«Бери самый мощный!» – шептал мой нерастраченный за лето адреналин. «Бери самый маленький, с большим не справишься!» – одергивал голос разума. «Бери самый большой – он крепче!» – напоминал подзабытый опыт бесшабашных молодых лет. Теребя в руках ремешок шлема, я не послушался никого – я выбрал самый красивый. Я облюбовал «толстого парня» – Fat Boy в версии Special и в нежно-песочном цвете Sand cammo denim. Что ж, толстый так толстый – я ведь тоже здесь не самый худой. В седле этого мотоцикла я собирался провести несколько дней, в числе прочего планировалась и дальняя поездка в один милый приморский город.
О красоте
Я не отношусь к фанатам мотодвижения, так что одного только бренда для полного экстаза мне мало. Поэтому сразу прыгать в седло было нельзя – хотел присмотреться и понять, что в этой модели такого особенного кроме того, что на ней когда-то катался один неравнодушный гость из будущего по имени Терминатор.
Вид сбоку объясняет все и сразу: это еще один «олд-скул» мотоцикл, но он «давит на ностальгию» не мелкими деталями, а всей своей тектонической сутью. У моего новенького «толстяка» отлично читается классический для довоенных байков треугольник, образованный верхним контуром бака и сходящимися к задней оси трубами рамы. Самая главная наклонная линия дополнительно подчеркнута еще и передней частью кожаного седла.
В первый момент испытал даже легкий ступор: неужели задняя подвеска совершенно жесткая, как у каноничных кастомов? Как такое может быть на серийном мотоцикле в XXI веке – а как же управляемость, устойчивость, комфорт, в конце концов? Своими собственными глазами вижу, что ось заднего колеса намертво закреплена в точке, где сходятся две трубы рамы… Стоп! Или это все-таки не рама, а хитро скроенный рычаг подвески? Так и есть, хитрецы замаскировали его под треугольную оконцовку рамы, а упругие и демпфирующие элементы скрыли где-то ближе к мотору. Собственно, паники бы не было, если б я вовремя вспомнил, что Fat Boy принадлежит к «харлеевской» линейке Softail («мягкий хвост» то есть).
Привод на заднее колесо — конечно же, кевларовым ремнем
Все остальное – широкое крыло над передним колесом, широченная же вилка и главная деталь любого Harley-Davidson – V-образный двигатель объемом более литра – в случае c Fat Boy это уже вторичные подробности.
Ключ и транспондер
О старте
Если бы я не видел «крутилки» зажигания на легковых Nissan, я бы назвал эту штуковину ручкой от газовой плиты. Но центровую деталь на роскошном, отделанном кожей «харлеевском» бензобаке отличают от кухонной принадлежности добротнейший хром и служебные надписи «Ignition», «Off» и «Accessories». Это орган управления зажиганием двигателя и подачей питания на основные цепи электрооборудования. Здесь же прячется и охранная система: оказывается, рукоятку можно открыть и найти в ней кольцевую замочную скважину (точь-в-точь такая была у меня на почтовом ящике квартиры на Шулявке).
Та самая ручка-селектор, в которой спрятан замок ее блокировки
Ключом можно заблокировать ручку-селектор от поворота, но можно этого и не делать, поскольку поворот ручки ничего не решает, если рядом не будет владельца с брелоком-транспондером. Этим же «почтовым» ключиком предлагается запирать рулевую колонку в повернутом положении. У моих молодых коллег такая «противоугонка» вызывает восторг, я же вспоминаю, что на отцовском ИЖе 1980 года была такая же.
Уровень топлива показывает пробка бензобака
Эта многофункциональная ручка и все, что расположено около нее – а это спидометр, указатель уровня топлива и блок контрольных ламп – находятся вне поля моего зрения. Чтобы увидеть хоть что-то, на ходу нужно опускать голову, а это совершенно неудобно. Так что «ретро-эргономика» – вещь специфическая.
Считывать показания приборов и ламп на ходу неудобно
А вот посадка замечательная – во всяком случае, для моего среднего роста в 176 см. Сиденье широкое и низкое (69 см от земли), руль невысок и расположен на расстоянии полувытянутых рук. Под ногами просторные платформы, установленные как раз как надо – не слишком впереди и не слишком сзади, так, что и ноги получается вытянуть, и пользоваться педалями удобно.
В отличие от многих собратьев Fat Boy берет на борт двух человек
Указанная в документах снаряженная масса в 330 кг заставила насторожиться: с одной стороны, уважаю внушительную, не легковесную технику, с другой – смогу ли совладать с такой тяжестью в какой-то не самой штатной ситуации (прежний опыт подсказывает, что я могу поднять даже упавший на бок Harley-Davidson Electra Glide вместе с оставшейся на заднем сиденье девушкой – но при условии помощи второго не менее крепкого мужчины)? Так что еще до старта примеряюсь к возможности контролировать байк в случае его падения во время остановки. К счастью, реальной опасности уронить мотик не вижу: низкая посадка помогает не допускать критически опасного крена при стоянке или маневрировании на черепашьей скорости.
О моторе
Что ж, пришел момент, наступление которого я оттягивал, смакуя каждую минуту предвкушения удовольствия. Повернув ту самую «ручку газовой плиты», давлю мягкую кнопку Start большим пальцем правой руки. Мотоцикл делает над собой усилие и начинает медленно, с натугой проворачивать стартером коленвал. «Сел аккумулятор!» – приходит в голову мысль, прежде чем двигатель делает мощное горизонтальное движение, едва не ударяя меня педалью по ноге, и глухим пыханьем извещает: «Я завелся!».
Рассказ о работе 1,7-литрового агрегата Harley-Davidson на холостых – это отдельная ода американской классике и ностальгии в целом. Но исполнять ее мне не хочется: вибраций и шумов я вдоволь хлебнул в молодости, в тех же 1980-х, когда катался на одно- и двухцилиндровой продукции отечественного автопрома. Звук у «Харлея», конечно, хоть и громкий, но приятный. Рокот вперемешку с редкими неритмичными всхлипами, как и вибрации, объясняется V-образной компоновкой цилиндров с развалом в 60 градусов и коленвалом с одним общим кривошипом.
У нас, увы, нет записи мотора Fat Boy, но есть «младший» вариант с похожей компоновкой
Еще в 1970-е американцы решили, что бороться с этими явлениями путем изменения схемы мотора, добавления гидроопор и прочих умных технологий не стоит – они просто объявили миру, что шум и вибрации – это круто. И мир поверил. Вибрируя вместе с мотором, я в который раз подумал… и тоже согласился. Тем более двигатель хоть и великоват, но уверенная тяга с самых низов (132 Нм крутящего момента при 3 250 об/мин) нивелирует добрую половину всех недостатков. Интересно, что официально мощность американский производитель нигде не объявляет. Но есть исключение: секретной цифрой поделились немецкие коллеги-журналисты – в их сугубо правильной стране Harley-Davidson Fat Boy проходит по документам как мотоцикл с мотором объемом 1 690 куб.см и мощностью 79 л.с. при 5 010 об/мин. Скромненько, конечно, для такого объема, но для олдтаймеров всегда делаешь скидки. Тем более что низкая форсировка всегда идут рука об руку с долговечностью.
О езде
У «толстяка» удобный руль, может быть, он чуть шире, чем требуют приличия, но ни для кого не секрет, что все байки Harley-Davidson создаются с немалой толикой эпатажа. Зато работа систем и механизмов воспринимается как целиком «приличная», хотя тоже не без изюминки. Например, сцепление «длинное» и не тяжелое. Оно вместе с «растянутой» ручкой газа уже было настроило меня перед поездкой на спокойный, почти лирический лад, как вдруг эту картинку вдребезги разрушил лязг шестерен при включении первой передачи. Я знал, что так и надо, и все равно вздрогнул.
Но дальше обошлось без неожиданностей. Fat Boy плавно трогается с места, с первого метра пути он обретает надежную устойчивость, и его внушительная масса становится незаметной. Честно говоря, ожидал от этого тяжелого монстра больше проблем при фигурной езде по узким проездам. Передачи достаточно длинные, и переключаться можно не часто, во всяком случае, при спокойной, размеренной езде.
По мере разгона мотоцикл все больше погружается в свою привычную среду – становится устойчивее, стабильно держит курс. Причем на это не влияют ни колдобины, ни асфальтовые волны – подвеска «толстого парня» отрабатывает их замечательно. В диапазоне скоростей 100-120 км/ч я чувствую себя настолько уверенно, что меняю положение в глубоком седле, как в кресле, благо оно позволяет немного «сползти» назад, опираясь самым низом спины на вертикальную часть сиденья. К слову сказать, не все Harley-Davidson настолько комфортабельны на неровностях, ведь мой Fat Boy, напомню, относится к «мягкой» линейке Softail. Кстати, мягкие у «толстяка» не только подвески, но и тормоза. Во всяком случае, были моменты, когда хотелось более энергичного замедления, – тогда приходилось давить одновременно и на педаль, и на передний тормоз.
Звук выхлопа с набором оборотов становится менее интересным, прерывистое бубнение выравнивается, но фирменный призвук «Хареля» – сочный, басовитый – все равно остается. А при выкручивании ручки на себя на относительно высоких оборотах выхлоп снова обретает глубину звучания. Одним словом, будь у меня Fat Boy в личном владении, я непременно научился бы играть на его сдвоенных выхлопных трубах, как на музыкальном инструменте.
О мелочах
В приютившем меня приморском городке «Харлей» оказался вполне уместен. Конечно, Fat Boy, как и большинство его собратьев по марке, не самый городской мотоцикл. И тем не менее желания оставить его у отеля и пересесть на такси не испытал ни разу. Подвеска смело «глотала» криво установленные канализационные люки, асфальтовые трещины и трамвайные рельсы, а маневренности вполне хватало для езды по старым тенистым улочкам. Правда, в поворотах на брусчатке, перестраховываясь, сбрасывал скорость – уж очень боялся, что пухлым колесам не хватит сцепления с отполированным за века камнем, и я подвинусь на глазах почтеннейшей публики, повсеместно глазеющей на столь выразительный мотоцикл. Кстати, в поворотах оказалось более, чем это обычно бывает, эффективно управление креном при помощи газа. Заметил, что «выложил» машину сильнее необходимого, чуть поддал газку – и байк уже выравнивается, стремясь к вертикали.
А вот попытка покататься по приморскому парку потерпела фиаско. Во-первых, крупные неровности преодолевать неудобно, если не сказать – опасно, поскольку помочь себе, привстав на подножках, быстро не получается – как не получается быстро встать из глубокого домашнего кресла. Во-вторых, маневрировать между стволов по узкой мощеной дорожке на мотоцикле с базой более 160 см и наклоном вилки 31 градус – занятие хлопотное. Клиренс в 13 см не самый маленький, но широкой водительской подножкой в крутом повороте я чиркал о неровный грунт не один раз. В общем, скорее, скорее – из лесу на ровную дорогу! За новым удовольствием…
У «толстяка» — своя личная эмблема
О мечтах
Для многих и многих мотоциклистов Fat Boy – предел мечтаний. Покатавшись на нем от души, я готов во многом согласиться с ними. В качестве мечты – светлой, далекой (пусть даже несбыточной) он в самом деле хорош. Но как фан-транспорт на каждый день он все же слишком непосредственный – где-то тяжеловат, где-то неуклюж, где-то некомфортабелен… Хотя, если вы согласны принять как должное вибрации и замедленность всех реакций – можете копить деньги. Но имейте в виду – этот мотоцикл каждый день будет ожидать от вас настоящих мужских качеств. Вы в самом деле готовы?
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
"Вывод" неочём - мотоцикл управляем и очень "уклюж"(пересев с него на легкий мот чуть не вписался в авто - радиус поворота у легкого был больше - я был в шоке, не ожидал), удивительно что такой конь (судя по фото) пишет о тяжести - хотя конечно с чем сравнивать. Стараюсь каждый день летом ездить на нём на работу - бодрит. Не очень хорошо ездит от +15 и ниже - пока масло в бачке не прогреется.