“Спасибо” НАТО
История этого танка заслуживает особого внимания. Без неё будет не совсем понятно, почему Т-62 получился именно таким, каким получился.
Всё началось в середине 1950-х. На вооружении Советской армии тогда стоял танк Т-54 и его модификация Т-55. Он был принят на вооружение ещё в 1946 году, и ни у кого язык не поворачивался назвать его плохим. Особенно у друзей из капиталистических стран. Но за десять лет буржуи (в первую очередь — заокеанские) здорово умотали вперёд и построили танк M48 (он же — Паттон III или Паттон 48). Коварные американцы сделали хитрый шаг: они впервые башню не сварили, а отлили. И наши Т-54 с такой башней ничего сделать не могли: их 100-мм нарезные пушки Д-10Т пробить броню М48 не могли. А это было, с военной точки зрения, неправильно. И тогда танк решили модернизировать ещё раз.
Новый проект назвали “Объект 140”. Его пытались построить на базе старого Т-54, но получилось не очень хорошо. К 1958 году стало понятно, что получается сложный и нетехнологичный монстр, который никому не нужен и задаром (хотя на его разработку ушло 16 миллионов рублей, по тем временам — сумма огромная). Главный конструктор “Объекта 140” Леонид Николаевич Карцев остался очень недоволен своим детищем. Впоследствии он написал о нём так:
К отдельным деталям моторного отделения вообще невозможно было добраться обычным способом. Две тяги, например, наши сборщики-асы ухитрялись соединять через люк в днище танка, только вооружившись зеркалом, как это делают дантисты при пломбировании труднодоступных зубов. Форсунки нижнего блока двигателя можно было заменить также только через люки в днище танка. И вообще, подмоторная часть днища «объекта 140» состояла практически из одних люков.
Проект свернули. Как говорил тот же Карцев, сделали это без тяжёлых последствий. Отчасти благодаря тому, что параллельно “Объекту 140” шла разработка ещё одного проекта — “Объекта 165”. Он представлял собой гибрид из сразу нескольких наработок и уже существовавшего на то время Т-55: корпус и башню взяли от “Объекта 140”, боевое отделение — от “Объекта 150”, а мотор, трансмиссию и ходовую часть позаимствовали как раз от Т-55. Про Т-55 мы уже упоминали, про “Объект 140” тоже, а вот что такое “Объект 150”? А это ещё один наш подарок империалистам — первый и единственный ракетный танк, ставший потом известным под названием ИТ-1 - “истребитель танков”. В общем, заготовок было много, и новый “Объект 165” был готов всего за два года: в 1959 году на свет появились первые образцы нового танка. Ещё два года ушло на их обкатку, устранение замечаний и приёмку на вооружение. В итоге Т-62 был принят летом 1962 года.
Этот танк теоретически мог справиться с любой существующей на то время бронетехникой стран НАТО. И именно им мы должны сказать большое человеческое “спасибо” за Т-62. Вашими молитвами, как говорится.
Сталь против стали
Конечно, первое, что бросается в глаза — это ствол пушки. Стрелять из неё нельзя — танк демилитаризованный, и оружия в нём нет. Пушка осталась, но она тоже в нерабочем состоянии. Но она заслуживает несколько добрых слов: её можно считать гордостью этого танка.
Дело в том, что Т-62 — это первый в мире танк с гладкоствольным орудием. Казалось, нарезное было бы уместнее, почему оно гладкоствольное? А это как раз обусловлено спецификой танка — дырявить другие танки. Гладкоствольная пушка У-5ТС «Молот» была получена путём модификации пушки Д-54. Последняя на вооружение так и не встала, причём сразу по двум причинам.
Во-первых, она оказалась недостаточно эффективной в борьбе с иностранной бронетехникой, а во-вторых, военным очень не понравился дульный тормоз. Вы наверняка видели, что такое дульный тормоз — такая набалдашка на конце ствола. Если коротко — она помогает снизить отдачу при выстреле. Но всё-таки военные от него решили отказаться. Во-первых, он сильно демаскирует танк — при выстреле там видны и дым, и пламя. Во-вторых, дульный тормоз опасен для десанта, который во время выстрела может ехать на броне. В итоге военные решили, что чёрт с ней с отдачей, но тормоза не надо. Осталось решить вопрос с бронебойностью.
Тут пошли простым путём: убрали нарезку. Заряд снаряда без нарезки можно увеличить, а значит, лететь он будет веселее. Так и получилось. Вот так из пушки Д-54 получилась совсем другая пушка У-5ТС.
Есть у этой пушки и ещё две “фишки”, которые сделали её для своего времени почти революционной. Первая — это устройство для выброса стреляных гильз. После выстрела оно выбрасывает гильзу через люк в башне — таким образом сэкономили внутреннее пространство. Вторая особенность У-5ТС — новый стабилизатор «Комета» вместо «Молнии» на Д-54. С ним можно было стрелять из пушки на ходу, что для танка с гладким стволом было в новинку.
Ну а теперь перейдём непосредственно к танку.
Честно говоря, вокруг него можно ходить часами, но ничего интересного снаружи не видно. Просто 37 тонн стали и брони. Простому глазу не видно, что корпус танка собран из листов катаной броневой стали толщиной от 16 до 100 мм. Причём сталь тут не простая, а хромо-никель-молибденовая.
Зато если забраться наверх танка, то можно увидеть щиты, закрывающие его моторно-трансмиссионное отделение. И вот тут уже интересно: тут как раз и стоит самая тонкая броня — 16 мм. Но один человек замучается открывать эти люки. Смотрите сами: сначала надо взять ключ на 27 и открутить болты. Потом этим же ключом сдвинуть запоры люков. А потом — открыть люки, суммарный вес которых составляет приблизительно 700 кг. Задача не из лёгких. В общем-то, поэтому мы в моторный отсек и не попали — это долго и очень сложно. Но кое-что про мотор всё-таки расскажем.
Есть такой миф: ресурс танкового двигателя очень маленький, ибо он должен выдержать бой, а потом его всё равно надо “капиталить”. Этот вопрос я задал механику-водителю. Мехвод ответил уклончиво:
- А я знаю? Работал бы на заводе — сам бы спросил. Вон, 10 тысяч — и опять расход масла 20 литров. Опять на капиталку…
Что ж, отчасти миф подтверждён. Но если серьёзно, гарантийный срок работы двигателя был заявлен в 350 часов. Действительно, не слишком много. А что это за мотор вообще?
Тут стоит дизель В-55В. Это четырёхтактный мотор V12 объёмом 38,9 л. Максимальная мощность для такого объёма не так уж велика — 580 л.с. Зато момент поистине танковый — 2 250 Нм. Расположен мотор поперечно. Коробка передач — пятиступенчатая. Подробнее о них мы расскажем чуть ниже.
Я не буду углубляться в изучение средств связи, наблюдения и навигации. Если коротко — они тут есть. У командира есть бинокулярный перископический смотровой прибор ТКН и электронно-оптический инфракрасный прибор ночного видения. У наводчика есть ещё и призменный перископ ТНП-165. Хуже всего приходится мехводу: в бою он может смотреть на мир только через два неподвижных призменных перископических прибора однократного увеличения. Причём один из них смотрит прямо вперёд, а второй — чуть правее курса. А вот что творится сбоку, механик-водитель не видит вообще.
Уже очень не терпится залезть на место механика-водителя, но начнём мы всё-таки не с этого, а с покатушек на месте командира танка.
Тут вам не Европа!
К сожалению, этот танк демилитаризован чуть более, чем полностью, поэтому в башне и центральной части танка царит разруха. Тут не осталось даже сидений для экипажа. Так что мне придётся устроится мягким местом на броне, свесив ноги просто в пустоту люка. Держаться не за что, а вот люк держать надо. Жить хочется, поэтому держимся изо всех сил. Пуск мотора, погнали!
Если честно, я ожидал, что сейчас как затрясёт да заколбасит! А ничего подобного. Танк идёт очень мягко, не чета этим вашим Киа Соул. Ну а как иначе — почти сорок тонн… А ещё — индивидуальная торсионная подвеска. К тому же тут есть даже гидравлические амортизаторы, соединенные с балансирами передних и задних опорных катков. Сами же катки тут обрезиненные, так что ход у танка удивительно плавный. А вот когда водитель подвёз меня к снежной горе, я понял, что всё, отписался. Но ничего подобного: для танка это не преграда! Ну и надо отметить, что механик-водитель у нас замечательный, так что скоро стало даже скучно. Единственное, что развлекало — это дымовая завеса, которую устроил жрущий масло дизель. Какая уж тут маскировка…
От такой “экологии” в Европе сошли бы с ума. Хотя от Т-62 сошли бы с ума, даже если бы он укладывался в Евро-6.
Ну а как тут на месте мехвода? О, сказочно! Сказочно тесно.
У кресла водителя есть регулировка, которая, грубо говоря, сводится к трём положениям: голова наружу, голова внутри и "серединка". В боевых условиях, конечно, кресло надо опустить и закрыть люк. Но тогда тут практически вообще ничего не видно! Разумеется, на танковом полигоне это не слишком критично, но всё равно очень неуютно. Можно занять компромиссное среднее положение, и тогда можно выглядывать из люка, высунув голову. Так мы и сядем.
Все вы прекрасно знаете что руля у танка нет. Так что будем рассказывать об “ухватистых” и “пухлых” рычагах фрикционов (на самом деле никакие они не ухватистые и тем более не пухлые). Тут нет даже нормальных педалей. Точнее, педаль газа нормальная, а вот тормоз и сцепление — это какие-то лошадиные стремена, а не педали.
Так, что тут нам надо знать, прежде чем тянуть руку к кнопке стартера? Во-первых, обратим внимание на рычажок перед рычагом КП. С его помощью перед пуском мотора нам надо подкачать топливо. Хитрый “барашек” рядом с ним — переключатель между топливными баками. Баков на Т-62 несколько. Основные стоят внутри корпуса, и они надёжно защищены бронёй. Снаружи вдоль правого борта есть ещё два запасных бака, из которых солярку можно перекачать в основные. Но мы этот переключатель не трогаем. А вот кнопку маслозакачивающего насоса (МЗН) нажать придётся: перед пуском дизеля в него надо “накачать” масло. Но перед этим нужно ещё включить “массу”. Для этого нажимаем кнопку питания, расположенную почти около правого уха.
Вообще, тут всё сделано так, чтобы танкист в бою выжил, но ужасно измучился. И кнопок, которые легко нажимаются пальцем, тут тоже почти нет. Поэтому по кнопке массы приходится стучать кулаком. Теперь нажимаем кнопку МЗН, ждём несколько секунд и жмём кнопку стартера. В принципе, мотор можно запустить и сжатым воздухом, но у нас все четыре 24-вольтовые АКБ заряжены. Итак, дизель запущен.
Знаете, чем обычная современная машина, даже грузовая, отличается от танка? В ней всегда тише, чем снаружи. Закрыл окошко — и мотора почти не слышно. А вот в Т-62 всё строго наоборот. Рёв внутри танка просто чудовищный. Мехвод хотя бы в шлеме, а вот у меня уши ничем не прикрыты. Орать тут тоже бесполезно, так что заткнулись и терпим.
Терпим не только шум, но и унижения от рычагов трансмиссии. Помнится, я как-то радовался, что рычаги Шерпа можно двигать пальчиками. Но Т-62 — ни разу не Шерп, хотя тут тоже есть бортовая трансмиссия. Правда, другая. Тут стоят двухступенчатые планетарные механизмы поворота с блокировочными фрикционами. У рычагов два положения, и в зависимости от того, насколько сильно потянуть рычаг на себя, радиус поворота меняется. Само собой, ступенчато. Как наш мехвод умудрялся рулить этим танком точно — ума не приложу.
Силу надо прикладывать не только к рычагам, но и к педалям. Но тут выручает посадка: ноги выпрямить просто негде, поэтому они всё время согнуты в коленях. Упираемся спиной в кресло и давим со всей дури. И при переключении передач не забываем нажимать “собачку” на рычаге. Кстати, коробка тут пятиступенчатая с абсолютно нелогичной схемой переключения передач: первая — вниз, вторая — влево и вниз, третья — влево и вверх, четвёртая — вправо и вверх, пятая — вправо и вниз, а задняя — просто вперёд.
Контрольный выстрел в голову — это абсолютная невидимость органов управления в “походном” положении. Выручает страшная теснота: руками махать негде, и рычаги находятся сами собой. Если опустить голову в танк, органы управления видны, но не видно дорогу. И вообще ничего не видно.
Допускаю мысль, что мне с ростом метр восемьдесят в танке вообще не место. Я тут не мог развернуться с фотоаппаратом, а как тут воевать — вообще непонятно. И не дай бог этого понять.
Т-62 закончили выпускать в 1975 году, но встретить их можно до сих пор. Из недавних боевых действий можно вспомнить вооружённый конфликт в Южной Осетии, гражданские войны в Ливии и Сирии. Т-62 до сих пор стоит на вооружении 13 стран мира. Хороший, конечно, танк. Но пусть лучше он стоит, а не ездит и стреляет. Так всем будет лучше.
Выражаем благодарность за предоставленную на тест-драйв машину межрегиональной общественной организации содействия изучению и эксплуатации военной техники “Военно-техническое общество”.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Хорошая статья.
Последний советский танк унитарного заряжания... Выстрел для его пушки был приличных размеров, ну и люк заряжающего был соответствующий - практически любой комплекции мужик мог забраться в Т-62.