Его величество Golf
Для начала вспомним историю самого Гольфа, вышедшего на рынок весной 1974 года. По сути, предшественником этого хэтчбека был почтенный Käfer, который к моменту разработки принципиально нового компактного автомобиля уже стал глубоко «винтажной» машиной, выпускавшейся свыше тридцати лет. Даже пережив череду модернизаций, заднемоторный и заднеприводный Жук уже никак не соответствовал ни тенденциям мирового автомобилестроения, ни новым стандартам эргономики, управляемости и экономичности.
Ведь в шестидесятые годы мир уже весьма активно переходил на совершенно новую компоновку – не просто c расположением силового агрегата перед салоном, но и с приводом на передние колеса. Впрочем, новой она была условно, ведь еще до Второй мировой войны выпускались автомобили с передними ведущими колесами, среди которых можно вспомнить как минимум Cord L-29, Citroёn Traction Avant, Adler и DKW.
Уже к концу пятидесятых годов вопросы о преемнике Жука стали подниматься немецкими СМИ – в частности, в 1957 году статья на эту тему вышла в журнале Stern, а через два года – в ежедневнике Der Spiegel.
Ответом Фольксвагена на «запросы извне» стал целый ряд прототипов с конструкцией кузова от Porsche и кузовного ателье Ghia, а также фирмы Pininfarina. За годы экспериментов и проб опытные образцы увеличивались в размерах и меняли облик, однако вплоть до конца шестидесятых годов компоновка оставалась вполне традиционной для Käfer.
EA 276 – один из прототипов на тему будущего «Гольфа». Но… со среднемоторной компоновкой!
Прототипы будущего Гольфа, получившие обозначение ЕА276, были готовы еще в 1969 году, однако, получив передний привод, эти опытные образцы еще сохранили оппозитный двигатель с воздушным охлаждением.
Свой привычный облик с точки зрения конструкции автомобиль под кодовым обозначением ЕА337 получил благодаря конструкторам компании NSU, которая в том же 1969-м объединилась с Auto Union GmbH. Неудивительно, что при таких вводных Golf первого поколения разделил свои двигатели с компактными автомобилями Audi 50 и Audi 80.
Активно заниматься новой разработкой компанию Volkswagen подстегнула ситуация на собственном рынке: в шестидесятые годы доля марки в Германии снизилась с 45% (1960 год) до 26% (1972 год), а прибыль всего лишь за два года упала в 28 (!) раз – с 330 000 000 немецких марок в 1969 году до 12 000 000 немецких марок в 1971 году. Поэтому принципиально новый автомобиль был нужен компании как воздух, ведь без него Volkswagen мог бы в прямом смысле задохнуться, уступив конкурентам, главными среди которых в Германии считались Ford и Opel. К слову, последняя марка как раз в 1972-м впервые обогнала Volkswagen на внутреннем рынке.
Главной отличительной чертой новинки была, конечно же, переднеприводная компоновка с поперечным расположением силового агрегата.
Хотя в этом плане Golf никак не мог считаться первопроходцем, поскольку за десятилетие до его появления настоящим хитом в Англии стал Morris Mini Minor (он же – Austin Seven). Безусловно, культовый «Миник» был по всем параметрам меньше и теснее Гольфа, но именно он может считаться одним из первых массовых автомобилей с приводом на передние колеса и поперечно расположенным двигателем.
Volkswagen Golf MKI получил не только инновационную компоновку, но и переднюю подвеску типа МакФерсон, а также заднюю полузависимую балку. На долгие десятилетия эта незамысловатая схема стала наиболее популярной и часто применяемой в классе. А немецкий хэтчбек – один из первых автомобилей, при создании которых на довольно высоком уровне была реализована эта концепция, считался (да и считается) основателем этого класса.
Были, впрочем, и другие аргументы. Golf был далеко не единственным автомобилем с подобным расположением агрегатов и схемой подвесок (но к этому мы еще вернемся). Однако Volkswagen одним из первых внедрил массовый дизельный мотор на компактной малолитражке, чего до него, за редким исключением наподобие Peugeot, практически никто не делал. Во-вторых, у Гольфа был дизайн от Джорджетто Джуджаро из итальянского ателье ItalDesign, а большинство аналогов прежнего десятилетия довольствовались не столь броской внешностью от заводских дизайнеров.
В-третьих, в 1975 году он отправился покорять Северную Америку, где был известен как Volkswagen Rabbit. Шествие Гольфа по разным странам и континентам (ареал его сборки простирается от Южной Африки до югославского Сараево!) было весьма успешным, ведь всего за 9 лет было произведено свыше 6 миллионов (!) хэтчбеков первого поколения, до начала девяностых годов на заводе Karmann было выпущено около 389 000 кабриолетов, а в Югославии – 94 тысячи пикапов Caddy.
Автомобиль первого поколения предлагался с разными кузовами, причем кабриолет надолго пережил своих собратьев с металлической крышей
Неудивительно, что первые пять лет Golf оставался лидером по количеству ежегодно регистрируемых новых автомобилей одной модели у себя на родине, в Германии. Миллион дизельных версий – это внушительная цифра, которая свидетельствует о безусловном рыночном успехе этого автомобиля, который, впрочем, существовал и в виде «заряженных» версий GTI, также получивших популярность и распространение именно благодаря этой модели. Ведь свыше 100 сил под капотом такого «малыша» были очень и очень серьезным заявлением, по меркам сорокалетней давности.
Однако, нисколько не умаляя достоинств Гольфа, мы вспомним о менее известных автомобилях, создатели которых практически один в один реализовали концепцию подобной городской малолитражки на 5-10 лет раньше.
Autobianchi Primula
Одним из самых неизвестных и малораспространенных автомобилей «догольфической» эры с аналогичной компоновкой является автомобиль под названием Primula итальянского производителя Autobianchi, который являлся подразделением концерна Fiat. Он стал первой переднеприводной моделью группы Fiat, которая вдобавок получила и поперечное расположение двигателя, а также реечный рулевой механизм!
На фото: Autobianchi Primula
И, как ни удивительно, это произошло еще раньше, чем в модельной гамме старейшего итальянского производителя появилась модель 124, ставшая впоследствии нашим ВАЗ-2101.
Тонко понимая тенденции развития мирового автомобилестроения и происходящие метаморфозы в классах компактных малолитражек, главный конструктор Данте Джакоза создал собственный вариант переднеприводного автомобиля, который «для проверки работоспособности идеи» решили благоразумно выпустить под брендом «дочки» FIAT – компании Autobianchi. Ведь в 1964 году даже у самых известных и авторитетных автопроизводителей еще не было уверенности в том, что переднеприводная тема «выстрелит». Модель предлагалась с разными видами кузовов: двух-, трех-, четырех- и пятидверными двухобъемниками – фастбеками, хэтчбеками и даже купе.
Длина кузова «Примулы» колебалась от 3715 до 3785 мм в зависимости от его модификации, поэтому по габаритам эту машину можно смело записывать в аналоги первого Гольфа с его 3820 мм. Правда, колесная база итальянского переднеприводника была на 100 мм меньше и составляла 2300 мм.
Немаловажно, что практически впервые в практике на серийном автомобиле трансмиссия получилась настолько компактной, что поперечно расположенный силовой агрегат помещался в моторном отсеке, не требуя установки КП в поддоне под блоком цилиндров, как на Mini. Однако из-за смещенной от центра главной передачи приводные валы получились разной длины.
Оцените, насколько неожиданно прогрессивные конструкция и расположение силового агрегата Примулы сочетались с рессорной задней подвеской!
Схожей была и мощность моторов (если мы говорим о базовых версиях Golf): Primula оснащалась верхнеклапанными двигателями объемом 1,2-1,5 литра, которые развивали 60-70 л.с.
Признанием машины стало второе место на конкурсе «Европейский автомобиль года»-1965, однако в дальнейшем Fiat продолжил выпуск переднеприводных автомобилей этого класса уже под собственным брендом. Ну а за 6 лет до 1970 года была выпущено чуть менее 75 тысяч экземпляров Примулы, которая, судя по всему, просто немного опередила своё время и появилась на европейском рынке за десять лет до разразившегося потом энергетического кризиса.
Fiat 127/128
Прекратив производство Примулы, Fiat не забросил идею выпуска компактных переднеприводных двухобъемников, создав еще несколько прототипов под кодовыми названиями Х1/1, Х1/2 и Х1/4. Они стали серийными автомобилями, получив соответственно названия Fiat 128, Autobianchi A112 и Fiat 127. Именно представленный в 1971 году Fiat 127 завоевал титул «Европейского автомобиля года»-1972, став настоящим долгожителем. Ведь в Европе компактную машинку с некоторыми косметическими обновлениями продавали до 1987 года (почти вдвое дольше, чем Golf MKI), а в Аргентине под другими названиями (147, Spazio и Vivace) «сто двадцать седьмой» производили аж до 1996 года.
Fiat 127 получил и передний привод, и поперечно расположенный силовой агрегат, и реечный рулевой механизм, и передние стойки МакФерсон, однако в задней подвеске с поперечными А-образными рычагами в качестве упругого элемента применили поперечную рессору (!) с парой листов.
«Сто двадцать седьмой» был интересен не только переднеприводной компоновкой, но и конструкцией задней подвески
Миллионный экземпляр модели 127 был собран уже в июне 1974 года, то есть всего через три года после начала производства, в то время как легендарной итальянской «шестисотке» для этого потребовалось целых семь лет.
Хотя в Италии производство 127-го прекратили в начале 1983 года, заменив его моделью Uno, автомобили южноамериканского производства под названием 127 Unificata поставлялись до 1987-го.
Кроме того, свыше миллиона автомобилей этой модели, но под маркой SEAT, выпустили в Испании с 1972 по 1984 годы. Но и это еще не все: в небольших количествах с 1973 по 1975 годы компактную малолитражку собирали в ПНР под названием Polski Fiat 127p, после чего поляки решили сконцентрироваться на производстве на треть более дешевой модели 126p.
За 20 лет в одной только Латинской Америке было выпущено свыше 1,3 миллиона автомобилей 127 семейства. И пусть по рыночному успеху этой машине не угнаться за Гольфом, автомобиль долгое время оставался востребованным.
Правда, из-за длины кузова в 3595 мм и колесной базы в 2226 мм многие современники сравнивали эту машинку не с Golf первого поколения, а с более компактным Polo. Однако у итальянской марки была и уже упомянутая нами переднеприводная модель покрупнее под индексом 128, которая достигала в длину 3850 мм, а по колесной базе (2445 мм) даже чуть превосходила «немца».
Среди особенностей этого переднеприводного Фиата, унаследованных от «Примулы» – приводные валы разной длины, что позволило расположить трансмиссию сбоку от двигателя. Впоследствии данная схема стала повсеместной.
Интересно, что 128-му удалось взять титул «Европейский автомобиль года» еще двумя годами ранее, чем его завоевал Fiat 127, то есть в 1970-м (Autobianchi A112 тогда же занял второе место). Британский журнал Motor Magazine протестировал Fiat 128 в апреле того самого 1970 года, когда модель стала лучшей машиной Европы по итогам конкурса и вышла на английский рынок.
Журналисты высоко оценили организацию внутреннего пространства, мощный двигатель и низкий уровень шума в салоне Fiat 128, считая его цену в 878 фунтов весьма оправданной.
Хороший набор потребительских качеств обеспечил машине долгую конвейерную жизнь (с 1968 по 1985 гг.) и большой тираж в три миллиона экземпляров.
Peugeot 204
В материале, посвященном забытому "Васильку" НАМИ-1101, мы вспоминали о том, что еще в 1965 году в СССР испытывали пару французских переднеприводников: Renault 16 и Peugeot 204.
Peugeot 204 выглядел вполне современно по меркам шестидесятых годов
«Двести четвертый» был новейшей моделью Peugeot, производство которой только началось в апреле 1965-го. При длине кузова в 3990 мм и довольно большой колесной базе (2595 мм) этот автомобиль мог считаться настоящим «гольфом до Golf», ведь кроме седана и универсала автомобиль предлагался и в трехдверной версии Coupe, которая по динамичности силуэта ничуть не уступала появившемуся спустя 8 лет Volkswagen.
Некрупный 1,1-литровый 59-сильный мотор, с которым этот автомобиль выпускался до 1976 года, по развиваемой мощности был также сравним с показателями аналогичных двигателей немецкой машины. Более того, на универсалы и фургоны (а были и такие!) модели 204 с конца 1968 года начали ставить дизель объемом 1255 «кубиков» – то есть, самый маленький мотор на тяжелом топливе, который на тот момент устанавливали на серийную машину. А ведь на Фольксвагене 1,5-литровый дизель появился только в 1976-м – том самом году, когда Peugeot 204 уже прекратили выпускать...
Отличительной технической особенностью Peugeot 204 было расположение коробки передач и главной передачи, которые находились под блоком цилиндров, а не рядом с ним. Таким образом, конструкторам фирмы Peugeot удалось разместить в моторном отсеке своего первого переднеприводного автомобиля и не самые компактные четырехцилиндровые двигатели, и четырехступенчатую механическую трансмиссию.
Британский журнал Autocar испытал новинку еще в сентябре 1966 года и похвалил 204-й за точное рулевое управление, экономичность и неплохую динамику. Однако машина стоимостью 903 фунта несколько разочаровала журналистов уровнем отделки салона и комплектацией. Зато более дорогой (1299 фунтов) и редкий вариант 204 Coupe, который побывал на тесте английского издания Motor Magazine в октябре 1968-го, оказался не только достаточно динамичным (140 км/ч «максималки» и 17,3 с до «сотни»), но и более впечатляющим с точки зрения дизайна и оснащения.
Renault 6
Renault 6 имеет немало оснований считаться еще одним «догольфом»: хотя этот переднеприводный автомобиль и делил платформу с моделью R4 и оснащался продольно расположенным 800-кубовым двигателем, его пятидверный кузов достигал в длину 3860 мм, а колесная база была аналогична «гольфовской» (2400 мм). Внешне представленный на Парижском автосалоне в 1968 году автомобиль напоминал более крупный хэтчбек R16 и предоставлял обитателям салона практически столько же места, что и Гольф.
Для моделей Renault того времени была характерна ниспадающая линия задней части
Правда, первые два года французская пресса критиковала эту модель за недостаток мощности и не лучшую топливную экономичность, однако появившийся в 1970-м вариант R6 1100 развивал уже 45 л.с. – меньше, чем у «немца», но вполне достаточно. А на поздних модификациях аргентинского производства появился и 1,4-литровый мотор, развивавший вполне приличные по меркам класса и времени 60 «лошадок».
Несмотря на то, что производство этой модели во Франции и большинстве европейских стран прекратилось в 1980 году, в Аргентине и Испании машину выпускали вплоть до 1986-го. Однако компания Renault решила соперничать с новичком из Вольфсбурга с помощью компактного хэтчбека R14, производство которого началось в 1976 году, что и послужило поводом для прекращения выпуска более слабой, примитивной и уже устаревшей модели R6.
Alfa Romeo Alfasud
Поклонники итальянского автопрома считают одним из главных представителей «догольфической» эры не автомобили Fiat, а Alfa Romeo Alfasud, который выпускался с 1971 по 1989 годы. За первые десять лет было реализовано почти 900 000 экземпляров этой модели с длиной кузова 3890 мм.
Благодаря броскому дизайну от всё того же Джорджетто Джуджаро из ItalDesign машина снискала признание публики и прессы практически сразу же после дебюта на Туринском автосалоне. Интересно, что автомобиль выпускали на новом заводе, расположенном на юге Италии, а компании Alfa Romeo принадлежало 90% предприятия Industria Napoletana Costruzioni Autoveicoli Alfa Romeo-Alfasud S.p.A.
Несмотря на профиль, изначально крышка багажника Alfasud не поднималась вместе с задним стеклом, хотя в дальнейшем в его широкой модельной гамме появились и хэтчбеки, и универсал Giardinetta, и купе Sprint
Технически компактная малолитражка от Alfa Romeo была сложнее и Фиатов, и «французов», и хэтчбека от Volkswagen. Во-первых, автомобили получили гамму оппозитных моторов объемом от 1,2 до 1,5 л, причем даже с 1200-кубовым 68-сильным двигателем Alfasud разгонялся до 160 км/ч.
Оппозитные моторы – гордость владельцев Alfa Romeo, позволявшая этим машинам быстро ездить и даже низко летать
Передний привод позволил сделать пол низким, а салон – довольно просторным
Важно и то, что благодаря низкому центру тяжести, хорошей аэродинамике и точному реечному рулевому управлению эта Альфа отлично управлялась, а дисковые тормоза на всех колёсах обеспечивали машинке весом менее 900 кг надежное замедление. Неудивительно, что с 1977 года проводился «Европейский Кубок Alfasud», в котором на автомобилях одной модели, как это принято в монокубке, принимали участие известные автогонщики всего мира.
Что же помешало модели Alfasud завоевать мир, обладая таким техническим потенциалом? Ответ прост: ржавчина. А также не самые высокие качество сборки и надёжность, что было бичом итальянских производителей в то время. Поэтому Alfa Romeo в 1983 году решила заменить этот автомобиль более совершенной и современной моделью 33, хотя некоторые версии (например, Sprint) производили еще до 1989-го.
_____________________________________________
Это далеко не все подобные автомобили, которые можно вспомнить, но они, тем не менее, существовали и серийно выпускались за несколько лет до выхода «иконы стиля» под названием Golf. Почему же именно он считается первым, главным и вообще «отцом-основателем» в этом классе? Ответ прост: массовость в самом глобальном ее проявлении сделала название модели именем нарицательным. Вдобавок не будем сбрасывать со счетов характерную внешность, широкую гамму двигателей и возможность ездить как на скромном, но экономичном 50-сильном дизеле, так и, напротив, отдать предпочтение 112-сильному «джи-ти-ай», который мог разогнаться до 100 км/ч за какие-то (очень впечатляющие в то время) десять секунд! Видимо, реализация этой идеи от компании Volkswagen оказалась оптимальной и потому такой долгоиграющей. Ведь 45 лет спустя немцы представили уже восьмое по счету поколение этой модели, с которой по суммарным объемам производства (35 миллионов) может сравниться разве что японская Toyota Corolla. Ну а упомянутые нами конкуренты, в отличие от Гольфа, стали достоянием истории еще несколько десятилетий назад.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться