—
миф']
В середине шестидесятых годов в Ижевске решили организовать автомобильное производство. Соответствующий правительственный приказ предписывал создать на базе «Ижмаша» автозавод, где выпускались бы клоны Москвича. Однако практически одновременно с этим при машиностроительном конструкторском бюро было создано «автомобильное» ГКБ-88. В нём трудились молодые и амбициозные энтузиасты, в сжатые сроки создавшие на базе «четыреста восьмого» Москвича новый универсальный автомобиль, кузов которого представлял собой нечто среднее между седаном и универсалом. Причём это был не хэтчбек – такой, как вышедший в 1965 году новейший французский Renault 1: ведь пятая дверь (она же крышка багажника) имела ниже стекла заметный выступ, что образовывало еще один визуальный объем. На опытных образцах наклон задней части был другим, а форма крышки несколько отличалась от варианта, утверждённого в серийное производство.
Ранние предсерийные прототипы (первое фото) отличались и оформлением передка, и пропорциями задней части |
Так, нижний разъем пятой двери у прототипов почти доходил до заднего бампера, в то время как на серийных автомобилях порог подняли повыше – не в последнюю очередь по соображениям сохранения приемлемой жесткости кузова.
Так было ли заимствование? Вряд ли. Сравнивать внешность того же Renault 16 или Citroën Ami 8 c ижевским двухобъемником позволяет разве что время, в которое они проектировались.
Ведь тот самый выступ и задние фонари на ИЖ-2125 – это оригинальное решение, которого не наблюдается ни у одного из названных «псевдоисходников». Не сильно похож советский автомобиль и на Volkswagen Passat B1, который только-только начали выпускать в те годы.
Volkswagen Passat первого поколения появился одновременно с серийным ИЖ-Комби |
А главное, несмотря на всю несхожесть новой модели с обычными Москвичами, ИЖ-2125 сохранил значительную унификацию с базовым седаном, отличаясь от него разве что более длинной крышей и собственно оригинальной задней частью.
Несмотря на внешность, новая модель имела высокую степень родства с остальными Москвичами |
В 1966 году Renault 16 стал Европейским автомобилем года. А ижевские конструкторы на выставке в Москве в том же году представили опытный образец будущего ИЖ-Комби, который по объективным причинам добрался до конвейера лишь спустя несколько лет.
«Французский» след в ижевском автомобиле всё же есть, но он носит другой характер. Огромный 160-тонный пресс для штамповки кузовов был действительно заказан во Франции, да и остальное оборудование для кузовного производства заказывали через компанию Renault.
—
правда
Многие молодые автомобилисты ошибочно считают ИЖ-2125 хэтчбеком. В советскую эпоху некоторые «эксперты» причисляли ИЖ-Комби к фастбекам, к которым относилась и горьковская «Победа» ГАЗ М-20. Однако главное различие между этими двумя типами кузова (и автомобилями) заключается в расположении заднего стекла. Если на фастбеке оно не является частью крышки и «встроено» в кузов так же, как на обычном седане, то у лифтбека стекло поднимается вместе с пятой дверью.
Присмотритесь к оранжево-красному Opel Kadett С: накладные петли на крышке багажника выдают его необычный тип кузова. Это – фастбек |
Хэтчбеком считать эту пятидверку тоже некорректно ввиду наличия хорошо заметного выступа, образующего дополнительный объем.
Небольшой выступ двухобъемного кузова хорошо заметен в профиль. А задний свес по длине не короче, чем у обычного Москвича |
Вдобавок задний свес по длине – такой же, как у седана, в то время как у хэтчбека он по определению должен быть короче, что хорошо заметно на примере вазовских автомобилей «восьмого» семейства. Именно поэтому ИЖ-2125 является самым настоящим лифтбеком. Из мировых аналогов можно вспомнить чешскую Skoda Octavia и украинскую Славуту, но оба эти автомобиля появились спустя два с половиной десятилетия после начала производства Комби.
Таким образом, ИЖ-2125 действительно является первым (и последним) лифтбеком, серийно выпущенным в СССР. Иногда в Европе автомобили с подобным типом кузова (короткий высокий багажник) также называют "нотчбек". Среди примеров можно вспомнить Volvo 340 и Ford Sierra, хотя некоторые автомобильные эксперты причисляют к "нотчбекам" и седаны вроде Volkswagen Vento.
Volkswagen Vento – банальный седан, также в своё время прослывший нотчбеком вследствие поднятой линии короткого багажника |
Кузов типа «комби» подобен универсалу, но отличается от него «более наклонной задней стенкой».
—
миф
До модернизации в 1982 году за почти десять лет было выпущено всего шестьдесят шесть с половиной тысяч ИЖ-Комби – то есть, по массовости этот автомобиль заметно уступал ижевским и московским седанам.
Иж-2125 – не самый массовый автомобиль Ижмаша, ставший миллионным «ёжиком» |
Не самая высокая распространённость привела к тому, что многие советские автомобилисты посчитали ИЖ-2125 снятым с производства – хотя модель всего лишь пережила косметическое и техническое обновление, по-прежнему выпускаясь.
ИЖ-2125 хоть и нечасто, но был героем публикаций журнала «За Рулём»… |
…к примеру, целый разворот мартовского номера «За Рулём» за 1974 год был посвящен «рентгеновской» схеме ИЖ-Комби |
Визуально отличить автомобили «до» от машин «после» можно по хрому на передке, форточкам в передних дверях и колпакам – после 1982 года эти элементы постепенно были упразднены. ИЖ-21251 (такой индекс получила более современная модификация) продержался на конвейере не долго, а очень долго – вплоть до 1997 года.
Таким образом, ИЖ-Комби выпускался с некоторыми изменениями практически четверть века – то есть, дольше, чем вазовская «копейка» и практически столько же, сколько ГАЗ-24. В общей сложности за без малого два с половиной десятилетия было выпущено свыше 414 тысяч экземпляров Ижей, причём рестайлинговых автомобилей было сделано впятеро больше, чем оригинальных ИЖ-2125.
—
правда
У многих советских автомобилей (в частности, у седанов АЗЛК и ГАЗ) багажное отделение было скомпоновано не самым рациональным образом – в частности, много места отнимало запасное колесо. Создавая новый кузов, ижевские конструкторы вышли на новый уровень практичности. Ведь в самом низу пространства позади заднего моста они разместили бензобак, над которым находился так называемый «технический этаж», в котором разместили запасное колесо и комплект инструментов.
Владельцы также «прятали» здесь нужные, но не самые необходимые в дороге вещи – к примеру, канистру с маслом, запасные камеры и ремкомплект карбюратора или запасные свечи. Основа этого отсека служила полом багажного отделения, который в пятиместном варианте официально выдерживал 50 кг.
На практике же благодаря выносливой рессорной подвеске в багажник «комби» укладывали столько мешков картошки или комбикорма, сколько помещалось. При сложенном заднем сиденье образовывалась ровная и довольно длинная площадка, грузоподъёмность которой составляла 200 кг. Опять же не будем забывать, что эта цифра для многих «ижеводов», живших в сельской местности, не значила ровным счётом ничего.
Портрет покупателя: Комби действительно очень любили практичные мужчины среднего возраста. Обычно – из сельской местности |
Управляемость – явно не самый сильный козырь ижевского лифтбека. Впрочем, некоторым это не мешало |
Ведь в ИЖ-2125 грузили и по 400, и даже по 500 кг груза – было бы место. А оно было: объем грузового отсека в двухместном варианте составлял внушительные 1,15 кубометра. При этом багажный отсек ИЖ-комби, в отличие от Москвичей с кузовом «универсал», был отделён от салона откидной полкой, на которой также можно было размещать нетяжелый груз.
Задолго до Спутника: кроме пятой двери, новый Иж получил и полку под задним стеклом |
Впоследствии подобная полка появится на большинстве советских хэтчбеков — ВАЗ-2108/09, АЗЛК-2141 и ЗАЗ-1102 .
Поэтому ИЖ-2125 с точки зрения компоновки по праву может считаться одним из самых «правильных» автомобилей производства СССР.
При длине как у седана ИЖ-2125 мог увезти гораздо больше. Или гораздо объемнее. |
—
миф
Спустя десять лет после начала выпуска ИЖ-2125, как и ижевский седан, претерпел незначительные внешние изменения. В частности, были убраны форточки передних дверей, появилась новая чёрная решетка радиатора вместо хромированной детали, прямоугольные фары уступили место круглым. Это никак нельзя сравнить с модернизацией «четыреста двенадцатого» до АЗЛК-2140, как это сделали в Москве, да и по сравнению с новыми моделями Жигулей обновления Комби выглядели достаточно скромно, если не сказать больше.
Форточки в передних дверях ИЖ-21251 (первое фото) исчезли позже остальных «рудиментов» первоначального облика автомобиля |
Тем не менее, автомобиль был усовершенствован и по технике, что было не столь очевидно. Так, в 1977 году лифтбек получил герметичную систему охлаждения, оснащенную расширительным бачком. Это позволило перейти с воды на антифриз. Полуоси оснастили закрытыми необслуживаемыми подшипниками, а благодаря фосфатированию шестерён дифференциала и редуктора в трансмиссии стали использовать масло типа ТАД-17, которое в народе называли «жигулёвским».
Тормозная система автомобиля в это же время стала двухконтурной, где у передних и задних колёс был раздельный привод. Вместо гидровакуумного усилителя применили более современный и надёжный вакуумный. В заднем контуре появился регулятор давления, призванный исключить перетормаживание задних колёс. В 1982 году передние тормоза стали дисковыми.
Чтобы сэкономить металл, крышу на ИЖ-21251 стали штамповать из более тонкого листа металла (0,7 мм вместо прежних 0,8 мм). А потерю жесткости решили компенсировать двумя продольными выштамповками, по которым модернизированный Комби также легко отличить от первоначального варианта.
Плоская крыша – примета раннего «комбаря» |
После обновления ИЖ-Комби не только стал более совершенным с точки зрения конструкции, но и прибавил в комфорте для водителя и пассажиров. Главное изменение в интерьере – более удобные передние сиденья с подголовниками, а также «мягкая» травмобезопасная панель приборов. Конечно, на фоне новейших вазовских моделей вроде ВАЗ-2107 ижевский автомобиль выглядел не слишком впечатляюще, но… у Комби к тому времени давно сформировался свой круг почитателей, ценивших необычную машину за её «сочетание несочетаемого». Ведь по выносливости и «грузовому» потенциалу этот ИЖ с рессорной подвеской не сильно уступал Москвичам-универсалам, отличаясь от них более элегантной внешностью.
—
и миф и правда
Необычный кузов ИЖ-2125 получил такое же непривычное для советского уха название – «Комби». В наше время этой приставкой обозначают многие универсалы: например, Skoda Octavia Combi – это именно пятидверный «вагон», а не лифтбек. Однако ижевские конструкторы использовали необычное слово иностранного происхождения, чтобы подчеркнуть «комбинированность» потребительских качеств новой модели, в которой выгодно сочетались преимущества седана и универсала. В то время в Германии термином «комби» независимо от количества боковых дверей называли любой автомобиль, в задней стенке которого была дверь, одновременно являвшаяся крышкой багажника.
«Комбинированность» потребительских свойств необычного кузова создатели решили подчеркнуть и названием |
Однако, как мы уже выяснили ранее, ижевский Комби по всем признакам (свес, выступ, форма кузова) относится к лифтбекам, а не универсалам или хэтчбекам. Поэтому торговое наименование хоть и намекало на необычность формы кузова и особенности его конструкции, но не совсем соответствовало сути.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Ну, например, не стоит забывать, что у Москвичей универсалов, что у 423, что у 426-2137 сзади такое же подполье с похожей крышкой, только немного поменьше. Параллели с многочисленными иномарками "притянуты за уши", эти машины к нашему Комби отношения не имеют никакого. А странная форма задка объясняется технологией производства - тогдашние сварочные кондукторы и конвейеры были рассчитаны строго на определённую размерность кузова. Всерьёз менять габаритную длину, по сравнению с седаном, было никак нельзя. Потому укорачивание заднего свеса исключалось.
Ездил на таком 1979 г.в. Был у отца. Ещё с красивой мордой, с квадратными фарами производства ГДР. Кстати решётка была чёрная, как на фото с гонщиком. Нравилась плавность хода. Нормально расположенные педали, в отличие от жигулей. Минус, что на заднее сиденье, опять же в отличие от жигулей только вдвоём нормально помещались - мешали колёсные арки. Подвеска покрепче жигулёвской - сзади рессоры, спереди шаровые в литых корпусах - не выламывались. Ручник не работал с новья почему то. Подтекала коробка по валику переключения. К концу второго десятка лет его жизни сломался отдельно стоящий гидровакуумный усилитель тормозов мудрёной конструкции. Вылечился заменой резинок. Продался автомобиль в возрасте 21 года в хорошем состоянии за $1000. Укорачивание заднего свеса (да и не нужно, по моему) исключалось ещё и по причине расположения бака и крепления рессор. Форма задка и фонари, на мой взгляд, по тем временам просто супер!