Благодаря работам ведущего конструктора В. А. Грачёва в новом по-русски солидном и непритязательном армейском автомобиле ГАЗ-64 впервые удалось обойтись без прямого копирования, использовать все узлы и агрегаты отечественного изготовления и приобрести хорошо известную типично армейскую внешность.
ГАЗ-64 (1941–1943 гг.)
Официально эта базовая многоцелевая командирская машина имела обозначение ГАЗ-64-416, где три последние цифры указывали тип кузова. Её основой являлось укороченное шасси ГАЗ-61 с 50-сильным двигателем от грузовика ГАЗ-ММ, водяным насосом от мотора ГАЗ-11, радиатором уменьшенной высоты и новой передней подвеской на четверть-эллиптических рессорах.
Серийный полноприводный командирский автомобиль ГАЗ-64. Август 1941 года |
Принципиально новым был открытый четырехместный кузов с тентом и брезентовыми фартуками в дверных проёмах, запасным колесом на задней стенке, узкими передними жестяными крыльями с закругленными краями и характерными углублениями для фар. Массивный капот с задними вытяжными щелями получил плоскую облицовку радиатора, которую сваривали из десяти вертикальных металлических прутков. В кузове были предусмотрены места для размещения стрелкового оружия и боеприпасов.
Вездеход ГАЗ-64 с открытым утилитарным четырехместным кузовом модели 416 |
Армейский джип ГАЗ-64 с тентованным кузовом и фартуками в дверных проёмах |
Размер колесной базы ГАЗ-64 составлял 2100 мм, снаряженная масса достигала 1,3 тонны, максимальная скорость — 92 км/ч. Благодаря устойчивой работе неприхотливого двигателя он показывал высокую проходимость, был достаточно прочным, компактным и простым в управлении и обслуживании. Его главным недостатком стали зауженные передняя и задняя колеи (1278 и 1245 мм), не обеспечивавшие достаточной боковой устойчивости и возможности передвигаться в колонне по колее впереди идущих транспортных средств.
Отреставрированный вездеход ГАЗ-64 с лёгкой противотанковой пушкой |
Первая партия из 42 автомобилей ГАЗ-64, собранных вручную в августе 1941 года, сразу же была отправлена на фронт, а следующие 190 машин позволили говорить о начале их мелкосерийного производства. К концу года Красная армия получила около 700 автомобилей. Тем временем Америка, всегда служившая образцом для подражания, спокойно занималась сборкой своих прототипов, приостановив выпуск не слишком удачной модели MA компании Willys. Лишь в середине ноября, когда советские ГАЗики громили врага под Москвой, началось серийное изготовление самого известного джипа Willys МВ. Этот «временной зазор» в три месяца (с августа по ноябрь) даёт полное право называть СССР мировым лидером в области джипов.
В Красной армии ГАЗ-64 применялся в основном как командирский и штабной автомобиль, а также использовался для перевозки до шести солдат, доставки срочных донесений и буксировки различного рода пушек. В пробном порядке на нем монтировали пулемет Maxim и лёгкую 37-мм противотанковую пушку ЧК-М1.
Вездеход ГАЗ-64-416 с 45-мм пушкой форсирует водную преграду. 1943 год | Авиадесантируемая пушка ЧК-М1 военного завода № 8 на автомобиле ГАЗ-64. 1944 год |
И все-таки в РККА распространения ГАЗ-64 так и не получил. Серьезные недостатки стали еще более очевидными с началом массовых поставок по ленд-лизу более совершенной автобронетехники. До апреля 1943-го Горьковский завод собрал 762 автомобиля ГАЗ-64, а затем до августа выпускал только шасси для бронемашин.
В результате самыми многочисленными и известными машинами в этой серии стали не первые советские джипы, а лёгкие бронеавтомобили БА-64 на их базе.
Бронеавтомобили БА-64 на шасси ГАЗ-64
С появлением принципиально нового армейского вездехода ГАЗ-64 в июле 1941 года под руководством Грачёва началась разработка целого семейства компактных пулеметных бронемашин БА-64. Они обладали более надёжной броневой защитой, высокой мобильностью, достаточной проходимостью и применялись для разведки, боевого управления, патрульной службы и охраны объектов. Поначалу изготовлением бронекорпусов и башен занимался Выксунский завод ДРО, впоследствии их сборку перевели на ГАЗ.
Опытный бронеавтомобиль БА-64-125 на шасси ГАЗ-64. Март 1942 года |
В январе 1942-го появился незаконченный образец БА-64-125 с танковым пулеметом на турели в верхнем люке корпуса, включавший в себя все конструктивные принципы и решения, получившие реальное воплощение во всём семействе БА-64. После доработки он был принят на вооружение и с апреля выпускался серийно как базовый вариант БА-64 с противопульным бронекорпусом, открытой полноповоротной пулеметной башней, одной левой светомаскировочной фарой, обычными или пулестойкими шинами. За базовой машиной последовал шлейф экспериментальных бронемашин, созданных в единичных образцах в первые три года войны.
Предсерийный образец будущего пулеметного бронеавтомобиля БА-64 |
Базовый серийный вариант БА-64 с полноповоротной башней. Апрель 1942 года |
Опытный образец автобронедрезины БА-64В являлся железнодорожным вариантом серийной машины БА-64 с четырьмя металлическими колесами с ребордами, которыми заменяли обычные колеса с пневмошинами. На рельсах его скорость достигала 85 км/ч. Следующий пробный башенный вариант БА-64Д с крупнокалиберным пулеметом оказался слишком неустойчивым. Опытная безбашенная транспортная машина БА-64Е с мягким верхом выполняла роль лёгкого бронетранспортера для доставки пяти–шести десантников.
Самым оригинальным был «зимний» лыжно-гусеничный бронеавтомобиль БА-64З для передвижения по глубокому снегу. Для этого использовались задний движитель с ведущими гусеничными лентами и две передние управляемые лыжи. В реальных условиях броневик оказался неуправляемым.
Экспериментальный лыжно-гусеничный бронеавтомобиль БА-64З. Январь 1943 года |
ГАЗ-67 (1943–1946 гг.)
Полученная по наследству от США врожденная неустойчивость автомобилей ГАЗ-64 привела к созданию модернизированного и более мощного варианта ГАЗ-67 конструкции инженера Г. М. Вассермана, где были исправлены многие недостатки предшественника. Его проектирование началось в середине февраля 1943 года, и летом на свет появились опытные расширенные образцы. 23 сентября, после ликвидации последствий разрушительной бомбардировки Горьковского автозавода, новый более широкий ГАЗ-67 встал на конвейер.
Открытый ГАЗ-67 с расширенной колеей и угловатыми крыльями. Сентябрь 1943 года |
Главным отличием базовой машины ГАЗ-67-416 являлась увеличенная до 1446 мм передняя и задняя колея, что привело к несущественным изменениям прежнего кузова и органов управления: появились боковые подножки и небольшие прямоугольные задние крылышки, а более широкие передние приобрели резкие угловатые очертания. Кроме того, были изменены крепления рулевого механизма и запасного колеса.
Типичный армейский джип ГАЗ-67-416, по всем параметрам близкий к «Виллису МВ» |
При установке нового карбюратора мощность двигателя возросла до 54 сил — уровня американского «Виллиса МВ». Одновременно были усилены подвеска и рама с дополнительной задней поперечиной. Снаряженная масса возросла до 1,4 тонны, дорожный просвет составил 227 мм. Максимальная скорость — 90 км/ч, контрольный расход топлива — 14 литров на 100 км. При необходимости ГАЗ-67 выдерживал кратковременные перегрузки, перевозя одновременно до 15 человек.
Заводские испытания автомобиля ГАЗ-67 с 76-мм пушкой ЗИС-3. 1943 год | Легкая инженерная буровая установка на шасси ГАЗ-67. 1945 год |
Помимо штатных функций, унаследованных от ГАЗ-64, на модели ГАЗ-67 устанавливали и испытывали новые виды вооружения, монтировали легкое инженерное оборудование и более удобные закрытые кузова. В 1943-м автобусный филиал Горьковского автозавода собрал единственный крытый вездеход ГАЗ-67-420 с застекленным двухдверным фанерным кузовом модели 420. В то же время военный ремонтный завод № 90 построил свой закрытый вариант с более узкими боковыми окошками.
В общей сложности было построено около пяти тысяч машин ГАЗ-67.
Опытный автомобиль ГАЗ-67-420 с закрытым кузовом. Октябрь 1943 года | Крытый штабной джип ГАЗ-67 с кузовом военного завода № 90. 1943 год |
Бронеавтомобили БА-64Б на шасси ГАЗ-67
Менее обширное семейство лёгких бронемашин БА-64Б на базе ГАЗ-67 являлось прямым развитием первой серии БА-64, от которой отличалось прежде всего расширенной колеёй обоих мостов, чуть увеличенной мощностью силового агрегата, усиленной бронезащитой и повышенными ходовыми качествами.
Базовая бронемашина БА-64Б с расширенной колеёй, на заднем плане — узкоколейный вариант БА-64 |
С 1 сентября 1943 года серийно выпускался модернизированный базовый бронеавтомобиль БА-64Б с увеличенной толщиной бронелистов и повышенной устойчивостью, заменивший модель БА-64. В отличие от неё в передней подвеске смонтировали два дополнительных гидроамортизатора, были усилены кожухи полуосей обоих мостов, установлена новая радиостанция.
Новый базовый бронеавтомобиль БА-64Б на расширенном шасси ГАЗ-67 |
Легкий бронеавтомобиль БА-64Б на службе в Народной армии ГДР. 1950 год |
В 1944 году было собрано 15 модернизированных железнодорожных броневиков БА-64Б ж-д со сменными металлическими бандажами для передвижения по рельсам. Развитием железнодорожных броневиков БА-64В стал доработанный вариант БА-64Г на базе БА-64Б с откидными продольными кронштейнами с пружинами и небольшими направляющими катками, опускавшимися на рельсы.
Железнодорожный броневик БА-64Г с направляющими катками. 1943 год |
В 1943-м построили три безбашенных транспортера БА-64Е второй опытной версии с расширенной кормовой дверью и отверстиями в корпусе с броневыми заслонками. Результаты их испытаний оказались отрицательными. Последующая модернизация привела к созданию лёгких штабных машин БАШ-64Б с уменьшенной высотой рабочего отсека с местами для двух–трёх членов экипажа.
Второй вариант транспортно-десантной бронемашины БАШ-64Б. 1944 год |
Переделанная безбашенная машина БА-64Б с ручным противотанковым ружьём. 1944 год |
В ходе войны в РККА применялись безбашенные бронемашины с мощными видами лёгкого вооружения, а с наступлением мира броневики БА-64Б возглавляли послевоенные Парады Победы практически во всех советских городах.
ГАЗ-67Б (1944–1953 гг.)
В ноябре 1944 года модернизированный военный автомобиль ГАЗ-67Б сменил предыдущий вариант ГАЗ-67, а в мирные времена стал самым ходовым многоцелевым вездеходом для сельского хозяйства. На нём были установлены усиленный передний мост с новыми подшипниками, модернизированная подвеска и карданный вал, новые карбюратор, бензиновый фильтр, распределитель зажигания и т. д.
Модернизированный армейский автомобиль ГАЗ-67Б. Ноябрь 1944 года (из архива НАТИ) |
В первые четыре года выпуска от своего предшественника ГАЗ-67Б отличался лишь трехспицевым рулевым колесом, но в 1948-м его главной отличительной чертой стала штампованная облицовка радиатора с широкими воздухозаборными окнами.
Многоцелевой полноприводный автомобиль со штампованной передней облицовкой. 1948 год |
Один из последних полноприводных вездеходов ГАЗ-67Б в Советской армии. 1951 год |
В Вооруженных силах СССР этот вездеход уже не получил распространения, хотя до середины 50-х продолжал выполнять функции обоих своих предшественников. На нем монтировали специальные кузова, испытывали новые виды оружия, а автопоезда в составе джипов с пушками одними из первых стали использовать для доставки в трюмах транспортных самолетов и вертолётов лёгкой автобронетехники для десантирования посадочным способом.
ГАЗ-67Б с опытным кузовом для доставки боевого расчета и боеприпасов. 1947 год (из архива Н.Маркова) |
Посадочное десантирование джипа ГАЗ-67Б, доставленного в трюме вертолёта Ми-4 (кинокадр) |
В военных парадах джипы ГАЗ-67Б участвовали до середины 50-х, пока их не сменил новый армейский автомобиль ГА3-69.
Вездеходы ГАЗ-67Б первого выпуска на параде в Москве. 1 мая 1947 года | Автомобили ГАЗ-67Б второй серии на параде в Москве. 1 мая 1952 года |
На заглавной фотографии — Самые известные советские армейские вездеходы военного времени: справа — модернизированный джип ГАЗ-67, на заднем плане — первая версия ГАЗ-64.
В статье использованы только аутентичные черно-белые иллюстрации.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Жёсткий верх на ГАЗ-67/67Б часто делали существовавшие тогда ещё обозные мастерские и конструкция, по экипажной традиции, называлась фордек.