многоцелевые бронированные транспортёры марки SKP (Scania Karosseri Pansar) для доставки 12-18 человек, установленные на доработанных трёхтонных шасси Scania-Vabis F11-0 (4х4). Разные версии служили в шведских пограничных силах и полиции, в локальных операциях и шведских подразделениях войск ООН на Кипре, Конго и т.д. В корпусах этих машин находилась двухместная кабина с боковыми дверями и проходом в грузовой отсек с бронированной крышей, лебёдкой и турелью с пулемётами калибра 7,62 или 7,92 мм. По замыслу разработчиков нижние стальные V-образные щиты должны были отражать энергию взрывной волны противопехотных мин.
На этих машинах применяли двигатели мощностью 105 и 115 л.с., обычную коробку передач, гидропривод тормозов и трёхтонные лебёдки. Их масса достигала 8,5 тонн, максимальная скорость – 70 км/ч. До 1947-го в Швеции собрали 252 таких машины.
Военная продукция компании Volvo
Начало Второй мировой не повлияло на деятельность компании «Вольво», рождённой весной 1927-го и продолжавшей спокойно выпускать гражданские легковушки и коммерческие грузовики. Тем не менее в 1940-м на фирме начались предварительные разработки военной техники в надежде, что до окончания войны ей не потребуется организовывать серийный выпуск армейских машин, от лёгких «шведских джипов» до трёхосных тягачей.
Самым лёгким в этой гамме был штабной автомобиль Volvo 911 TPV (4х4) с полностью закрытым кузовом от восьмиместного такси PV802 с трёхметровой колёсной базой. На нём были смонтированы шестицилиндровый мотор в 86 сил, простая коробка передач и усиленные шины, при необходимости – с цепями противоскольжения. В 1944-46 годах построили 210 машин.
В 30-е на базе нескольких типов серийных грузовиков Volvo с корпусами компании Landsverk и литыми или пневматическими шинами фирма собирала упрощённые полубронированные машины семейства fm31 с экипажем в пять-шесть человек, пушками калибра 37-мм в открытой башне и пулемётом в лобовом бронелисте, предназначенные для шведской армии. До 1940 года собрали ещё 30 подобных бронемашин с пушками Bofors калибра 20 и 37 мм.
С 1942-го под руководством инженера Хартелиуса компания Volvo начала внедрять новое семейство армейских трёхтонных капотных грузовиков для доставки армейских грузов или 16-20 солдат. Сходные между собой базовые военизированные версии TLV131, TLV140, TLV141 и TLV142 (4х4) отличались разной мощностью двигателей (90 и 105 л.с.), гидравлическим ими пневматическим приводом тормозов, формой капотов, установкой лебёдки и двумя вариантами колёсной базы (3,8 и 4,1 м). Некоторые выпускались до 1955 года, а общее количество собранных грузовиков достигало 1000 единиц.
В послевоенные годы эти машины неоднократно модернизировали и реконструировали до начала 70-х. Одновременно с транспортёрами SKP фирма «Вольво» на шасси TLV131 собирала собственные бронемашины VKP (Volvo Karosseri Pansar). В целом на «Вольво» пришёлся выпуск 200 машин.
Легендарная тройка вездеходов-тягачей
В военные годы наибольший интерес представляла скрытная область тяжёлых трёхосных артиллерийских тягачей компании Volvo со сдвоенными кабинами.
В 1940-41 годах фирма изготовила 148 полубронированных артиллерийских тягачей TVB (6х4) с двухрядной восьмиместной кабиной, шестицилиндровым мотором в 128 л.с., оригинальной бортовой трансмиссией, балансирной подвеской задних односкатных колёс и 10-тонной лебёдкой.
В 1942-м появился бескапотный 10-тонный тягач TVC (6х6) с двойной кабиной, созданный по лицензии чехословацкой фирмы Ŝkoda. Мощность его силового агрегата возросла до 135 сил, а передние колёса получили независимую подвеску и индивидуальный карданный привод от раздаточной коробки. За два года собрали 168 машин TVC.
В заключительной фазе войны на «Вольво» построили опытные образцы тягачей TVC2 и TVC3 с новым 180-сильным двигателем. Первый оборудовали обычной пятиступенчатой коробкой передач, второй – полуавтоматической Wilson с двухступенчатой раздаточной. Вариант TVC3 полной массой 11 тонн снабжался лебёдкой с тяговым усилием 10 тс, который буксировал наиболее тяжёлые орудия и поврежденную бронетехнику массой до 50 тонн. 1944-45 гг.
***
На заглавной фотографии – транспортёр Scania-Vabis SKPF образца 1960 года для шведских войск ООН в экспозиции Музея шведской армии в Стокгольме.
В статье использованы аутентичные чёрно-белые иллюстрации, натурные цветные фотографии выполнены автором.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться