Именно поэтому в конце января около двух сотен активистов на нескольких десятках автомобилей заблокировали въезды в украинскую столицу, требуя введения особого режима «временного ввоза» автомобилей с европейским учетом – то есть, по сути, речь идет о частичном освобождении от налогообложения. И удивительнее всего в этой истории то, что такая «инициатива снизу» нашла поддержку и одобрение даже у... депутатов! А «народные волнения» во многом как раз и спровоцированы созданием законопроекта №5567, который по замыслу нардепов должен урегулировать эксплуатацию автомобилей, ввезенных в Украину полулегальным путём.
просим не искать в этой статье политического подтекста. Ее автор – житель Прикарпатья и непосредственный свидетель событий.
Напомним, что уже около трёх лет отдельные граждане Украины «вспомнили лихие девяностые» и пользуются несколькими «сравнительно честными» способами езды на автомобиле с иностранной регистрацией.
Первый – самый простой и бесхитростный. Украинский гражданин въезжает на территорию своей страны за рулём «иностранки» в режиме «транзит», который допускает законное пребывание автомобиля на территории Украины сроком до пяти дней. По истечении этого времени «владелец» (а мы не зря взяли это слово в кавычки!) выезжает за пределы Украины и… тут же возвращается обратно, «обнуляя» таким нехитрым образом свой пятидневный счетчик. И так – до бесконечности. А точнее, до тех пор, пока любитель «халявы» захочет пользоваться данным транспортным средством. Бывают, конечно, и форс-мажоры, которые «продлевают» пребывание машины на украинской земле – например, старая иномарка просто сломалась, попала в ДТП или у водителя возникли какие-то непредвиденные обстоятельства (болезнь, командировка и т.д.). Однако законно и легально просто так увеличить срок пребывания автомобиля в режиме «транзит» не получится – нужна либо справка из полиции о том, что машина попала в аварию, либо официальный документ из сервиса, подтверждающий неисправность, из-за которой обладатель автомобиля с иностранным учетом не смог выехать на нём за границу.
В большинстве случаев такой схемой пользуются жители тех населенных пунктов, которые расположены в непосредственной близости от границы.
Еще один вариант – это ввоз автомобиля иностранным гражданином, после чего уже на территории Украины за руль садится местный житель и затем ездит без пересечения госграницы целый год. Правда, даже сами «наездники» не знают, насколько этот ход соответствует украинскому законодательству, но уверены, что «можно, потому что все так делают» (дословная цитата). По большому счету, само государство не особо мешает в этом авантюристам, поскольку после известных событий 2014 года государственная машина стала слишком слаба для того, чтобы бороться не только с «условным противником», но еще и с нарушителями правил ввоза и эксплуатации автомобилей. Ведь в том, что касается регулирования безопасности дорожного движения, Украина как государство «самоустранилась» еще при прежней власти, отменившей техосмотр и разрешившей управлять автомобилем без нотариально оформленной доверенности.
Популярный вариант – использование для «челночного» бизнеса в приграничных населенных пунктах иностранного микроавтобуса или легкого коммерческого транспорта |
В третьем случае граждане и организовавшие нехитрый бизнес дельцы действуют по так называемой «стамбульской схеме». Ссылаясь на Стамбульскую конвенцию 1990 года, предприниматели из разных стран (в том числе, и граждане Евросоюза!) открывают в ближайшем приграничье фирмы и фирмочки, на которые регистрируются сотни псевдослужебных автомобилей. Как нетрудно догадаться, эти транспортные средства приобретаются украинцами, которые ездят на них по украинской территории, старательно изображая из себя «сотрудников» предприятия, на которое оформлен автомобиль.
Наконец, существует еще одна интересная схема – житель Закарпатской или Львовской областей оформляет вид на жительство в одной из стран ЕС и по упрощенной схеме получает гражданство – например, венгерское или польское, чему способствует наличие соответствующих этнических корней. Затем потомственный венгр вполне законно прописывается на территории своей «новой Родины», получает там «права» и по всем правилам покупает машину, а затем въезжает на ней в Украину как гражданин ЕС. При этом он по-прежнему находится на территории «незалежной» и в своей обычной жизни продолжает пользоваться комплектом украинских документов! Таким образом, это даже больше, чем непредусмотренное украинским законодательством двойное гражданство – речь идёт о «двойной жизни», которую ведёт такой гражданин.
Даже в случае, если за рулём автомобиля находится настоящий житель Евросоюза, по действующим украинским законам, согласно постановлению №1388, автомобиль с иностранной регистрацией может пребывать на территории Украины не более 60 дней, после чего необходимо оформлять временную регистрацию в органах МРЭО. Таким образом, нарушителями являются практически все, кто ездит на автомобиле с «чужой пропиской».
Впрочем, в большинстве случаев украинцы на самом западе страны пользовались первым способом, то есть ввозили машины «в лоб» безо всяких дополнительных ухищрений, из-за чего приходилось пять дней спустя совершать так называемую «пересечку», переезжая границу туда-обратно.
Именно это обстоятельство вызывало у адептов и пользователей «еврошрота» больше всего нареканий и вопросов, ведь далеко не каждый соглашался с тем, чтобы безропотно на протяжении многих месяцев терять каждый пятый вечер на двойное пересечение границы. Хотя при этом власти не сильно мешали гражданам в их «ролевых играх» – даже в случае, если произошло нарушение сроков пребывания автомобиля на территории Украины, полиция об этом не знает по той причине, что у силовиков и таможни нет единой базы данных.
Не решило проблему и вступление в силу закона №1389-19 о снижении с 1 августа 2016 года ставок акцизного сбора на некоторые группы автомобилей (ранее известного как законопроект №3251), поскольку оно касается относительно «свежих» и дорогих автомобилей, выпущенных после 2010 года, в то время как 80% машин «на польских и словацких бляхах» (то есть, номерах) относятся к ценовой категории «до 3 000 евро», то есть выпущены в лучшем случае 10-12 лет назад. Нередко отдельные отчаявшиеся украинцы ввозят и совсем старый и дешевый хлам, который им с радостью продали в соседних Словакии или Польше за несколько сотен евро. И наоборот, некоторые состоятельные (но скупые) жители Украины ввозят дорогие и даже очень дорогие автомобили вроде новейшего Mercedes W222 или годовалого Porsche Cayenne.
По некоторым оценкам, сейчас в Украине находится 61 тысяча автомобилей с иностранной регистрацией, которые во имя экономии денег их украинскими владельцами успели пересечь границу 1,5 миллиона раз.
Ряд народных депутатов, включая одиозного Владимира Парасюка, внесли в Верховную Раду законопроект №5567 «О внесении изменений в Таможенный кодекс». Этот документ был зарегистрирован 21 декабря 2016 года, и как раз на него рассчитывают «владельцы» автомобилей с европейским учетом.
Ведь в случае, если законопроект примут, и либерализация ввоза автомобилей на иностранной регистрации все-таки состоится, владельцы таких транспортных средств возрастом старше семи лет смогут ввезти их на территорию Украины в режиме временного ввоза сроком на один год и поставить на «украинский учёт», получив в МРЭО соответствующие специальные номерные знаки. Не бесплатно, разумеется: предполагается, что кроме письменного обязательства об обратном вывозе машины через 12 месяцев, за каждый полный или неполный календарный месяц пребывания на таможенной территории Украины гражданин должен уплатить в государственную казну до 0,5% суммы таможенных платежей ежемесячно. При этом авторы законопроекта предлагают в первый год временного ввоза платить всего 0,2%, во второй – 0,3%, постепенно выйдя на максимальный расчетный тариф.
Однако гладко вышло только на бумаге и в мечтах обладателей «авто на польских бляхах»: законопроект пока что даже не прошел рассмотрение в комитетах, поскольку уже по предварительной оценке юристов он противоречит как остальным уже действующим законам, регулирующим ввоз и «растаможку» автомобилей, так и вступает в конфликт с теми обязательствами, которые взяла на себя Украина в рамках подписания ассоциации с Европейским Союзом. В общем, куда ни кинь – всюду клин…
Не будем забывать и о том, что в Верховной Раде Украины работают не только депутаты Парасюк, Деревянко и Горват, инициировавшие «временный ввоз», но и несколько сотен других «сильных мира сего», у которых есть свои интересы. В том числе – и в современном украинском автобизнесе. Да, у автомобильных производителей уже нет особого лобби в Верховной Раде, но ведь традиционные импортёры и дилеры пока никуда не делись (за исключением дилерских центров в районах, где ведутся боевые действия)! А владельцами автосалонов в Украине являются отнюдь не бедные люди, которые заинтересованы в том, чтобы продавались именно те машины, которые они представляют (и завозят), а отнюдь не чьи-то древние «некроколымаги», приобретённые по цене цветного лома в соседних государствах…
Вот и получается, что условные владельцы автомобилей с иностранной регистрацией сами себя загнали в ловушку: даже после введения льготных акцизов растаможить свою недорогую иномарку они не могут, а в нынешнем виде её эксплуатация находится на грани закона и сопряжена с постоянными неудобствами. Вдобавок всегда остаётся вероятность того, что национальная полиция вместе с таможней все-таки объявят «охоту на ведьм» и начнут массово проверять документы у «чужестранцев».
Поэтому обладатели «еврономеров» в качестве лучшего метода защиты избрали нападение.
Сначала группы «активистов» несколько раз пытались заблокировать государственные границы на западе страны, а теперь взялись за въезды в Киев, выдвигая неизменное требование – «амнистию иностранцам», то есть особые условия временного ввоза, которые бы позволили ездить без пресловутой «пересечки» легально по Украине хотя бы год вместо нынешних пяти дней.
Что же ответила власть? По сути, ничего конкретного – с протестующими встретился министр финансов Данилюк, который в ходе коротких переговоров пообещал изучить «проблематику конфликта», связанную с временным ввозом автомобилей, и провести собственную экспертизу законопроекта.
Будет ли «критическая масса» негодующих владельцев достаточной для того, чтобы законопроект все-таки стал законом и позволил украинцам вполне легально ездить на дешевых европейских автомобилях? Точного ответа пока не знает никто, ведь новейшая украинская история уже не раз удивляла своей непредсказуемостью. Вместе с тем, пока нет особых предпосылок для того, чтобы откровенно популистские шаги отдельных депутатов нашли поддержку в рядах остальных законодателей. И это именно тот случай, когда как никогда уместна поговорка «поживём – увидим».
P.S. В эту игру можно «играть вдвоём»: 26 января 2017 года на сайте официального интернет-представительства Президента Украины была зарегистрирована электронная петиция, которая звучит так: «Предоставить полиции полномочия по конфискации нерастаможенных авто, которые находятся на территории Украины с нарушением таможенного законодательства».
Для комментирования вам необходимо авторизоваться