Уже свыше десяти лет Словакия, несмотря на свои небольшие размеры и всего 5,6 миллиона человек населения, является крупным мировым автопроизводителем, выпускающим в год свыше миллиона машин! Еще в 2016 году страна вошла в двадцатку крупнейших автомобильных держав мира, одновременно входя в ТОП-10 государств-автопроизводителей в ЕС. На долю этой отрасли, в которой заняты почти 180 000 граждан Словакии, приходится около 13% ВВП и 49% в общем объеме промышленности.
Истоки
По состоянию на 1916 год протяженность дорог на территории Словакии (25 000 км) была вдвое меньшей, чем в Чехии, Моравии и Силезии (54 694 км). Поэтому в начале века в самой Словакии интерес к автомобилям был не столь велик, как в соседней Чехии, поскольку автомобильный транспорт был лишь локальной альтернативой железнодорожному сообщению. В то время автомобили с ДВС не могли всерьез конкурировать с поездами ни по стабильной средней скорости, ни по "выносливости", ни по комфорту передвижения. Вдобавок на развитие машиностроительной отрасли Чехии серьезное влияние оказывали Германия и Франция, создав там предпосылки для развития автомобилестроения и авиации, в то время как во входившей в состав Австро-Венгрии Словакии главный упор в экономике был сделан на сельское хозяйство.
Про "неавтомобильность" Словакии говорит тот факт, что что по состоянию на 1913 год в Чехии насчитывалось 2412 автомобиля, и еще 549 в Моравии и 191 автомобиль в Силезии, в то время как в статистических чехословацких справочниках 1920 года данных о количестве зарегистрированных машин ни в Словакии, ни на территории Подкарпатской Руси не было. Из-за отсутствия конкретных цифр историки опираются на приблизительные данные. Так, Ян Тибенский в своих работах утверждает, что в Венгрии в 1910 году было зарегистрировано около 1000 машин, а из 3500 автомобилей, зарегистрированных по состоянию на 1918 год, на территории современной Словакии могло находиться около четверти, то есть примерно 1000 машин вплоть до распада Австро-Венгрии и вхождения Словакии в состав новообразованного государства Чехословакия.
В Братиславе первые автомобили зарегистрировали в 1896 г. и их владельцами были винный оптовик Юзеф Палугьяй и владелец фабрики Густав Штольверк. В Кошице, по данным ежедневной газеты Kaschauer Zeitung, первый официальный автомобиль появился 9 октября 1900 года.
Несмотря на то, что автомобильная промышленность как отрасль машиностроения в Словакии возникла только после окончания Второй мировой войны, первый автомобиль собственного производства был сделан в этой стране еще до начала Первой мировой — в 1913 году, причем произошло это случайно. Красивая легенда гласит, что история словацкого автопрома началась с того момента, когда сломался автомобиль царя Болгарии Фердинанда I, проезжавшего в то время через деревню Псиаре в районе современной южной Словакии. Местный кузнец Михал Майер взялся отремонтировать её. В качестве награды за успешную починку королевской машины ему вручили руль, четыре колеса и техническую документацию, основываясь на которой, он впоследствии попытался построить машину самостоятельно. Таким образом, автомобиль, получивший название "Дрндичка" (Drndička) считается первым автомобилем, произведенным в Словакии.
Благодаря компании Tatra уже в послевоенные годы производство автомобилей и комплектующих было запущено в таких словацких городах и городках, как Братислава, Чадца и Бановце-над-Бебравоу, причем в последнем возле завода даже установлен памятник в виде модели Tatra T141.
А с 1947 года в Поважской Быстрице, что в северо-западной Словакии, выпускали микромотоциклы "Манет", а также мопеды Jawa и Бабетта.
Своя игра
Собственных автомобильных заводов в полноценном понимании этого слова (то есть, с конструкторскими бюро и полным циклом производства) у словаков не было. Однако когда в 1960 году в Братиславе открылся филиал компании Tatra, силами его сотрудников всего за год был создан прототип микроавтобуса Tatra 603 MB. Изначально автомобиль проектировался как легкий грузовик с индексом NP. Планировалось, что помимо оригинального микроавтобуса будут выпускаться варианты с кузовами фургон и пикап, а также бортовые и развозные грузовики.
Чтобы ускорить производство, было решено, что основой кузова станет Tatra 805. Двигатель и некоторые части трансмиссии были заимствованы у седана T603. Однако двигатель микроавтобуса был установлен спереди, сразу за передним ведущим мостом, а коробка передач — перед ним. Благодаря переднеприводной компоновке, широкой колее и низкому центру тяжести опытный образец отличался хорошей устойчивостью и отличной управляемостью, вмещая при этом одиннадцать пассажиров. Однако, несмотря на очевидные преимущества этой конструкции, был изготовлен всего один прототип.
В 1966 году работавший в Братиславе Ян Цина (Jan Cina) спроектировал элегантный автомобиль Tatra 603X, который должен был заменить представительскую 603-ю. Было сделано множество эскизов и даже несколько прототипов, но впоследствии Татра начала сотрудничество с итальянским кузовным ателье Vignale, в результате чего появилась Tatra 613. Цина эмигрировал в Канаду, а разработка Татр в Братиславе прекратилась.
"Хейтеры" отечественных Жигулей нередко глумливо называют их "тазами", намекая на то, что аббревиатура предприятия, исходя из названия города (Тольятти), должна звучать не как ВАЗ (Волжский автомобильный завод), а как ТАЗ. Однако самым настоящим автозаводом под названием TAZ был Трнавский автомобильный завод. Это словацкое предприятие было основано в 1967 году, и часть оборудования для производства им передала Tatra Kopřivnice. В этот момент словацкие представители начали вести переговоры с Alfa Romeo, чтобы начать сотрудничество, в результате которого в Трнаве и Братиславе бы начался выпуск автомобилей. Так, компания Omnia предварительно импортировала для испытаний 8 автомобилей Alfa Romeo Giulia, причем речь шла о том, чтобы не разворачивать в Чехословакии лицензионное производство уже выпускавшейся машины, а начать выпуск новой модели.
Но поскольку предполагаемое сотрудничество могло вывести чехословацкий автопром на совершенно новый уровень, эта идея вызвала сильную озабоченность в определённых кругах руководителей СЭВ и по политическим соображениям не была поддержана на государственном уровне в Праге. Поэтому вместо "Альф" в Братиславе планировали наладить выпуск разработанной в то время в Млада-Болеславе модели Škoda 720, а перспективное сотрудничество с итальянцами полностью свернули.
Однако попытки создания собственного автомобиля в Братиславе не прекратились! Десятилетие спустя на БАЗе создали прототип S 743 Locusta — трехдверное купе на базе Skoda Rapid, которое отличалось от него оформлением передней части и расположенным в ней двигателем Fiat.
В 1988 году предприятие VMV BAZ создало опытный образец переднеприводного микроавтобуса MNA 900, который благодаря полуторалитровому двигателю мощностью 56 л.с. мог разогнаться до 150 км/ч. Годом позже его дополнила еще одна "перспектива" под названием MNA 1000, которая одновременно называлась и... Москвич-3733!
Экспериментальный восьмиместный фургон на базе "сорок первого" был совместной разработкой АЗЛК и завода BAZ, отвечавшего за кузов.
Сборку микроавтобусов и фургонов планировалось наладить в Братиславе и Саратовской области, однако было сделано лишь три опытных образца, один из которых, как и другие прототипы Братиславской автомобильной фабрики, вместо словацких дорог уехал прямо в братиславский музей транспорта, поскольку после "Бархатной революции" объемы выпуска автомобилей в Чехии и Словакии резко сократились.
Разработки транспортных средств отделением VMV BAZ не просто так имели явную ориентацию на лёгкий коммерческий транспорт, ведь это направление в ЧССР, в отличие от легкового, было развито слабо. Кроме того, в дальнейшем планировалось создание на основе различных существующих автомобилей, сотрудничая, таким образом, со многими иностранными производителями или чехословацкими компаниями — такими как Skoda или TAZ Trnava
А теперь вновь вернёмся к "ТАЗам". Несмотря на то, что в Трнаве с 1973 года выпускали микроавтобусы Skoda 1203, производство которых сначала было запущено в чешском городе Врхлаби в 1968-м, время от времени в восьмидесятые годы здесь появлялись весьма любопытные прототипы лёгких коммерческих автомобилей FV1 и FV2, созданные совместно с Братиславским заводом BAZ — точнее, его инжиниринговым отделением VMV. По концепции эти фургоны полностью отличались от микроавтобуса Skoda.
Не менее интересен и ярко-красный грузовичок под названием NUA TAZ 1500 VA — единственное сохранившееся свидетельство сотрудничества ЧССР и СССР в сфере производства легких грузовиков, причем советским партнёром TAZ Trnava в 1989 и 1992 году был... Запорожский автомобильный завод, который в то время занимался созданием экспериментального грузовика ЗАЗ-2301 "Снага" с двигателем УЗАМ-412. В чехословацком варианте прототипа использовались узлы и агрегаты SKODA 1203, но дизайн и управляемость были заметно лучше, чем у серийных «тазов».
Глобальные геополитические трансформации в стране также повлияли на судьбу машинки, которая так и осталась "вечным прототипом", а к 1999-му производство автомобилей в Трнаве прекратили вовсе.
На этом "самостоятельная" часть истории словацкого автопрома закончилась, однако и братиславском районе Девинска Нова Вес, и в Трнаве в наше время по-прежнему выпускают автомобили! Ведь после того, как пал "железный занавес", Volkswagen Group еще в мае 1991 года приобрел 80% акций БАЗа, выкупив оставшиеся акции в 1998-м. С тех пор на заводе Volkswagen Slovakia вот уже свыше 20 лет выпускают различные автомобили концерна, среди которых Volkswagen Touareg, Audi Q7 и Porsche Cayenne. На этом же заводе производят полноприводные версии Golf, а также VW up!, SEAT Mii и Skoda Citigo. Интересно, что именно словацкое предприятие является единственным в мире заводом концерна Volkswagen Group, на котором одновременно выпускаются автомобили Volkswagen, Audi, Porsche, Skoda и SEAT.
Ну а в Трнаве на заводе PSA с 2006 года выпускают автомобили Peugeot и Citroën, производя ежегодно свыше 350 000 "французов".
Кроме этих двух предприятий, расположенных на месте старейших словацких автозаводов, в городе Жилина с середины нулевых годов работает завод Kia Motors Slovakia, а в Нитре с октября 2018-го на Jaguar Land Rover собирают Land Rover Discovery. Вместе эта великолепная "четвёрка" производит в год свыше миллиона машин, 35-40% которых уходят на экспорт. Так что можно с уверенностью сказать, что хоть история автопрома этой небольшой страны началась случайно, успех её – отнюдь не дело везения, а результат упорного труда нескольких поколений жителей Словакии. И пусть с автомобилями собственной разработки у словаков так и не сложилось, эту небольшую страну можно с уверенностью называть крупной автомобильной державой.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться