Прежде всего, хочется оговориться: Kolesa.ru всегда были и остаются изданием вне политики. В наших прошлых обзорах мы уже изучили автопарк российской армии — как устаревшие модели, так и перспективные, а также перебрали иномарки, служащие в российских частях. Теперь оценим машины, которыми располагает Нацгвардия Украины.
В этой тяжелой технике мы видим только автомобили и ничего больше. Все они, вне зависимости от символики на бортах, — сложный инженерный продукт, достойный если не восхищения, то пристального внимания любителей автомобилей.
Грузовики
Когда слышат слова "украинский автомобиль", то вторым после "Запорожца" обычно вспоминают КрАЗ. Причем обычно — "тот самый" КрАЗ-255Б по прозвищу "Лаптежник", который выпускался с 1967 по 1994 год, с длиннющим капотным отсеком и угловатой деревянно-металлической (!) кабиной.
Этот сверхбрутальный грузовик достоин отдельной публикации, но мы вкратце все-таки расскажем о нем. Если поставить КрАЗ рядом с современником, "Уралом-375", то кременчугский грузовик будет крупнее. Да и грузоподъемность у него — 7,5 тонны против 4,5.
КрАЗ существенно старше, чем "Урал". Предшественника 255-го запустили в производство на Ярославском автомобильном заводе (да-да, в РСФСР, а не в УССР) в 1956 году. В те времена миасский завод УралЗИС занимался выпуском среднетоннажных двухосных 355М.
Украинским грузовик КрАЗ-214 стал по воле тогдашнего министерского начальства — сборку машин перенесли в Кременчуг, сосредоточив в Ярославле производство моторов. Предприятие живо по сей день, называется "Автодизель" и выпускает двигатели ЯМЗ. Что же касается КрАЗ-214, то в УССР он выпускался с 1959-го по 1967-й, когда на конвейере его сменил сильно модернизированный, но близкий по конструкции КрАЗ-255. Вот его-то мы и знаем как "Лаптежника".
Современные КрАЗы уже можно назвать украинским продуктом — проектировка проводилась в Кременчуге, хотя "начинка" по сей день остается российской: под капотом стоят ярославские ЯМЗ.
КрАЗ-6322 "Солдат"
Длина: 8 980 мм.
Дорожный просвет: 370 мм.
Двигатель: дизельный объемом 14.8 литра с турбонаддувом.
Максимальная мощность: 300 л.с.
Максимальный крутящий момент: 1 225 Нм при 1 225 об/мин.
Трансмиссия: 8-ступенчатая механическая, двухдиапазонная.
Расход топлива: 35 л/100 км.
Этот автомобиль, по большому счету, является глубоко переработанным вариантом КрАЗ-260 советского периода, что вполне нормально для военной машины. Шестиколесный грузовик, подготовленный к выпуску в 1994 году, ожидала нелегкая судьба. Еще за доброе десятилетие до нашего первого конфликта Россия отказалась от закупок украинских грузовиков, и "домашней" армии он тоже оказался не нужен.
Вплоть до 2004 года проект стоял на месте, и "спас" его контракт с Ираком, куда начались регулярные поставки, продолжающиеся до сих пор. ВС Украины приняли КрАЗ-6322 на вооружение только в 2006 году, и, помимо этого, их закупают греки, китайцы, грузины, египтяне и многие другие иностранные заказчики. В 2010 году в дополнение к трехосной модели выпустили также КрАЗ-5233 "Спецназ" с колесной формулой 4х4.
КрАЗ В12.2 МЕХ "Сержант"
Длина: 8 870 мм.
Дорожный просвет: 310 мм.
Двигатель: дизельный объемом 10.8 литра с турбонаддувом.
Максимальная мощность: 380 л.с. при 2 300 об/мин.
Максимальный крутящий момент: 1 835 Нм при 1 200 об/мин.
Трансмиссия: 8-ступенчатая механическая, двухдиапазонная.
Расход топлива: 39 л/100 км.
Представитель последнего, пятого поколения грузовиков КрАЗ. Компоновка, как видно, бескапотная. Кабина — лицензионная копия MAN F2000 от китайского Shaanxi, а под этой кабиной — уже на ЯМЗ, а американский Cummins. Причем выпущен грузовик был еще в 2011 году, когда президентом Украины был лояльный России Виктор Янукович.
Также любопытно, что импортный дизель предназначается исключительно военной модификации, тогда как гражданские "родственники" "Сержанта" на платформе КрАЗ H12.2 получили ярославские моторы. Судя по всему, именно эта машина придет на смену КрАЗ-6322 — они близки по габаритам и характеристикам. Водители наверняка будут довольны, потому как комфорт в кабине сравним с нормальным дальнобойным грузовиком: кресло на пневмоподушке, кондиционер, хорошая обзорность…
Бронеавтомобили
KrAZ Shrek One
Длина: 7 776 мм.
Дорожный просвет: 378 мм.
Двигатель: дизельный.
Трансмиссия: автоматическая.
Стоимость: 6,3 млн гривен или 19,8 млн рублей.
Фото: Wikipedia.org
В каком-то смысле этот автомобиль с забавным именем — "украинский ответ Чемберлену", то есть российским проектам "Тайфун-У" и "Тайфун-К", о которых мы писали в одной из наших прошлых публикаций. Назначение – то же самое: доставка личного состава в зону непосредственных боевых действий под огнем противника. В кузов помещается 10 человек, а для защиты от взрывов днище сделано V-образным, чтобы рассеивать ударную волну. Защита соответствует международному стандарту В6.
В основе "Шрека" — кразовское полноприводное шасси с формулой 4х4, по всей видимости, от уже упомянутого в этой статье КрАЗ-5233 образца 2010 года. Бронировкой кременчугский завод никогда всерьез не занимался, поэтому в качестве партнера привлекли опытных западных партнеров.
Компания Streit Group базируется в Канаде, частично принадлежит инвесторам из ОАЭ и является одним из крупнейших частных производителей бронеавтомобилей. В 1990-х они начинали с выпуска инкассаторских машин для США, а затем освоили ближневосточный рынок. Сейчас в их линейке — броневерсии крупных внедорожников и представительских седанов, а также спецмашины для полиции и армии.
По данным украинских СМИ, производство "Шреков" на 55% локализовано в Кременчуге. Изначально конструкторы закладывали возможность ставить под капот как российский дизель ЯМЗ, так и западные Cummins или Deutz.
Отметим интересный факт: если верить открытым данным, то Shrek One обходится в два раза дешевле российского "Тайфуна-У" и в два с половиной раза дешевле "Тайфуна-К".
KrAZ Cougar
Длина: 5 352 мм.
Дорожный просвет: 300 мм.
Двигатель: дизельный объемом 4.0 литра.
Максимальная мощность: 240 л.с.
Трансмиссия: 5-ступенчатая механическая, двухдиапазонная.
Расход топлива: 17 л/100 км.
Стоимость: $215 000.
Фото: Wikipedia.org
Cougar — второй плод сотрудничества Кременчугского автозавода и Streit Group. На сей раз это типичный бедж-инжиниринг, то есть в разработке украинцы не участвовали. За основу взят пикап Toyota Land Cruiser 79 — очередная инкарнация легендарного японского внедорожника образца 1999 года, ведущая родословную еще с 1984-го. Не самая свежая конструкция, но выпускающаяся до сих пор для рынков Японии, Австралии и ряда южноамериканских стран.
Бронировкой, как и в случае со "Шреком", занимались специалисты из Streit Group. Cougar — автомобиль относительно новый, и, помимо Украины, его закупает в том числе армия Анголы.
Понятное дело, японский внедорожник с канадской броней, к которому на Украине в лучшем случае прикручивают колеса, вряд ли может быть доступным. Но удивительно, что при сопоставимых характеристиках он более чем вдвое дешевле Iveco LMV (он же "Рысь"), машинокомплекты для которого еще недавно закупала Россия.
KrAZ Spartan
Длина: 6 020 мм.
Дорожный просвет: 510 мм.
Двигатель: дизельный объемом 6.7 литра с турбонаддувом.
Максимальная мощность: 400 л.с.
Трансмиссия: 6-ступенчатая автоматическая.
Расход топлива: 23 л/100 км.
Стоимость: $400 000.
Фото: Wikipedia.org
Еще один совместный украинско-канадский проект. Spartan значительно крупнее Cougar — в качестве базы взят Ford F550, огромнейший американский пикап семейства Super Duty. Броня — от Streit Group. Стоимость — всё также ниже итало-российского Iveco LMV.
Кто во что горазд
Как рассказывают очевидцы, помимо собственно украинских машин в зоне боевых действий можно встретить самую разнообразную технику. Оставшиеся с советских времен ЗИЛ-131 и "Уралы" — частое зрелище. Помимо них у военных много гражданских машин: школьные автобусы (на Донбассе они были у каждого сельсовета), пикапы и внедорожники. Среди добровольцев, воюющих на украинской стороне, в моде так называемые "тачанки": пикапы и грузовички с пулеметами в кузовах. Что ж, таковы признаки времени...
Что в итоге?
Как видно, украинский парк военной техники создается в спешке, и вокруг их новинок больше слов, чем дела. Объемы закупок бронеавтомобилей Spartan и Cougar исчисляются десятками, Shrek — единицами. Проекты созданы скорее для поднятия боевого духа, чем для реальных побед. Нам же от себя хочется пожелать, чтобы споры на тему "кто круче — Shrek One или "Тайфун-К" остались в сугубо теоретической плоскости.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
машинки красивые! но в хронике, я их что-то не наблюдал!
Слишком часто идет разговор на счет денег, даже очень часто и все без ТТХ машин. По большому счету получается, что любая цистерна лучше любой Тешки, ибо дешевле будет... Ну а дальше фотки мы уже видели….
Возможно (не дай Бог, конечно) скоро увидите в хрониках с Донбасса в виде очередных свалок металлолома
ТТХ приведены, вопрос только в боевых харрактеристиках. Ни в Украине, ни в РФ нет достаточного опыта разработок бронеавтомобилей. Думаю что по боевым качествам они сопоставимы с российскими аналогами, а вот разница в цене очень существенна. Кроме того, я не слышал что бы российские броневики поставлялись на экспорт, а вот КРаЗовские ьронемашины закупает ООН! И это при том, что серийный выпуск начался только в 2014 году. Так что говорить о десятках я бы не стал.
ООН КРаЗовские бронемашины не закупает, Краз предложил их, но закупок не было. ООН пользуется южноафриканскими Casspir Mk3 и более легкими Mamba Mk3. Что касается российских бронемашин, ГАЗовские Тигры идут на экспорт в Армению, Китай, Конго, Гвинею, Монголию, Никарагуа, Уругвай, Бразилию, Индию, и облегченная версия поставляется в ОАЭ.А насчет того, что в РФ нет достаточного опыта разработок бронеавтомобилей, это глупость, весь многолетний опыт по созданию колесных БТРов (БТР-70, 80, 82а) и технические наработки, легли в основу современных Российских бронеавтомобилей ГАЗ и КАМАЗ.
В догонку, ООН КРаЗовские бронемашины закупать не будет, потому что Украина не в состоянии обеспечить гарантии по поставкам запчастей: двигатель Российский (ЯМЗ), коробка Китайская (Fast Gear 9JS150TA-B). Он Украинский всего на 70%.