Всё начинается с проекта
Как-то так исторически сложилось, что большинство багги у нас самые что ни на есть иномарки. Но надо быть в тренде, поэтому импортозамещение – вот наш выбор. И сегодня мы посмотрим на интереснейший образец отечественной продукции, выпускаемой в Санкт-Петербурге на предприятии Багги Центр. И именно с завода мы и начнём наше знакомство.
Вообще история предприятия началась с продажи китайских машин. Их не только продавали, но и старались улучшить всеми доступными способами. Со временем пришло понимание, что бесконечно ничего улучшать нельзя, даже «китайца». И тогда наступила пора творчества, но признаюсь: такого подхода к созданию багги в небольшом мелкосерийном производстве я не ожидал.
Наверное, многие читали на просторах Интернета рассказы о том, как Кулибин сделал багги или какую-нибудь «котлету» на глазок, причём ему так понравился процесс сварки на полу своего гаража, что после первого опыта он взялся на изготовление подобной техники на заказ. Иногда получается что-то путное – по крайней мере, в этом уверен и творец конструкции, и его немногочисленные заказчики.
По факту такие машины обычно имеют множество недостатков, а корень зла заключается в одном простом факте: гаражные конструкторы пропускают именно процесс конструирования, делая всё по наитию и по принципу «подошло-не подошло». Если не подошло, то можно что-нибудь подпилить, и тогда точно подойдёт. Мне приходилось видеть такие конструкции разной степени жизнеспособности, и поэтому я бы не сильно удивился, услышав рассказ о том, как получилось из труб и готовых агрегатов от мотоциклов и машин собрать что-то своё. Но я сильно ошибся.
Разработка Sider Condor 800 начиналась с определения задач, которые обязан был выполнять будущий автомобиль. Он должен не только гонять по бездорожью, но и быть максимально практичным. У него должна быть хорошая проходимость, он должен легко управляться, на нём можно перевозить хотя бы какое-то количество груза.
Определившись с концепцией будущей машины, приступили к выбору силового агрегата. Им стал китайский мотор Odes, хорошо известный любителям ATV и мототехники. О его характеристиках мы ещё поговорим, пока же вернёмся к истории создания багги. Итак, выбрали двигатель. После этого его отсканировали 3D-сканером, получив трёхмерное изображение агрегата. Теперь, используя программный комплекс SolidWorks, можно было приниматься за разработку рамы и подвесок. При этом SolidWorks позволяет проследить кинематику механизмов в мельчайших деталях. В итоге получается полная компьютерная модель будущего автомобиля. На словах, конечно, всё гораздо проще и быстрее, чем в жизни, но принцип понятен: никакой интуиции, рихтовки кувалдой и обработки напильником по месту.
Собственно производство
Весь штат предприятия – 15 человек. И их вполне хватает, чтобы не торопясь строить до 10 машин в месяц, хотя при желании можно делать три машины за два дня. И во многом это достижимо благодаря правильной организации производства.
Начинают сборку багги с рамы. Она изготовлена из бесшовной холоднотянутой трубы, что вкупе с проработанной конструкцией позволяет добиться отличной жёсткости при малой массе рамы (около 140 килограммов). Собирают раму на стапеле, куда укладываются все готовые элементы и прихватываются сваркой. После этого раму снимают со стапеля и проваривают. Затем её обрабатывают, комплектуют рукояткой для пассажира (очень нужная вещь, скажу я вам!), кронштейном запасного колеса и прочими мелочами.
На складе уже ждут своего часа двигатели, коробки, редукторы – всё , что покупается в готовом виде или изготавливается на заказ на сторонних предприятиях. Багги отправляется на сборку.
Раньше тут занимались и штамповкой пластиковых кузовных элементов, но потом от этого процесса отказались: подрядчики сделают не хуже, ненамного дороже, а неприятных запахов будет меньше.
Собирают багги, конечно, вручную. Ставить конвейер на мелкосерийное производство – дорого и невыгодно, тем более что часто нужно собирать машину под заказ, с определённым набором дополнительного оборудования (список опций широк, от лебёдки, «люстры» на крыше и ветрового стекла до амортизаторов Spectrum Lab с выносными бачками и тремя регулировками).
Кстати, цвет тоже можно выбрать: кто за музыку платит, тот и танцует. После установки агрегатов, электрики, салона, подвесок, приборной панели и кузовных элементов машина проходит проверку и остаётся ждать своего хозяина.
Посмотрим, что же за машина получается в итоге.
О рычагах и не только
Итак, двигатель Odes. Даже по названию багги Condor 800 можно предположить, что объём двигателя составляет 800 см³ – собственно, так и есть. Его максимальная мощность – 65 л. с. при 6 000 об/мин., что для машины весом в 520 кг вполне достаточно. Максимальный момент — 73 Нм при 5 000 об/мин. И вот только не говорите мне, что этого мало! С учётом «правильной» трансмиссии багги с таким мотором может ездить очень даже достойно. Так что тут с трансмиссией?
Повторюсь ещё раз: одна из задач разработчиков заключалась в том, чтобы построить удобное средство передвижения по бездорожью. А наш народ, как показывает статистика, уже плотно подсел на двухпедальные автомобили. Поэтому трансмиссия и её возможности у Кондора довольно необычные, но внушающие трепет: вариатор CVTech с понижающей передачей, в базе – подключаемый полный привод, дифференциал повышенного трения в заднем мосту и жесткая блокировка переднего межколесного дифференциала.
Теперь добавим сюда ход передней подвески в 410 мм и задней в 430, причём ограничены они ходом амортизаторов, при желании можно сделать и больше (только это не нужно). При базе автомобиля в 240 см тяжело представить рельеф, на котором багги хотя бы одним колесом потеряет контакт с дорогой, хотя даже если вдруг такое случится, блокировки всё равно не дадут застрять.
Рулевую рейку взяли от Приоры, она тут с электроусилителем. Преимущество использования очевидны: даже если что-то и сломается (точнее, сломают – само в машине ничего и никогда не ломается), то запчасти есть в любом магазине, и стоят они недорого. А вот проектированию сошек уделили особое внимание. Они расположены внутри базы (на некоторых багги они вынесены за ось передних колёс), и угол их изгиба внутрь продольной оси машины рассчитан так, чтобы колесо, которое на повороте идёт по внутреннему радиусу, имело чуть больший угол выворота, чем внешнее колесо. Так достигается отличная управляемость в поворотах, если внутри владельца Кондора внезапно проснётся Шумахер.
Тормозные механизмы тоже имеют китайское происхождение, а вот диски вырезают здесь, в Багги Центре. В машину со снаряжённой массой 520 кг ставить усилитель тормозов моветон, а суппорты и колодки из Поднебесной справляются со своей работой на ура, даже если гонять на багги как угорелому.
Редукторы – это последнее, что приходит сюда из-за границы (догадайтесь сами, откуда). Думаю, на этом постных фраз о технике достаточно, пора посмотреть на Condor своими глазами.
«…Ветер в харю, а я шпарю!»
Сразу отмечаем про себя, что на багги висят номера. Да, машину надо ставить на учёт в Гостехнадзоре, нужны права категории А2, но зато можно ездить по дорогам общего пользования. В случае, если загородное имение или любимое бездорожье находится не слишком далеко от города, на Кондоре можно покататься и по дороге наравне с другими автомобилями. Это, конечно, хорошо, ведь покупать прицеп для багги хочется не всегда.
Вторая приметная черта – расположение сидений. Они не похожи на «табуретки», которые стоят обычно на машинах такого класса. И это тоже хорошо: благодаря низкой посадке удалось снизить центр тяжести, что совместно с широкой колеёй (152 см спереди и 145 см сзади) сводит опасность оверкиля практически к нулю (хотя, конечно, при желании возможно всё). Посмотрим на приборную панель.
Проще «приборку» придумать уже просто невозможно, понятнее – тоже. Всего три клавиши, причём одна из них включает указатели поворотов, которые в месиве лесной дороги просто не нужны, другая – сигнал (тоже редко нужен, только если привлечь внимание застрявшего квадроциклиста), а третья клавиша отвечает за головную оптику. Запуск двигателя осуществляется кнопкой, ещё одна кнопка включает «аварийку» («спасибочку», как говорят блондинки). Комбинированный тумблер нужен для подключения переднего моста и принудительной блокировки переднего моста.
Ну, а органы управления знакомы всем: две педали, рулевое колесо и селектор вариатора представлять не нужно. Центральную часть занимает цифровая панель, на которой отображается спидометр, положение блокировок и некоторая другая информация. Сядем в машину, сначала на место пассажира, а руль уступим пока профессионалу, техническому специалисту предприятия Михаилу Соскину.
Попасть на место балласта легко: закинул ногу, плюхнулся в кресло, и всё. Остаётся только пристегнуться четырёхточечными ремнями безопасности и вцепиться обеими руками в рукоятку. Вообще, хорошо, что её тут сделали, иногда как раз такой ручки очень не хватает. Рядом садится Михаил, переводит селектор в положение «Н» (High, стало быть, «повышенный» прямой ряд трансмиссии) и нажимает на педаль газа. Где-то внутри меня что-то ёкает в предчувствии дикого драйва, но…
Время разгона до сотни – 14,4 секунды. Для открытой машины показатель неплохой, динамика вроде как чувствуется. Действительно, первые секунды после старта в голове возникает целое созвездие красочных восторженных ругательств, которые я здесь огласить не могу: меня за это уволят. Но вот потом начинается другая стадия восторга, которая с динамикой багги уже не связана. Дело в том, что разрыв сознания происходит от несоответствия видимой перед машиной дорогой и плавностью хода багги. Работа подвески вызывает неподдельный восторг – нечто похожее я испытал в 1994 году, когда мне впервые дали попробовать шоколадку «Сникерс». Что же будет за рулем?
Регулировок кресла достаточно, чтобы устроиться с комфортом. Нажимаем на педаль газа и «чешем» по трассе в сторону ближайшей горки. Дороги в привычном понимании практически нет, но багги идёт как по гладильной доске. Пробуем подвигать влево-вправо рулём. Несмотря на жуткую гребёнку, машина очень послушна. Скорее всего, дело тут не только в конструкции рычагов, но и в установленных амортизаторах. Перед первым же серьёзным для обычной машины препятствием рефлекторно притормаживаю. Михаил смотрит на меня лукаво, как Ильич на ходока, и культурно поддевает:
– Автомобильная привычка сработала? – Ага, — отвечаю. И краснею, правда, в шлеме этого, вроде бы, не видно. Что ж, прочь привычки, педаль в пол, и погнали.
Повторю ещё раз: нельзя сказать, что во время разгона Кондора меня вжимало в кресло и размазывало щёки по лицу, всё-таки это не спорткар. Но эмоций хватает. Очень порадовало рулевое управление: электрорейка не передаёт ударные нагрузки от плохой дороги и руль не стремится выбить большие пальцы, его можно держать и закрытым хватом (хоть это и не лучший способ). И только во время одного прыжка мне показалось (именно показалось), что мы всё-таки смогли чуть пробить заднюю подвеску.
При крутом подъёме, когда значительная часть веса переносится с заднего места на спину, всегда посещает одна мысль: вот сейчас я вижу небо, а что я увижу, когда машина примет хотя бы приблизительно горизонтальное положение? Вдруг там поворот, а его не могу увидеть? Отчасти эта проблема на багги решается нетрадиционно низкой линией капота, поэтому посмотреть, что ждёт тебя впереди, тут намного проще, чем, например, на Дефендере.
- Масса багги
- 520 кг
- Объём двигателя
- 800 см³
- Мощность
- 65 л. с.
- Максимальный момент
- 73 Hм при 5 000 об/мин
- Разгон до 100 км/ч
- 14,4 с
Отмечу, что все подъёмы мы без труда брали на прямой передаче, не пользуясь «понижайкой». И даже более того: осторожно подъехав к луже, я направил машину в грязь. Глубоко зайти не пришлось, хотя воздухозаборник стоит высоко и гидроудар наступит позже, чем купание по пояс, но месиво под колёсами оказалось знатное. И только преодолев препятствие, я обратил внимание, что не пришлось не только переходить на пониженный ряд, так мы ещё и не включали ни передний привод, ни блокировки. Жаль, что по-настоящему жирной грязи найти не удалось – думаю, было бы интересно.
На скоростном участке давим на газ и слушаем, как свистит в шлеме ветер и адреналин хлюпает в кроссовках. Тут уже, конечно, багги и подпрыгивает, и потрясывать в кресле тоже начинает. Но рулить можно, а краем глаза (который ещё не покрыт слоем грязи) удаётся даже глянуть на показания цифрового спидометра. 75 км/ч, больше я разогнаться не смог – не хватает опыта, видимо, потому что пассажиром я тут пролетал значительно быстрее. Одним словом, на Кондоре можно почувствовать себя и пилотом ралли, и помесить грязь на зависть «джиперам».
Что ещё может Sider Condor 800?
Сзади у этой машины есть багажник, к тому же он с крышкой. Кое-что там увезти можно, он довольно вместительный, хотя и кажется не слишком большим. С блокировками на этом багги легко забраться в самые дикие дебри с относительным комфортом – это тоже важно.
***
Если вам всё-таки кажется, что 65 л. с. – это слишком скромно, то есть проекты с литровым мотоциклетным двигателем, а может, специалисты Багги Центра придумают и ещё кое-что интересное. Надеяться на это позволяют некоторые новые разработки, которые удалось подсмотреть на предприятии, но о которых пока говорить не будем. Во-первых, чтоб не сглазить, а во-вторых, чтобы вернуться сюда ещё хотя бы разок.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться