Отличия «резаной» музыки от «цельной»
Для введения в курс дела начнем с простейшей справки, которую знатоки аудиоформатов могут смело пропустить… Большинство из нас сегодня слушает музыку в машине в формате MP3. Это удобно – огромная фонотека помещается в кулаке, не боится царапин, ударов, грязи, элементарно пополняется и редактируется на домашнем компьютере и т.п. Формат MP3 устраивает почти всех – кроме тех, кто «загоняется» из-за его внутренней сущности…
А сущность состоит в том, что при сжатии музыкального потока из него по специальному алгоритму вырезаются те звуки и частоты, которые, как считают создатели алгоритма, ПОЧТИ не влияют на восприятие музыки слушателем. Вот это «почти» – и есть причина компромиссности формата MP3… На музыке клубных жанров разница едва заметна, но на хорошем качественном роке, инструментале, серьезном вокале и классике, проигрываемых через приличную акустическую систему, различие между «резаным» форматом MP3 и «нерезаным» исходником WAV способны ощутить многие.
MP3 не передает глубины и полноты звучания музыки, воспринимается как «бедный родственник» по сравнению с несжатыми форматами аудио. Это все, конечно, субъективные характеристики, и не каждый в силу физиологических особенностей слуха способен их вообще «распробовать», но факт есть факт – MP3 и прочие кодеки, сжимающие звук с потерями (WMA, AAC и другие), ухудшают качество музыки в угоду удобству её использования.
Альтернатива – форматы «без потерь», то, что принято называть lossless. Такие кодеки, как FLAC и APE, тоже сжимают музыку, но при воспроизведении оригинальные данные полностью восстанавливаются из сжатого состояния – в отличие от MP3, из которого сжимающие алгоритмы удаляют «лишние ноты» на свое усмотрение и без вашего ведома...
FLAC в автомобилях
Еще недавно послушать lossless в машине можно было в основном только на мультимедийных центрах на Android, поскольку для Android естественна возможность установки различных программ-плееров, читающие все форматы. Но качество звучания было под вопросом, ибо большинство производителей Android-магнитол – с сомнительной китайской родословной и белым пятном на месте истории бренда… Плюс серьезными ограничениями к распространению этих устройств являются высокая цена и двухдиновый формат, который тоже устраивает не всех.
И вот года полтора назад начали появляться первые FLAC-модели в сегменте бюджетных магнитол известных брендов – с хорошим качеством, однодиновой компоновкой и привычным «магнитольным» дизайном. Сегодня этот сегмент рынка фактически состоялся – ассортимент недорогих FLAC-устройств под всем известными марками типа Sony, Pioneer, Kenwood и т.п. уже изрядный. Соответственно, можно попытаться сделать некоторые выводы.
Главным из них будет ответ на вопрос – стало ли внедрение поддержки FLAC в массовые недорогие аппараты прорывом в эволюции кар-аудио, или lossless актуален лишь для серьезных, дорогих автомобильных аудио-систем, и простой пользователь в недорогом авто со штатной акустикой никаких внятных плюсов от FLAC не получит?
Что тестируем
Сегодня стоимость наиболее доступных автомагнитол с поддержкой FLAC крайне демократична, и эти гаджеты доступны любому – в начальном сегменте цены на них стартуют с отметки в 3 тысячи рублей. Посему подобная аппаратура наводит многих владельцев бюджетных автомобилей на мысль, что и в недорогой машине, со штатной ширпотребной акустикой можно существенно улучшить качество звучания, просто заменив магнитолу и используя высококачественный музыкальный исходник – FLAC вместо MP3.
Однако у тех, кто имеет достаточно глубокие познания в аудио-технике, возникают сомнения… Да, FLAC звучит безусловно лучше. Чисто академически с этим не поспоришь. Однако исходника как он есть мало – нужен хороший цифро-аналоговый преобразователь в автомагнитоле, качественный усилительный тракт, хорошая и правильно установленная акустика… Что из этого имеется в бюджетном автомобиле и бюджетной магнитоле? Да, скорее всего, ничего…
Соответственно, ставим вопрос ребром – если мы на недорогой машине, без финансовых вложений в замену штатной акустики и усилителей, без затрат на дополнительную шумоизоляцию и прочий «фарш» просто «махнем» родную MP3-магнитолу на устройство с поддержкой FLAC – даст ли это нам сколь-либо заметное невооруженным и нетренированным ухом улучшение качества звучания?
Чтобы найти ответ на этот вопрос, Колеса.ру взяли на тест три автомагнитолы, умеющие воспроизводить музыку формата FLAC, типичное бюджетное авто с дешевой штатной акустикой… и пригласили опытного эксперта по кар-аудио, попросив его поочередно прослушать на каждом устройстве два одинаковых аудиофайла – трек в формате MP3 320 кбит/с и тот же самый трек в формате FLAC.
Условия тестирования
Автомобиль:
Volkswagen Polo, штатная аудиосистема с четырьмя 6-дюймовыми динамиками с бумажными диффузорами и частоторасширяющими конусами
Тестируемые головные устройства с поддержкой FLAC:
- Kenwood KMM-101GY
- Pioneer DEH-1800UBA
- JVC KD-X110
Тестовые треки:
- Kaleida – «Think» MP3/FLAC
- Marilyn Manson – «Birds Оf Нell Аwaiting» MP3/FLAC
Эксперт:
Сергей Бакаев, многократный чемпион России и Европы по версии европейской ассоциации автозвукового спорта EMMA (European Mobile Media Association), судья чемпионатов EMMA.
Извлекаем из Polo родную MP3-магнитолу RCD-220, чтобы вместо неё поочередно подключать к разъему ISO тестируемые устройства:
На упаковках Kenwood KMM-101GY, Pioneer DEH-1800UBA и JVC KD-X110 крупно выделены иконки, свидетельствующие о поддержке FLAC.
Что мы проделали…
На каждом из тестируемых устройств Сергей Бакаев прослушал поочередно одни и те же аудиотреки – сперва в MP3, а затем во FLAC…
…и как в итоге прозвучало резюме эксперта:
— Безусловно, расширение числа форматов, воспроизводимых автомагнитолой из массового сегмента, можно только приветствовать! Тем более – это по сути программное улучшение – оно не удорожает устройство. Больше форматов, хороших и разных!
Вот только, к сожалению, приходится констатировать, что на заурядной штатной акустике бюджетного авто недорогая FLAC-магнитола категорически не способна дать осязаемого преимущества перед MP3…
Штатная акустика большинства бюджетных авто, и VW Polo в частности, – это кашеобразная середина, отсутствие толковых высоких частот и нормального баса. В этих условиях разницы между MP3 и FLAC не отметили даже мои тренированные уши. Если поставить вперед акустику стоимостью хотя бы от 10 000 рублей, вынести мидбасы на подиумы, а твиттеры наверх, виброизолировать двери, то ситуация, конечно, улучшится, и во FLAC появится хоть какой-то смысл.
Пока же для этих трех головных устройств lossless бессмысленен – на штатной акустике его не слышно, а строить на их основе серьезную систему, во-первых, странно при их цене, а во-вторых, не позволит ограниченная межблочная коммутация – у всех трех магнитол имеется лишь пара «тюльпанов» линейного выхода на задней стенке.
Ничто, конечно, не мешает вам слушать на штатной акустике недорогого авто FLAC вместо MP3, теша свое самолюбие и притворяясь искушенным аудиофилом... Однако при мнимых плюсах вы получите еще и вполне осязаемые неудобства. Во-первых, FLAC занимает куда больше места на флеш-носителе, объем которого не безграничен. А во-вторых, FLAC-музыка зачастую лежит на торрентах в виде единого файла, включающего альбом целиком, – чтобы разбить его на удобные треки, потребуется дополнительная возня – придется сперва обработать файл на домашнем компьютере программками типа CUE Tools… Так что подытожить наш эксперимент, думаю, стоит старым добрым анекдотом:
— Начинаем концерт по заявкам радиослушателей. Сторож колхоза «Светлый путь» Иван Кузьмич просит передать для него произведение Иоганна Себастьяна Баха «Токката и фуга ре минор»… Хм… (пауза) Не выёживайся, Кузьмич, и слушай свою любимую песню «Валенки»!
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
FLAC тот же резанный формат , чуть получше мп3. Маркетинг! )
Вы читать умеете? Понимаете разницу между - сжатие с потерямя, между сжатие без потерь?
Я вас растрою, но Flac это не только 16бит и 44.100гц, как на Cd дисках, а сейчас около 100 онлайн радио вещают во Flac и есть такие кто вещает не в Hi End, а в Hi Res! Т.е. 24бит в 96000гц
Справедливости ради стоит сказать, что lossless в магнитолах уже достаточно давно, что-то читало WAV, что-то было совместимо с iPod/iPhone и понимало ALAC (Apple аналог FLAC). Вообще для 90% владельцев штатной "музыки" будет достаточно. Но многие ставят китайские глючащие шарманки "шоб и навигация, и телик, и интернет, и 100500 игрушек было", при этом используется все равно только радио.
Дома слушаю только flac. Но, даже несмотря на неплохую аудиосистему (общая стоимость по сегодняшним ценам около 80000 руб), разница в звучании между MP3 320 kbps и FLAC не особо ощущается. В автомобиле меня полностью устраивает штатная бюджетная магнитола со штатной акустикой.
"FLAC тот же резанный формат , чуть получше мп3. Маркетинг! )" - никакого урезания в FLAC нет, есть сжатие в отличии от mp-3 (прочитай про прихоакустическую модель в mp-3), по поводу маркетинга: у серьезных коллекционеров музыки вся колекция в lossless форматах, поэтому появление их поддержки - большой плюс. Маркетинг конечно в этом есть, но абсолютно оправданный.
Дома тоже слушаю только FLAC и APE на Pioneer VCX-529k (не лучший вариант конечно) и Warfdale Diamond 155 (Bi-Wiring). Разница с mp-3 серьёзная. В статье всё правильно написано. Хочешь чтобы был приличный звук в авто сделай сначала полную шумоизоляцию за 1,5-2к $., примерно столько-же вложи в аппаратуру, тогда и поймешь разницу. ИМХО авто не оптимальное место для прослушивания музыки.
Не хочется кидаться упреками типа "снобизм" и "непрофессионализм" в адрес уважаемого эксперта, но, честное слово, удержаться сложно. Скорее всего, причина в том, что треки, на которых проводилось тестирование, это не музыка, а реальное УГ, я специально их нашел и прослушал, музыки там нет, набор депрессивных звуков. И набор этот скуден, понятно, что услышать там просто нечего. Замените на Natalie Imbruglia - Friday I'm in Love и Kiss - Hell or Hallelujah и почувствуйте разницу.Я за 50$ установил в Skoda Yeti KENWOOD 121 почти такой же, как в тесте, взамен 2DIN китайского RedPower за 1000$ с MP3, DVD, TV, GPS, NAVI, Bluetooth и прочее, что на практике либо не нужно, либо плохо работает. На штатной акустике разница MP3 и FLAC очень и очень заметна. MP3 звучит сплошной стеной, от агрессивной музыки быстро устаешь, слова песен трудно разобрать, а FLAC дает прозрачность, появляется сцена, детальность, инструменты звучат отчетливо позиционированно в пространстве, слова песен слышны почти все. Я в восторге настолько, что иногда, заслушавшись, проскакиваю нужный поворот. Даже мой 3-летний сын, впервые услышав на новом аппарате bossa nova jazz несколько треков сидел ошеломленный безмолвно и неподвижно!Есть в интернете онлайн-тест, можете ли вы отличить MP3 от FLAC, я его прошел на 100% на простом нетбуке с современными наушниками MEDIANA за 175р(!), хотя они же под другим брендом в Эльдорадо продаются за 1000р. Даже по Bluetooth звук FLAC значительно отличается от MP3 в лучшую сторону.Я перешел на FLAC полностью и всем рекомендую.
Продолжается процесс оболванивания масс, последний абзац тому подтверждение. Видимо приглашенный эксперт и есть тот Иван Кузьмич. Я на штатной аудиосистеме ГАЗ Сайбер, где весьма посредственная голова от Крайслера, которая не имеет даже режима тонкомпенсации, со штатными же усилителем и динамиками от "Урала" несложно отличаю записанный как CD МР320 от настоящего CD. И моя жена, не бог весть какая аудиофилка, сразу заметила лучшее звучание записанного как СD альбома "Ромео и Джульетта" А.Костандиноса от звучания такого же, но в формате МР320. Как впрочем и все остальные сравнения, которые я производил в машине. Просто не так давно я задумался, почему я перестал слушать музыку так, как слушал раньше, лет 20-30 назад. Оказывается всему виной распространение этого ущербного МР3. Вот и решил перейти на лучшие форматы. Я вам скажу, что CD еще более обманный формат по отношению к FLAC, чем МР3 по отношению с CD, т.к. и CD и МР3 все же пожатые форматы и это заметно в сравнении между ними. А вот ущербность пожатого CD очень сильно заметно в сравнении с чистым и непорочным FLAC. О профессионализме "Колеса" думал лучше.
Эксперт, как водится за ними, видимо одержим манией величия, что только он может отличить хорошее от не очень хорошего.
Ох уж мне эти сказочники... Всегда мечтал отловить такого меломана и устроить ему слепое прослушивание с попеременным включением одного и того же трека во Flac и Mp3. Уверен, что даже на хороших наушниках с качественной картой или ЦАП пациент облажается с определением источника. Что уж говорить о штатной магнитоле, на которой, на мой взгляд, слушать музыку некоторых жанров - только настроение себе портить. А они разницу слышат! )))
Или "знатоки" Flac и Mp3 128Kbps сравнивают считая, что 320Kbps звучит так же?
Вячеслав, считай, что ты отловил такого меломана, это я! Я специально для тебя написал, что в сети есть тест, можете ли вы отличить MP3 от FLAC, и я этот тест прошел на 100% на простом нетбуке с копеечными, но современными наушниками. Более того, я разницу между MP3 и FLAC очень хорошо слышу даже на китайском плеере за 1200р и даже по Bluetooth на недорогой портативной колонке, а в машине на штатной акустике Skoda с KENWOODа 121 разница просто огромная, кто ее не слышит, должен пожаловаться тому медведю, что на уши ему наступил.ИМХО можно смело покупать любое устройство воспроизводящее FLAC и получить отличный звук, ибо качество зависит от аудиочипа, а их невозможно изготовить в подвале, только на высокотехнологичной фабрике, которых, кстати в нашей стране нет и не ожидается, например, аудиочип в моем безымянном китайском плеере за 1200р., я вскрыл корпус и посмотрел, тот же самый, что в плеере Sansa Clip за 5-6тыр. Если источник FLAC читает и Bluetooth вещает, значит девайс современный и вопросы есть только к корпусу и меню, но цена смягчает недовольство.Замена источника на FLAC должно быть первым шагом в улучшении звука в авто, возможно, в большинстве случаев его будет достаточно.
В начале обзора предоставлены три магнитолы. Для чего? никаких тестов и обзоров и смысла вообще в статье нет.