Бюджетные обещания: на что реально распространяется гарантия автопроизводителей

Мы решили провести масштабное исследование гарантийных обязательств, выяснив, на что распространяется гарантия, а на что нет, и, соответственно, когда дилер отказывает законно, а когда нет. Изучать эти вопросы мы начнём с нескольких бюджетных седанов В-класса.

Великолепная пятёрка

«Бюджетники» ломаются довольно часто, дилеры не всегда добросовестно устраняют поломки, и сами владельцы таких машин – пожалуй, наиболее уязвимая для подобных неприятностей группа автовладельцев. Поэтому в качестве первых «подопытных» мы выбрали пять седанов, относящихся к «чистому» В-классу или стремящихся к недорогому B+, с ценой базовой версии до 500 000 рублей.

С трудом укладывается под эту планку Lifan Solano, ведь только на машины 2016 года выпуска минимальная цена сейчас составляет 499 900 рублей, а «свежак» дороже на без малого 25 000. Однако вряд ли кто-то будет спорить с тем, что Солано «бюджетником» можно считать без какой-либо натяжки – у него всего пара комплектаций, не кардинально разнящихся по цене. К тому же, большую часть из сказанного в этой статье можно отнести не к конкретной модели, а к бренду в целом – например, к неплохо продающемуся на фоне основной массы «китайцев» Lifan Smily. То же самое справедливо и для моделей других брендов.

А вот Geely GC6 продаётся, судя по всему, неважно – на сайте опубликованы цены на машины… 2015 года! Что ж, тем интереснее будет спектр нашего исследования. Мы перечислим гарантийные обязательства, которые даёт каждый бренд, соотнесём их с действующим законодательством, найдём отзывы владельцев и на основе их анализа попробуем сделать выводы о реальном положении вещей. Вот наши пять автомобилей. Цены с официальных сайтов, без учёта спецпредложений:

  • Lada Granta, от 389 000 рублей;
  • Datsun on-DO, от 436 000 рублей;
  • Renault Logan, от 469 000 (2016) и от 479 000 (2017);
  • Lifan Solano, от 499 900 (2016) и от 524 900 (2017);
  • Geely GC6, от 419 000 (2015).

Защита прав потребителей

Прежде чем мы углубимся в нюансы, имеющие отношение к конкретной марке, нужно сказать несколько важных вещей. Большинство из них проистекают из Федерального закона о защите прав потребителей (далее ФЗоЗПП).

  • Даже полный отказ от прохождения ТО у официального дилера не лишает вас гарантии. Вы вправе проходить ТО, равно как и приобретать иные услуги или товары (например, осуществить установку сигнализации) там, где вам дешевле и/или ближе. Сохраняйте сертификаты качества, заказ-наряды и акты выполненных работ.
  • Если даже вы вовсе не проходили ТО, на основании только этого факта вам не могут отказать в гарантийном ремонте. Дилер (или производитель) должен организовать независимую экспертизу, чтобы доказать причинно-следственную связь между несоблюдением условий ТО и выходом детали из строя.
  • Любые положения о гарантии, опубликованные производителем, но противоречащие ФЗоЗПП, незаконны.

Бытует мнение, что лучше «не париться», проходить ТО у официалов и не ступать на тонкий лёд противостояния с дилерским центром и производителем. И в целом это мнение верное. Однако бывают случаи, когда вышеперечисленное, равно как и знание ФЗоЗПП, оказываются очень кстати. И ещё значение имеет то, каким именно автомобилем владеешь – многие моменты сходны, но и нюансы имеются.

Lada Granta

Гранта продолжает удерживаться в топ-3 продаж не только в силу невысокой цены, а ещё и потому, что избавилась от наиболее характерных «детских болезней»: например, ушли в прошлое очереди на гарантийный ремонт из-за отсутствия механизма натяжения ремня генератора. Но гарантийные вопросы, как мы выясним чуть ниже, продолжают возникать.

Lada Granta
базовая стоимость
от 389 000 рублей

Сама же гарантия у Гранты – такая же, как у большинства других моделей АВТОВАЗа (специфика здесь наблюдается только у Lada 4x4): 3 года или 100 000 километров, а на кузов автомобиля даётся гарантия от сквозной коррозии в 6 лет – мы уже рассказывали, как сохранить гарантию от сквозной коррозии в течение этого срока. Но на многие компоненты ходовой части, а также на светотехнику, переключатели, тросы, шланги, водяной насос, бензонасос и расширительный бачок гарантия составляет только 50 000 километров при том же временном промежутке в 3 года (36 месяцев). А на амортизаторы, подшипники, каталитический нейтрализатор и датчик кислорода – всего год. Приятным бонусом в этом свете может служить гарантия на АКБ – два года.

Одно из больных мест Гранты – стойки передней подвески. Стук стоек сопровождал машины даже сравнительно недавних годов выпуска – 2014 и 2015. Не все дилеры спешат менять стойки по гарантии – иногда, чтобы доказать правоту, владельцам приходится самостоятельно снимать видео, иллюстрирующее дефект. Способ «засекания» стука, показанный в подобных видео, прост: завесить машину на домкрат, поднять до отрыва колеса от поверхности, подсунуть доску под колесо и немного покачать вверх-вниз. Другой неприятный момент – шум резонатора выхлопной системы. Их сравнительно спокойно меняют на новые, однако спустя неделю или месяц «громкий» дефект может вернуться как ни в чем не бывало.

Datsun on-DO

Соплатформенный брат-близнец Гранты, как бы ни старались маркетологи, остаётся похожим на прародительницу в очень многих аспектах. Он не избежал и детских болезней, свойственным многим моделям российского (да и не только) автопрома. В частности, шестерни в коробках передач на некоторых ранних машинах буквально рассыпались в труху, и не оскандалиться тогда «японскому» автомобилю помогли разве что довольно скромные объёмы продаж.

Datsun on-DO
базовая стоимость
от 436 000 рублей

Но вот гарантия у Datsun более лояльная к покупателю – по крайней мере, на первый взгляд: 3 года или 100 000 километров на весь автомобиль, безо всяких оговорок об амортизаторах и прочем, и 6 лет гарантии от сквозной коррозии без ограничения пробега. Однако список «на что не распространяется» тоже довольно внушителен: тут, помимо уже известных нам по статье «Ржа на Lada…» потёртостей и выцветшей краски, есть, например, пункт «Эксплуатация автомобиля вне дорог общего пользования…», а также удивительная формулировка «...приводные ремни, диски сцепления, тормозные колодки и накладки, тормозные барабаны и диски, щетки стеклоочистителя, элементы питания и т.п.». Кто же будет определять это загадочное «т.п.»?

А как с реальными случаями применения гарантии? Случается, что на машинах 2015 года выпуска по гарантии меняется коробка передач целиком. На ряде автомобилей попадают под гарантийную замену трубки кондиционера – в ранней версии кондиционер сильно шумел (что само по себе, кстати, дефектом не является) и не всегда хорошо охлаждал салон. Поначалу дилеры шли на замену неохотно, клиентам приходилось доказывать правоту, ссылаться на звонки на горячую линию. Разумеется, такая же проблема была на Грантах и Калинах, но сейчас с завода и для «россиян», и для «японцев» идут правильные трубки кондиционера. Ещё одна общая проблема – истирание ЛКП в местах контакта с уплотнителями – тоже реально решается по гарантии.

Renault Logan

Компания Renault, в отличие от двух рассмотренных выше, не публикует развёрнутых гарантийных обязательств на своём официальном сайте. На дилерских сайтах обнаруживается лишь скупое и стандартное: «3 года или 100 000 пробега на автомобиль, 6 лет на кузов от сквозной коррозии». Однако на поверку выясняется, что уточнения внутри этой формулировки, конечно же, есть.

Renault Logan
базовая стоимость
от 469 000 (2016) и от 479 000 (2017)

В частности, на ряд деталей ходовой части (стойки амортизаторов, подшипники ступицы, шаровые опоры) гарантия для Renault Logan обоих поколений составляет только 2 года или 60 000 км. Принимая во внимание стандартную фабулу «что наступит раньше», можно сказать, что если вы проехали всего 40 000 километров, но 2 года уже прошло, а стойки потекли, то в гарантийной замене вам откажут.

Меж тем, по гарантии чаще всего меняются именно эти части, и особенно много обращений по шаровым. Не то, чтобы это совсем опровергало «неубиваемость» подвески Логана – это просто к вопросу о том, что ломается всё. Но в любом случае, Логан тут выигрывает у Гранты с её одним-единственным годом гарантии на самые подверженные износу части шасси. Из прочего по гарантии у Логанов меняются резонаторы (гул выхлопной системы), севшие АКБ (гарантия 2 года) и даже двигатели в сборе (неправильно установленные опорные подшипники коленвала – отзывная кампания). Как правило, клиентам не приходится доказывать свою правоту.

Geely GC6

Немного особняком стоят «китайцы» — у некоторых из них отношения с гарантийными обязательствами довольно сложные. Один из показательных примеров – седанчик Geely GC6. Для него (как, впрочем, и для других моделей Джили) в гарантийных обязательствах оговорены все возможные отклонения – прямо как у Lada и Datsun. Гарантия на ЛКП – только при своевременном устранении всех сколов и царапин за счёт владельца. На всё остальное – только если проходить ТО у официалов, а в случае возникновения гарантийного случая полагается экспертиза…

Geely GC6
базовая стоимость
от 419 000 (2015)

Прочитав длинный список ограничений и осознав практическую нереальность получения гарантийной помощи, а иногда и столкнувшись с некомпетентностью персонала в дилерских центрах, многие владельцы попросту выбирают «самообслуживание». В сети полно постов с заголовками, относящимися к указанному седану: «спрыгнул с гарантии после первого ТО», «как пройти ТО-2 самому», «к черту гарантию» и так далее…

Даже с типичными проблемами Geely GC6 вроде отклеивающегося заднего стекла владельцы предпочитают обращаться не в фирменную сеть, а к мультибрендовым сервисам или просто в гараж к «дяде Васе». Но российский сервис Geely, несмотря на несовершенство, вовсе не бесполезен, и есть немало очень разных по своей сути обращений, закончившихся заменой по гарантии: регулятор оборотов печки, компрессор кондиционера, генератор, муфта CVVT, рулевой вал, коробка передач... Хорошо, что всё это – не на одном автомобиле.

На фото: интерьер Geely GC6
На фото: интерьер Geely GC6

Lifan Solano

У Лифана на официальном сайте есть весь перечень гарантийных обязательств, и там наблюдаются те же оговорки и те же расхождения с ФЗоЗПП, что и у прочих рассмотренных нами брендов. Хотя правильнее будет сказать не «те же», а «похожие». Позитивный момент заключается в том, что с ноября 2013 года Lifan, гонясь за конкурентами, дал «расширенную» гарантию на свои автомобили в течение 5 лет или 150 000 км, подняв при этом основную гарантию до 3 лет и 100 000 км – ранее там было всего 2 года и 60 000 километров. Но при внимательном прочтении, как всегда, вскрываются нюансы, и в случае с Lifan они меняют ситуацию даже более, чем в случае с остальными. Действительно, практически на весь двигатель, а также на корпуса МКПП и дифференциала теперь действует та самая расширенная гарантия. На «остальной» автомобиль – как бы 3 года или 100 000 км. Но есть ряд узлов, у которых гарантийный срок меньше.

Lifan Solano
базовая стоимость
от 499 900 (2016) и от 524 900 (2017)

Так, всего 2 года или 60 000 километров – на отдельные элементы ГУР, салона, рулевого управления, подвески, светотехники, системы охлаждения, механической коробки передач, а также на вариатор целиком. Еще меньше, 1 год и 30 000 километров – на сальники, амортизаторы, опоры, подшипники, сайлентблоки, аудиоаппаратуру, хромированные детали… И всего полгода или 15 000 км – на заправку кондиционера, каталитический нейтрализатор, датчик кислорода, стёкла, все РТИ (шланги, патрубки, пыльники, уплотнители) и приводные ремни. При этом сервисная сеть Lifan так же далека от совершенства, как в предыдущем случае, а сам Solano – автомобиль далеко не беспроблемный. Некоторые клиенты жалуются на качество сервиса, на цены и на выставленные счета по работам, которые не согласованы с владельцем. Многие предпочитают сойти с гарантии потому, что на любое обращение следует дежурный ответ из разряда «не подлежит».

В начале 2010-х у почти новых Solano гремели стойки стабилизатора, звенели катушки ремней безопасности, от совершенно неогрунтованного кузова отслаивалась краска, на морозе деформировались бамперы…

Выбор запчастей: «оригинал» или «неоригинал» Выбор запчастей для ремонта своей машины – всегда непростая задача. Непростая она не только потому, что для самостоятельной покупки нужно быть хоть немного автомехаником – количество предлож...

Доставка некоторых гарантийных запчастей (в частности, крупных, вроде коробки передач) занимала многие месяцы. Запчасти от Toyota Corolla позапрошлого поколения, клоном которой является Solano, не являются для владельцев выходом, ибо стоят сравнительно дорого. Тем не менее, гарантийные обязательства производителем в целом соблюдаются: по гарантии меняются стойки стабилизатора (стук), рабочие цилиндры сцепления, передние сиденья (подогрев), задние сиденья (фиксатор спинки), концевики дверей, рулевые рейки в сборе, а также устраняются мелкие недочёты сборки. В 2013 году зафиксирован случай сдачи целого автомобиля в дилерский центр по гарантии – за без малого два года кузов красился четыре раза в одних и тех же местах, со временем снова начиная ржаветь.

Что в итоге?

Практически все гарантийные обязательства перечисленных брендов содержат противоречия ФЗоЗПП. В частности, все производители фактически заявляют об отказе в гарантийном ремонте в случае, если вы не проходили ТО у официалов. В то время как на самом деле, с точки зрения закона, этот факт сам по себе никоим образом не лишает вас гарантии. А может ли гарантийный срок, описанный в законе через слово «период» трактоваться как количество пройденных километров, ведь период – это чаще всего время? Но эти противоречия – тема отдельной статьи, а сейчас лишь посоветуем заглянуть в ФЗоЗПП (статьи 5, 16, 18), Кодекс РФ об административных правонарушениях (статья 14.8) и Гражданский кодекс РФ (статья 476).

Что же касается описанных автомобилей, то все они в той или иной степени подвержены поломкам. Китайские бренды тут пока в роли догоняющих – то же самое справедливо и в отношении качества сервиса, и в отношении добросовестного отношения к клиентам этого сервиса. Догонят ли? Впрочем, неприятные «перегибы» на местах случаются и в сервисах Lada, Datsun и Renault.

В следующем материале мы собираемся развить некоторые из тезисов, обозначенных в этой статье, ответить на ваши вопросы и поговорить о чуть более крупных и дорогих автомобилях, представляющих класс В+ или претендующих на С-класс: Lada Vesta, Kia Rio, Hyundai Solaris, Volkswagen Polo, Geely Emgrand… А там и до непрерывно набирающего популярность сегмента кроссоверов доберёмся.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
4 комментария
23.02.2017 22:34
diver.alex@mail.ru

Дабы не тратить почем зря свои время, нервы и деньги есть смысл один раз съездить на ТО к дилеру тем самым обеспечив себе 2 года гарантии. А после этого срока мало что остается гарантийным да и косяки которые есть по любому вылезут за этот срок. Много ездящим видимо придется разорится на два ТО у дилера. А вот дальше кормить этот шараж-монтаж глупо. Нынче дилеры закрываются еще и потому что цена их услуг не соответствует качеству. За углом в вполне приличном сервисе тоже самое будет стоить в 2 раза дешевле, я уже молчу про гаражи, но там надо точно знать к кому можно обращаться.

3

27.02.2017 12:31
Евгений

Не знаю, о каких регионах речь, но в том же Питере, разница по цене ТО для "корейцев" у дилера и в обычных сервисах минимальна, а в некоторых случаях выходит даже дешевле.

1

27.02.2017 21:43
diver.alex@mail.ru

Сразу видно дилера собакоедов. :) Такая наглая неприкрытая ложь. А про Питер мне сказки рассказывать не надо...


27.02.2017 23:12
Евгений

О да, куда за зарплатой подойти?


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings