Вместе с тем, традиционный импорт казался многим представительствам менее выгодным, чем различные схемы по мелко- или крупноузловой сборке автомобилей «на месте». По этой причине практически сразу же после распада СССР в России начали налаживать производство самых различных «иномарок», как их тогда называли. Многие из тех проектов стали «прожектами», то есть закончились неудачей. Некоторые (например, Renault или Ford) сумели не только «заякориться», но и отвоевать у конкурентов изрядный кусок рыночного пирога. Другие же по ряду причин вошли в историю российского автопрома как инвесторы-неудачники, которым не только не удалось заработать, но даже не получилось «выйти в ноль», то есть хотя бы извлечь обратно собственные вложения.
Неудавшаяся хитрость
Как это ни иронично, американский концерн General Motors увидел смысл в российской локализации первым – и пришел на территорию РФ с инвестиционным проектом.
это было совместное предприятие, акционерное общество "ЕлАЗ-GM", где американцам принадлежала четверть, а паритетными владельцами оставшейся части были федеральные власти и правительство республики Татарстан.
Уже в 1995 году в Елабуге заработало сборочное производство – завод GM по выпуску внедорожников Chevrolet Blazer. Причем Блейзеры были изначально изготовлены в Бразилии и несколько "подразобраны" для того, чтобы формально соответствовать критериям и определению "автомобиль российского производства".
Чем же привлекал американцев Татарстан? Государственным подходом: президент республики Минтимер Шаймиев смог "выбить" для Татарстана статус особой экономической зоны с соответствующей отменой пошлин на её территории. Таким образом, машинокомплекты Блейзеров не облагались "растаможкой", что в теории благоприятно сказывалось на их цене.
Chevrolet Blazer S10 официально поставлялся и в Европу |
Увы, проект оказался довольно неудачным: вместо запланированных 50 000 автомобилей едва удалось реализовать около трех тысяч Блейзеров, которые оказались слишком дорогими, но недостаточно "проходимыми". При диапазоне цен в 25-40 тысяч долларов в то время можно было купить куда более интересный автомобиль "чистой" западной сборки. Ну а кризис 1998 года окончательно расставил все точки над i, определив незавидную судьбу российского Блейзера.
В рамках проекта ЕлАЗ-GM в Россию попадали и такие вот «блейзеры» |
Руководство предприятия извлекло определённые уроки из истории и решило выпускать уже не дорогой внедорожник, а более доступную легковушку – Opel Vectra. Предполагалось, что за счет локализации машина подешевеет примерно на пятую часть, что теоретически должно было повысить её привлекательность в глазах потенциальных покупателей.
На практике же на заводе почему-то собирали версии "в полном фарше"- то есть в практически максимальной комплектации, что не лучшим образом сказывалось на цене такой Вектры и, соответственно, на её стоимости в сравнении с конкурентами.
За первые четыре года GM так и не повысил степень локализации производства, оставаясь, по сути, крупноузловой сборочной площадкой. Реакция государства не заставила себя долго ждать – в 1999-м льготы отменили, а руководство концерна приняло решение приостановить деятельность СП.
Аналитики того времени пришли к выводу, что GM через лазейку с отменой пошлин и льготами для производства просто стремился уйти от "растаможки", насыщая рынок собственной продукцией.
Непотопляемая…
К тому моменту у GM сложилось сотрудничество по ряду проектов с российским автогигантом – АВТОВАЗом. Переговоры и "прощупывание" друг друга закончились для американского и российского партнеров заключением соглашения о создании СП Chevrolet Niva, причем обе стороны владели по 41,5% активов, а 17% принадлежало третьему участнику – Европейскому банку реконструкции и развития. Сам американский концерн вложил около 100 миллионов долларов – примерно третью часть от всего объема инвестиций по данному проекту.
Благодаря тому, что доля локализации Chevrolet Niva колебалась от 90 до 98%, модель получилась весьма конкурентоспособной по цене – точнее, у неё просто не было конкурентов по соотношению стоимости и потребительских возможностей. Похожий по "набору" Renault Duster появился гораздо позже, а в начале двухтысячных практичная, доступная по цене, но не слишком "совково-кондовая" по ощущениям Шнива нашла свою армию поклонников в лице российских автомобилистов, которым было слишком "много и сурово" обычной старушки-Нивы, но хотелось получить честный полный привод.
Немаловажно, что за относительно скромные деньги потребитель получал новый автомобиль, а это для машины с развитой полноприводной трансмиссией всегда было сильным аргументом. Ведь ресурс агрегатов у любого внедорожника зависит от очень многих факторов, не последнюю роль среди которых играет манера эксплуатации и качество обслуживания. Кто и как ездил на подержанном "джипе", как обслуживали коробку, мосты и раздатку – эти вопросы сродни лотереи с элементами русской рулетки. Многие же предпочитали не рисковать и купить новую Шевроле Ниву.
Однако Шнива была не столько локализацией автомобиля Chevrolet, сколько лицензионной моделью ВАЗ, получившей крест на решетку и фамилию Луи Шевроле в ПТС. А параллельно с этим проектом GM не отказывался от "классической локализации" – то есть выпуска собственной продукции на производственных площадках в РФ.
Концерн General Motors в рамках совместного предприятия с АВТОВАЗом в 2004 году начал выпускать Chevrolet Viva, которая отличалась от обычного Opel Astra G разве что мотором и комплектацией, но при этом вплотную подбиралась по стоимости к Астре следующего поколения (Н). Не самая грамотная ценовая политика привела к тому, что вложенные 340 миллионов долларов так и не удалось "отбить", поскольку даже на первых порах ежегодно получалось продавать примерно по 2 500 автомобилей. Ну а в 2008 грянул его величество финансовый кризис, и проект Вивы, как и многие другие, был свернут.
…и затонувшие
В том же 2004 году американцы приходят в Калининград, где на заводе "Автотор" начинается производство ряда моделей американского концерна. Причина все та же – статус особой экономической зоны с соответствующими льготами по "растаможке". Ведь с 1996 года в Калининградскую область можно было беспошлинно ввозить автомобильные комплектующие и продавать их в России с 30% "накруткой" к ввозной стоимости. Такой благоприятный таможенный климат позволил "Автотору" за 10 с лишним лет собрать по заказу GM свыше 600 тысяч автомобилей! В лучшие годы (2010 – 2012) здесь собирали по 130 000 машин в год, а в среднем на "Автоторе" выпускали ежегодно примерно 50-60 тысяч автомобилей концерна.
Поскольку в середине двухтысячных российский автомобильный рынок был, что называется, на подъеме, руководство GM решило пойти в ногу со временем и, подобно другим западным производителям, озаботилось вопросом постройки собственного завода. Территориально в качестве сборочных площадок рассматривались три региона – Ленинградская область, Нижний Новгород и Калуга.
Благодаря тому, что между губернатором Валентиной Матвиенко и топ-менеджерами GM сложились доверительные отношения, выбор пал именно на Петербург. Причем изначально в Шушарах планировали собирать не только (и не столько) Тойоты и продукцию GM, но и Мерседесы. Однако немцы поняли, что локализация с учетом технических особенностей их продукции окажется слишком сложной и нецелесообразной затеей. Именно поэтому в промзоне под Питером обосновались американцы и японцы.
Руководство GM относилось к данному проекту очень серьезно, о чем говорят масштабы инвестиций – около 300 миллионов долларов. Открытие завода состоялось на самом пике российской экономики – в 2008-м. Тогда, уже на пороге кризиса, ледяное дыхание "схлопывания" авторынка (как и многих других рынков) еще не ощущал никто.
Однако спустя несколько месяцев мировую экономическую систему встряхнул глобальный финансовый кризис, который довольно чувствительно ударил и по одной из самых крупных автокорпораций. "Дженерал Моторс" потеряла около 30 миллиардов долларов, а продажи автомобилей брендов GM в России снизились примерно на 60%. Гораздо печальнее оказалось то, что вследствие долговых обязательств компания GM была вынуждена объявить себя банкротом, став на несколько лет предприятием в собственности американского государства.
Такие метаморфозы драматичным образом отразились на стратегии продвижения автомобилей концерна на территории РФ. Роль главной скрипки в оркестре управленцев GM стали играть финансисты, которые отлично разбирались в управлении деньгами, но мало смыслили в конкурентной борьбе и методах, которыми можно удерживать автомобильный рынок. Также роковым образом сказалась и медлительность функционирования машины под названием "концерн General Motors". Многие оперативные решения принимались небыстро и не вовремя, что не преминуло ударить по позициям компании на российском рынке.
Все это сразу отразилось на объемах продаж и доле рынка концерна в России: еще до кризиса 2014-го GM "просел" примерно на 10%, ну а общее ухудшение ситуации в российском автобизнесе привело к эпичному обвалу – в 2014 году количество проданных автомобилей Opel и Chevrolet уменьшилось в три раза! Конечно, этому во многом способствовал обвал национальной валюты и последовавший за ним двухэтапный подъем розничных цен на автомобили концерна.
Вследствие таких метаморфоз загрузка производственных мощностей в Санкт-Петербурге составила едва ли четвертую часть от плановых показателей. Невысокий уровень локализации (40%) "привязал" стоимость машинокомплектов и готовых автомобилей к курсу валюты, причем GM по-прежнему не спешил инвестировать деньги в производство, оставаясь больше сборщиком, чем производителем автомобилей в РФ.
В отличие от Renault, Ford и Volkswagen, американский концерн упустил благоприятный момент по локализации стали и штамповки, что могло помочь компании удержаться на плаву в столь непростое время. Однако было сделано то, что сделано – точнее, как раз не сделано особо ничего. В итоге наступил момент, когда руководство GM встало перед дилеммой – вкладываться в российское производство с непонятными перспективами или уходить с рынка совсем, оставшись «при своих» (конечно, с учетом невозвратных потерь, и без «своих» тоже). Исходя из геополитической ситуации (а GM, как известно, является американской корпорацией), а также из прогнозов по автомобильному рынку РФ, компания приняла решение покинуть российский рынок, в который за 20 лет было вложено столько сил, времени и денег.
Впрочем, финансово проект "Русский Дженерал Моторс" за два десятилетия все же наверняка себя оправдал, но в будущем войти в эту реку снова у американцев вряд ли получится. Однако заокеанские владельцы отнюдь не стремятся вкладывать деньги для номинального присутствия в России – а ничего другого им, похоже, и не светит. С другой стороны, компания не продала собственные производственные мощности, а лишь законсервировала их, заодно провернув ход с узбекским Ravon. Но до окончания льготного периода (2020 год) возвращаться к промсборке Chevrolet или Opel особого резона нет. А к тому периоду могут проясниться и более глобальные факторы, влияющие на принятие подобных стратегических решений…
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Матвиенко умела приводить инвесторов в город. К сожалению, сегодня их некому удержать.