Дрифт в кино
Отметим заранее, что не будем ставить перед собой задачу выявить и осветить досконально всё, что было связано с дрифтом за все эти годы, так как многие фильмы, игры и другие плоды творчества были ограничены рынками, целевой аудиторией и различными факторами, поэтому слабо знакомы (или вообще незнакомы) людям в нашей стране. Но довольно оправдываться, пора начинать. И начнем мы по старшинству — с кинематографа (поскольку в архитектуре и живописи дрифт пока несильно отметился).
Первым фильмом, который стоит упомянуть, снова отдавая дань уважения заслуженному японцу Кэйити Цутия, становится "Pluspy" 1987 года. Несмотря на то что он уже "засветился" в нашей первой статье, его можно и нужно рекомендовать снова и снова. На самом деле, этот фильм, а точнее ролик, стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы подивиться хладнокровию и методичности, с которой худощавый парень в очках "буравит" горный серпантин без единой (ну почти, да) ошибки, а заодно позавидовать качеству и конфигурации дорог в пригородах Японии. Минут через пять после начала просмотра невольно задаешься вопросом, сколько же Тойот было заложено в бюджет фильма на случай неудачных дублей, но ответ суров: одна, причем личная, так что расход в "три Тойоты на сто километров", как в современном кинематографе, был непозволительной роскошью.
Раз заговорив о Цутия, трудно от него отвлечься, поэтому он будет лейтмотивом всего нашего повествования. И второй по значимости картиной мы назовем его "Библию дрифта", снятую значительно позже "Pluspy", в 2003 году. Это уже полноценный фильм, обязательный к просмотру всем, кто постигает азы дрифта и просто им интересуется, поскольку в нем "король дрифта" лично рассказывает и показывает техники дрифта, а также подробнейшим образом объясняет все вплоть до того, как нажимать педали. После тщательного освоения фильма вы будете уже не просто судорожно дергать рычаг КПП и инстинктивно топтать газ и тормоз в попытках не разбиться, а пытаться копировать "руку (а в данном случае и ногу) мастера". Главное — не переусердствовать, помните: Тойота у вас одна.
Дабы не оскорблять чувства любителей аниме, упомянем мультсериал "Initial D", который целиком построен вокруг дрифта. Сюжет до боли классический: бедный молодой парень, случайно принадлежащая ему "восемьдесят шестая" и много горных дорог, на которых добро побеждает зло. Но мы-то знаем: это аниме попало в нашу статью по "благословению" Кэйити Цутия, который и сюда приложил свою умелую длань. Он был техническим консультантом, а заодно озвучил сюжетного "гуру дрифта", прообразом которого по сути и являлся.
Ну а самым знаменитым детищем синематографа, посвященным дрифту и знакомым даже непосвященным, является, конечно, "Тройной форсаж: Токийский дрифт". Это творение Голливуда хоть и изобилует своеобразной физикой, прогрессирующей в своеобразности от фильма к фильму, но вполне точно дает понимание того, что такое "дрифт" как техника и для чего он нужен (все помнят эффектные круги, описываемые вокруг девушек на тридцать третьем "Скайлайне"). Для посвященных же самая "сочная" сцена, несомненно, та, где улыбчивый японский рыбак, случайно оказавшийся на той же пристани, добродушно комментирует потуги главного героя освоить технику управляемого заноса ("Запоздал с контррулением, да?"). Учитывая, кто у нас сегодня любимый персонаж, нетрудно догадаться, что это мистер Цутия собственной персоной! Для тех, кто не в теме, поясним, что это примерно равнозначно тому, как если бы в фильме главный герой отрабатывал удар ногой с разворота, а на заднем плане сидел Чак Норрис и играл в шашки с Джеки Чаном.
Дрифт в играх
От кино плавно перейдем к видеоиграм. Игр, посвященных тематике дрифта, также вышло немало. Есть даже официальная игра по серии D1 Grand Prix, правда, вышла она довольно давно и массовой популярности не имела. А вот что имело популярность, так это легендарный Need for Speed: Underground, а особенно первая и вторая его части, в которых дрифт вынесен в качестве отдельного вида гонок и занимает примерно 1/4 общего времени прохождения игры наряду с круговыми гонками, спринтом от точки до точки и дрэг-заездами по прямой.
Cтоит отметить, что управление в игре смоделировано довольно реалистично с точки зрения учета типа привода. Так, Peugeot 206 слабо подходит на роль автомобиля для длительного и эффектного скольжения, в то время как заднеприводные коллеги по "андеграундному" цеху (особо отметим прекрасно плывущую Mazda MX-5 Miata) как раз способны на красивые пируэты в глубоком заносе. Очень хотелось бы написать и здесь что-нибудь о Кэйити Цутия, но, к сожалению, до этих игр его руки не дошли, а жаль!..
Игры: от виртуальной реальности к нашему миру
Однако игры не заканчиваются на консоли или ПК. В мире существует категория людей, которые перенесли видеоигры в реальную жизнь и продолжают соревноваться с аналогом джойстика в руках, но уже не дома перед телевизором, а на улице или в больших крытых помещениях. Это радиомоделисты, и изначально они были, как ни странно, снова японские — так уж вышло, что в любом виде дрифта Япония впереди планеты всей.
На фото: комплект дрифтового шасси Tamiya TT-01
Дрифт-культура в радиомодельном спорте не менее серьезна, чем во "взрослых" соревнованиях. Взять хотя бы тот факт, что судейство в RC (радиоуправляемых) сериях абсолютно идентично тому же D1 Grand Prix — во главе угла все те же угол (уж простите за тавтологию), траектория, скорость и зрелищность, а соревнования проводятся как в одиночном, так и парном вариантах.
Да и машинки подготовлены не менее серьезно: в профессиональных RC-моделях есть возможность настройки подвески, рулевого управления, кастора колес и даже распределения мощности по осям (правда, последнее обычно делается самостоятельно и на свой страх и риск). А по таким дисциплинам, как дизайн болида и создание кузова своими руками, даже проводятся отдельные конкурсы. Ведь стайлинг миниатюрного "стального коня" ничуть не менее интересен, чем большого, а затраты на него совсем другие, и, соответственно, есть, где разгуляться фантазии и умелым рукам.
На фото: подвеска дрифтовой модели
Радиоуправляемые машинки, используемые для дрифта, иногда даже скрывают под кузовом двигатель внутреннего сгорания, но чаще, как правило, оснащаются электродвигателем, из-за его относительной простоты и удобства, а также отсутствия лишнего шума, дыма и запаха. А поскольку резина тут жесткая и тоже не дымится в поворотах, нет никаких препятствий для проведения тренировок и соревнований в помещениях без особенной подготовки, лишь бы покрытие устраивало да размер соответствовал. Энтузиасты создают весьма сложные по конфигурации и конструкции трассы с множеством поворотов, перепадами высот, мостами и тоннелями
Привод у RC-моделей, как правило, полный, поскольку с малой массой проще управляться, когда пробуксовывают все четыре колеса. Как мы уже упомянули, отдельные владельцы даже изменяют в своих авто распределение мощности по осям со стандартных 50/50 в стоке, отдавая больше "мощи" на задние колеса. Гарантия при этом обычно теряется, но зато управление такой моделью еще больше приближается к "большой" машине.
Псевдодрифтеры
Разумеется, такая популярная культура, как дрифт, не могла не привлечь гигантскую армию поклонников. А такая армия, разумеется, не могла быть однородной. Ведь у каждого свои вкусы, предпочтения и ограничения (финансы, время, умения и так далее). Но всегда находятся люди, которые хотят казаться "круче", чем они есть на самом деле, а уж такая сфера, как дрифт, — плодороднейшая почва для разного рода "выкрутасов".
Серьезные пилоты называют таких "рейсеров" "рисерами" (в русском языке есть более звучный аналог, но мы можем привести лишь его мягкую версию — "*ракер"), а со временем знатоками даже были выделены некоторые их классические отличительные особенности, которые мы позволим себе перечислить ниже.
"Рисер" или "*ракер" — это персонаж, который приобретает машину (неважно местного или иностранного происхождения) и пытается заставить ее выглядеть быстрой. Машина при этом не получает дополнительных технических доработок, зато приобретает непомерное количество всевозможных наклеек и желтой краски. Владелец, разумеется, не в курсе элементарных законов физики, устройства автомобиля и того, что такое дрифт. Но он читал в паблике "ВКонтакте", что "валить боком" — это круто. Сам если и пробовал, то один раз, пока никто не видит, во дворе. Возможно, помял при этом соседскую машину. Транспорт "рисера" можно узнать по следующим характерным особенностям:
— звук выхлопа, напоминающий последствия метеоризма в консервной банке;
— книжная полка, прилепленная на багажник;
— дополнительные улучшения, такие как наклейки King of drift (лично видел на переднеприводном ВАЗе такую), спортивные ремни безопасности, занавески VIP, тонировка лобового стекла, синие чехлы из кожзама на креслах и полноразмерный огнетушитель (на случай, если эта штука загорится при преодолении скоростного рубежа в 60 км/ч);
— водитель, который говорит, что его тачка выдает сто лошадей с литра, но никогда не признается, что на самом деле у нее 60 Нм крутящего момента.
Список можно продолжать еще очень долго, да еще и дополнить его особенностями нашей специфики "тюнинга", но мы на всякий случай остановимся здесь. Остановимся, но не будем зарекаться, может, ваши предложения и пожелания сподвигнут нас написать еще что-то о яркой и захватывающей стихии дрифта. Баланса вам!..
Самое важное — это баланс.
Кэйити Цутия
Для комментирования вам необходимо авторизоваться