Фото: depositphotos.com
2014 год действительно стал очень трудным как для производителей, так и для импортеров автомобилей. Продажи этого года примерно соответствуют статистике за вторую половину 90-х годов.
И даже более того — в мае был зафиксирован абсолютный антирекорд за всю историю независимости Украины: из салонов по всей стране выехало приблизительно 3 100 автомобилей. Затем ситуация стабилизировалась, и продажи составляли более 6 тысяч новых легковушек ежемесячно. Однако даже такой уровень нельзя назвать приемлемым, ведь динамика спада катастрофическая — минус 70% к продажам прошлого года… О том, как ведет себя рынок в разных сегментах, — ниже.
Отечественное производство в коме
В связи с нестабильной обстановкой на Юго-Востоке страны и постоянными колебаниями курсов валют практически умерло всё автомобильное производство внутри. Завод в Запорожье, до недавнего времени считавшийся самым мощным в Украине, в нынешний период практически полностью остановил производство. И, тем не менее, в июле благодаря продажам запасов, ЗАЗ стал лидером с 654 проданными автомобилями, обогнав даже Toyota.
Схожая картинка и на черкасском "Богдан-Авто". Выпуск автотранспорта (автобусы, коммерческие автомобили и легковые) практически остановлен, и объемы производства на данный момент — не более 10 машин в месяц.
"Богдан" купить проще, чем "Ладу"
"Надежды на какое-то возобновление производства или хотя бы на постоянную работу конвейера есть", — утверждает представитель корпорации "УкрАвто" Виктор Козачок, работающий в автосалоне Lada. "Если клиент пришел к дилеру и сказал, что хочет "Ладу" старых моделей (2110-2111), и её нет в наличии, то мы обратимся непосредственно в Черкассы, и этот автомобиль сделают под заказ".
Что касается импортных ВАЗов из Тольятти, то они, похоже, скоро совсем уйдут с рынка. Завод в России отказывается работать по заказам от покупателей, и поставки идут с серьезными перебоями.
Из-за привязанности к курсу валюты цены фантастически взлетели вверх, а это, в свою очередь, очень ударило по продажам. То есть цена в долларах осталась прежней, а в гривнах выросла на 20-30%. Спрос упал почти на 90%. Сейчас за счастье — продать 5-7 новых "Лад" в месяц. Если мы дальше будем брать кредиты на закупку партий с завода и спрос продолжит падать, то перспективы радужными не назовешь. Нераспроданные авто кредиторы заберут за долги, а автосалон просто закроют, ибо не будет даже чем платить за коммунальные услуги в помещениях.
Виктор Козачок, представитель корпорации "УкрАвто"
Иномарки идут вперед
Пока украинские заводы простаивают, позиции на рынке ожидаемо отыгрывают иномарки. Впрочем, для импортеров еще острее стоит вопрос падения курса гривны. Например, Daewoo Matiz подорожал с 60 000 до 98 000, притом что средняя зарплата по Украине, по данным Минфина, остается на уровне 3 500 гривен.
Как говорят в салонах Ford и Renault, дополнительной проблемой стало фактическое отсутствие программ автомобильного кредитования. Сейчас банкирам невыгодно выдавать кредиты из-за увеличения количества просроченных платежей.
"Впрочем, и сейчас находятся люди, которые берут кредиты, даже невзирая на вынужденное повышение ставок на 12%. Но их существенно меньше, чем раньше", – говорит Иван Савенец из "Полесье Моторс Групп".
Несмотря на различные системы скидок, призванные привлечь покупателей, автодилеры вынуждены подтверждать пике спроса. "Если раньше из шоу-рума за месяц могло уехать до 40 новеньких "Фордов", то сейчас — не более 10. Даже при таком спросе салоны никто закрывать не планирует", — заверяет руководитель отдела продаж автосалона Ford Виктор Белоусов.
Но импортеры не склонны драматизировать ситуацию. "О том, чтобы отказываться от поставок из-за границы, никто и не думал, просто квоты достаточно сильно уменьшились и сейчас в автосалоны привозят только то количество автомобилей, которое точно будет продано", — констатирует господин Белоусов.
Кто-то при этом всерьез рассчитывает на светлое будущее. Так "Полесье Моторс" строит в Житомире новый дилерский центр Hyundai рядом с собственным салоном Renault. Правда, параллельно с этим закрывается салон продаж Chery… Бывшее помещение автосалона теперь сдают в аренду.
Строительство нового салона продаж Hyundai
Подержанные автомобили: в ожидании снижения пошлин
Общий спад на "вторичке" примерно равен тому, что продемонстрировал за семь месяцев рынок первичных продаж — зафиксирован обвал в 76%. Начиная с июня спрос на б/у авто резко вырос — продано порядка 17 тысяч автомобилей до начала августа.
По прогнозам и автодилеров, и перегонщиков, ожидать радикального роста в ближайшее время не стоит, так как государство удерживает сбор за первичную регистрацию на весьма высоком уровне. Этот сбор зависит от возраста и объема двигателя. Чем больше литраж — тем больше будет стоить первая регистрация. Для автомобилей возрастом до 8 лет применяют коэффициент 2, а для тех, что старше 8 лет, стоимость сбора увеличивается в 40 раз.
Впрочем, в связи с подписанием экономической части ассоциации с ЕС могут снизиться ввозные пошлины, что сделает импорт как новых, так и подержанных авто более выгодным (хотя сбор за регистрацию никто не отменял). Власти готовы пойти на это, но при одном условии: пониженная пошлина будет действовать на первые 45 тысяч ввезенных в течение года машин. При этом даже в текущем кризисном году импортеры уже успели ввезти больше… В общем, "свалкой для европейского автохлама" Украине стать не грозит, что бы ни говорили российские эксперты.
Фото: depositphotos.com
Что дальше?
По прогнозам директора отделения стратегического развития компании "Атлант-М" (дилер VW) Алексея Терещенко, до конца года украинские дилеры могут продать ~90 тысяч автомобилей, учитывая коммерческую технику. Олег Назаренко более оптимистичен и надеется на то, что год завершится на уровне 120-130 тысяч авто. Согласно выводам представителей автосалонов, высокой динамики восстановления ждать пока что не стоит.
Но все прекрасно понимают, что в условиях фактически военного положения строить какие-либо внятные прогнозы сложно. Эксперты сходятся во мнении, что работать в таком же неопределенном режиме автомобильные розничные продавцы смогут не более полугода, после чего салоны придется закрывать.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться