Западная Европа – крайне привлекательная область для автомобильной промышленности: это не только огромный рынок сбыта, но и родина крупных автомобильных брендов из Германии, Англии, Франции, Италии и так далее. С другой стороны, это конкурентная среда: разрабатывая автомобиль в Европе, приходится соперничать со всеми этими компаниями, и для Geely обозначение своего присутствия в Европе было важным шагом, обозначающим переход на новый уровень конкуренции. Создание GATD – Geely Auto Technical Deutschland, научно-исследовательского центра Geely во Франкфурте, открывает новую страницу в истории развития компании.
Ключевые задачи, над которыми работает новый центр, сегодня звучат вполне стандартно: это разработка транспортных средств нового поколения, поиск и разработка новых технологий, которые станут актуальными для автомобилей в ближайшие годы, повышение энергетической эффективности транспорта и его электрификация. Пожалуй, такие задачи ставят перед собой многие научно-исследовательские центры – однако при создании GATD учитывались не только задачи, но и будущие методики их решения. В частности, географическое расположение центра позволяет ему получать компоненты и материалы от лучших мировых поставщиков в кратчайшие сроки, что ускоряет и облегчает разработку.
Электрификация – еще один тренд нашего времени, который найдет свое развитие и в новом центре Geely.
При торможении невозможно генерировать топливо – но возможно генерировать электричество. Именно эта обратимая природа электроэнергии предопределяет ее перспективность в ближайшем будущем. Вопрос не только в отсутствии выбросов: да, пока что для зарядки автомобиля, который не загрязняет окружающую среду, работают электростанции, которые далеко не так безвредны. Однако в обозримом будущем продолжит развиваться инфраструктура добычи электричества из возобновляемых источников, таких как ветер и солнечный свет, причем не только на промышленном, но и на частном уровне. Работая в Феррари, я наблюдал за трендами в этой области в последние 10 лет, и для меня давно стало понятным, что в разговоре об электрификации стоит говорить не «если», а «когда».
На вопрос о том, за какими именно типом машин будущее – гибридами или чистыми электромобилями, специалисты центра вполне уверенно отвечают: это электромобили, вопрос лишь в сроках их становления. Прогнозировать трудно, по разным оценкам этот процесс займет от 5 до 20 лет, однако уже сейчас есть не только примеры успешных серийных автомобилей, в том числе и от Geely, но и задачи, которые придется решать в дальнейшем. Во-первых, это совершенствование существующих технологий – подвесок, тормозных систем, шин и так далее, в контексте новой электрической архитектуры. Ну а во-вторых, это специфические задачи – к примеру, повышение эффективности систем рекуперации: сегодняшние достижения – далеко не предел, и в будущем рекуперация должна играть даже большую роль при торможении, чем классическая гидравлика.
Как известно, на развивающемся рынке электромобилей сейчас по-прежнему велика роль имиджа: за успешными компаниями, такими как Tesla, стоят фигуры харизматичных лидеров или автомобили, прославившиеся своей «революционностью» в отрасли. Однако в Geely уверены, что самое важное – не красивые образы, а налаженная коммуникация с целевой аудиторией и стратегия бренда. Перефразируя известный слоган компании Intel, можно сказать, что в будущем ключевым подходом станет «Geely Inside»: китайская компания аккумулирует активы, такие как Volvo и Lotus, и обеспечивает им стабильное развитие и уверенность в завтрашнем дне. Залогом этого успешного будущего, по мнению специалистов Geely, должны быть не героические фигуры, а бренд и технологии.
Кстати, говоря о будущем и «следующем поколении» автомобилей Geely, для разработки которых был создан в том числе и центр в Германии, стоит отметить любопытный факт: даже нынешние новинки, такие как кросс-купе FY11 – это еще не «следующее» поколение, а второе, уже, однако, впитавшее в себя совместный опыт Volvo и Geely. Но грядущие модели в GATD условно называют «третьим» поколением, и объединяет их аббревиатура CASE, уточняющая важные черты автомобилей будущего: connectivity, autonomous driving, sharing и electrification – то есть, взаимодействие автомобиля с водителем и Интернетом, автономное вождение, совместные поездки и электрификация. Автомобили становятся все больше похожи на гаджеты: избавляются от ДВС, приобретают искусственный интеллект и получают новые онлайн-сервисы. Кстати, развитие этих сервисов можно видеть уже сейчас: в августе Geely запустила в России Atlas с новой мультимедийной системой, разработанной в сотрудничестве с одной из самых известных российских интернет-компаний – Яндексом. Она включает в себя онлайн-навигацию, голосовое управление и ряд приложений, а также умеет обновляться через Интернет. И учитывая, что это только первый шаг в направлении «автомобиля как гаджета», в будущем мы увидим еще более любопытные новшества.
Разработка электромобилей будущего – крайне интересная, но сложная задача, отмечают специалисты центра. Взять, к примеру, снижение центра тяжести, которому при разработке «традиционных» машин уделяется немало внимания. С одной стороны, концепция электромобиля в этом отношении упрощает жизнь: ведь самый тяжелый элемент – батареи – практически всегда расположены горизонтально и максимально низко, что обеспечивает хорошую развесовку и более низкий, чем у аналогичных автомобилей с ДВС, центр тяжести. Однако это явное преимущество не дается даром: компоновка электромобилей уже сейчас зачастую подразумевает индивидуальные электромоторы, расположенные непосредственно на каждой из осей, между колесами. Учитывая, что расстояние между колесами оси нельзя увеличивать бесконечно, это означает уменьшение пространства, которое ранее отдавалось собственно подвеске, и усложнение компоновки подрамников, рычагов и других элементов, которые необходимо вписать в меньшие габариты с сохранением их характеристик. Кроме того, сюда же относятся потенциальный рост неподрессоренных масс, более сложная электрическая обвязка с защищенными кабелями большого сечения, потенциально больший вес электромобиля по сравнению с «обычной» машиной, необходимость охлаждения силового агрегата, специфичные виброакустические характеристики электромоторов и так далее – новые условия диктуют новые задачи.
Особняком в стратегии будущего развития электромобилей стоит вопрос государственной поддержки: не секрет, что сейчас именно она играет немалую роль в стимулировании продаж, однако уже сейчас становится ясно, что это не может продолжаться бесконечно. Китай, к примеру, в очередной раз снизил размер субсидий для покупателей электромобилей и гибридов, что наверняка скажется на объемах продаж. Однако в Geely настроены решительно: снижение господдержки – ясный сигнал о том, что компании должны продолжать развитие и разработки и предлагать покупателям все более совершенный продукт. На это же намекают и другие государственные инициативы: к примеру, не только в Китае, но и в некоторых странах Европы уже озвучили планы о полном отказе от новых автомобилей с ДВС в долгосрочной перспективе. И хотя запрет – не лучший способ продвижения новых технологий, автопроизводителям остается лишь быть готовыми к такому варианту событий – и в Geely готовы подойти к нему во всеоружии, собрав команду выдающихся специалистов со всего мира.
Сила нашего проекта в том, что мы, аккумулируя опыт разных специалистов в одном месте, способны вместе решать задачи нового, принципиально иного уровня.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться