Ford, Bedford, Austin и, конечно, Studebaker: знаменитые и малоизвестные грузовики ленд-лиза

С началом Великой Отечественной войны в распоряжении Красной армии оказалось 255 тысяч простейших грузовиков ГАЗ-АА и ЗИС-5, неспособных справиться с гигантскими объёмами транспортных операций, а к осени 1941 года большинство из них были уничтожены на фронте. И тут на сцену вышли Соединенные Штаты со своим ленд-лизом, обещавшие немедленно и почти бесплатно отправить в СССР огромные количества современных грузовых машин. Причем помимо знаменитых Studebaker в поставках были десятки других моделей, которые использовались в РККА.

По договору ленд-лиза первая партия грузовиков поступила в Советский Союз в ноябре–декабре 1941 года морским путем из Великобритании, которая сама входила в число стран, получавших помощь из-за океана. В ней находились английские грузовики коммерческого типа, выпускавшиеся уже в течение нескольких лет и отправленные в СССР для замены полуторок и трёхтонок. Так, сложилось впечатление, что наши новоявленные союзники, пользуясь случаем, пытались поскорее сбыть свои старые машины, часто вообще не приспособленные к военной службе, и взамен получить более совершенную технику из Америки. С 1942 года несколько типов доработанных коммерческих грузовиков для Красной армии поступали из США и Канады.

На вооружении Северного флота состояли грузовики Ford G8T, доставленные по ленд-лизу северным морским путём

Военизированные коммерческие грузовики

Поставлявшиеся по ленд-лизу армейские варианты коммерческих автомобилей представляли собой упрощенные конструкции с задними ведущими колесами, выполненные на шасси серийных грузовиков. Обычно их оборудовали рядными шестицилиндровыми бензиновыми двигателями, четырехступенчатыми коробками передач, гидроусилителями тормозов и рессорными подвесками. Внешне они отличались открытыми кабинами, высокобортными кузовами, трубчатой защитой радиатора, светомаскировочными фарами и всеми односкатными колесами.

Упрощенный грузовичок Austin К30 образца 1939 года с открытой кабиной и дверными фартуками

Austin К30/К2 (Великобритания)

К началу Второй мировой войны известная автомобильная компания Austin предлагала гамму гражданских капотных машин, доработанных для военных нужд. Её открывал военизированный 1,5-тонный вариант К30, выпущенный в 1940-м году в количестве двух тысяч экземпляров. На нём были установлены 3,5-литровый двигатель в 60 сил, деревянный высокобортный кузов и открытая кабина с козырьком и фартуками вместо дверей.

Наиболее распространенный военизированный автомобиль Austin К2 с цельнометаллической кабиной

За ним следовал 63-сильный двухтонный грузовик К2 с одно- или двускатными колесами и разными типами кабин. Известность ему принесла созданная на его базе санитарная машина с закрытым кузовом и характерным жёстким навесом, способная одновременно перевозить четырех человек на носилках или 8-10 сидячих раненых. Одна из них в 1940 году была захвачена немецко-фашистскими войсками, потом «воевала» на Восточном фронте и затем вернулась на Западный. В августе 1944-го этот автомобиль стал трофеем британских войск, продолжив свою военную службу под именем Кэти. Завершала эту небольшую гамму трёхтонка К3.

Типовая английская санитарная машина на базе Austin К2, подаренная жителям Сталинграда в 1943 году

В общей сложности автомобилей серии К30/К2 собрали 15 тысяч экземпляров, из них по ленд-лизу Красная армия получила 147 грузовиков и 12 санитарных машин.

Сохранившиеся автомобили компании Austin, поставлявшиеся по ленд-лизу

Санитарный «Остин», воевавший на двух фронтах и ставший легендой британских вооруженных сил
Компактный двухтонный военизированный грузовичок Austin K2 с закрытой кабиной
Длиннобазный трёхтонный армейский автомобиль Austin К3 с 63-сильным бензиновым двигателем

Bedford OXD/OYD (Великобритания)

Осенью 1939 года автомобильная компания Bedford приступила к выпуску максимально унифицированных военных грузовиков серий ОХ и OY с односкатными колесами, созданных на коммерческом шасси модели О. Несмотря на разное назначение и параметры, они снабжались одинаковыми агрегатами, кабинами и даже шинами, а отличались сугубо армейской непритязательной внешностью с плоской передней панелью со встроенными одной или двумя фарами и сеткой радиатора.

Компактный грузовичок Bedford OXD с колесной базой всего 2,8 метра демонстрирует британские авиабомбы
Седельный тягач Bedford OXС с одноосным бортовым полуприцепом грузоподъёмностью шесть тонн

Эту гамму возглавила компактная 1,5-тонная машина OXD с верхнеклапанным 3,5-литровым двигателем мощностью 72 л.с. и многоцелевым бортовым кузовом. В ходе войны на таком шасси монтировали водяные и топливные цистерны, аэродромные заправщики и стартеры. Одним из вариантов был седельный тягач ОХС, работавший с несколькими видами военных одноосных полуприцепов с разной высотой грузовой платформы. В первой ленд-лизовской поставке в СССР числилось 110 машин серии OXD.

Удлиненный грузовик Bedford OYD со всеми односкатными колесами при разгрузке транспортного судна
Шасси Bedford OYD с компактной цистерной на 1600 литров воды и съёмным маскировочным тентом

Одновременно в производстве находился военизированный трёхтонный грузовик Bedford OYD с той же «неповторимой» внешностью, который от модели OXD отличался усиленной и удлиненной рамой, установкой вакуумного усилителя тормозов, люком в крыше и вместительным деревометаллическим кузовом с высокими бортами и брезентовым тентом. Автомобиль полной массой 6,5 тонн развивал максимальную скорость 65 км/ч.

Из 72 тысяч выпущенных грузовиков OYD по ленд-лизу в СССР была отправлена достаточно крупная партия из 1662 машин, из которых до места назначения добрались лишь 1387 автомобилей.

Сохранившиеся автомобили компании Bedford, поставлявшиеся по ленд-лизу
Миниатюрный тягач Bedford OХС с шеститонным бортовым полуприцепом с двухскатной ошиновкой
Самый распространенный британский военизированный грузовик Bedford OYD длиной более шести метров
Грузовой автомобиль Bedford OYD с запасом хода 450 километров в пробеге исторической военной техники

Ford 2G8T/G8T (США)

Благодаря добрым отношениям Советского Союза с корпорацией Ford Motor Corporation в конце 1941 года на базе рядового 1,5-тонного коммерческого автомобиля с задними ведущими двускатными колесами была построена военизированная машина, впоследствии прославившаяся огромными объёмами производства и ленд-лизовских поставок.

Один из прототипов грузовика Ford G8T – типично американский короткобазный вариант Ford 2GT-86
Колонна военизированных гражданских автомобилей Ford 2G8T с простейшими бортовыми кузовами

Изначально в программе компании Ford на 1942 год появился обычный гражданский грузовик Ford 2G8T с шестицилиндровым 3,7-литровым мотором мощностью 81 л.с., вакуумным усилителем в гидроприводе тормозов и несколькими вариантами деревянных кузовов с откидными бортами.

Многоцелевой военизированный коммерческий автомобиль Ford 2G8T с высокобортным деревянным кузовом

Его характерной отличительной чертой была непритязательная узнаваемая внешность с широкими «надутыми» крыльями и покатой передней облицовкой из вертикальных стальных прутков. Зимой 1941-1942 года машинокомплекты этого грузовика стали поступать по ленд-лизу в СССР. Местом их сборки был определен Горьковский автозавод.

Армейский вариант Ford G8T с деревометаллическим кузовом и надставными решётчатыми бортами
Восстановленный транспортный военизированный автомобиль Ford G8T вооруженных сил США

И только в 1943-м в производство пошёл доработанный военный вариант Ford G8T, которому впоследствии в СССР присвоили индекс «Форд-6» (по количеству цилиндров). Его оборудовали деревометаллической грузовой платформой с продольными откидными скамьями, съёмными решетчатыми боковинами и тентом, защитными прутками фар и усиленными креплениями колес.

Грузовик Ford 2G8T первого выпуска на службе в вооруженных силах Америки
Ленд-лизовский грузовик Ford G8T второго выпуска на службе в Красной армии

В отличие от гражданского прототипа грузовик имел дополнительный бензобак, гидроамортизаторы двухстороннего действия в подвеске, буксирный крюк, многослойные шины и даже экранированное оборудование. Максимальная скорость этой версии сократилась с 88 до 77 км/ч.

Согласно американской статистике, в 1941-1945 годах корпорация Ford изготовила 87,5 тысяч грузовиков серии 2G8T/G8T, что составляло 96,6% от общего числа аналогичных машин американского производства. По советским данным, с учётом потерь по договору ленд-лиза в Красную армию поступило до 77 тысяч «Фордов».
Грузовики Ford G8T с типовыми кузовами-фургонами для авторемонтных мастерских и радиостанций
Советские солдаты-миномётчики на ленд-лизовских грузовиках Ford G8T в освобождённой Вене
Военизированный грузовик Ford 2G8T Красной армии перевозит бывших узников немецких концлагерей

Огромный успех автомобилей Ford стал поводом к созданию в США подобных 1,5-тонных гражданских и военизированных машин. В течение четырех военных лет концерн General Motors выпускал 85-сильный грузовик Chevrolet MS4403 со всеми агрегатами и параметрами, практически идентичными «Форду». Несмотря на стальной кузов, он оказался на 230 килограммов легче, чем модель G8T.

Пока не восстановленный грузовой автомобиль Chevrolet MS4403 на съезде старинной техники
На южном фронте колонна ленд-лизовских грузовиков Dodge WF32 с пушками и боевыми расчётами

В 1942-1944 годах выпускался удлиненный коммерческий грузовик Dodge WF32, оборудованный двигателем в 90 сил, гипоидной главной передачей и грузовой платформой с высокими надставными бортами. Его максимальная скорость достигала 86 км/м. В общей сложности обе фирмы отправили по ленд-лизу более трёх тысяч машин.

Dodge Т110L (Канада)

С 1940 года канадский филиал компании Dodge выпускал целое семейство 95-сильных трёхтонных капотных автомобилей Т110L с характерной остроносой передней облицовкой, расширенными крыльями, несколькими размерами колесной базы и вариантами кузовов.

Редкий канадский трёхтонный автомобиль Dodge T110L-9 с высокобортным деревянным кузовом

Базовый грузовик T110L-9 (D60L) оборудовали одно- или двускатными задними колесами с шинами оригинальных размеров 10,50-16 и 7,50-20, а также различными многоцелевыми кузовами британского образца. Специально для самосвалов с задней разгрузкой служило короткое шасси T110L-6 (D60S) с двухступенчатой главной передачей заднего моста. В 1942 году в СССР было отправлено 157 автомобилей этой серии.

International K/KR (США)

С 1940 года компания International Harvester активно насыщала свои вооруженные силы многочисленными двух- и трёхосными грузовиками коммерческой серии К с характерным округлым стилевым оформлением передка. Наиболее популярными были трехтонные машины К6 и К7 с шестицилиндровыми двигателями в 84-88 сил, которых в разгар войны сменила серия KR. Из неё по ленд-лизу в СССР было отгружено 1235 пятитонных грузовиков и самосвалов KR11, внешне напоминавших будущие советские грузовики ЗИС-150.

Военизированный пятитонный 126-сильный грузовик International KR11 на пробеге старинной автотехники
Типично британский трёхосный бескапотный грузовик семейства Albion BY с задними ведущими колёсами

Albion BY3 (Великобритания)

В 1938 году компания Albion взялась за создание гаммы многоцелевых бескапотных грузовиков BY с задней ведущей тележкой, выполненных в типично британском стиле. Через два года она начала выпуск трёхтонного варианта BY3 с нижнеклапанным мотором в 80 сил собственного производства, всеми односкатными колесами с 21-дюймовыми шинами, открытой кабиной и многоцелевым бортовым кузовом с брезентовым верхом. 

Шасси Albion BY3 без кузова, поступившее по ленд-лизу в СССР и переданное для изучения в НАТИ (фото НАМИ)
Автомобиль-шасси Albion BY1 для доставки и перегрузки двух понтонов с ручными лебёдками

Автомобиль применялся в инженерных частях для перевозки мостовых секций и понтонов, а также для установки вместительных кузовов для различных мастерских и лабораторий. В одной из первых поставок в СССР находилось 35 таких машин, применявших в понтонных частях.

Leyland Retriever (Великобритания)

В 1939-м на базе трёхосного бескапотного коммерческого грузовика компания Leyland создала трёхтонный военизированный вариант Retriever WLW2А с верхнеклапанным четырехцилиндровым двигателем мощностью 73 л.с., восьмиступенчатой трансмиссией, вакуумным усилителем привода тормозов, односкатными колесами с одинаковой колеёй и открытой кабиной.

Бескапотный армейский автомобиль Leyland Retriever WLW2А с открытой кабиной с брезентовым навесом
Шасси Leyland Retriever для перегрузки двух понтонов посредством четырёх лебёдок и тросов внутри стоек

Специализированные версии таких шасси с валами отбора мощности, электрогенераторами и лебёдками служили для установки фургонов с оснащением ремонтных мастерских, зенитных прожекторов и стреловых кранов, а также перевозки понтонов и мостовых секций. По ленд-лизу было отправлено лишь несколько пробных машин.

Austin К6 (Великобритания)

С 1942 года фирма Austin собирала трёхосный капотный грузовик К6 с новым шестицилиндровым верхнеклапанным мотором (4,0 л, 82 л.с.), дополнительным двухступенчатым редуктором в трансмиссии, главными червячными передачами, гидроприводом тормозов с вакуумным усилителем и 12-вольтным электрооборудованием. Трёхтонное шасси использовалось как для монтажа кузовов со штабным и медицинским оборудованием, так и многочисленного семейства армейских спецнадстроек. Часть машин с пятитонными лебёдками использовалась в качестве балластных тягачей для буксировки транспортных самолетов.

Трёхтонный односкатный грузовик Austin K6 с полностью металлической конструкцией кабины и кузова
Шасси Austin K6 с трёхтонным поворотным армейским краном Coles с максимальной длиной стрелы шесть метров

В разгар войны в Советский Союз отправили партию из 333 машин К6, которые планировалось использовать для установки аэростатных лебёдок и реактивных боевых систем БМ-13.

В завершении следует упомянуть две с половиной сотни единичных образцов двух- и трёхосных грузовых машин, поставленных по ленд-лизу и учтённых по наименованиям смонтированных на них надстроек.

На заглавной фотографии – весьма экзотичный для военных целей британский грузовик Bedford OYD с примитивной внешностью, плоской передней панелью, задрапированным кузовом и мотком колючей проволоки на двери кабины.

Все иностранные меры пересчитаны по Международной системе единиц. 

В статье использованы только аутентичные черно-белые иллюстрации, натурные цветные фотографии выполнены автором.

Запишитесь на тест-драйв у официального дилера MAJOR AUTO
Оставьте, пожалуйста, свой телефон. Менеджер свяжется с вами в ближайшее время.
Спасибо! Ваша заявка принята, и скоро Вам позвонят.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
3 комментария
26.11.2019 18:45
shell_28@ymail.com
"В течение четырех военных лет концерн Chrysler выпускал 85-сильный грузовик Chevrolet MS4403 со всеми агрегатами и параметрами, практически идентичными «Форду». "
Авторы, каким это образом Крайслер Корпорэйшн производил Шевролет? Уж ни Джи Эм ли производил Шевролет? Не?
1

02.12.2019 21:19
Андрей Чепелев
Спасибо за внимательность, поправили

12.01.2020 23:38
Владимир Иванов
Была такая известная песня: "А дорога серою лентою вьется..." И там говорилось:

"Как-нибудь дотянет последние мили,
Твой надёжный друг и товарищ - мотор."

Почему - мили, а не километры? А машина поставлена по ленд-лизу, из Америки, и еще долго работала в народном хозяйстве. У нее спидометр - в милях.

Студебекер все любили, за неубиваемость и удобство. Мой отец после срочной пошел в артиллерийское училище, в начале 60-х. Тогда только начали поступать грузовики "Урал", на больших колесах, чтобы по русскому бездорожью кататься. Но никто не подумал, что такая машина при неопытном водителе (а в армии иных почти не водилось) на раз может опрокинуться.

После серии таких аварий вышел приказ: личный состав на Уралах не возить, только на Студебекере! Его даже неумеха не опрокинет!

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings