Ford Thunderbird: темная птица из фильма «Ворон»

Иногда цепь случайных событий выстраивается поистине дьявольским образом. При этом все ее участники выглядят так, словно волокут на себе горный пик Эвереста. Да и когда дело заканчивается, счастьем не пышут, хотя результат и превзошел все ожидания. Ну кто мог подумать, к примеру, что Ford Thunderbird станет одновременно любимой игрушкой поп-дивы, инаугурационным транспортом для 35 президента США, вампиромобилем и мифической эмблемой-проводником душ в преисподнюю? Просто есть особый вид работы, стоящий особняком от понятий «легкая-тяжелая» и «нравится-не нравится»: ее просто НАДО сделать. И чтобы рассчитывать на успех, нужно пойти на соответствующие жертвы.

И порой эти жертвы очень страшны…

В 1978 году никому не известный, но подающий надежды сценарист Джемс О’Барр делает предложение своей девушке, и та отвечает согласием. Счастливые молодые люди готовятся к свадьбе, выбирают кольца и определяют число гостей на свадьбу. Ничто не предвещает беды, но однажды невеста, отправившись за покупками, оказывается не в том месте не в то время. Пьяный водитель не сбавил скорость перед пешеходным переходом и насмерть сбил девушку. Увы, для Детройта тех лет это обычная картина… С ее гибелью жизнь для О’Барра перестала иметь всякий смысл. Из талантливого автора и художника он превратился в запойного пьяницу.

Тот самый комикс Джеймса О’Барра. Все атрибуты «Ворона» налицо: влюбленные, Ти-Бёрд, ангел смерти в характерном гриме…


«Я не видел для себя будущего», – скажет Джеймс спустя три года. «Боль от потери не утихала, и я был на грани самоубийства. Поэтому я решил выплеснуть свою горечь и ярость на бумагу. Я надеялся, что если нарисую свои чувства, то они перестанут меня мучить. В реальном мире не было справедливости и правосудия – что ж, пусть они будут хотя бы в моем комиксе». Так началась работа над серией готических новелл «Ворон».

О’Барр писал свою черно-белую сагу о возмездии под мрачные напевы The Cure, Joy Division и Bauhaus, то и дело наблюдая за кривляньями обдолбанного Игги Попа, панк-идола тогдашней молодежи. Именно этот образ печального паяца с толикой безумия во взгляде стал стержнем, из которого автор вылепил свое альтер эго – Эрика Дрейвена. Он как нельзя лучше вписывался в атмосферу уныния и безысходности, пропитавшую страницы комикса. Сам того не ведая, О’Барр творил по всем законам «черного», готического жанра, который в будущем станет настоящим культом для фриков со всего света.


10_1953_Ford_VegaRoadster2.jpg
09_1953_Ford_VegaRoadster1.jpg

Ford Vega, прототип, сконструированный в 1953 году Винсом Гарднером (создателем легендарного Cord 810). Этот родстер был представлен на автосалоне в Детройте в качестве возможной альтернативы Chevrolet Corvette. Построенный на базе малолитражки Ford Anglia, этот концепт мог похвастаться алюминиевым кузовом и легким движком V8 (2,2 литра, 60 л.с.). Гарднер даже «впаял» в него свою любимую игрушку – «слепые» фары с электроприводом!


Центральной мыслью сюжета для автора стало, конечно, возмездие. Возмездие за участь влюбленной пары, рок-музыканта Эрика Дрейвена и его невесты, Шелли Уэбстер, погибших в канун Дня всех святых от лап банды отморозков. Последние мгновения жизни Эрика наполнены болью и сожалением за то, что бандиты изнасиловали Шелли и останутся безнаказанными. Дух Ворона – индейский тотем, а на деле мифический проводник между мирами живых и мертвых – услышал мятежную душу и не стал забирать ее с собой. Вместо этого он вернул Эрика к жизни, чтобы тот стал на кровавый путь мести.

С особым тщанием О’Барр создавал образы-характеры подонков-убийц. Тин-Тин, Фанбой, Сканк – в каждом из них уродливой язвой гнездился порок, определяющий их натуру. Но самым мерзким здесь был Ти-Бёрд – главарь: циничный, жестокий, расчетливый. Этот персонаж стал посвящением тому алкоголику, что лишил Джеймса шанса на счастливую жизнь. Питая особую ненависть к автомобилям и следуя собственной мрачной иронии, автор выбрал для него тачку с «птицей на капоте»: Ford Thunderbird. К тому же, ему нравилось, как звучит на сленге ее название: Ти-Бёрд. Эта машина и этот человек – не такие уж разные. Да и имя у них одно на двоих. Зачем же их разделять, придумывая что-то другое?


Ford Thunderbird разных лет выпуска. Со временем этот автомобиль приобрел всю возможную кузовную гамму: от 2-местных родстеров до 5-дверных седанов. Обладая превосходным уровнем комфорта, этот автомобиль неоднократно превосходил своего прямого конкурента по объему продаж. Еще бы – у первых поколений Chevrolet Corvette даже боковые стекла были в виде опции


История модели

Изначально Ford Thunderbird задумывался, как спортивный кабриолет – ответ на «джиэмовский» Chevrolet Corvette, который вышел на рынок в 1953-м. За два года до этого лидеры Большой тройки посетили Парижский автосалон, чтобы своими глазами увидеть те самые родстеры, коими бредили американские офицеры, отслужившие в Европе. Это был абсолютно новый сегмент рынка, так как в массовом производстве США ничего подобного не существовало, и автопромышленники принялись разрабатывать его с энтузиазмом старателей золотых рудников.

И если проект General Motors был в шаге от того, чтобы попасть на конвейер, то у Ford была лишь дырка от бублика. Инженерам компании предстояло с нуля разработать новую модель, ни обликом, ни содержанием не характерную для их традиционных клиентов. К делу приступили в обстановке строгой секретности: чтобы уберечь концепт от промышленного шпионажа, в комнату, где трудились дизайнеры FMC, не допускали никого, кроме высшего руководства. Вопрос безопасности контролировали «вундеркинды» – лучшие спецы в стане Ford, набранные из военных аналитиков.


17.jpg
18.jpg

Начиная с 1956 года Ford Thunderbird стал полноценной частью американской культуры. У Мэрилин Монро был Ти-Бёрд нежно-розового цвета; инаугурационная кавалькада (20 января 1961 года) президента США Джона Кеннеди состояла из 50 новых кабриолетов этой модели; сногсшибательная Кассандра Петерсон в образе Эльвиры перемещалась исключительно в «Громовой птице»

19_Elviras-the-best-hot-carCassandra Peterson.jpg


Проект возглавил Джон Сэмсен, человек, отрекшийся от классических форм американских дредноутов в пользу европейского стиля гоночных автомобилей. По его инициативе у будущей модели появились острый нос, сложно изогнутая линия боковины, открытые колесные арки и скругленная крышка багажника. Не обошлось и без традиционно американских черт: хвостовых плавников и больших панорамных стекол.

Родстер был почти готов к серийному запуску, когда менеджмент FMC решил заморозить проект из-за его дороговизны. Но слухи о невиданном «фордовском» автомобиле росли и множились: все с нетерпением ждали следующего автосалона в Детройте, чтобы его увидеть. Даже Генри Форд-младший был настолько воодушевлен этой машиной, что провел совещание за закрытыми дверьми совета директоров, на котором было решено от проекта не отказываться. Только бюджет его сильно урезали, наказав дизайнерам и инженерам максимально адаптировать авто под производство основного модельного ряда…


21_1961-ford-thunderbird-emblem-jill-reger.jpg
20_Ford-Thunderbird-DV-10-GG_003.jpg

В той или иной вариации тотем «священный орел» будет присутствовать на всех 11 поколениях Thunderbird


В итоге получился странный гибрид: двухместный кабриолет с достоинством европейского спорткара, выполненный в строгих американских тонах – размашистые штрихи, прямая линия борта, глухие колесные арки, массивная оптика. Отказ от двигателя с прямым впрыском в пользу стандартного карбюраторного (4,8 литра, 193 л.с.) привел к возникновению массивного нароста на капоте, который в будущем станет главной стилевой фишкой авто. Также машина получила стандартную панель приборов и унифицированный интерьер.

Даже в размерах концепт не сильно отличался от остальных «дредноутов». Сначала разработчики хотели использовать наполовину укороченную фордовскую раму, но инженеры сошлись во мнении, что это ухудшит развесовку по осям. Поэтому его длину сократили всего на метр, но конечные габариты все равно оказались немалыми: 4,5х1,7 метра. При снаряженной массе более чем в 1,5 тонны автомобиль был каким угодно, но только не спортивным. Самое странное, что и полноразмерным седаном он тоже считаться не мог…


23.jpg
22.jpg

Постеры к фильму «Ворон»


Маркетологи Ford, живо смекнув, что получили уникальный продукт, представили данный тип машин, как «personal luxury car» – относительно небольшой престижный автомобиль для состоятельных владельцев – и выпустили его на рынок. Наудачу модель нарекли Thunderbird, «Громовой птицей» (в простонародье – «Буревестником») в честь древнего индейского божества. Результат превзошел все ожидания: автомобиль настолько понравился американцам, что FMC выпускала Thunderbird до 2005 года! Общий тираж модели составил 4,4 миллиона экземпляров.

Что было дальше

Когда комикс о Вороне увидел свет в 1989-м (издатель – Caliber Press), то сразу стал эталоном мрачной эстетики готик-культуры. Нет, эта серия графических новелл не являлась хитом, но претендовала на нечто большее, чем просто раскраска о новом супергерое. Ее покупали люди постарше – те, кто уже пережил череду разочарований, те, кто находил прелесть в депрессивной поэзии и декадентских образах. Такие люди, как продюсер Эдвард Пресман.


Брендон Ли в различные периоды своей жизни. В свои 28 лет ему посчастливилось сняться в пяти фильмах и близко сойтись с Дольфом Лундгреном на съемках боевика «Разборка в маленьком Токио». Совместный снимок Дольф опубликовал в Instagram на годовщину смерти актера в 2014-м


Являясь ветераном авторского кино, он знал толк в хорошей истории. В новеллах О’Барра ему нравился мрачный тон повествования и общая атмосфера уныния и тоски в городе, где «ангелы боятся летать, а демоны рычат вполголоса». При должном финансировании и грамотной подаче этот сюжет мог стать хитом. Подключив к проекту ряд профессиональных сценаристов (Джон Ширли, Дэвид Шоу), вооружившись парой громких имен для главных ролей (Кристиан Слейтер, Майкл Уинкотт, Эрни Хадсон) и взяв рекламщика Алекса Пройаса в качестве режиссера, Пресман стал искать финансирование. Идея интересовала многие студии, но не все готовы были пойти на затраты. Самый большой контракт, что удалось нарыть продюсеру, был от Entertainment Media и содержал цифру в $15 млн. Скрепя сердце, команда согласилась на съемки.


Редкие фото с Брендоном со съемок «Ворона»


Вопрос с исполнителем главной роли до последнего оставался открытым. Собирательный образ ангела смерти, уничтожавшего бандитов легко и безжалостно, слишком многим оказался не по зубам. Пресман хотел видеть на съемочной площадке не просто «машину смерти», но сложного героя, мучимого сожалением и раскаянием из-за смерти своей возлюбленной. Слейтер, к примеру, если и мог справиться с драматической составляющей, то в роли мускулистого «убийцы убийц» смотрелся неубедительно. Ривер Феникс выглядел еще более зелено, а остальные претенденты были похожи на статистов с мышечной массой вместо мозгов.


Алек Пройас и его художественное видение города убийц. Мурашки по коже…


И только Брендон Ли в обеих ипостасях выглядел органично. Он был этакой главной деталью в сложном механизме съемок, который с его появлением наконец-то заработал. Профессиональный каратист и сын легендарного Брюса Ли, Брендон всегда мечтал о ролях более одухотворенных персонажей, поэтому снимался в боевиках с неохотой. «Ворон» стал тем самым фильмом с лихим сюжетом и сложной внутренней философией, которого актер так долго ждал.

«Я ничего не имею против драк», – заявил он в интервью накануне завершения съемок. «Но я также хочу сюжетов с раскрытием характеров персонажей. «Ворон» – это фильм о любви, смерти и мести (строго в таком порядке). Он снят в манере мрачных рассказов Эдгара По. И мне это нравится».

Съемки

Почему Эдвард Пресман взял режиссером рекламщика? Потому что это абсолютно безбашенные люди, способные креативить днями напролет и решать сложные задачи малыми средствами. Алекс Пройас оправдал свою квалификацию на 200%, сняв драматическую нуарную ленту с максимально приближенной к первоисточнику атмосферой. Он очень любил комиксы О’Барра и вообще хотел снять черно-белый фильм с контрастом цвета лишь во флэшбеках воспоминаний Эрика, но руководство Entertainment Media на такие эксперименты пойти не решилось. Тогда Пройас снял большую часть картины в монохроматической цветной теме, смешанной с красным и темно-серым. Благодаря оптическим трюкам, наложению фильтров и мастерской режиссерской работе по построению визуальных образов, изображение получилось как будто выцветшим, идеально передавая атмосферу детройтских трущоб с их тленом, развратом и коррупцией.

«Вот уже 10 лет ночь перед Хэллоуином называют в нашем городе другим страшным именем – Ночью Дьявола. Она превратилась в ежегодную казнь огнем. В прошлом году было отмечено более 200 пожаров. В огне погибло 11 человек…», – вещает перепуганный диктор с телеэкрана (кадр из фильма).

Во всем виноваты Ти-Бёрд с компанией и десятки им подобных. В багажнике у бандитов множество разнообразной пиротехники (от термита до гранат с белым фосфором) ждет своего часа. Темно-красный Thunderbird вальяжно, по-королевски раскатывает по улицам, будоража несчастных жителей и действуя на нервы копам. Но единственное, что те могут – это вызвать пожарных при виде очередного здания, охваченного огнем: их «перехватчики» слишком медлительны, чтобы тягаться с «Громовой птицей» в скорости. Специалисты по трюкам подобрали для своих пироманов Ти-Бёрд шестого поколения (1973 года выпуска) – снаряженная масса этой машины превышает 2 тонны, а гипертрофированные бампер и радиаторная решетка делают ее самой злобной моделью за всю историю Thunderbird. Чтобы добавить этой «птице» ярости, инженеры оснастили и без того мощный двигатель 385 V8 (7,5 литров, 460 л.с.) турбиной со специальным нагнетателем. С таким оснащением Ти-Бёрд превратился в короля местных дорог: его не догнать во время погони, не удержать кордоном. Эта машина словно является злой насмешкой над божеством слабых и униженных – справедливостью…


Ти-Бёрд и его подонки в сборе. Убив Эрика и изнасиловав Сару, они преспокойно погрузились в свою машину, где уютно, тепло, а по радио играет Stone Temple Pilots. В 1995 году песня «Big Empty» получила премию MTV Movie Awards за лучший саундтрек


По крайней мере, до тех пор, пока Эрик не восстает из могилы. Когда это случилось, по улицам, наконец, потекла кровь виновных. Глядя на заслуженную кончину каждого из бандитов, не испытываешь ничего, кроме удовлетворения. Брендон так естественно воплотил образ темного ангела, что ему веришь сразу, без тени сомнения. Особенно когда «машина смерти» превращается в грустного клоуна, устало гуляющего под дождем.

Трагедия

«У каждой картины свой норов. Некоторые фильмы просто не хотят, чтобы их сняли. «Ворон» был именно такой лентой», – Роберт Л. Розен, исполнительный продюсер фильма.

Однако, на съемочной площадке не все проходило гладко. Чтобы сэкономить и освободиться от профсоюзов и прочих бюрократических учреждений, Пройас с командой отправились в Вилмингтон – портовый городок на юго-восточном побережье страны (штат Северная Каролина). Многие рабочие вспомогательных служб (монтажники, реквизиторы) были наняты из числа местных жителей. Обе стороны были довольны: одни – гуманными ценами на услуги, другие – возможностью подзаработать. Но потом начали происходить события, которые сами актеры называют «потусторонним вмешательством».


Тачка, на которой рассекали бандиты, в модельном ряду Ford называлась «Big Bird». За размеры и вес. А еще это была идеальная платформа для разного рода тюнинга



В первый же съемочный день кран с плотником упал на высоковольтные провода. Вся группа вынуждена была смотреть на агонию охваченного пламенем человека, пока его спускали на землю (парень выжил, но остался инвалидом). Затем сгорел операторский фургон – по счастью, без его обитателей. Потом грузовик разбил бутафорские скульптуры для фильма. Еще была бандитская перестрелка (настоящая, не сценарная) рядом с местом проведения съемок. И ураган, уничтоживший почти все уличные декорации…


То самый Ти-Бёрд в действии. Чтобы за машиной можно было хоть как-то уследить в мрачных переулках, инженеры установили ей под днище подсветку



Актеры стали роптать, шушукаться по углам. Мол, нечего было влезать в экранизацию с персонажем из загробного мира. Мало того, что приходилось выдерживать многочасовые смены под ледяным дождем, так еще и это. Но самая жуткая трагедия случилась 31 марта 1993 года. До конца съемок оставалось совсем немного, когда весь киношный мир всколыхнула страшная весть: Брендон Ли прямо на съемочной площадке убит из револьвера 44 калибра. Одна из пуль не была «отстреляна» должным образом, и, являясь боевой, пробила актеру живот и застряла в позвоночнике…


Брендон-Ворон и его знаменитый грим. Не знаю, как Станиславский, а я ВЕРЮ. Даже покадрово…



Узнав о смерти Брендона, студия Entertainment Media тут же ликвидировала свое имя из списка инвесторов, оставив пост-продакшн картины без финансирования. Но Алекс Пройас не мог допустить, чтобы дерзкая, трогательная, невероятная, пронзительная, смелая, юморная, сногсшибательная игра Брендона Ли осталась без внимания зрителей. Он завершил «Ворона» с помощью другой студии – Miramax Films, а все сцены, в которых Ли не успел сняться, отснял с дублером при помощи компьютерного наложения лица актера. Это был первый фильм, доведенный до ума таким образом.




«Ворон» вышел в прокат 11 мая 1994 года и сразу же стал хитом. Сборы только в первую неделю премьеры составили $50 миллионов, и это для картины с рейтингом «R»! Общая касса ленты, включавшая мировой показ и распространение VHS-носителей составила $144 миллиона. «Ворон» обрел культовый статус и является эталонной вехой в сфере готического искусства. А Брендон Ли, благодаря своему таланту, занял особое место в рядах актеров первой величины. Жаль, что посмертно…

Эпилог

Многие знаменитые владельцы Ford Thunderbird ушли из жизни «скоропостижно». И совпадение здесь вероятнее мистификации. Да и речь не о них. Но что, если Брендон Ли стал тем самым условием, той жертвой, которая необходима для успешного завершения работы? Ведь киношный Ворон рисовал на месте гибели каждого из бандитов ту самую пиктограмму, что служила логотипом-тотемом для Ти-Бёрда. Чем же на самом деле является Ford Thunderbird: американским заднеприводным люксовым автомобилем или Птицей грома, отворяющей двери миров?


Читайте также:



Запишитесь на тест-драйв у официального дилера MAJOR AUTO
Оставьте, пожалуйста, свой телефон. Менеджер свяжется с вами в ближайшее время.
Спасибо! Ваша заявка принята, и скоро Вам позвонят.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
4 комментария
10.08.2015 11:40
Вячеслав Залевский

Один из моих любимых фильмов, часто пересматриваю.

Огромное спасибо за статью узнал много нового.


10.08.2015 20:48
Антон Ветров

Огpомное спасибо за статью. Фильм ворон один из самых интересных просмотренныых мной в хизни. Столько эмоций передать могут единицы. Такого ужк ее снимают. Шедеврально подобранный состав актеров, окружение и амосфера. Эльвира покровительница тьмы тоже один из любимых кино. С удовольствием читал.


11.08.2015 13:48
Борис Игнашин

Один из любимых фильмов )

Но в статье ломает "оснащен специальной турбиной с нагнетателем", там вообще-то компрессор стоит приводной


13.08.2015 15:37
woody woody

Статья хорошая. Только одно но:

В подборке "Брендон Ли в различные периоды своей жизни" на втором фото не Брэндон Ли, а Марк Дакаскос. Исправьте пока не поздно.


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings