Как все начиналось
«Европейский автомобиль года» (European Car of the Year, ECOTY) — это организация. Причем некоммерческая и независимая от автомобильной промышленности. Одноименный конкурс же ведет свою историю с 1963 года и является одним из старейших среди себе подобных. Считается, что именно он сформировал концепцию подобного рода мероприятий и собственно моду на них.
До этого времени в каждой отдельно взятой стране существовали свои собственные премии, что приводило к постоянным спорам о том, какой же автомобиль все-таки лучший.
Автор идеи — известный голландский автомобильный журналист и будущий основатель журнала Autovisie Фред Ван дер Влугт. Суть его замысла состояла в том, чтобы учредить единый для всей Европы ежегодный конкурс, в компетентности и авторитете которого ни у кого бы не оставалось сомнений.
Для этого голландец связался с 26 наиболее известными автомобильными журналистами из 9 разных стран. Именно они сформировали первоначальный состав жюри конкурса. Впоследствии организацию мероприятия взяли на себя шесть авторитетных журналов: Autovisie (Нидерланды), Stern (Германия), ViBilägare (Швеция), Auto (Италия), Autocar (Великобритания) и L’Automobile Magazine (Франция). В 80-х к ним присоединилась Испания, которую представляет журнал Autopista.
А судьи кто?
На данный момент количество судей увеличилось до 58 человек, которые представляют 22 страны. Число представителей в жюри от каждого государства напрямую связано с размером автомобильного рынка этой страны и его значением для автомобильной промышленности. Поэтому Франция, Германия, Великобритания, Италия и Испания имеют максимальное количество представителей — их интересы представляют по шесть судей.
У других стран представителей пропорционально меньше. Нидерланды и Швеция имеют по трое судей, интересы Австрии, России, Бельгии, Венгрии, Польши, Португалии и Швейцарии представляют по два журналиста, а от Норвегии, Ирландии, Чехии, Дании, Финляндии, Турции, Греции и Словении заседает по одному члену жюри. Представитель от России появился в комитете конкурса в 1995 году, это был основатель и главный редактор «Авторевю» Михаил Подорожанский. Сейчас судей от нашей страны двое. Вторым представителем с 2006 года является Вадим Овсянкин из газеты «Клаксон».
Члены жюри выбираются на основе их личной компетентности, а не из-за рейтинга изданий, которые они представляют. Новые члены могут присоединиться к составу судей лишь по приглашению организационного комитета конкурса или на основе рекомендаций. Каждый год все члены жюри обязаны подтвердить, что тестирование автомобилей является основной частью его профессиональной деятельности. Место в жюри конкурса закрепляется за экспертом до тех пор, пока он работает автомобильным журналистом или не достиг возраста 65 лет. Работа членов жюри никак не оплачивается – это сугубо общественный пост. Помимо экспертов в организационном комитете конкурса также присутствуют три должностных лица: президент, вице-президент и генеральный секретарь.
Требования к конкурсантам
К участию в конкурсе допускаются автомобили, чье серийное производство и продажа началась в прошедшие 12 месяцев. При этом это должны быть новые модели — рестайлинговые модификации не рассматриваются. На момент голосования автомобиль должен быть представлен не менее чем на пяти рынках стран членов Европейского союза.
Другим существенным ограничением является минимальный годовой тираж претендента, который должен быть не менее 5 тысяч штук. Это условие автоматически исключает из списка конкурсантов разнообразную автомобильную экзотику и суперкары, например Bugatti Veyron. В противном случае борьба была бы неравной. В сентябре, по итогам отбора, составляют список претендентов.
Процедура и критерии отбора
Процедура конкурса ECOTY проходит в два этапа. Сначала идет голосование, в ходе которого жюри отбирает из заявленного списка претендентов семь финалистов. На втором этапе эксперты должны оценить каждого из оставшихся претендентов. Для этого у каждого члена жюри есть 25 баллов, которые он может разделить между конкурсантами, как считает нужным. При этом отдать все единственной модели нельзя — максимальная оценка, на которую может рассчитывать претендент от одного эксперта, это 10 очков.
Свои оценки члены жюри выставляют на основе впечатлений, полученных во время тест-драйвов, которые организовывают производители. Дополнительно организаторы конкурса проводят и специальные испытательные сессии для автомобилей-финалистов.
Главным критерием, влияющим на высокую оценку, является уровень технических инноваций, примененных в автомобиле. Также в расчет берется дизайн, уровень комфорта и безопасности, эргономика, функциональность, экологичность и экономичность. Немаловажным фактором является сбалансированность потребительских качеств автомобиля относительно его цены. Свои решения относительно каждого их претендентов члены жюри должны обосновать подробно и в письменном виде.
Что вручается?
Приз, вручаемый победителю, имеет свою отдельную историю и пережил уже несколько модернизаций. Со дня основания и до 1999 года трофей представлял собой несколько тарельчатых клапанов. Они были украшены национальными флагами организаторов конкурса. Вначале клапанов было шесть, но в 80-х, после вступления Испании в состав учредителей, их стало семь.
В 2000 году был презентован новый трофей, внешность которого разрабатывал английский дизайнер Дин Артурс. Это была стальная скульптура с изображением стилизованного скоростного болида, на торце которой помещался логотип конкурса с неизменными тарельчатыми клапанами.
Последнее на сегодняшний день обновление приза ECOTY произошло в 2004 году. Автор нового трофея, выполненного из мрамора и цветных металлов — Эммануэль Зурини, известный французский художник, который славится своими автомобильными скульптурами.
Компания-производитель, чей автомобиль выиграл главный приз, может в течении всего следующего года использовать логотип конкурса в своих рекламных целях.
Приз, выдаваемый после 2000 года
Интересные факты
— Volkswagen Golf свой первый главный приз получил только в 1992 году. При этом понятие гольф-класс к тому времени уже прочно закрепилось в автомобильном мире.
— Наибольшее количество главных призов имеет бренд Fiat. При этом сами автомобили итальянской компании, за исключением, наверно, лишь модели 500, редко выделяются на фоне конкурентов.
— Первым японским автомобилем, удостоившимся престижной европейской награды, в 1993 году стал Nissan Micra. Превосходное качество сборки, широкий спектр силовых агрегатов и привлекательный экстерьер убедили жюри присудить первый приз японцу.
— Не секрет, что американские бренды в Европе не в чести. Тем не менее, в 1979 году первый приз выиграл Chrysler Horizon, разработанный, правда, европейским подразделением корпорации Chrysler. Жюри особо отметило практичность модели и комфортную подвеску, и этого хватило, чтобы на 12 баллов опередить Fiat Ritmo, завоевавший в итоге второе место.
— За всю историю конкурса из престижных брендов только Mercedes-Benz, Audi, Porsche и Alfa Romeo смогли стать главными призерами. Причем Audi это удалось дважды, с моделями 80 и 100. Победа Mercedes-Benz примечательна тем, что приз достался модели 450SEL, первому официальному S-классу. На данный момент это единственный случай, когда конкурс выиграл автомобиль представительского сегмента. Аналогичный рекорд, только в классе спорткаров, принадлежит Porsche 928. Традиционно награда вручается в той или иной степени массовым моделям. Модели BMW выше второго места никогда не поднимались.
— Максимальное количество баллов, которое может набрать претендент, равняется 580. Но за всю историю конкурса никто не набрал даже 500. Наивысшим показателем на данный момент является 464 балла, присужденные в 1988 году Peugeot 405. Дизайн Pininfarina, отличная управляемость, наличие полноприводной модификации, передовые дизельные двигатели и качественная отделка – перевес по сравнению с другим французом, Citroën AX, составил тогда невероятные 212 баллов.
— Главный приз ECOTY — вовсе не гарантия дальнейшего коммерческого успеха автомобиля. Это подтверждает призер 2012 года Chevrolet Volt/Opel Ampera. Оба автомобиля по технической начинке — абсолютные близнецы, и отличаются друг от друга лишь внешним оформлением. При этом модель американского бренда продавалась не в пример лучше своего европейского собрата. С начала производства в 2012 году Ampera нашла лишь чуть более 12 тысяч покупателей, в то время как родственных Volt было продано около 80 тысяч.
Новый приз, выдается с 2004 года
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
А баварцы-то - неудачники оказывается)
Peugeot 405 действительно был уникальной машиной. Очень крепкая конструкция, шикарнейшая устойчивость на дороге и управляемость. Она бы и сейчас пришлась к месту например в России.
Согласен.
когда-то имел опыт общения с одной из базовых версий. Очень достойно едет автомобиль.
Конкурс отражает не маркетинговые заморочки и уместность авто с точки зрения аудитории вообще, а именно мнение журналистов помноженное на попытку предвидения основных трендов. Совсем плохие машины конкурс не выигрывают, но часто не совпадают с рынком. А еще в 90ее явно набирала обороты тенденция на распределение призов среди самых массовых. Сейчас, тьфу х3, вроде бы опять возобладал разум.