Возможности 8х8 по цене 6х6
Несмотря на то что VAB Mk3 (от Vehicule de l'Avant Blinde – перспективный бронированный автомобиль) уже принят на вооружение французской армии, его создатели никогда не скрывали: в первую очередь их разработка предназначена для экспорта. "Этот автомобиль 6x6 предлагает 80% возможностей автомобиля 8x8 типа БТР или подобного, причем за 50% от его стоимости", – говорит Жерар Амьель, президент группы Renault Trucks Defense.
Что имеют в виду французы, непонятно, так как стоимость машины не раскрывается, а паспортные технические характеристики не выглядят сенсационными – скажем, по углам въезда у VAB с нашим КАМАЗ-63969 паритет (60%), а по дорожному просвету броневик из Набережных Челнов даже выигрывает.
Но "восемь по цене шести" – чем не рекламный слоган для третьих стран, считающих каждый тенге? Кстати, тенге упомянут не случайно: Казахстан проводил испытания VAB Mk3 и рассматривал возможность открыть его сборку на своей территории. Пока эти переговоры успехом не увенчались, но никто не объявлял и об их прекращении.
Напомним, что Renault Trucks — французский производитель гражданских и военных грузовых автомобилей. Военными как раз и занимается Renault Trucks Defense. Изначально входящая в империю, основанную Луи Рено, в 2001 году она продана другому международному концерну – Volvo AB, ему принадлежит 100% акций Renault Trucks. Кроме того, компания выкупила три марки бронеавтомобилей – французские ACMAT и Panhard, а также американскую MACK. Последнее открыло компании возможность сотрудничества с армией США.

На фото: КАМАЗ-63969
Бронированные транспортные средства Renault Trucks Defense производит более 100 лет, и Колёса.ру уже писали о Renault FT-17 – первом в мире танке "классической" компоновки, фактически отце, а то и дедушке всех современных гусеничных танков. Вот и сегодня создатели VAB Mk3 надеются на то, что смогли открыть новую страницу в истории, на этот раз – колесной бронетехники.
Новое слово колесной техники
VAB Mk3 – не бронированный грузовик MRAP, а настоящий бронетранспортер "переднего края". По международной классификации, это средний БТР, который может решать широкий спектр боевых задач на современном театре военных действий. Ранние версии VAB в 30 модификациях поставлялись вооруженным и специальным силам 15 стран мира, в первую очередь в страны Африки, Азии и Ближнего Востока. До 2012 года было произведено около 5 тыс. машин. Но на мировых рынках VAB Mk3 позиционируется не только как замена предыдущему поколению французских VAB, но и американских М113, а также российских БТР.

Однако уже не обошлось без скандалов. Так, в конце 2014 года Германия заблокировала поставку Ливану VAB Mk3 на основании того, что на этой машине установлена немецкая автоматическая трансмиссия Renk. Контракт был заключен компанией Renault Trucks Defense в рамках крупного заказа Ливаном французского вооружения общей стоимостью $3 млрд на средства, выделенные Саудовской Аравией. Правда, в 2015 году арабским странам удалось добиться разрешения на поставку этих вооружений, мотивируя его необходимостью борьбы с "исламским государством" ИГИЛ.
По сравнению с ранними версиями VAB у новой машины версии Mk 3 увеличен внутренний объем, что необходимо для перевозки солдат, имеющих современную экипировку и вооружение. Общая масса машины составляет 20 тонн, из них 4,7 тонны приходится на боевой модуль, экипаж, боеприпасы и сварной стальной корпус с модульной накладной брони (уровень защиты может быть адаптирован в соответствии с требованиями заказчика). Максимальный уровень защиты – 4 по натовскому стандарту STANAG 4569, уровень защиты от мин — аналогичный MRAP. Шины подключены к системе автоматического централизованного регулирования давления.
...И сервис по всему миру
VAB Mk3 может нести 4 тонны полезного груза. Его экипаж – 3 человека (водитель, наводчик-оператор и командир), на борт может принять 7 человек десанта, вместе с экипажем – 10 человек. В машину они попадают (и могут ее покинуть) через 2 боковые двери, 2 задние двери и люк, расположенный на крыше. Отделение управления расположено впереди, водитель и командир защищены бронированным лобовым стеклом, дающим хороший обзор, в отличие от различных смотровых приборов и экранов.

Моторно-трансмиссионное отделение располагается в середине корпуса, сразу за отделением управления. Двигатель может быть заменен в полевых условиях в течение менее двух часов. В "корме" расположены боевое и десантное отделения. Штатное вооружение VAB Mk3 – дистанционно управляемый боевой модуль TRT-25 массой 850 кг (необитаемая башня) производства южноафриканской компании BAE Systems OMC. На ней установлена 25-миллиметровая автоматическая пушка M242 Bushmaster с боекомплектом на 260 выстрелов (калибр может быть увеличен до 30 мм) и 7,62-миллиметровый пулемет.
Существует несколько вариантов использования VAB Mk3. Помимо БТР, это медицинская машина, автомобиль-разведчик, носитель 120-миллиметрового миномета, командно-штабная машина. Существует даже плавающая версия VAB Mk3, масса которой составляет 18,7 тонны. Эта машина оснащена двумя водометными движителями, обеспечивающими максимальную скорость 8,5 км/ч по поверхности воды. А по заказу французской армии разработана версия Electra с гибридной (!) системой электропривода. Стоит отметить, что машина приспособлена для перевозки с помощью военно-транспортых самолетов С-130 Hercules и A400M Atlas.
Мощности завода-изготовителя позволяют выпускать 100 новых VAB Mk3 в год. Что любопытно, техническую поддержку бронетранспортеру могут оказать 1 500 сервисных центров Renault Trucks и 2 300 сервисных центров Volvo в 110 странах мира.
Что в итоге?
Выяснить детально об устройстве, преимуществах и недостатках военной техники, к тому же иностранной, – всегда проблема. Но тем не менее хочется надеяться, что когда-нибудь выдастся возможность разузнать, чего же сенсационного в новом французском БТР.
Краткие технические характеристики
Колесная формула | 6х6 |
Боевая масса | 20 тонн |
Длина | 6 700 мм |
Ширина | 2 650 мм |
Высота | 2 200 мм |
Колесная база | 2+1 400 мм |
Клиренс | 390 мм |
Преодолеваемая вертикальная стенка | 500 мм |
Преодолеваемая траншея | 1 000 мм |
Преодолеваемый брод | 1 500 мм |
Преодолеваемый склон | 60% |
Боковой наклон | 40% |
Двигатель | Renault D7 дизель Euro-4 или MDE8 (6-цилиндровый) Euro-5 |
Мощность двигателя | 320/340/400 л.с. |
Холодный запуск | При температурах ниже -32 °C |
Крутящий момент | 1 200/1 600 Нм |
Максимальная скорость | 110 км/ч |
Запас хода по топливу | 890 км |
Маневренность | н/д |
Градиент | 47% |
Подвеска | Независимая |
Коробка передач | Автоматическая (6+1) |
Колеса | 1 400 R20 |

Для комментирования вам необходимо авторизоваться