Технология обмана
Итак, факт уже официально подтвержден: обман действительно имел место. В центре скандала, по текущим заявлениям, находится только один двигатель: двухлитровый четырехцилиндровый турбодизель EA 189. Но вот нарушения, им производимые, действительно заслуживают внимания.
Дело вот в чем: благодаря хитрому программному обеспечению, зашитому в блоке управления, двигатель мог работать «в двух режимах». Когда автомобиль подвергался стендовым испытаниям на предмет функциональных характеристик, таких как расход топлива и содержание вредных веществ в отработанных газах, система контроля за выбросами работала на полную мощность, показывая впечатляющие характеристики, отвечающие современным требованиям норм Euro. Когда же машина оказывалась на дороге, «обманное устройство» срабатывало как переключатель, переводя мотор и систему контроля в другой режим, в котором показатели выбросов оксида азота, например, могли быть выше установленных американским Агентством по охране окружающей среды от 10 до 40 раз! Более того, само устройство не было простецким: оно могло с высочайшей точностью определить, находится ли автомобиль на тестовом стенде или в дорожных условиях, контролируя положение руля, время работы двигателя, скорость автомобиля и даже атмосферное давление!
Также впечатляет ход событий, предшествующих «публичному поруганию», ведь все это стало известно не в одночасье. На самом деле, история уходит корнями еще в середину 2014 года, когда завышенные показатели выбросов после тестов стали предметом обсуждения в США. В Volkswagen при этом… продолжали утверждать, что подобные несоответствия – результат «непредусмотренных дорожных условий», «неучтенных особенностей использования» и прочих побочных факторов. Более того, в конце того же года был проведен масштабный отзыв автомобилей, связанный с этим вопросом. Однако вместо того, чтобы воспользоваться им и незаметно избавиться от доказательств обмана, в Volkswagen решили оставить все как есть. Результат не заставил себя долго ждать – дальнейшее изучение вопроса специалистами EPA (того самого Агентства по охране окружающей среды) выявило причины, а в сентябре этого года представители немецкого концерна официально признали наличие в системе электронного обманного устройства.
Говоря о вышеупомянутой отзывной кампании, можно посмотреть на ситуацию и с другой стороны: возможно, заставив двигатель работать «по-честному», выдавая заявленные показатели выбросов, двигатели подвергли бы дополнительной нагрузке, которая, как можно очевидно предположить, не учитывалась как рабочая. В результате, получив ухудшившиеся показатели нагрева двигателя (а как следствие, и надежности), расхода и разгонной динамики, взбунтовались бы уже покупатели – а это было бы чревато куда большим «отрывом от реальности». В текущей же ситуации автовладельцы, хоть и оказались обмануты, не слишком пострадали – ну в самом деле, кто будет волноваться о том, что его Passat «выдохнул» чуть больше нормы.
Что ответили в Volkswagen
Безусловно, говорить здесь о «случайности» или умысле одного из инженеров, непосредственно работавших над системой, не приходится. В этом должны были быть задействованы все, кто так или иначе принимал участие в технической подготовке автомобилей. А это уже пахнет чем-то более неприятным, чем разовый акт обмана. Тем интереснее и во многом страннее заявления, которые сделали представители Volkswagen.
Лишь Михаэль Хорн – Президент и CEO американского подразделения концерна – выразился достаточно точно:
«Мы полностью облажались».
Фраза, взятая из его речи, не вырвана из контекста – он полностью признал, что компания вела себя нечестно и должна привести автомобили в соответствие с требованиями и исключить подобные прецеденты в будущем. И это выглядит наиболее точным и правильным заявлением, особенно если принять его за искреннее и непосредственное признание и руководство к действию.
Конечно, топ-менеджмент компании таких высказываний себе позволить, скорее всего, не мог, но и то, что заявил глава Volkswagen Мартин Винтеркорн, звучит несколько… необычно. Помимо публичных извинений, с которыми он выступил, сказав, что «лично глубоко сожалеет о том, что компания подорвала доверие своих покупателей и широкой публики», он пообещал, что они будут полностью открыто и честно сотрудничать со всеми вовлеченными в это дело организациями и даже более того – инициировали независимое расследование. Но куда более необычно звучат слова г-на Винтеркорна о том, что компания «не допускает и не будет допускать нарушений внутрикорпоративных правил и государственного законодательства». Как именно трактовать подобную подачу проблемы – пока неясно, ибо, сознательно нарушая законодательство в течение семи лет, трудно заявлять о недопустимости подобных действий. Возможно, это косвенно говорит о том, что глава компании не был осведомлен о происходящем, а теперь обещает, что виновные будут выявлены и понесут наказание… но именно об этом ли речь? Пока вопрос. С другой стороны, трудно поверить в то, что глава компании не имеет понятия о том, что в ней происходит. А это уже совсем другая история…
Последствия
Последствия нарушения, с которыми придется столкнуться концерну, также достаточно ясны. Прежде всего, все новые автомобили, оснащенные «нелегальным» двигателем, сняты с продажи – дилеры уже получили соответствующие предписания. Также не будут продаваться подержанные автомобили, подпадающие под запрет, – во всяком случае, те, что осели у дилеров марки. В ближайшем будущем, очевидно, стоит ожидать еще одного массового отзыва всех подобных машин, которых, напомним, под полмиллиона, причем это не только Volkswagen: помимо Golf, Jetta, Beetle и Passat под отзыв попадут и Audi A3, имеющие под капотом двухлитровый дизель.
Второй частью наказания, естественно, станут штрафы. Пока Volkswagen не были предъявлены конкретные обвинения и суммы к оплате, но стоит ожидать, что таковые будут, причем существенные. По разным оценкам, потери только из-за отзывной кампании могут составить до 11 миллиардов евро, а учитывая то, что речь идет о США, можно ждать весьма серьезных финансовых штрафных санкций. Так что 6,5 миллиардов евро, уже выделенных концерном для решения этого вопроса, скорее всего, и не хватит.
Кроме того, несмотря на то, что, как мы уже сказали, речь идет именно о США, репутация компании пострадает в общемировом масштабе. Представители Volkswagen в других странах «открещиваются» от обвинений, справедливо указывая на то, что американские экологические нормы и стандарты не идентичны европейским и общемировым, да и вообще заявляют, что не были осведомлены о подобном ходе событий. Однако все это не мешает акциям компании терять в стоимости – в ходе биржевых торгов сумма потерь в стоимости акций концерна уже составила около 15 миллиардов евро, и это, возможно, еще не конечная точка.
Но мораль сей басни – в другом
На самом деле, стоит взглянуть на ситуацию шире, чем на просто конкретное нарушение конкретной компанией конкретного закона. Вопрос стоит гораздо более глобально: где предел традиционных двигателей внутреннего сгорания? Еще в материале о гибридных автомобилях мы говорили о том, что все эти «гибридные эко-тренды» в большинстве своем прежде всего продиктованы не желанием автопроизводителей создавать такие машины, а банальной необходимостью укладываться в ужесточающиеся требования. Экономия пары литров бензина не стоит того, чтобы разрабатывать и совершенствовать сложные бензоэлектрические трансмиссии, тратя на это огромное количество сил, денег и человеческих ресурсов. Но сочетание ДВС и электромотора позволяет показать столь желанные цифры выбросов на 100 километров, без которых не удастся получить сертификацию.
В погоне за цифрами инженеры разрабатывают все более и более сложные системы очистки выхлопа, каталитической нейтрализации, впрыска мочевины и сажевые фильтры. Двигатели все больше «душат», при этом выжимая из них все соки двумя-тремя турбинами в ущерб ресурсу. «Даунсайзинг» из смешного нового словечка превратился в суровую реальность, заставляющую оснащать седаны бизнес-класса литровыми турботрещотками, а премиальные крейсеры – четырехцилиндровыми моторчиками. Так стоит ли удивляться тому, что в этих условиях рождается столь банальная вещь, как обман?
Не будем «желтить страницы», выдумывая теории всемирного заговора. Но на самом деле предпосылки для массового обмана и обхода регламентов уже давно есть. Разумеется, сейчас, на фоне публичной порки Volkswagen, все будут отрицать свою причастность к подобным фальсификациям. Однако нам кажется, что в обозримом будущем мы можем стать свидетелями того, как «на лобное место» будут выводить все новых и новых «изобретателей устройств для помутнения воды». Главный вопрос здесь – будут ли. Ведь наглядно видно, что технологически мы подошли к тому пределу, когда замаскировать фальсификацию можно почти идеально, а скрывать ее – почти бесконечно долго. Семь лет – это немалый срок для «пробы пера». Посмотрим, каких вершин каллиграфии могут достигнуть автоконцерны, стоящие на грани добра и зла, между экологией и технологией.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Ой тоже мне обман........
В паспорте ТС расход по городу 10 литров, по факту 15 и тд. вот где обман
Перевел машину на газ. Т.к. форсунки новые, то расход стал даже меньше, чем на бензине в литрах - 15 газа против 18 бензина в прошлом. В рублях это 3 руб на 100 км. Экология - выше всех норм! Потери на разгоне ерундовые, если не спортсмен - вообще не ощутимые. Было 9 секунд, стало 10. Никому не верьте, что газ -плохо, у меня пробег уже космический 320000 и не собираюсь менять машинку. А гибриды - это всё лукавство за счёт потребителя.
А что за машина, если не секрет?
Хонда Элемент, 2004г, 162 л.с. 4х4 автомат
А как вам такая идея. Германия продвигает Евро стандарт из-за которого другие производители (например из России и Китая) не могут продавать авто в Европе (защитили рынок). Но сами они не могут производить авто соответствующее таким строгим стандартам и халтурят таким образом.
Другие страны не внедряют эти стандарты у себя, потому что они слишком строгие для местных автопроизводителей. И таким образом европейские машины легко могут продаваться везде, но никто не может войти на европейский рынок.
Хороший ход.
PS Это всего лишь мое предположение, теория, предположение. Я не утверждаю что это факт.
Верить в теории заговора, конечно, никто не запрещает :)) Но вот несколько фактов:
- Стандарт Евро-1 появился в 1993 году, когда вопрос экспансии на европейский рынок российских, китайских и даже корейских автомобилей не стоял в принципе
- Российские и китайские автомобили до самого недавнего времени были технически отсталыми и именно поэтому не могли продаваться в Европе
- В России действуют стандарты Евро-5, всего на одну ступень ниже, чем в Европе.
- Японские, американские и корейские автомобили с легкостью удовлетворяют европейским нормам, и внутри своих стран имеют такие же, если не более жесткие нормы.
И на старуху бывает проруха....