Обо всем этом на прошедшей недавно в Петербурге пресс-конференции рассказали руководители Комитета по благоустройству, ответственного, помимо всего прочего, за уборку городских улиц.
Чем поливают и посыпают наши дороги
По словам начальника Центра комплексного благоустройства Михаила Курдяева, в нынешнем году петербургские коммунальные службы предпринимают все усилия для того, чтобы «солевая нагрузка на город была снижена». В целом ряде районов Петербурга, а также на некоторых проспектах и площадях этой зимой снег и лед растапливают либо с применением современных противогололедных реагентов, либо же и вовсе обходятся без каких бы то ни было "антиобледенителей".
Перечень таких районов и адресов озвучил председатель Комитета по благоустройству Петербурга Андрей Подобед. Как сообщал ранее портал Kolesa.Ru, в список районов, «свободных» от ПГМ (противогололедных материалов), попали Крестовский остров значительная часть Курортного района и Петродворца, Павловск, Пушкин; без использования реагентов убирают Дворцовую площадь, городские парки и скверы; новые технологии и самые современные материалы применяют в этом году на Невском проспекте. В целом, как отметил М. Курдяев, ПГМ, используемые в центре города, – более чистые и эффективные, нежели на окраинах.
Что же касается остальных районов города на Неве, то в них используются различные противогололедные реагенты, в зависимости как от интенсивности снегопадов, так и от температуры воздуха. Причем полностью отказываться от вызывающей едва ли не ненависть как у автомобилистов, так и у пешеходов соли город, судя по всему, в ближайшее время не намерен. По словам А. Подобеда, по эффективности растапливания снега при температурах от 0 до –7 град. Цельсия материалов, равных соли, практически нет. Еще одним (а на самом деле – едва ли не главным) преимуществом этого материала является, естественно, его дешевизна.
Страхи же по поводу какой-то особой опасности технической соли для окружающей среды, судя по тому, что рассказал Kolesa.Ru начальник Центра комплексного благоустройства, сильно преувеличены. По его словам, соль, которой посыпают дороги, ничем не отличается от той, что предназначается для употребления в пищу. В разных месторождениях она может отличаться в плане наличия или отсутствия разного рода примесей, но она везде пищевая. «Разница – в том, что соль для уборки улиц оформляется, как техническая, и обходится дешевле. И приходит в другой упаковке», отметил М. Курдяев.
Помимо соли в Петербурге, по словам А. Подобеда, применяются хлориды кальция, магния, комбинации этих веществ в различных соотношениях, а также так называемые "бионорд", "айснорд", плюс пескосоляные смеси. Всего используется более семи различных реагентов.
Комбинации различных веществ, как рассказал нам начальника Центра комплексного благоустройства, позволяют увеличить эффективность противогололедных материалов. Так, например, смесь хлоридов кальция и натрия в определенной пропорции позволяет работать при температурах до –31 град. Цельсия.
Современные ПГМ, помимо этого, по словам председателя Комитета по благоустройству, более безопасны для окружающей среды, чем традиционная смесь песка и соли. «Часть используемых в Петербурге реагентов представляет собой, по сути, удобрение для растущих в городе растений», заявил журналистам А. Подобед.
Подобная оценка безопасности противогололедной "химии", естественно, не могла не вызвать у нас скептицизм, тем более, что пару лет назад Kolesa.Ru проводили собственный эксперимент на предмет влияния дорожных реагентов на различные детали автомобилей.
В начале зимы 2009-2010 гг. мы, напомним, купили несколько пар автодеталей и погрузили одну группу в грязевую жижу, собранную с дороги, а вторую – в чистую снеговую воду. Весной мы достали детали из их «купелей», и обнаружили, что пыльник, лежавший в жиже заметно почернел и покрылся ржавым налетом, резина на ощупь стала более жесткой, тот же налет был и на колодках с проводами, а гайка приржавела к болту так, что не то, чтобы свинтить, а даже хоть немного провернуть ее не удалось. При этом гайка с болта из воды все также легко откручивалась руками.
Начальник Центра комплексного благоустройства Петербурга объяснил такой результат нашего опыта тем, что в скапливающейся вдоль дорог каше присутствуют не только реагенты, но разного рода вещества, выбрасываемые самими автомобилями в движении, частицы резины, а также дорожная грязь. Все вместе и создает «адскую смесь», разъедающую обувь горожан и детали машин. Наверное, это так, однако, вместе с тем, это означает, что даже без реагентов улицы нашего города никак нельзя назвать чистыми.
Что же касается самих ПГМ, используемых в Петербурге, то, по словам М. Курдяева, на них существует поистине огромный набор разрешительной документации от экологических служб, Росприроднадзора и других организаций, кроме того, они соответствуют отраслевым дорожным нормам и имеют все необходимые сертификаты качества, соответствия, безопасности и т. д.
Куда вывозят снег?
Снег, который счищают и вывозят с улиц Петербурга, попадает затем на утилизацию, которую производят при помощи снегоплавильных камер. Как рассказал председатель городского Комитета по благоустройству, существует несколько видов таких камер. Самой производительной является стационарная, расположенная на Рижском проспекте. Она способна расплавить до 1 млн. куб. м снега за сезон.
Есть также 17 шахт Водоканала, производительность которых несколько ниже, однако за счет большого количества с их помощью можно расплавить за зиму порядка 5-6 млн. кубов снега. Существуют в городе на Неве и мобильные снегоплавильные установки в количестве 10 штук, с помощью которых можно утилизировать еще около 4 млн. куб. м снега. Общего количества камер, как отметил А. Подобед, достаточно для того, чтобы справиться со снегом, который выпадает за среднестатистическую зиму.
Кроме того, в настоящее время, по словам председателя Комитета по благоустройству, ведется подготовка к установке еще 15 камер к 2013 году, одна из которых будет расположена на Октябрьской набережной. «Таким образом, вопрос об утилизации снега в Петербурге будет полностью решен», заявил А. Подобед.
Вместо послесловия
Хотя городские чиновники и утверждают, что всеми силами стремятся «снизить солевую нагрузку на город», – в реальности нагрузка эта нынешней зимой, по сравнению с предыдущими, меньше не стала. Чтобы убедиться в этом, достаточно всего лишь выйти на улицу и понаблюдать, как именно убирают улицы от снега, что называется, на местах.
Выяснится, что даже в центральных районах, вопреки заявлениям руководителей Комитета по благоустройству, щедро рассыпают соль; что снеговую «кашу» не счищают специальными щеткам, помогая ей дотаивать, а так и оставляют у края проезжей части (в том числе – и на остановках общественного транспорта); и что в том же Пушкине, объявленном «свободным» от ПГМ, старая добрая пескосолевая смесь остается главным способом борьбы со снегом.
Вместе с тем, радует уже тот факт, что в Смольном есть понимание того, что переходить на современные противогололедные реагенты необходимо. Значит, есть шанс, что когда-нибудь питерские дороги и впрямь не станут «пересаливать»…
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Не совсем верно, что реагенты удобряют почву.... Скорее нормализуют минеральный состав и предотвращают засаливание. А вообще Бионорд очень хороший, жаль, что нормальных реагентов по сравнению с пескосолью все еще капля в море... Хотя если правильно пользоваться реагентами, они получаются вовсе не дороже. Их надо гораздо меньше
Не, об удобрении речь конечно не идёт, но то что хороший реагент не вредит почве - это абсолютно точно!
Ну про удобрение они конечно загнули, но вот тот же Бионорд хоть и не удобряет, но по крайней мере не вредит почве (растворимый реагент), при том, что достаточно эффективен.
Добавлю, что не только эффективен, но и экономичен, мы для своей территории его закупаем, очень довольны результатами. А от соли растения страдают, т.к. она не растворяется и перекрывает доступ к полезным веществам.
“Так называемый Бионорд” оценили даже в Осло и на олимпиаде в Сочи использовали именно его - факты говорят сами за себя.