С другой стороны, если быть объективными, положительная динамика и вправду налицо: в декабре, например, было продано 145 668 автомобилей, что всего на 1% меньше, чем годом ранее, и больше всего в 2016 году. То есть, традиционный прирост за счет новогодних скидок, распродаж машин, которые вот-вот станут прошлогодними, и прочих проявлений небывалой щедрости автопроизводителей есть, и он почти такой же, как и год назад. И это тоже здоровый признак. Как говорит г-н Йорг Шрайбер, Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ, «почти достигнутый баланс в продажах декабря к декабрю предыдущего года подводит черту под похожий баланс в рамках 4 квартала (-0,9% против аналогичного периода прошлого года). Сравнивая с двузначными цифрами падения в первые 9 месяцев года, — это хороший результат».
Суммарные годовые продажи, тем не менее, пробили новое дно: если год назад мы писали, что они опустились на уровень 2009 года, то теперь они оказались еще ниже. Минус 11% к итогам 2015-го, что в штучном выражении составляет минус 176 319 машин и общий годовой объем в 1 425 791 автомобиль. Хорошей же новостью относительно нашего прошлогоднего материала является то, что тогда мы констатировали: «прогнозы на 2016 год довольно печальные» и «ни о каком росте речи пока не идет», а сейчас имеем вполне определенные надежды как минимум на сохранение уровня продаж. Господин Шрайбер подтверждает: «АЕБ надеется, что в 2017 г. у рынка есть потенциал закончить 4-летний период падения и вернуться к умеренному росту. Ожидается, что общий размер рынка будет равен 1,48 млн автомобилей или, иными словами, на 4% больше, чем в 2016 году».
Как пойдут дела, мы с любопытством посмотрим уже в ближайшие 3-4 месяца, а пока откроем статистику продаж АЕБ и подведем итоги декабря и всего 2016 года.
Премиум-сегмент
Начиная говорить о продажах декабря в любом сегменте, стоит еще раз уточнить, что в большинстве случаев речь идет о том, удалось ли повторить прошлогодний предновогодний скачок. У большинства брендов продажи в декабре выше, чем в предыдущие месяцы, но это не означает прироста относительно АППГ (аналогичного периода прошлого года), поскольку в прошлом декабре ситуация была ровно такой же, и даже лучше. У большинства – но не у всех, и с этим связаны интересные подвижки в итоговом рейтинге продаж.
В премиум-сегменте наиболее любопытной особенностью декабря можно считать критическое сближение лидера – Mercedes-Benz – с конкурентами. И надо заметить, не только благодаря успехам этих самых конкурентов: Mercedes невыразительно закончил декабрь, даже потеряв в продажах относительно осени и реализовав 2 658 машин, что на 6% меньше прошлогодних 2 817.
А вот японцы из Lexus сочли декабрь порой новых возможностей и продали на 15% больше, чем в прошлом году: 2 509 машин. Таким образом, их отставание от Mercedes (а точнее, доминирование последнего) перестало быть столь разительным, сократившись всего до 150 машин. Интересно, как будет развиваться динамика продаж в начале 2017 года, и сможет ли новый Е-класс в своей дорожной и внедорожной ипостаси помочь немцам выровнять положение.
В BMW тоже поймали волну и вывели продажи на стабильный уровень с небольшим приростом месяц за месяцем. Декабрь не принес рекордов, но прирост в 9% относительно прошлогодних 2 137 до 2 338 машин позволил баварцам выйти на строчку непосредственно под Lexus. А вот Audi продажи заметно поднять не удалось, и с результатом в 1 646 автомобилей они на 30% отстали от себя прошлогодних, когда это число составляло 2 340.
Во второй группе продаж тоже есть свои успехи и их отсутствие. Так, в Porsche с 657 проданными автомобилями показали прирост на целых 43% относительно прошлогодних 461, а шведы из Volvo хоть и потеряли целых 37% от прошлого декабря, продали почти столько же, сколько и немцы – 648 машин. А вот Infiniti не может похвастаться приростом ни относительно прошлого декабря, ни относительно этой осени, и с результатом в 425 авто и -12% относительно АППГ завершает год.
В нижней части таблицы Jaguar опять ставит новый рекорд процентного прироста к прошлому году: теперь это +288%! Вывод новых XJ, XF и, что особенно важно, F-Pace стал мощной инъекцией «допинга», которая позволила найти покупателей для 279 машин против 72 годом ранее. Находящийся рядом Cadillac хоть и чувствует себя достаточно стабильно, продает поменьше: 153 автомобиля, что на 26% меньше прошлогодних 207.
А вот smart, которым мы традиционно завершаем обзор премиум-сегмента, к новому году буквально ожил! Как и Jaguar, он установил штучный и процентный рекорд: 144 машины и +380%! Мы же теперь, после путешествия на smart по Италии, точно знаем, какой это классный подарок на новый год.
Средний сегмент
Средний сегмент в декабре – на то и средний, что в нем все усредненно, и почти ничего интересного не происходит. Лидирует по-прежнему Toyota, которая, продав целых 10 417 машин, что гораздо больше, чем осенью, все равно не дотянула 7% до прошлогодних 11 177. За ней все так же старательно гонится (впору писать с заглавной буквы – Гонится, подгоняемый Карлосом Гоном) Nissan, который тоже нарастил объемы до 6 942 машин, но тоже не добрал 17% до 8 410 прошлого декабря. А вот Skoda, удерживая стабильность объемом месяц от месяца, добрала и даже перебрала: 5 016 проданных авто и +9% к 4 596 за АППГ.
Еще чуть ниже – Ford, который, сохранив весенние объемы, больше не хвастается весенним приростом к прошлому году, когда 4 000 проданных машин означали +120% к АППГ. Вот и в декабре 4 166 автомобилей оказались на 8% менее многочисленными, чем 4 530 годом ранее.
В целом, похвастаться плюсом к прошлому декабрю могут немногие. Кроме Skoda, это еще Mazda, прирастившая 5% к результату в 2 176 машин и доведя его до 2 294. А где-то внизу кулаком по столу вдруг стукнула изрядно подзабытая всеми Honda, словно заявив, что «слухи о ее смерти были значительно преувеличены»: 309 проданных Pilot и CR-V, и +17% к 265 авто за АППГ.
Остальные, как уже понятно, в минусе: Chevrolet продемонстрировал -4% (3 235 проданных машин против 3 366), Mitsubishi -54% (1 273 против 2 767), Subaru -5% (587 против 615), а Suzuki -56% (319 против 724). Пара Peugeot-Citroen не выбилась из тренда, показав -22% (338 машин против 434) и -29% (288 против 408) соответственно.
Ситуация со SsangYong остается решительно неясной весь год: автомобили у дилеров кончились, за декабрь было продано 2 автомобиля, которые даже нет нужды сравнивать с чем бы то ни было, марка рапортует о вот-вот стартующих продажах новинок, но… ничего не происходит. Может, корейцы решили начать новую жизнь с нового года, и мы увидим решительные действия в январе, а может, все так и будет оставаться стабильно никак. В конце концов, это бизнес – ничего личного, прибыль и планы у каждого свои.
Бюджетный сегмент
А вот в бюджетном сегменте есть прелюбопытнейшее событие: французский титан свалил корейского с пьедестала. Третью строчку «абсолютного зачета» в декабре заняли не привычные Hyundai или Kia, а Renault! Причем в отличие от динамики в премиум-сегменте, это было достигнуто главным образом именно благодаря небывалым успехам французов, которые продали 13 765 машин вместо привычных 10-11 тысяч, прибавили 15% к результату АППГ и заслуженно шагнули вверх.
В результате такого шага именно Kia сместилась на четвертую строчку, реализовав 13 193 автомобиля и потеряв 13% относительно прошлогодних 15 215. А вот Hyundai удержался вторым: 14 047 машин – это на 12% больше, чем 12 570 в прошлом декабре.
«Русский богатырь» в лице Lada по-прежнему монументально незыблем, имея двукратное преимущество над корейским преследователем. Более того, тольяттинцы улучшили прошлогодний результат в 23 462 машины на 18%, выдав покупателям 27 630 экземпляров с ладьей на капоте. УАЗ чуть прибавил по сравнению с осенними месяцами, реализовав 5 909 внедорожников, но все же не добрал 4% до прошлогодних 6 173. К слову, раз уж мы заговорили об успехах российских брендов, стоит обратить внимание и на ГАЗ. Обычно мы не упоминаем продажи чисто коммерческой техники, но в декабре горьковцы превзошли по объемам Nissan и догнали Volkswagen, выпустив на дороги 7 517 своих машин, улучшив прошлогодний показатель на 47% и поднявшись на седьмую строчку в общем рейтинге продаж! Вот она, животворящая сила новых ГАЗели, Газона, Урала и других коммерческих машин.
Пресловутый Volkswagen тоже слегка улучшил показатель относительно осени, но сравняться с АППГ немного не смог: 7 589 машин – это на 4% меньше 7 927. А вот ниже все и вовсе безрадостно – неожиданным исключением стал только Datsun, продавший в декабре вдвое больше, чем обычно: 2 789 русско-японских машин, и превзошедший сам себя прошлогоднего на 5%.
Ravon, недавно во второй раз поднявший цены, нашел покупателей лишь для 499 своих машин – Daewoo в свое время продавались раза в два-три бодрее. И даже ни один китайский бренд не смог продать больше, чем в декабре 2015-го: Lifan потерял 29% (1 820 машин против 2 553), Chery – 25% (289 против 384), а Geely – 78% (251 против 1 132). DongFeng с 64 покупателями просел относительно АППГ на 73%, Changan с 37 – на 78%, а Brilliance с 20 – на 89%. Haima и вовсе не продала ничего, а вот Zotye, дебютировавший у нас в 2016 году, смог реализовать 37 машин.
Что мы приобрели
В декабре были объявлены цены и начат прием заказов на немало интересных машин: Land Rover Discovery, Volvo V90 Cross Country, Volkswagen Tiguan, SsangYong Tivoli… Однако были и физические старты продаж автомобилей, некоторые из которых не менее любопытны.
Так, Ford начал продажи новой Kuga: кроссовер появился у дилеров в середине декабря, а мы недавно опубликовали его тест-драйв. Он предлагается по цене от 1 379 000 до 1 959 000 рублей, может иметь передний или полный привод, а линейка моторов состоит из полуторалитрового EcoBoost в версиях на 150 и 182 л. с. и 2,5-литрового «атмосферника» на те же 150 сил. Оба мотора работают в паре с шестиступенчатым «автоматом».
Еще один дебютант декабря, на котором мы обстоятельно поездили – это Kia Cerato. Он, правда, претерпел рестайлинг, а не смену поколений, но тем не менее, заслуживает внимания. Модель предлагается с двумя двигателями и двумя коробками передач: в числе первых – 1,6-литровый мотор на 130 л. с. и двухлитровый на 150, а вторая пара – это шестиступенчатые «механика» и «автомат». Стоимость Cerato варьируется от 952 900 до 1 234 900 рублей.
Более элегантной, но менее массовой новинкой декабря является новый DS3. Французы не оставляют надежд на то, что маленький трехдверный хэтчбек приглянется российским любителям необычного, вдобавок избавившись от «простецкого» имени Citroen. Главным препятствием для приобщения к французской красоте по-прежнему является цена: базовое исполнение Be Chic стоит 1 255 000 рублей, а за топовую версию Sport Chic придется выложить 1 405 000. Еще одно обстоятельство, которое может отпугнуть некоторых, – новый двигатель: если раньше DS3 оснащался 1,6-литровым мотором, то теперь объем единственного предлагаемого агрегата составляет 1,2 литра, хотя его мощность лишь на 10 л. с. меньше, чем у предшественника – 110 л. с.
А вот куда более «близкой к народу» новинкой прошлого месяца стал обновленный Lifan X60. Обновление коснулось только внешности и интерьера, затронув оформление передней части и переднюю панель. Технически автомобиль остался тем же, имея под капотом 1,8-литровый мотор на 126 л. с., который работает в паре с пятиступенчатой «механикой» или вариатором. Стоимость обновленного X60 составляет от 779 900 до 899 900 рублей.
Что мы потеряли
Потери в декабре тоже были связаны с бюджетными автомобилями и китайским автопромом. «Бюджетник», похоже, не выдержавший конкуренции – Peugeot 301. Если в Европе он обновился, то у нас «свернулся»: непритязательный седан, продававшийся с единственным мотором на 1,6 литра и 115 л.с., исчез с официального сайта и не будет продаваться в России в 2017 году. Возможно, одной из причин, усугублявших ситуацию с продажами, была цена, превышавшая 700 тысяч рублей.
Ушедшие же «китайцы» ушли дружным строем, будучи членами одной семьи: Chery полностью пересмотрела свой модельный ряд и исключила из него все легковые машины, сделав ставку на три кроссовера, из которых реально продается пока только один – новый Tiggo 5. Все прочие, включая дешевые Bonus и Very, а также среднеразмерные М11 и Arrizo 7 и маленький кроссовер IndiS, в новом году продаваться у нас не будут.
Общегодовые продажи
Получив исчерпывающую статистику по брендам за все 12 месяцев, можно взглянуть, кто в 2016 году справился с задачей стабилизации курса, а кто продолжил падение дальше. Причем в этот раз изучать статистику интереснее: если в 2015-м смогли «подрасти» только Lexus, Porsche и smart, то теперь строй брендов разделился на «успешных», «середняков» и «продолжающих падать».
«Успешные» – это те, кто сумел показать положительную динамику. Здесь не изменил себе Lexus: на фоне падающего рынка японцы обеспечили себе годовой прирост на целых 19%, или 4 000 штук, реализовав 24 117 авто. Свои 10% обеспечил себе Ford: учитывая бодрое начало года, когда продажи шли гораздо лучше, чем в АППГ, им удалось прибавить те же 4 000 машин, доведя общегодовой объем до 42 528 штук. Ожидаемо единственный успешный бренд из Поднебесной – Lifan: найдя за год 17 460 клиентов, китайцы прибавили 15% к результату 2015-го.
Два бренда – УАЗ и Skoda – показали одинаковый прирост в 1%. Для обоих этот показатель важен: ульяновцы видят в нем результат развития модели Patriot, a чехи – сохранившееся доверие к бренду и лояльность покупательской аудитории.
Внизу таблицы тоже есть большие успехи: Jaguar доказал, что даже одна модель может быть стратегически важной для бренда, увеличив продажи на 113% до 2 073 штук. Cadillac тоже продемонстрировал прирост: 1 274 автомобиля – это на 12% больше, чем было в прошлом году. Ну а еще одним «маленьким, да удаленьким» во всех смыслах оказался smart: микрокары разошлись тиражом в 696 экземпляров, улучшив статистику на 48%.
«Середняками» можно смело назвать тех, кто сумел удержать продажи хотя бы на уровне прошлого года, не потеряв более 10%. И таких тоже немало.
Lada, сделав рывок на финише, обеспечила себе -1% к итогам прошлого года: это 3 000 штук, что на фоне проданных 266 тысяч, конечно, не слишком существенно. С другой стороны, можно было ожидать и плюсовых результатов – но озвучивать ожидания уже поздновато.
Вообще, почти вся верхушка рейтинга уложилась в наши условные 10%: Hyundai потерял ровно 10%, Renault – 3%, Kia – 9%, Toyota – 4%, а Volkswagen – 5%. Учитывая их огромные объемы продаж (6 этих брендов, включая Lada, сформировали 60% всего рынка), можно с уверенностью сказать, что это хороший результат, и в 2017 году он определенно не должен стать хуже.
В премиум-сегменте есть парочка брендов, которые тоже вполне достойно завершили год. BMW сделала это «четко в ноль», продав 27 507 машин, а соотечественники из Porsche лишь на 6% или 300 автомобилей ухудшили прошлогодний результат. Mercedes-Benz, как ни странно, в эту группу не попал, хотя не хватило ему совсем чуть-чуть: продажи сократились на 11%.
Второй китайский бренд, выступивший в прошлом году не хуже, чем в позапрошлом, – это Chery. Найдя хозяев для 4 758 своих автомобилей, они не добрали до результата 2015-го всего 4%, с чем их вполне можно поздравить.
Ну а у прочих, не упомянутых выше, год сложился не так стабильно: кто-то просел не так драматично, кто-то и вовсе покинул рынок. Но теперь это будет важно только с одной точки зрения: в столь значимой порой фразе «относительно АППГ». Смогут ли «неудачники» этого года показать прирост на фоне слабого 2016 года? Или предел еще не найден? Как сложится новый год для большинства? Будем ли мы называть только «успешных» и «середняков» в январе 2018 года? Покажет время. Ну а мы продолжим ежемесячно следить за развитием ситуации на первичном рынке легковых автомобилей – ведь порой это так интересно.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Никакого роста авторынка не будет. В лучшем случае упадет на 5%. Многие фирмы свернут свою деятельность, а остальные сократят модельный ряд дабы не тратится на весьма затратную сертификацию никчемной Эры Глонасс. При маленьких объемах продаж такие растраты не имеют смысла, проще повесить замок что уже сделали многие бренды.
На самом деле, ваша точка зрения тоже вполне правдоподобна - по крайней мере, в части падения на 5%. Цифра, правда, осторожно-маленькая, но в принципе она как раз логична как прогноз по замедлению падения продаж.
Вот только в отличии от оптимиста Йорга Шрайбера я не имею к авторынку никакого отношения... :)
А теперь вы что скажете, Алекс? В ответ на +11,9% по итогам года? ;)