Причины развития гибридных автомобилей сегодня
Обилие или по крайней мере наличие гибридных моделей в линейке многих автопроизводителей сегодня не воспринимается как нечто необычное. С другой стороны, круг потребителей этих продуктов, во всяком случае, в нашей стране, остается стабильно узким. Причиной тому можно назвать два основных фактора: низкая осведомленность и малая выгодность. Говоря "низкая осведомленность", мы не имеем в виду, что люди совсем не знают, что такое гибридный автомобиль. Мы имеем в виду то, что для широких масс гибрид – это некая "игрушка", средство выделиться из толпы или попробовать что-то необычное, но не автомобиль, который можно рассматривать для покупки. А еще от приобретения, как правило, отталкивает ценник и цифры топливной экономии, недостаточные для того, чтобы продать свои Жигули и пересесть на Prius первого поколения.
Вообще, говоря о развитии и популярности гибридов, стоит держать в уме один важный фактор – вынужденность. Возможно, так бы мы себе и жили, смотря на картинки с футуристичными автомобилями с двумя двигателями, бензиновым и электрическим, и думая, как это интересно, но сложно и не особо нужно.
Однако политики, уловившие "экотренд", решили иначе. Им стало недостаточно того, что в последних стандартах "Евро" на автомобильный выхлоп практически отсутствует сажа и значительно сократилось содержание всяческих вредных оксидов, например азота. Результатом стало ограничение на содержание CO₂, выбрасываемого в атмосферу с выхлопными газами, которое к тому же постоянно ужесточается.
Так, по последним соглашениям, выбросы планируется снизить с нынешних 130 г/км до 65-75 г/км примерно за 10-15 лет. А учитывая, что уже сегодня автомобили достаточно технологичны и экономичны, достигнуть таких показателей традиционными методами вряд ли удастся – придется призывать на помощь электричество.
Если раньше автопроизводители выкручивались как могли (вспомним хотя бы Aston Martin, запустивший в производство "перелицованную" Toyota iQ под именем Cygnet), то сейчас даже таких уловок будет недостаточно, чтобы экологи перестали грозить им пальцем и требовать заботы об окружающей среде. Именно поэтому гибриды стали одним из приоритетных направлений разработки не только для Toyota, но и, например, для Bugatti.
Экономическая обоснованность… или необоснованность?
Независимое издание Consumer Reports, целью которого является защита интересов покупателей, в прошлом неоднократно отмечало, что покупка бензоэлектрического автомобиля – не самое выгодное вложение денег. Еще в далеком 2006 году тесты, проведенные их экспертами, показали, что лишь четыре из семи представленных на испытания автомобилей реально могут сэкономить деньги своим владельцам, даже с учетом их естественного износа и старения, но при этом также и с учетом налоговых послаблений и поощрений, предлагаемых уже тогда правительством США.
Еще раз: четыре из семи. Это значит, что лишь чуть более половины гибридов вообще имели экономическую обоснованность их приобретения, остальные лишь больше стоили, были дороже в ремонте и обслуживании и при этом потребляли практически столько же бензина, сколько и их "традиционные" аналоги.
"Но отбросим же субъективность, – воскликнут некоторые читатели, – ведь с тех пор прошел уже почти десяток лет, а за это время прогресс шагнул далеко вперед, наступив на горло двигателю, без меры пьющему бензин". Или нет? Хм… обратимся к тому же Consumer Reports 2014 года, когда на тесты попал новый Highlander от Toyota, оснащенный гибридной силовой установкой Synergy Drive. Испытатели теперь были вполне довольны его энерговооруженностью и топливной экономичностью – машина получила высокие оценки и вообще всех впечатлила.
А теперь перейдем к сухим цифрам: расход обычного бензинового Highlander с полным приводом и таким же V6, как и в гибриде, в смешанном режиме составил 11,8 литра на "сотню". Так сколько же потреблял автомобиль с электродвигателями (их там, кстати, целых три)? Четыре литра? Ну, может, шесть? Семь? Правильный ответ: 9,4.
То есть вся эта история с тремя дополнительными электродвигателями, сложной системой управления их работой, измененной в угоду этому трансмиссией, возросшей массой и прочими радостями была ради того, чтобы сэкономить – будем точными – 2,4 литра на сто километров пути? Серьезно? Ладно, а сколько надо доплатить за обладание таким эксклюзивом? Десять тысяч долларов? Спасибо, мы подумаем и перезвоним вам позже.
И дело даже не в том, что трехлитровый дизельный Land Cruiser Prado будет "есть" 8 литров на "сотню". И не в том, что вы при этом будете избавлены от лишних сложностей вроде мыслей об обслуживании батарей и электродвигателей и подбора экономичного режима передвижения. Дело вообще непонятно в чем.
Тогда зачем это всё?
Хотя нет, понятно. Лучше всего это сформулировал один из владельцев Lexus RX450h из Сан-Франциско – этот отзыв я нашел на одном из популярных американских сайтов: "В конце концов, вы покупаете гибрид не для того, чтобы сэкономить деньги, это абсолютно неверная причина. Вы покупаете его ради дополнительной мощности, дополнительной тишины в салоне, экологических преимуществ и редкости автомобиля".
Да, именно за пресловутую "эксклюзивность", возможность "поддать жару" при разгоне, задействовав несколько двигателей сразу, а после этого постоять в пробке в полной тишине, катясь при необходимости исключительно на электротяге, люди и покупают такие автомобили. Согласитесь, в этом что-то есть. То есть, конечно, крутизну первобытного рева атмосферного американского V8 и кайф от бокового скольжения на теплой и ламповой Toyota Supra с 1JZ-GTE никто не отменял. Но у каждой эпохи свои "приколы", и вот "прикол" начала XXI века – это "электросила".
Но это тренд прогрессивной общественности развитых стран Запада и Востока, а у нас, как всегда, свой путь. Не зря еще в 2011 году президент альянса Renault-Nissan Карлос Гон открыто заявил, что перспектив у гибридных автомобилей (и электромобилей тоже) в обозримом будущем в России нет – большое количество добываемой нефти и отсутствие государственной поддержки не способствуют повышению интереса к ним у населения, а обширность территории усложняет построение развитой сети электрических "заправок".
Не всё так плохо
Но вернемся к экономии. Highlander – не самый лучший и объективный пример достижений в сфере гибридостроения. Лучший, конечно, Prius. А он (опять же, по заявлению производителя) обещает стабильно крошечный расход как в городском, так и в загородном цикле – от 3,7 до 3,9 литра на сто километров пути. Даже если скептически прибавить к этим показателям еще процентов двадцать, все равно потребление топлива не должно выходить за рамки пяти литров, что тоже весьма приятно. Правда, цена… 1,6 миллиона рублей за начальную комплектацию не могут не вышибить скупую слезу у кого угодно. Хотя хватит, утереть слезы! Мы же уже решили, что не ради экономии гибрид покупаем. А вообще, конечно, хотелось бы…
К тому же гибриды стабильно занимают высокие позиции в рейтинге надежности, иногда даже обгоняя бензиновые и дизельные автомобили по этому параметру. При этом, конечно, стоит помнить, что вообще рейтинги надежности, как правило, возглавляют "японцы", и они же занимают лидирующее положение по выпуску бензоэлектрических моделей, поэтому их появление на вершинах табелей – это лишь вопрос времени, которое требуется на оттачивание технологии. А времени у японских инженеров с 1997 года, когда был выпущен первый Prius, было достаточно.
Но все же для пущей объективности мы решили составить наглядную таблицу всех представленных на нашем рынке гибридов, по возможности подсчитав разницу в цене по сравнению с аналогами без электродвигателя и вычислив пробег, который можно совершить на эти деньги при стоимости бензина в 32 рубля за литр. Таблица отражает и то, что не все присутствующие на рынке гибриды являются самыми дорогими модификациями в линейке (для Mercedes-Benz не брались в расчет комплектации AMG).
Автомобиль | Стоимость топовой негибридной комплектации, руб. | Стоимость базовой гибридной комплектации, руб. | Разница в цене, руб. | Пробег на разнице в цене, км |
Toyota Prius |
|
|
|
|
Lexus CT 200h |
|
|
|
|
Lexus IS |
|
|
|
|
Lexus ES |
|
|
|
|
Lexus GS |
|
|
|
|
Lexus LS |
|
|
|
|
Lexus RX |
|
|
|
|
Lexus NX |
|
|
|
|
Mitsubishi Outlander |
|
|
|
|
Infiniti Q50 |
|
|
|
|
Infiniti QX60 |
|
|
|
|
Mercedes-Benz C-class |
|
|
|
|
Mercedes-Benz E-class |
|
|
|
|
Audi Q5 |
|
|
|
|
Volvo V60 Plug-in Hybrid |
|
|
|
|
В следующий раз мы посмотрим, какие финансовые послабления и поощрения существуют для владельцев авто с гибридной силовой установкой в других странах, а также попробуем оценить, насколько большое влияние они оказали на их популярность и распространение.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Алексей, всегда пожалуйста.
На саму статью внимание обратил, прочитал, оценил, в противном случае не утруждал бы себя комментариями.
Таблица представленная в статье на самом деле "ниочем" в принципе и дело даже не в цене топлива к которой так все дружно придрались.
Информация представленная в ней...
Это как померить в рулонах туалетной бумаги расстояние от Земли до Солнца.
Интересно, но бесполезно.
Владелец салонного Лексуса или Мерседеса не будет утруждать себя подсчетом расхода денежных средств на топливо, а те кто покупает Приус врятли будет горевать о том, что мог бы взять "чуть доплатив" автомобиль выше классом.
Да - гибриды дорого, но никто кроме "маркетологов" не заставляет Вас "менять" автомобиль раз в 2 - 3 года.
А в долгосрочной перспективе 5+ лет то же Приус выйдет в дамки в сравнению с любым авто из Вашей таблицы.
Вопрос к автору. С чем связан расчет робега, исходя из стоимости бензина в 28 рублей?
Не совсем понял вопрос. Чтобы посмотреть наглядно, сколько можно проехать на разницу в стоимости комплектаций.
Или вы про цену бензина? Да, возможно стоило посчитать по 31 рублю) Сам давно не смотрел на ценники, заправляюсь всегда на сумму, а не по литрам.
И я о том. Хотя и по 31 рублю 95 бензин многие забыли когда видели. Я считаю так, если приводим расчеты, пусть и приблизительные, то нужно стараться быть максимально точным, а вы сами сразы закладываете промах в 15-20%.
Ок, спасибо за внимательность.
Не хочу разочаровывать автора статьи, но гибриды выгодны для тех, кто много ездит. У самого 2 авто - отечественное УГ и Мерин е280. С удовольствием поменяю их на гибрид приус или хонду инсайд 2 в обозримом будущем. А если получится, то вообще слезу с пылесосов и куплю электромобиль. Если ты много ездишь, то гибрид ощутимо выгоден. Если тебе нужна надёжная машина для поездок на дачу или крвтануться по городу, то электромобиль самое то. Посчитайте сколько денег улетает в холостую по пробкам и сделайте вывод. Персональные зарядные станции вы себе сами можете установить, обратившись в МОЭСК или в управу района если вы не из Москвы и без разницы - для электромобиля это будет или гибрида. Я расчитывал, что для меня обладание только гибридом будет дешевле обладания ВАЗ 21103 примерно в 3,78 раза. Цены на пылесосы и гибриды не сильно разнятся. И если гибрид вы худо-бедно продадите за пол цены, то в грядущий кризис пылесос сбагрить даже за ту же половину будет проблематично. Я уж не говорю о ВАЗах. Если вас смущают данные статьи и моя писанина, посчитайте на калькуляторе сами.
П.с. сейчас готовится революция в энергоносителях.
Да вы вы меня нисколько и не разочаруете, я не отрицаю, что при определенных сценариях использования гибрид может быть выгоден.
Вопросов два: во-первых, сколько вы переплатите за него изначально, чтобы потом "экономить" (это, кстати, будет в следующей статье). И во-вторых, насколько ваш сценарий использования постоянно и идеально соответствует максимально выгодному для гибрида. По трассе ездить - проще взять дизельный тарантас, ну а в пробках стоять - вообще не спорю, в Приусе куда экономнее.
Алексей, осмелюсь предположить, что Вы либо не живете в России, либо не имеете автомобиля, гибрида в частности.
Откуда такие цены на топливо?
На одной из картинок изображен Toyota Prius PHV, который еще в России не продается.
В отличии от обычного Prius`а он на заряде батареи проезжает 20 километров и может заряжаться от "розетки", расход топлива у него по паспорту 2.5 литра на сотню.
Если речь идет о России зачем показывать эту машинку тут? Если речь идет о экономии топлива, давайте упомянем и расход этого гибрида.
ПС. Ну конечно конечно, картинки к статье подбирали другие, не компетентные в вопросе люди ))
Павел, так как вы уже не первый, кто обратил столь пристальное внимание на вопиюще некорректный расчет пробега, мы исправили таблицу, пересчитав ее из расчета стоимости топлива в 32 рубля за литр. Надеюсь, теперь можно будет обратить внимание на саму статью, вдруг она интересная или полезная (хотя не претендую).
И да, обычно пишет и верстает материал не один и тот же человек - как правило, корову доит доярка, а молоко продает молочник. Нестыковки возможны, спасибо за такое пристальное внимание к деталям, даже тем, которые призваны усладить ваш взор примерами, а не точно иллюстрировать фактическую информцию.
Алексей, всегда пожалуйста.
На саму статью внимание обратил, прочитал, оценил, в противном случае не утруждал бы себя комментариями.
Таблица представленная в статье на самом деле "ниочем" в принципе и дело даже не в цене топлива к которой так все дружно придрались.
Информация представленная в ней...
Это как померить в рулонах туалетной бумаги расстояние от Земли до Солнца.
Интересно, но бесполезно.
Владелец салонного Лексуса или Мерседеса не будет утруждать себя подсчетом расхода денежных средств на топливо, а те кто покупает Приус врятли будет горевать о том, что мог бы взять "чуть доплатив" автомобиль выше классом.
Да - гибриды дорого, но никто кроме "маркетологов" не заставляет Вас "менять" автомобиль раз в 2 - 3 года.
А в долгосрочной перспективе 5+ лет то же Приус выйдет в дамки в сравнению с любым авто из Вашей таблицы.