Кто из перечисленных мифологических персонажей стал первым каноничным воплощением Нового года – неясно до сих пор. По версии некоторых историков, довольно убедительные упоминания о «фигуре в шубе да с заплечным мешком даров» встречаются в мифах об Одине, скандинавском языческом божестве. Являясь самым мрачным верховным существом в пантеоне северян, иногда Один все же не чурался веселья. День зимнего солнцестояния был его любимым праздником, во время которого он скакал по небу на восьминогом жеребце Слейпнире и одаривал своих подданных. Со временем образ магического коня-мутанта переродился в оленью упряжку Санта-Клауса. Но почитатели Рождества еще в ХХ веке решили, что на санках мир за одну ночь не облетишь, и стали предлагать в подарок Санте различные моторизированные экипажи. О них-то мы и расскажем подробнее.
Авто с открыток
Когда сформировался образ классического Санта-Клауса, то есть обаятельного волшебного старика с кудрявой бородой, живущего в Лапландии и круглый год мастерящего для детей игрушки в компании эльфов и гномов, автомобили уже мчались по миру во всю прыть. Прогресс наступал слишком стремительно, чтобы не брать его в расчет, но со сказкой люди все же расставаться не спешили. Она просто менялась сообразно со всем остальным. К примеру, всем тем, кто не был знаком с механикой и принципами работы ДВС, казалось настоящим чудом, что «телега» может перемещаться самостоятельно, без помощи лошадей. А уж кто ближе всех к чудесам, если не Санта-Клаус? Его-то простодушные почитатели и усадили в автомобиль одним из первых.
Иллюстраторы рождественских открыток изображали новый транспорт Санты весьма схематично – поначалу. Из первых рисунков было ясно лишь то, что волшебный дед все так же доставляет подарки по воздуху, а на его «модифицированные сани» не действует гравитация. На схематичных картинках едва ли можно было понять, как именно работает машина – даже ее внешний вид всегда различался и вызывал сомнения. Были, к примеру, у Санта-Клауса автономные повозки типа «тонно», собранные изо льда и снега, которые мчали старика по заиндевевшим кронам елей навстречу Рождеству. Другие художники рисовали деревянные «сани», что ехали сами, подчиняясь известному сказочному закону «о транспорте волшебников».
Когда появились первые рождественские открытки «моторизированного образца», далеко не все декораторы доподлинно знали, что представляет собой автомобиль. Казалось, что путаницу в головах разрешит лишь время: минуя моду, классический облик транспортного средства Санты сформируется сам собой. Но когда авто стали по-настоящему популярны, их появилось сразу столько и таких разных, что новогодние иллюстраторы готовы были погрузиться в депрессию, если вообще не впасть в кому. Вплоть до 30-х годов прошлого века открытки пестрели изображениями Дедов Морозов, сидящих за рулем самых разных машин. Тяжеловесные Studebaker с фарами-колодцами, кургузые Renault, вездесущие Ford T с узнаваемой решеткой радиатора, даже Opel в виде ракеты на деревянных осях! При этом дух Рождества не всегда сидел за рулем самолично – периодически за него это делали гномы либо иные помощники с жутковатыми защитными масками на пол-лица. Единственное, в чем художники проявили почти полное единодушие, был тип кузова новогоднего автомобиля. Оказалось, что студеной зимой Санта предпочитает кабриолет…
Как выглядит классический автомобиль, на заре техногенного века еще никто не знал, потому и отменять традиционную оленью упряжку было рановато. Но в детали никто особо не вникал. Детям, к примеру, оказалось все равно, каким именно способом их подарок бывал доставлен под елку. Ну а их родители просто радовались переменам, ведь это всегда так волнительно…
Реклама в виде сказки
Доподлинно неизвестно, на ком лежит ответственность за отождествление автомобиля Санты с конкретной маркой. Возможно, сами художники решили поэкспериментировать с образами, но я также не исключаю, что кто-то из производителей попросил их об этом. Но когда все они увидели положительный результат, новогодняя реклама перестала иметь случайный характер.
Каждый бренд четко понимал, что нет образа более положительного и способного вызвать в людях теплые чувства, нежели Санта-Клаус. Те невинные открытки, где он облетал мир на персональном автомобиле, раскупались миллиардными тиражами. Однако сами автокомпании никакой прибыли с этого не имели, ведь композиция большинства картинок была такова, что главным действующим лицом на них являлся рождественский дед. А машина только помогала ему «продаваться». Чтобы изменить «рыночный» баланс, менеджерам следовало лишь поменять героев открыток местами. Ну и, конечно, по-своему расставить акценты.
К примеру, компания Fiat сделала Санта-Клауса жизнерадостным продавцом 850-ой модели, всего лишь разместив его позади оной. Отойдя на второй план, дух Рождества предоставлял возможность сфокусировать внимание зрителя на самом автомобиле. При этом данный плакат был обильно «проперчен» новогодней символикой и продающими надписями, вроде слогана: «Рождество приходит каждый день, когда вы управляете Fiat 850». Другим похожим примером стала реклама грузовика International, где тщательно прорисованная машина была дополнена лицом улыбающегося Санты. Вся цветопередача плаката была выполнена без ярких красок, чтобы не отвлекать внимание потенциальных клиентов от текста, гласившего, что «Рождественская радость приходит из каждого магазина». Таким образом, компания-производитель не стала вписывать в композицию господина Клауса целиком, поскольку намекала, что сама выступает в его роли. Другой вид новогодней рекламы отличался от своих «предков»-открыток вниманием к деталям. В таких изображениях были скрупулезно продуманы каждая мелочь, жест, взгляд. Данный прием являлся особенно эффективным, поскольку подстегивал любопытство зрителя: ему хотелось увидеть тот самый рождественский автомобиль, даже если его не было в «кадре». Недаром ситуация, умело обыгранная в рождественской рекламе Plymouth 1939 года, вошла во все учебники по маркетингу. У большой новогодней елки собрались дети, и они по очереди говорят Санте, какой подарок хотели бы получить из его огромного мешка. Паренек, очередь которого подошла, вдруг громко возглашает: «Мой папа тоже был хорошим мальчиком – и он хочет новый ПЛИМУТ!». Гениальная манипуляция чувствами покупателей!
Если кто-то должен нести ответственность за коммерциализацию новогодней сказки, то вину на Санта-Клауса, скорее всего, полностью свалят сами производители. Однако, кто бы что ни говорил, Рождество было и остается самым мощным стимулом совершать безумные покупки. Автореклама здесь просто расширила клиентский спектр, убедив всех в том, что магия Нового года – не только для детей, взрослые также могут рассчитывать на осуществление своих мечтаний. И кого волнует, что на это придется как следует раскошелиться?! Сказка ведь дороже денег, правда?
Праздник к нам приходит…
Блестящий пример того, как получать дивиденды с тандема Санты и автомобиля, но при этом даже не входить в машиностроительный бизнес, показала компания Coca-Cola, в 1995 году подарив, пожалуй, один из самых ярких мемов грядущего века! Украшенные гирляндами грузовики, улыбающиеся сказочные персонажи и ненавязчивый музыкальный мотив – вот и все, что оказалось нужно для коммерческого успеха. Однако, невзирая на яркую вывеску, каким-то чудом этой рекламе удалось передать ощущение праздника и радость, которую он несет. Глядя, с какой торжественностью мерцающий автопоезд проезжает сквозь чащу леса, на душе неожиданно становилось тепло.
Примерно такого эффекта бренд Coca-Cola и хотел добиться, затеяв на пороге миллениума собственную рекламную кампанию. Ведь чтобы создать еще один рождественский символ вроде Санта-Клауса и полярных медведей, следовало акцентироваться на чувствах, которые испытывают люди к празднованию Нового года. И наемные менеджеры «шипучки» с блеском выполнили свою задачу.
Креативное агентство W.B. Doner, к которому обратилась Coca-Cola, порылось в архивах и смахнуло пыль со старого доброго проекта ярмарочного каравана. Как раз такими штуками автомагнат General Motors в 50-х развлекал провинциальных американцев, одновременно демонстрируя важность образования. Но если «Парад Прогресса» был своего рода передвижной демонстрацией науки и техники, то у рождественского каравана Coca-Cola задача была много проще – всего лишь заставить зевак купить как можно больше фирменного напитка.
Для этого предстояло снять запоминающийся ролик, в котором самые фотогеничные грузовики (а именно Freightliner) сияли бы, подобно звездам. Перед съемками их украсили 30 000 лампочек – на что подрядилась компания Industrial Light and Magic, ранее ответственная за спецэффекты во франшизе «Звездные войны». Когда материал был готов, Coca-Cola разослала его по различным телеканалам. Никто ни в чем не был уверен, и в ожидании эфира все затаили дыхание…. Но реклама мгновенно стала хитом, а ее музыкальный мотив оказался неотделим от рождественских праздников и сопутствующего им ожидания чуда.
Свой триумф Coca-Cola повторила трижды: в 1996-ом – с иллюстрациями художника Хэддона Сандблома и новой упаковкой напитка «Santa packs»; в 1998-ом, когда ролик транслировался в эфире главных телеканалов более ста стран мира, и его смогли увидеть почти все жители планеты; в 1999-ом, где три рождественских грузовика при помощи компьютерной графики выезжали из дедушкиного камина и превращались в бесконечный караван…. Вскоре показ новогодней рекламы от Coca-Cola стал своего рода индикатором, сигнализировавшим, что ждать Нового года осталось совсем чуть-чуть.
Рождественский «Молот» и дом для Санты
В ХХI веке даже дети перестали искренне верить в таинство Рождества. Наука, объясняющая все на свете, заменила людям религию. Новогодняя сказка утратила актуальность, а Санта-Клаус превратился в еще один бренд. Но перестать спекулировать на рождественской тематике автопроизводители не спешили. Среди них наиболее пошлой рекламной акцией отличилась марка Hummer.
В 2007 году предприятие по выпуску военной техники, замаскированной под гражданскую, дышало на ладан. Продажи внедорожника Н2 застопорились, и сам джип напоминал слона, увязшего в болоте. Пытаясь ухватиться за любую спасительную соломинку, менеджеры бренда стали продвигать свои машины через детскую аудиторию. Так, в наборах Happy Meal от McDonalds появились коллекционные миниатюры Hummer. А после этого бренд выпустил рождественскую версию H2 X-Mas, пропагандирующую респектабельный образ жизни.
Создать «волшебный» джип для Санты подрядился крупнейший дилер Hummer в Европе, салон-студия Geiger Cars. Сугробы и звезду Вифлеема по бокам красного авто начертал Майкл Роллвадж, специалист по художественной росписи автомобилей. Кузовщики немного модифицировали шоу-кар, подстроив его под нужды ветерана Рождества, Санта-Клауса. Вместо распашных створок в H2 X-Mas установили двери гильотинного типа, а задние окна зашили металлическими листами, чтобы скрыть от посторонних глаз седобородого волшебника. Салон машины оказался выполнен в стиле рождественского китча: сиденья в красной коже, ковры на полу, кушетка, застеленная искусственной медвежьей шкурой, на потолке – россыпь диодов, имитирующих звездное небо. В набор дополнительных «буржуйских примочек» вошла аудиосистема JBL мощностью 3 800 Вт, сделанная на заказ, 42-дюймовый экран с TV-ресивером и DVD, электрокамин и дополнительный нагреватель Webasto. Наружное оформление Hummer H2 X-Mas, состоящее из 250 светодиодных ламп, – явный плагиат на рекламу Coca-Cola…
Зато в британском концерне Jaguar Land Rover с креативом всегда все было в порядке! Может быть, ему не всякий раз удавалось выпустить на рынок первоклассную модель, но по части качественной рекламы их упрекнуть не в чем. А уж поводов для оной менеджеры найдут вагон! Вот и сейчас, перед грядущими праздниками, они представили на суд публики совместный проект с датским архитектурным бюро LUMO – домик-ночевку для Санта-Клауса! И это не просто брезентовая палатка, раскрашенная в фирменные цвета, а полноценное жилище с деревянным каркасом.
Пол и рама этой капсулы изготовлены из датской сосны, в то время как крыша и боковые стенки выполнены из многослойной фанеры, спрессованной из различных сортов древесины. Благодаря трапециевидному основанию капсула потрясающе эргономична и может послужить комфортным ночлегом для двух взрослых людей в холодную погоду до -20 °C. В профпригодности походного дома Кентон Кул, 12-кратный покоритель Эвереста, убедился лично. Он по достоинству оценил большое стеклянное окно, которое одинаково хорошо служит в роли входной двери и панорамной крыши, через которую можно наблюдать звездное небо или северное сияние, а также солнечную батарею на крыше, позволявшую заряжать смартфоны/планшеты от разъемов внутри капсулы. Удивительно, но этот внушительных размеров рождественский дом, если его разобрать полностью, умещается в багажнике Land Rover Discovery Sport!
Рядом с новогодним джипом Hummer не очень-то верится в предстоящее чудо, особенно при взгляде на ценник «специального предложения» в размере €110 000. Такое авто вряд ли подойдет Санта-Клаусу, только если он не вздумает в нем грабить банки, чтобы вернуть из ломбарда перезаложенные подарки. А вот в уютной зимовке от Land Rover, я уверен, с удовольствием провели бы уик-энд не только сказочные персонажи, но и вполне реальные люди, включая меня.
Конкурс рисунков для Санта-кара
Несмотря на общий цинизм, которым люди прикрывают свое невежество в ХХI веке, выбирая вместо сказок новомодные гаджеты, даже некоторые продвинутые пользователи все еще готовы поверить в рождественские чудеса. К примеру, стилисты и промышленные дизайнеры, стажирующиеся в крупных автомобильных компаниях, год за годом мечтают обновить потрепанную упряжку Санта-Клауса. Авторитетное издание British Car Magazine даже организовало по этому поводу конкурс, собрав целую коллекцию таких вот футуристичных скетчей и наконец-то обнародовав ее в Сети. Среди участников оказались и представители мировых брендов, готовые помочь духу Рождества осовремениться.
Конечно же, каждый участник продемонстрировал авторский подход к вопросу моторизации Санты. Но определенные тенденции среди готовых работ выделить все-таки можно. К примеру, Land Rover продемонстрировал концепт некоего реактивного глайдера, оснащенного полным «приводом» (или техническим решением, очень на него похожим). Для облегчения поиска нужных адресов британцы оснастили аппарат Санта-Клауса умной электроникой с функцией «самонаведения» и автопилотом.
Сани Rolls-Royce организованы по старинке, с упряжными оленями, зато их металлический корпус как всегда впечатляет изяществом аристократа. Бренды Nissan, Mazda и Peugeot выказали единодушие, сделав «экипажи» седобородого волшебника автономными и снабдив оные титановыми полозьями да реактивной силовой установкой. Bentley, Vauxhall и Jaguar сделали почти то же самое, но их версии саней перемещаются исключительно по воздуху. Зато Ford не мелочился, предъявив сразу три концепта с различным принципом движения!
Кажется, что такая наивная штука, как конкурс рисунков, актуальна лишь в детских садах или начальной школе. Но стоит прибавить сюда автомобили и тематику Рождества, как в дело тут же вступают маститые художники со всего света, делая зарисовки поистине сказочной техники. В различных космических челноках, скутерах, игнорирующих гравитацию, и самоходных санях проявляются образы, которые эти солидные дядьки не могли нарисовать в детстве. Так что это, если не новогодняя магия?
В заключение
Поскольку эта статья написана под самый ожидаемый праздник в мире, Новый год, в конце я не буду традиционно умничать, гундеть или как-то иначе отстаивать свою позицию, утомляя читателя. Все, что мне осталось на правах автора, это поздравить всех с грядущими праздниками, пожелать добра, терпения и искренней, детской веры в чудо. Возможно, этого всем нам не хватает, чтобы своими глазами увидеть настоящего Деда Мороза. Ну а кому все же посчастливится, пусть непременно расскажет об этом в новом, 2017 году!
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
И вас с Наступающим Новым 2017-м!)))))
Всех с наступившим! Нашего Деда Мороза тоже часто изображали и изображают на авто. При мне фигурировали различные лёгкие коммерческие модели "Москвича" типа 400-422, 433. По мне настоящая машина Деда Мороза это ЗИС-42. А в плане рекламы хорошо бы пошли новые ГАЗовские машины.
Взаимно!) А какие именно, ГАЗон, или Газель?)