Даже если вы и совершили обгон в зоне действия такого знака, наказание вы не понесете, если докажете, что знак установлен не по ГОСТу. Но сразу отмечу, что вам придется повоевать — при наличии доказательств вашей невиновности далеко не факт, что суд первой инстанции вынесет решение в вашу пользу. Практика показывает, что дорожные службы просто приносят свои извинения перед водителями, а суд со свойственной ему неадекватностью в принятии решений «плюет» на все ГОСТы. Поэтому готовьтесь к борьбе за свои права.
Для того, чтобы доказать в нашем с вами случае отсутствие события правонарушения, вам самим необходимо знать ГОСТ 52289-2004.
Итак:
1.Согласно пункту 5.1.6, на дорогах с двумя и более полосами движения в одном направлении знак 3.20 «Обгон запрещен», установленный справа от проезжей части, нужно дублировать еще одним. Дублирующие знаки устанавливают на разделительной полосе. На дорогах без разделительной полосы дублирующие знаки устанавливают слева от проезжей части в случаях, когда встречное движение осуществляется по одной или двум полосам.
То есть, если дорога не двухполосная, то слева обязан быть дублирующий знак «Обгон запрещен». Когда нет разметки, можно ориентироваться по примерной ширине – она должна быть около 12 метров. Если этого нет, то это нарушение ГОСТа и, следовательно, нет состава правонарушения.
2. Расстояние от нижнего края знака (без учета табличек) до поверхности дорожного покрытия (высота установки) должно быть:
— от 1,5 до 3,0 м – при установке сбоку от проезжей части вне населенных пунктов;
— от 2,0 до 4,0 м – в населенных пунктах.
Если вас пытаются лишить прав, измерьте высоту установленного знака! Разнообразные «самодельные» знаки строителей, стоящие почти на земле, юридической силы не имеют.
3. Пункт 5.1.4 – расстояние видимости знака должно быть не менее 100 метров. Если он закрыт от обзора ветками деревьев, рекламным щитом, развернут ветром, облеплен снегом или скрыт от взора за поворотом, то это несоответствие ГОСТу. Обязательно сфотографируйте помеху.
4.Очередность размещения знаков разных групп на одной опоре (сверху вниз, слева направо) должна быть следующей: знаки приоритета, предупреждающие знаки, предписывающие знаки, знаки особых предписаний, запрещающие знаки, информационные знаки, знаки сервиса. Если знаки налеплены как попало, то это прямое нарушение ГОСТа.
Также, согласно статье 30.2 Закона о безопасности дорожного движения, инспектор ДПС должен не только знать нормы ГОСТа, но и всячески следить за его соблюдением. А если он заметил, что какие-то знаки установлены неправильно, то должен занести эту информацию в «Журнал учета недостатков в состоянии улиц и дорог» (есть такой документ, представьте себе!) и принять меры по регулированию дорожного движения. Также обязанность сообщить в дежурную часть о проблемах со знаками или разметкой налагает на инспектора Приказ МВД №185.
Когда инспектор говорит «я тут ни при чем, по знакам – это к дорожникам», он врет. «По знакам» — это к нему.
Поэтому, если знак размещен не по ГОСТу, отправляйте в 10-дневный срок жалобу в прокуратуру и одновременно заявление в суд на неправомерные действия инспектора и в то же время на его бездействие.
Напоследок, немного ПДД:
Знак 3.20 «Обгон запрещен» запрещает обгон всех транспортных средств. Зона действия знака распространяется от места установки знака до ближайшего перекрестка за ним, а в населенных пунктах при отсутствии перекрестка – до конца населенного пункта. Действие знака не прерывается в местах выезда с прилегающей территории и в местах пересечения с полевыми, лесными и другими второстепенными дорогами, перед которыми не установлены соответствующие знаки («Главная дорога», «Пересечение с второстепенной дорогой»). Зона действия знака может быть уменьшена установкой в конце зоны его действия знаком «Конец ограничений» или установкой таблички с указанием зоны действия.
А как быть, если присутствует одновременно и прерывистая разметка 1.5 и знак 3.20 «Обгон запрещен»?
Ответ прост: прерывистая разметка не отменяет зону действия запрета обгона.
Уже упомянутый выше приказ №185 МВД обязывает инспектора в случае противоречия разметки дорожным знакам в срочном порядке опять-таки сообщить об этом в дежурную часть, а до устранения недостатков — осуществлять регулирование на этом участке.
Что в итоге?
Как видите, если вас остановили и угрожают лишением прав, вы можете не только избежать наказания, но и попытаться наказать инспектора, который вместо предупреждения нарушения сидел в «засаде». Главное – не ленитесь все заснять на видео и фото, а также занесите свои соображения о неправильно установленных знаках в протокол. Подробнее о том, как заполнять протокол, мы уже писали ранее.
Ну и в заключение хочется добавить, что знание ГОСТов и приказов МВД не освобождает лично вас от обязанности соблюдать Правила дорожного движения. Не обгоняйте в зоне недостаточной видимости, даже если там нет знаков вовсе – ни к чему лишний раз подвергать опасности свою жизнь и жизнь других участников движения.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться