Для начала стоит разобраться, из каких слагаемых складывается текущая цена бензина, которую мы видим на заправках. Как ни странно, цена собственно нефти в ней занимает совсем небольшую долю – около 10%, и еще примерно столько же стоит заложить на ее переработку. Примерно 15-20% цены бензин набирает «по пути в бак» – это транспортировка, а также расходы и наценки оптовых и розничных продавцов. А вот оставшиеся 60-65% можно поделить между налоговыми сборами, взимаемыми на разных этапах.
Первый – НДПИ, налог на добычу полезных ископаемых, который с 2017 года установлен в размере 919 рублей за тонну. Второй – НДС, который пока составляет 18%, но уже скоро может увеличиться до 20%. Ну а третий – это акциз на моторное топливо, доля которого в итоговой цене составляет около 30%. Рост цен с начала года оказался таким резким, что правительство даже отказалось от его запланированного повышения на 600-700 рублей за тонну, и даже наоборот, инициировало введение временной «льготы», снизив акциз на бензин и дизель на 3 000 и 2 000 рублей соответственно. В результате акциз на тонну бензина стал равен 8 213 рублям, а дизельного топлива – 5 665 рублям.
Однако ожидаемого эффекта от «аварийного» снижения акцизов добиться не удалось. Вводя льготные ставки, в правительстве предполагали, что не просто затормозят рост цен, но и снизят отпускную розничную цену: на бензин – на 2,2 рубля, а на дизель – на 1,7 рубля.
В реальности же столь ощутимого удешевления автовладельцы так и не увидели – и это, очевидно, объясняется тем, что оптовые цены на моторное топливо выросли с начала года куда сильнее, чем розничные. По оценкам поставщиков, прирост составил около 30%, в то время как ценник на АЗС, как мы помним, прибавил «всего» 10%. Таким образом, получив послабление, участники рынка резко снизили темпы роста розничных цен, но не опустили их, тем самым компенсировав недополученную прибыль.
Однако даже в таких условиях независимые АЗС продолжают подавать сигналы SOS, причем уже не первый год – о том, что прибыль упала практически до нуля, они говорили и в 2017.
Причина проста: независимые компании, не производящие топливо, а занимающиеся его оптовыми закупками для розничной перепродажи, напрямую зависят от отпускных цен. В свою очередь, крупные «вертикально интегрированные» компании, имеющие собственное производство, немного более свободны в своих действиях, и в результате ценник на их АЗС с учетом клиентских бонусных карт и программ лояльности оказывается на рубль-два ниже, чем у независимых перепродавцов. Но с учетом того, что вторые обеспечивают около 60% имеющегося предложения на рынке, их роль недооценивать нельзя – и именно независимые предприниматели находятся в числе тех, кто обещает нам «монополизацию и бензин по 100» в случае своей рыночной кончины.
Но негативный сценарий с катастрофическим ростом цен звучит из уст не только владельцев частных АЗС, но и от крупных игроков нефтяного рынка. В чем же дело, и насколько вероятен такой сценарий?
Если в недавнем прошлом рост стоимости бензина можно было объяснить банальным повышением акцизов (за последние пять лет акциз на солярку вырос на 74%, а на бензин – более чем вдвое) вкупе с колебаниями курса рубля и цены на нефть, то в обозримом будущем изменятся принципиальные механизмы ценообразования для моторного топлива. Речь идет о так называемом налоговом маневре, который должен увеличить «прозрачность» финансово-нефтяных потоков для государства, при этом позволяя гибко регулировать распределение сырья между внутренним рынком и экспортом.
Чтобы объяснить суть налогового маневра, стоит сначала вкратце описать действующую схему. Сейчас нефтедобывающие компании платят налог дважды: сначала по фиксированной ставке за каждую тонну в виде НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых), а потом в виде экспортной пошлины, которая в случае с нефтью составляет 30%.
Внутренний же рынок при этом получает «столько, сколько надо, чтобы держаться на плаву»: экспорт остается более выгодным. Причем экспорт не только нефти, но и готового моторного топлива: его экспортная цена за тонну на 5-9 тысяч рублей превышает стоимость для внутреннего рынка, что, разумеется, тоже не идет на пользу последнему. Так, ФАС неоднократно отмечала, что цены на российских АЗС росли из-за снижения поставок топлива – нефтяники же от этих обвинений ожидаемо открещивались.
Суть налогового маневра состоит в том, чтобы в период с 2019 по 2024 годы ступенчато отменить экспортные пошлины на нефть, параллельно повышая НДПИ. Это позволит государству получать единый налог со всей добываемой нефти, а не только с экспортируемой, а также «управлять потоками», субсидируя нефтяникам то, что отправляется на внутренний рынок. Сама эта идея, в общем-то, не нова: экспортные пошлины снизили еще в 2015 году, вместе с соответствующим увеличением НДПИ. Однако в ближайшие 5 лет процесс должен достигнуть своего логического финала.
Инструментом управления распределением потоков бензина в новых условиях должен будет стать «плавающий акциз». Он призван компенсировать нефтяникам разницу между стоимостью топлива при продаже на внутреннем рынке и на экспорт: сейчас экспортные цены значительно (примерно на 8 тысяч рублей на тонну) превышают внутренние. Однако пока предложенный Министерством финансов вариант учитывает максимальную разницу между ними на уровне в 3 тысячи рублей, предлагая компенсировать при этом до половины разницы в стоимости – то есть, не более 1,5 тысяч рублей. И в случае, если текущая дельта между внешним и внутренним ценниками сохранится на столь же высоком уровне, стимула оставлять бензин в стране у нефтедобывающих компаний не появится.
Еще один "повышающий" фактор, который стоит учитывать – это акцизы на моторное топливо, которые, в отличие от экспортных пошлин, никуда не исчезнут. Более того, стоит помнить, что упомянутые выше «льготы» в виде снижения акцизов были введены в качестве экстренного «тормоза» для роста розничных цен, но только на полгода, до конца 2018-го. Окончательного решения, по сообщениям издания «Коммерсант», в Минфине еще не приняли, но предварительный план предполагает дальнейший рост акцизов – причем не относительно нынешней «льготной» ставки, а относительно той, что была до снижения.
При этом сценарии в 2019 году акциз на бензин составит 12,3 тысячи рублей за тонну, а на дизельное топливо – 8,5 тысяч, и учитывая, что акцизы фактически напрямую включены в стоимость бензина, простое сравнение этих показателей с нынешними, составляющими 8,2 и 5,3 тысячи соответственно, не сулит ничего кроме очередного повышения отпускной цены на АЗС, причем сразу на пару-тройку рублей. В правительстве, впрочем, считают иначе, планируя принудить нефтяников сохранить цены практически неизменными и грозя повышением экспортных пошлин до 90% в случае неповиновения. Да, тех самых пошлин, которые к 2024 году уже решено обнулить. Таким образом, в условиях подобных «качелей», когда свои доходы должны будут урезать либо нефтяные компании, либо государство, задача «консервации» розничных цен на моторное топливо видится практически нерешаемой.
Нерешаемой без снижения акцизов задачу по сдерживанию розничных ценников считают и нефтяники – в частности, руководство «Газпром нефти». Генеральный директор компании Александр Дюков возлагает задачу сдерживания цен на государство, считая, что никакого дефицита топлива на внутреннем рынке нет, а цены на него нужно снижать, уменьшая акцизные сборы – еще ниже той «льготной» отметки, что установлена сейчас.
С ним согласны и владельцы независимых АЗС, которые в стремлении выжить озвучивают необходимость в крайних мерах: полной либерализации цен на бензин или отмены акцизов на топливо. По их мнению, только это позволит им сохранить прибыльность и тем самым избежать ситуации из их любимой «страшилки» – монополизации рынка крупными игроками с последующим безальтернативным ростом цен.
Ну а еще один прогноз, озвученный Александром Дюковым – выравнивание цен на топливо на российском и «экспортном» рынке в случае, если государство сохранит курс на завершение налогового маневра с отменой экспортных пошлин и соответствующим повышением НДПИ. По его мнению, в таких условиях «защитить» внутренний рынок не получится никак, поскольку цена нефти «для своих» и «для других» уравняется, а следом за ней поползут вверх и цены на моторное топливо, которые вырастут как минимум в полтора раза, а то и уравняются с европейскими.
Одна из последних инициатив, с которой, к слову, выступили сами нефтяники, перекликается с тем, за что сейчас борется государство в лице ФАС — с насыщением внутреннего рынка топливом. Суть предложения в том, чтобы установить для нефтяных компаний определенный процент от общего объема произведенного топлива, который они должны направить на внутренний рынок. Это должно решить две задачи: исключить дефицит топлива, а вместе с этим и сдержать рост цен на него. Правда, эта мера сама по себе не решает вопроса с потенциальным подорожанием топлива из-за роста НДПИ и выравнивания экспортных и “внутренних” цен на нефть.
Если опираться на более-менее определенные факты о ближайшем будущем, нам определенно стоит ожидать дальнейшего роста цен на бензин и дизтопливо. О ста рублях за литр, и даже о полуторакратном подорожании говорить явно преждевременно, но в случае сохранения планов по повышению государственных акцизов и начала внедрения налогового маневра по текущей «математически невыгодной» схеме, пару-тройку, а то и пяток рублей бензин наберет легко и быстро. А вот дальнейший рост, очевидно, будет ограничен двумя факторами: стремлением государства сохранить приемлемые цены, не вызывающие волнений среди населения (что подтверждается экстренным снижением акцизов в этом году) и борьбой между нефтедобывающими компаниями и государством за сохранение максимально возможной для себя прибыльности этого сегмента. И если ими не будет найден абсолютный компромисс, мы, вполне вероятно, вновь увидим медленные, но неприятные числовые рекорды на автозаправках.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
"борьба между государством и нефтяными компаниями" - звучит как "пчелы против мёда"