Как работает LBS
Настоятельно рекомендуем вам сперва ознакомиться с первой частью, в которой мы выяснили, что дешевые маячки-трекеры с АлиЭкспресса являются не GPS-, а LBS-устройствами – то есть определяют свои координаты не по спутникам, а по сигналам сотовой сети. Повторим кратко суть и разберем еще некоторые нюансы.
Говоря примитивно, любой мобильник всегда получает от базовой станции в фоновом режиме некую служебную информацию, которую не предоставляет пользователю, – местоположение базовой вышки и силу сигнала от неё. Эту информацию и использует трекер-маяк, являющийся по сути функционально урезанным мобильником, без клавиатуры и дисплея. По расположению базовой станции прибор выясняет свое примерное местоположение с точностью до нескольких километров, а по силе сигнала от неё – корректирует его более точно.
Но что происходит после того, как мы отправили трекеру СМС-команду «8880000» (именно такую СМС нужно послать на номер сим-карты большинства трекеров, чтобы он отправил вам координаты)? А происходит вот что – после запроса вам на смартфон приходит гиперссылка, которую вы открываете в браузере. В ссылке – кусок карты, на которой обозначена точка местоположения трекера.
Но как же так получается – ведь в простейшем китайском трекере, в отличие от смартфона или от настоящей специализированной автомобильной противоугонной закладки, нет ни «мозгов», ни даже GPS-приемника – трекер глуп, как пробка. Как же он определяет местоположение?! Ведь он получает не координаты, а лишь силу сигнала в децибелах, и карт, чтобы эти координаты на неё наложить, в памяти трекера не содержится…
Интернет-сервисы трекеров
И вот мы подошли ко второй, не менее важной особенности работы этих устройств – к сопутствующему интернет-сервису, без которого трекер, по сути, бессмысленен! Мозгов у гаджета действительно ноль, но есть одна «извилина» – забитый в память интернет-адрес сервиса, к которому трекер привязал его производитель!
Как уже говорилось, любое устройство с сим-картой получает от базовой станции служебную информацию – код страны, в которой находится базовая станция, код сотовой сети, код локальной зоны, идентификатор соты и параметры сигнала – его силу и время прохождения от базы к гаджету. После вашего запроса на определение координат этот набор цифр трекер отправляет в виде GPRS-пакета на свой китайский сервер, тот накладывает эти данные на Гугл-карту, формирует URL-ссылку и отсылает обратно. А трекер тупо перекидывает её вам!
И все бы хорошо, если бы эти серверы не работали через пень-колоду!
«Импортозамещение»
В принципе, в любом из гаджетов из нашего обзора (и не только) можно игнорировать его штатный китайский интернет-сервис – неважно, работает ли он исправно, глючит время от времени или вообще отсутствует. Существует неплохой вариант «импортозамещения», для которого не нужно мучиться с подбором альтернативного сервиса, подбором портов и команд и гадать, когда китайцы плюнут на оплату хостинга… Чтобы этот вариант использовать, нам нужны 2 сим-карты:
— в смартфоне – Мегафон/МТС/Билайн;
— в трекере – еще одна, любого из трех операторов, с тарифом без абонентской платы и с помегабайтной оплатой GPRS/3G.
Поверьте, мы не рекламируем услуги операторов связи, тем более что наша цель в идеале – не тратить денег на мониторинг вообще! Разгадка проста: Мегафон, Билайн и МТС имеют однотипные услуги – у Мегафона она называется «Радар», у Билайна и МТС – «Локатор». Между собой они синхронизированы, то есть абонент любой из трех сетей, подключив услугу, может отслеживать местоположение другого такого абонента. Называется все это LBS-мониторингом.
В своем эксперименте как основную я использовал симку Мегафона с «Радаром», а в качестве вспомогательной была выбрана карточка Билайна. Это не отменяет для вас возможности воспользоваться любой другой комбинацией.
Порядок действий такой. Берем в каждую руку по телефону. Вставляем симку Билайн в один из них, предварительно кинув на неё некую символическую сумму – скажем, рублей 50. После чего активируем на аппарате с симкой Мегафон услугу «Радар-Лайт» и вводим в неё номер Билайн. На телефон с билайновской картой приходит запрос о разрешении отслеживания, вы подтверждаете запрос – дескать, согласен, ага. После чего вынимаете симку Билайн из телефона и вставляете её в трекер.
Что мы получили? Две симки, между которыми подтверждена поисковая связь в рамках услуги «Радар». «Радар» в версии «Лайт» позволяет делать 1 бесплатный запрос местоположения трекера в сутки и при этом не имеет никаких абонентских платежей за использование этой услуги.
С симкой в трекере чуть сложнее – на ней должна быть копеечка на счету, плюс нужно будет периодически тратить какую-то минимальную сумму, чтобы сим-карта не заблокировалась. Это можно делать, посылая раз в месяц на трекер СМС-команду, типа WHERE#, PARAM#, URL#, JT# и т.д., на которую он ответит исходящей СМС. Это стандартные управляющие СМС-команды таких устройств, они описаны в инструкции или их можно найти в интернете.
Пока все в порядке, о системе можно просто забыть, отправляя раз в месяц «бодрящую СМС». Если машина исчезает – ситуация нерядовая, и можно немножко потратиться. Мы переводим услугу «Радар-Лайт» в версию «Радар» – в ней количество запросов на позиционирование не ограничено, и стоит это 3 рубля в сутки. Также кидаем рублей 100-200 на карту в трекере и начинаем «бить во все колокола» – привлекаем полицию и отправляемся искать машину по координатам, если она, конечно, подает сигналы.
Ищем от точки, обозначенной в полученной MMS, нарезая постепенно расширяющиеся круги. Если в радиусе километра встречаются гаражные кооперативы, звоним на трекер, активируя его микрофон, и идем вдоль рядов гаражей, стуча палкой по воротам, – в телефоне раздастся звук ударов с задержкой, если вы приблизитесь к нужному боксу.
LBS-поиск – проверяем на машине
Лирику в сторону – пора бы уже выяснить, насколько эти игрушки полезны в практическом плане! Вставляем в трекер сим-карту, кладем его под капот автомобиля, подключаем к аккумулятору. Закрываем капот, оставляем машину то тут, то там и отправляем запросы на поиск!
И?.. Впечатление, надо сказать, двойственное… Первый и главный тезис – точных координат такая система не дает в принципе – погрешность будет ВСЕГДА. Но черт с ней, с погрешностью и порожденной ею беготней, если угнанную машину таки удастся в итоге найти и вернуть!
Однако самая высокая точность, которой удалось добиться (вернее – наименьшая погрешность!), – это 500-600 метров. То есть по карте в MMS-сообщении искомый объект находился в 500-600 метрах от его фактического местоположения. Такие результаты доступны в центре Москвы и в городах Подмосковья, к примеру.
Если взять ноги в руки, а еще и привлечь пару друзей, то километровый радиус вполне возможно прочесать и найти авто, брошенное угонщиками на отстой в каком-нибудь глухом переулке.
Но есть и другие примеры, которые несколько разочаровали. К примеру, оставив автомобиль на парковке метрополитена у станции метро Первомайская, на запрос получаем сообщение – машина находится в лесном массиве, на расстоянии 1,3 километра от реальной точки!
Или вот еще пример, совсем грустный. Машина стоит в дачном поселке в Подмосковье. Отправляем запрос – получаем ответ: наш автомобиль находится в деревне в 4 километрах от реального местоположения! Это уже, на минуточку, круг поисков с площадью… 50 квадратных километров, внутри которого находятся поля, леса, река, другие дачные СНТ, деревня и большой логистический комплекс-склад! Найти в этой ситуации автомобиль нереально, будем откровенны!
Итоговые же выводы таковы. Если 5-6 тысяч на специализированный маяк сейчас пробьют дыру в вашем бюджете, LBS-трекер за 600-700 рублей можно и приобрести, но с пониманием всей компромиссности такого решения. Все же такой гаджет – лучше, чем ничего, и во многих случаях, когда точность позиционирования составляет 500-700 метров, машину с его помощью, как ни странно, можно отыскать!
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
познавательно. но погрешность поражает да и глушилки есть.з.ы. надоело каждый раз авторизовываться тут, почему слетает?
Не поверите, всю редакцию это раздражает не меньше, чем вас :) Мы работаем над этим.
Очень странно, если человек может позволить себе потратить условно 500 тысяч на покупку машины, но не может добавить еще 6000 на покупку настоящего трекера, а вместо этого попытается наколхозить под капотом какую коробчонку.
Эти штуки скорее не рассказывают где они находятся, а рассказывают, где стоит ближайшая вышка. И если в жилом массиве, как правильно замечено в статье, вышки стоят каждые 500 метров, то за городом вышки более редкое явление и толку уже нет никакого.
Эх, Надежда-Надежда.... Все ж относительно в этом мире бушующем... Есть машины и за 500 тысяч, и за 100, и за 30... И за миллион долларов тоже есть, наверное, хотя я и не встречал ;)И вам, купившей "настояЩЩЩий" трекер за 6 т.р. тоже могут сказать - ну и что это за колхозанство и нищебродство? Нужно не коробочки всякие, глушению подверженные, прятать в салоне, а сделать нормальное КАСКО и поставить систему охраны с подпиской на выезд группы немедленного реагирования, как это предлагают так называемые "спутниковые" компании! И будете вы краснеть, бледнеть и стыдливо носочком землю ковырять... :):):):)Так что, повторюсь - все относительно, и никаких единых решений не существует. Есть решения разные - с различной степенью компромиссности и ценой.