По договору ленд-лиза первая партия грузовиков поступила в Советский Союз в ноябре–декабре 1941 года морским путем из Великобритании, которая сама входила в число стран, получавших помощь из-за океана. В ней находились английские грузовики коммерческого типа, выпускавшиеся уже в течение нескольких лет и отправленные в СССР для замены полуторок и трёхтонок. Так, сложилось впечатление, что наши новоявленные союзники, пользуясь случаем, пытались поскорее сбыть свои старые машины, часто вообще не приспособленные к военной службе, и взамен получить более совершенную технику из Америки. С 1942 года несколько типов доработанных коммерческих грузовиков для Красной армии поступали из США и Канады.
Военизированные коммерческие грузовики
Поставлявшиеся по ленд-лизу армейские варианты коммерческих автомобилей представляли собой упрощенные конструкции с задними ведущими колесами, выполненные на шасси серийных грузовиков. Обычно их оборудовали рядными шестицилиндровыми бензиновыми двигателями, четырехступенчатыми коробками передач, гидроусилителями тормозов и рессорными подвесками. Внешне они отличались открытыми кабинами, высокобортными кузовами, трубчатой защитой радиатора, светомаскировочными фарами и всеми односкатными колесами.
Austin К30/К2 (Великобритания)
К началу Второй мировой войны известная автомобильная компания Austin предлагала гамму гражданских капотных машин, доработанных для военных нужд. Её открывал военизированный 1,5-тонный вариант К30, выпущенный в 1940-м году в количестве двух тысяч экземпляров. На нём были установлены 3,5-литровый двигатель в 60 сил, деревянный высокобортный кузов и открытая кабина с козырьком и фартуками вместо дверей.
За ним следовал 63-сильный двухтонный грузовик К2 с одно- или двускатными колесами и разными типами кабин. Известность ему принесла созданная на его базе санитарная машина с закрытым кузовом и характерным жёстким навесом, способная одновременно перевозить четырех человек на носилках или 8-10 сидячих раненых. Одна из них в 1940 году была захвачена немецко-фашистскими войсками, потом «воевала» на Восточном фронте и затем вернулась на Западный. В августе 1944-го этот автомобиль стал трофеем британских войск, продолжив свою военную службу под именем Кэти. Завершала эту небольшую гамму трёхтонка К3.
В общей сложности автомобилей серии К30/К2 собрали 15 тысяч экземпляров, из них по ленд-лизу Красная армия получила 147 грузовиков и 12 санитарных машин.
Сохранившиеся автомобили компании Austin, поставлявшиеся по ленд-лизу
Bedford OXD/OYD (Великобритания)
Осенью 1939 года автомобильная компания Bedford приступила к выпуску максимально унифицированных военных грузовиков серий ОХ и OY с односкатными колесами, созданных на коммерческом шасси модели О. Несмотря на разное назначение и параметры, они снабжались одинаковыми агрегатами, кабинами и даже шинами, а отличались сугубо армейской непритязательной внешностью с плоской передней панелью со встроенными одной или двумя фарами и сеткой радиатора.
Эту гамму возглавила компактная 1,5-тонная машина OXD с верхнеклапанным 3,5-литровым двигателем мощностью 72 л.с. и многоцелевым бортовым кузовом. В ходе войны на таком шасси монтировали водяные и топливные цистерны, аэродромные заправщики и стартеры. Одним из вариантов был седельный тягач ОХС, работавший с несколькими видами военных одноосных полуприцепов с разной высотой грузовой платформы. В первой ленд-лизовской поставке в СССР числилось 110 машин серии OXD.
Одновременно в производстве находился военизированный трёхтонный грузовик Bedford OYD с той же «неповторимой» внешностью, который от модели OXD отличался усиленной и удлиненной рамой, установкой вакуумного усилителя тормозов, люком в крыше и вместительным деревометаллическим кузовом с высокими бортами и брезентовым тентом. Автомобиль полной массой 6,5 тонн развивал максимальную скорость 65 км/ч.
Из 72 тысяч выпущенных грузовиков OYD по ленд-лизу в СССР была отправлена достаточно крупная партия из 1662 машин, из которых до места назначения добрались лишь 1387 автомобилей.
Ford 2G8T/G8T (США)
Благодаря добрым отношениям Советского Союза с корпорацией Ford Motor Corporation в конце 1941 года на базе рядового 1,5-тонного коммерческого автомобиля с задними ведущими двускатными колесами была построена военизированная машина, впоследствии прославившаяся огромными объёмами производства и ленд-лизовских поставок.
Изначально в программе компании Ford на 1942 год появился обычный гражданский грузовик Ford 2G8T с шестицилиндровым 3,7-литровым мотором мощностью 81 л.с., вакуумным усилителем в гидроприводе тормозов и несколькими вариантами деревянных кузовов с откидными бортами.
Его характерной отличительной чертой была непритязательная узнаваемая внешность с широкими «надутыми» крыльями и покатой передней облицовкой из вертикальных стальных прутков. Зимой 1941-1942 года машинокомплекты этого грузовика стали поступать по ленд-лизу в СССР. Местом их сборки был определен Горьковский автозавод.
И только в 1943-м в производство пошёл доработанный военный вариант Ford G8T, которому впоследствии в СССР присвоили индекс «Форд-6» (по количеству цилиндров). Его оборудовали деревометаллической грузовой платформой с продольными откидными скамьями, съёмными решетчатыми боковинами и тентом, защитными прутками фар и усиленными креплениями колес.
В отличие от гражданского прототипа грузовик имел дополнительный бензобак, гидроамортизаторы двухстороннего действия в подвеске, буксирный крюк, многослойные шины и даже экранированное оборудование. Максимальная скорость этой версии сократилась с 88 до 77 км/ч.
Огромный успех автомобилей Ford стал поводом к созданию в США подобных 1,5-тонных гражданских и военизированных машин. В течение четырех военных лет концерн General Motors выпускал 85-сильный грузовик Chevrolet MS4403 со всеми агрегатами и параметрами, практически идентичными «Форду». Несмотря на стальной кузов, он оказался на 230 килограммов легче, чем модель G8T.
В 1942-1944 годах выпускался удлиненный коммерческий грузовик Dodge WF32, оборудованный двигателем в 90 сил, гипоидной главной передачей и грузовой платформой с высокими надставными бортами. Его максимальная скорость достигала 86 км/м. В общей сложности обе фирмы отправили по ленд-лизу более трёх тысяч машин.
Dodge Т110L (Канада)
С 1940 года канадский филиал компании Dodge выпускал целое семейство 95-сильных трёхтонных капотных автомобилей Т110L с характерной остроносой передней облицовкой, расширенными крыльями, несколькими размерами колесной базы и вариантами кузовов.
Базовый грузовик T110L-9 (D60L) оборудовали одно- или двускатными задними колесами с шинами оригинальных размеров 10,50-16 и 7,50-20, а также различными многоцелевыми кузовами британского образца. Специально для самосвалов с задней разгрузкой служило короткое шасси T110L-6 (D60S) с двухступенчатой главной передачей заднего моста. В 1942 году в СССР было отправлено 157 автомобилей этой серии.
International K/KR (США)
С 1940 года компания International Harvester активно насыщала свои вооруженные силы многочисленными двух- и трёхосными грузовиками коммерческой серии К с характерным округлым стилевым оформлением передка. Наиболее популярными были трехтонные машины К6 и К7 с шестицилиндровыми двигателями в 84-88 сил, которых в разгар войны сменила серия KR. Из неё по ленд-лизу в СССР было отгружено 1235 пятитонных грузовиков и самосвалов KR11, внешне напоминавших будущие советские грузовики ЗИС-150.
Albion BY3 (Великобритания)
В 1938 году компания Albion взялась за создание гаммы многоцелевых бескапотных грузовиков BY с задней ведущей тележкой, выполненных в типично британском стиле. Через два года она начала выпуск трёхтонного варианта BY3 с нижнеклапанным мотором в 80 сил собственного производства, всеми односкатными колесами с 21-дюймовыми шинами, открытой кабиной и многоцелевым бортовым кузовом с брезентовым верхом.
Автомобиль применялся в инженерных частях для перевозки мостовых секций и понтонов, а также для установки вместительных кузовов для различных мастерских и лабораторий. В одной из первых поставок в СССР находилось 35 таких машин, применявших в понтонных частях.
Leyland Retriever (Великобритания)
В 1939-м на базе трёхосного бескапотного коммерческого грузовика компания Leyland создала трёхтонный военизированный вариант Retriever WLW2А с верхнеклапанным четырехцилиндровым двигателем мощностью 73 л.с., восьмиступенчатой трансмиссией, вакуумным усилителем привода тормозов, односкатными колесами с одинаковой колеёй и открытой кабиной.
Специализированные версии таких шасси с валами отбора мощности, электрогенераторами и лебёдками служили для установки фургонов с оснащением ремонтных мастерских, зенитных прожекторов и стреловых кранов, а также перевозки понтонов и мостовых секций. По ленд-лизу было отправлено лишь несколько пробных машин.
Austin К6 (Великобритания)
С 1942 года фирма Austin собирала трёхосный капотный грузовик К6 с новым шестицилиндровым верхнеклапанным мотором (4,0 л, 82 л.с.), дополнительным двухступенчатым редуктором в трансмиссии, главными червячными передачами, гидроприводом тормозов с вакуумным усилителем и 12-вольтным электрооборудованием. Трёхтонное шасси использовалось как для монтажа кузовов со штабным и медицинским оборудованием, так и многочисленного семейства армейских спецнадстроек. Часть машин с пятитонными лебёдками использовалась в качестве балластных тягачей для буксировки транспортных самолетов.
В разгар войны в Советский Союз отправили партию из 333 машин К6, которые планировалось использовать для установки аэростатных лебёдок и реактивных боевых систем БМ-13.
В завершении следует упомянуть две с половиной сотни единичных образцов двух- и трёхосных грузовых машин, поставленных по ленд-лизу и учтённых по наименованиям смонтированных на них надстроек.
На заглавной фотографии – весьма экзотичный для военных целей британский грузовик Bedford OYD с примитивной внешностью, плоской передней панелью, задрапированным кузовом и мотком колючей проволоки на двери кабины.
Все иностранные меры пересчитаны по Международной системе единиц.
В статье использованы только аутентичные черно-белые иллюстрации, натурные цветные фотографии выполнены автором.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Авторы, каким это образом Крайслер Корпорэйшн производил Шевролет? Уж ни Джи Эм ли производил Шевролет? Не?
"Как-нибудь дотянет последние мили,
Твой надёжный друг и товарищ - мотор."
Почему - мили, а не километры? А машина поставлена по ленд-лизу, из Америки, и еще долго работала в народном хозяйстве. У нее спидометр - в милях.
Студебекер все любили, за неубиваемость и удобство. Мой отец после срочной пошел в артиллерийское училище, в начале 60-х. Тогда только начали поступать грузовики "Урал", на больших колесах, чтобы по русскому бездорожью кататься. Но никто не подумал, что такая машина при неопытном водителе (а в армии иных почти не водилось) на раз может опрокинуться.
После серии таких аварий вышел приказ: личный состав на Уралах не возить, только на Студебекере! Его даже неумеха не опрокинет!