Renault стала одной из первых компаний, объявивших об уходе, и решить вопрос с «освободившимся» московским заводом власти уже успели.
Напомним, что бывший владелец завода, французский концерн Renault, 23 марта 2022 года прекратил производство автомобилей. Уже 16 мая 2022 года все материальные активы перешли в собственность правительства Москвы, а пакет акций Renault (67,69 %) концерна АвтоВАЗ был передан НАМИ. Затем 3 июня 2022 года ЗАО «Рено Россия» было официально переименовано в Московский автомобильный завод «Москвич».
В конце ноября «Москвич» ожил и начал производство городского кроссовера Москвич 3. По сути, это крупноузловая сборка китайского автомобиля Sehol X4 (JAC JS4) компании JAC. Первые «отверточные» кроссоверы Москвич 3 были собраны в конце прошлого года, а в январе 2023 года с конвейера сошла двухтысячная машина. В текущем году завод должен выпустить не менее 50 тысяч машин, включая электрическую версию Москвич 3е. Цены на бензиновый кроссовер начинаются с 1 970 000 рублей, а электромобиль оценен в 3,5 миллиона рублей.
Если говорить о более долгосрочных планах, то в рамках соглашения с ПАО «КАМАЗ», которое является главным техническим куратором этого проекта, ранее была разработана стратегия развития завода на ближайшие 8 лет, в соответствии с которой планируется разработка оригинальной универсальной платформы для выпуска отечественных электромобилей. Учитывая, что частный бизнес пока не решается загадывать, что будет даже через 8 месяцев, стратегия развития на 8 лет кажется весьма оптимистичной.
На автосборочном предприятии «Автотор» в Калининграде выпускались легковые BMW, Kia, Hyundai, а также коммерческие модели Ford. В 2022 году производство полностью прекратилось на несколько месяцев, и были завершены контракты на сборку моделей BMW, Hyundai, Genesis и Kia. В мае 2022 начался вынужденный простой, всем сотрудникам была предоставлена возможность временного трудоустройства. С октября прошлого года началась переналадка конвейера к запуску производства автомобилей новых брендов – однако что это за бренды, компания пока не раскрывает.
На данный момент Автотор уже возобновил работу после долгого простоя. Губернатор Калининградской области Антон Алиханов рассказал в конце прошлого года, что предприятие заключило соглашение с тремя китайскими компаниями и уже наладило сборку китайских машин, информация о которых до сих пор не разглашается. Конвейер включился в период с 5 по 11 декабря. В рамках тестовой сборки уже собрано до двух тысяч машин. По сообщению губернатора, в 2023 году объем производства должен быть увеличен до 50 тысяч единиц.
Кроме того, 17 января 2023 из публикации самого Автотора в соцсетях стало известно, что компания завершает строительство новой производственной площадки и готовится к вводу в эксплуатацию корпуса окраски пластмассовых изделий в рамках инвестиционного проекта по созданию производств электромобилей и автокомпонентов на технологической площадке в Калининграде. Специалисты завода и прибывшие шеф-монтажники корейских поставщиков оборудования приступили к пуско-наладочным работам перед окончательным вводом в эксплуатацию. «Здесь будет осуществляться окраска широкой номенклатуры изделий, включая передний и задний бампер, крышки и заглушки бамперов, дверей, зеркал, элементы решетки радиатора, дверные молдинги, спойлеры и др. Проектная мощность завода составляет 170 тыс. единиц продукции в год при двухсменном режиме работы», – сообщается в публикации ВК компании.
Японская корпорация Nissan полностью свернула свою деятельность в России, объявив о продаже своих активов государству 11 октября прошлого года. Новым собственником должен был стать ФГУП НАМИ – ему передавались все активы: производственная площадка, научно-исследовательский центр в Санкт-Петербурге, а также департамент продаж и маркетинга, находящийся в Москве. Но ситуация относительно питерского завода Nissan снова резко изменилась – теперь собственность переходит к АвтоВАЗу. Об этом заявил 10 января президент компании Максим Соколов. Ранее предполагалось, что АвтоВАЗ будет только управлять бывшим заводом Nissan, а собственником так и останется ФГУП «НАМИ». Сделка, по словам Соколова, должна пройти в январе-феврале.
Итак, «АвтоВАЗ» получает завод Nissan в Санкт-Петербурге и уже рассказал о его будущем. Здесь будет налажена сборка китайских «автомобилей более высоких сегментов» под брендом Lada – заявлено, что они не будут конкурировать с существующей модельной линейкой. Представители Автоваза также рассказали о своем желании далее сотрудничать с производителями автокомпонентов, которые обслуживали питерский завод Hyundai, о котором мы поговорим ниже.
Не исключаются и другие подобные проекты в партнерстве с иностранцами, которые возможно осуществлять с помощью простаивающих сейчас мощностей концерна. Например, производственная площадка Lada в Ижевске, где уже через год компания надеется запустить сборку электрических Lada Largus. Ждет соответствующего решения и простаивающий с 2021 года завод «Lada Запад Тольятти».
Ижевский завод АвтоВАЗа прекратил выпуск модели Lada Vesta, которая была для него ключевой. Персонал завода, понимающий, что дело пахнет керосином, еще летом обращался к президенту страны к открытым письмом. Однако ситуацию это не изменило: Vesta переехала в Тольятти, и производственные мощности завода простаивают. Уже в августе на заводе начались сокращения, поскольку конкретных планов по возобновлению производства у АвтоВАЗа нет. Одним из вариантов решения проблемы был назван запуск электрической версии Largus. Однако реальная возможность и тем более сроки запуска производства e-Largus пока неизвестны – модель существует лишь в виде концепта. Так что, по всей видимости, производственная площадка в Ижевске будет в ближайшее время пребывать в простое.
Липецкий моторный завод стал одним из тех, кто «ожил» под санкциями. Само предприятие еще в 2014 году собирало китайские внедорожники Great Wall, сотрудничая с Ирито, но уже через год этот проект провалился. В 2016 году завод попробовал второй раз – уже с компанией Changan, но и этот симбиоз просуществовал лишь 3 года. То есть, с 2019 года у Липецкого завода не было постоянного крупного партнера – и вот теперь в 2022 году там наладили сборку китайских электромобилей под новообразованным отечественным брендом Evolute.
К текущему моменту освоена отверточная сборка двух моделей: седана i-Pro (он же Dongfeng Aeolus E70) и кроссовера i-Joy (он же Seres 3). В ближайших планах – минивэн i-Van (Dongfeng LingZhi EV 2020 года) и более дорогой и крупный кроссовер i-Jet (Seres SF5). Продажи первых двух моделей уже запущены: цена на i-Pro начинается с 3 миллионов рублей, а i-Joy стоит от 3,5 миллионов.
Компания Hyundai еще не приняла решение об уходе с российского рынка, но находится в той же ситуации, что и все прочие: бизнес поставлен на паузу, а производственные площадки остановлены из-за отсутствия комплектующих. В конце прошлого года шла речь о консервации завода, но недавно стало известно, что на заводе в Шушарах возобновилась сварка и окраска кузовов Hyundai Solaris. Правда, предназначены они не для «местного потребления», а для экспорта на сборочное предприятие Hyundai в Казахстане. Однако частичное возобновление работы не повлияло на общую ситуацию, и недавно на заводе Hyundai началось сокращение персонала.
На фоне простоя завода и его «невостребованности» появились слухи о том, что его может приобрести казахстанская компания Astana Motors, которой принадлежит завод Hyundai Trans Kazakhstan в г. Алма-Ате. Некоторые источники предполагали, что Astana Motors строит реальные планы выкупить эту производственную площадку и наладить сборку автомобилей Kia Rio и Hyundai Solaris. Однако компания Astana Motors в середине января опровергла эту информацию, сообщим об отсутствии планов по покупке российского завода.
Компания Toyota Motor в сентябре 2022 года заявила о прекращении производства своих автомобилей в России и закрытии завода в Шушарах. Формально это был не полный уход с рынка, но фактически он состоялся: помимо закрытия завода компания сократила большую часть сотрудников своего российского офиса.
Завод Toyota под Санкт-Петербургом – это довольно большая производственная площадка, рассчитанная на сборку свыше 100 тысяч машин в год. Здесь ранее по полному циклу велось производство Toyota Camry и RAV4. К настоящему моменту завод уже законсервирован, а персонал сокращен. Дальнейшая судьба площадки пока под вопросом, хотя недавно глава Минпромторга отметил, что государство совместно с правительством Санкт-Петербурга изучает различные варианты для «дальнейшего развития и целевого использования производственной площадки». Проще говоря, на заводе хотят возобновить производство автомобилей, но конкретные инвесторы и технологические партнеры пока не найдены или не названы.
Вместо заключения
Мы, конечно, коснулись не всех автозаводов страны. Например, своего упоминания заслуживает Mazda, вышедшая из СП с Sollers. Японцы владели 50% активов завода «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус», который расположен во Владивостоке, но в ноябре прошлого года заявили об их продаже Sollers за символическую сумму в 1 евро с правом обратного выкупа – так же, как это сделала Renault.
Несмотря на высвобождение производственных мощностей, есть и «новообразованные» предприятия: например, Alfarus в городе Энгельсе Саратовской области. Однако о конкретных деталях производства пока почти ничего не известно: не названа даже сборочная площадка. Однако известно, что локализованной моделью станет китайский электромобиль FAW Bestune NAT, специально спроектированный для такси и каршеринга.
Однако, несмотря на «неполноту» списка автозаводов в этом материале, общие выводы о дальнейшем развитии автомобильной отрасли сделать вполне можно. Одним из главных вопросов в обозримом будущем станет то, хватит ли на все производственные площадки китайских партнеров, всерьез желающих наладить производство и локализацию.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Я думаю автозаводам в РФ (в привычном нам виде) конец.
Прежних объемов продаж уже не будет, все нормальные марки ушли, цены конские.
Нет, если конечно китайцы предложат что то вестоподобное за около миллион, то еще может быть.
А вот москвич за 2+ и все остальное - это увы мертвые проекты.
Niko, тут конец не только автозаводам.
Есть ли смысл жалеть? Автозаводов не стало лет 15 назад, всё, что было после - это сборочные предприятия. Технологиями никто из "нормальных марок" не делился, если что-то и локализовывали, то самое простое (сварить кузов из местного металла да покрасить импортными красками). Производство ДСГ или современного автомата - забудьте. А как истерили западные "партнеры", когда Сбер рассматривал возможность покупки Опеля. Это же все наши технологии заберут себе, ужас-ужас.
Ну и будет рабочий вместо бампера к Форду прикручивать бампер к Хавалу, что изменится? Разве что только вывеска на сборочном цехе, да логотип на спецодежде.
Перед уходом западных марок, можно подумать, цены были адекватные на их продукцию. Тоже пробивали потолок, ещё и дилеры допы пихали на такую же сумму. Ну и вишенка на торте - это недавний "кидок" техобслуживания и техподдержки официально купленных ещё гарантийных Мерседесов.
Так что без сожаления переворачиваем страницу, от тех "друзей" мы ничего хорошего не получали, посмотрим, что предложат новые.
Изменится то, что этот условный рабочий и ездить будет не на Форде, а на Хавале, а вероятнее всего на каком-нибудь Лифане, ибо Хавал ему не по карману )). Думаю, что новые "друзья" предложат нам более низкое качество и технологии как минимум за ту же стоимость, что была у прежних друзей.
Есть ли смысл жалеть? Давайте посчитаем.
Численность сотрудников HMMR - 2200 человек.
Примерно столько же на Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус.
В Тойота Мотор работало почти 3000 человек.
Ну и остальные заводы прикиньте сами.
Помимо самих этих заводов есть куча смежных заводов, поставляющих комплектующие (это еще десятки тысяч рабочих мест).
Все эти заводы сильно подняли среднюю зарплату в отрасли, подняли стандарты производства и, одно из самых главных, подняли престиж рабочих специальностей. В ближайшие годы невозможно будет перенастроить заводы по тому же циклу и в том же объеме - соответственно куча людей остались без работы.
Ну и вопрос с чего бы коммерческим предприятиям делиться технологиями с кем-то? Технологии BMW или Mercedes - достояние Германии? Нет. Технологии Toyota и Honda - достояние Японии? Нет.
Почему кто-то что-то должен вам принести на блюдечке? Без этих заводов в России по прежнему выпускали бы Классику и Самары, не было бы ни Калины/Гранты, ни, тем более, Весты (технологиями для которой, кстати, поделилась Renault).
Технологии рождаются в конкурентной среде, а не на единственном госпредприятии с задушенной конкуренцией.
У нас лучшие цифровые сервисы, но не потому что кто-то пришел и дал технологии, их создала конкуренция.
Такой быстрой, стабильной и дешевой связи (что мобильной, что проводной) нет ни в одной стране мира. То, что создавали банки в России еще лет 10 назад, в мире только начинает развиваться. Различные сервисы доставки - тоже в разы отличаются от мировых.
Наверное, вы скажите, что это баловство, но с этим работают сотни тысяч людей, а пользуются этим миллионы.
Попробую раскрыть свою мысль на простом примере. Решил я, например, делать квадрокоптеры. Нашёл в Америке производителя, связался, он начал мне отправлять посылки из 100 деталей с подробной инструкцией по сборке. Набрал я сборщиков, собираем, продаём. Дядя Сэм от щедрот душевных (или под нажимом Минпромторга) разрешил мне делать для моих же квадрокоптеров пару деталек из этой сотни, например пропеллеры. Прислал чертеж, напильник, заготовку. Открыл я в соседнем цехе производство. Ну всё, я теперь предприниматель, у меня целый ЗАВОД. Но в один прекрасный день дяде Сэму на Брайтон-Бич набили морду. Он обиделся на всех русских (я не про национальность, а про этнос), и перестал мне вообще отправлять посылки. Завод встал. Нашёл я на АлиЭкспрессе китайского поставщика, начал получать посылки оттуда. Ничего, в принципе, не изменилось. Мои рабочие гордо продолжают говорить, что выпускают современные квадрокоптеры, и уверены, что только заклинания, произносимые ими при сборке (а так написано в инструкции) заставляют квадрокоптеры летать. Я тоже почти что в это верю, правда иногда вспоминаю, как мы с парнями лет 20 назад (до посылок дяди Сэма) делали квадрокоптеры сами. Летали они плоховато, были громоздкие, но в них каждая деталька была сделана местными умельцами по нашим чертежам. Мыслей по доработке был рой, но бросили затею (где-то денег не хватило, где-то лень-матушка, где-то чиновники проявили излишнее рвение).
Пример выдуманный (если кто вдруг не понял), но в автопроме всё примерно так же. Напомните, может кто-то из ушедших производителей открыл у нас крупный ИТЦ с хорошими лабораториями? Или Рено на базе ИТЦ АвтоВАЗа планировали разработку для нас новых моделей? Нет, они планировали собирать СВОИ модели по СВОИМ чертежам на СВОЕМ оборудовании из СВОИХ комплектующих, правда нашими руками. И в той же Весте вклада наших предприятий (как самого АвтоВаза, так и российских поставщиков) в разы больше, чем в десятках автомашин, сделанных на совместных предприятиях. Вот где сотни тысяч рабочих мест, а не в Ваших СП.
А теперь объясните мне: кто вам и что должен? Откройте свой завод, стройте автомобили с нуля, развивайте науку и производство. Этот путь прошли все европейские, американские, японские и корейские производители.
Можете пойти китайским путем - покупать уже готовые технологии.
Про "автозаводов не стало лет 15 назад": можно поинтересоваться, а что уникального, разработанного от и до своими силами, производили наши автозаводы?
Завод построенный FIAT или завод построенный Ford? Или завод производивший Opel на трофейном оборудовании, а позже получивший лицензии Renault (в 1966 году)?
В Весте вклад российских поставщиков действительно "очень заметен": степень локализации сравнима с Hyundai и Renault. Ну и, очевидно, вы забыли о временах "российских поставщиков" на отечественных предприятиях, которые выбирались не исходя из качества продукции, а размера вознаграждения занесенного куда надо?!
Сожалеть по поводу ушедших марок начали вы, я вам объяснил, что все эти СП были всего лишь сборочными заводами с минимально возможной степенью локализации. Причем даже локализация (под нажимом СПИКов) подразумевала приход их же поставщиков с их же оборудованием. На вопрос "Почему нет наших?" скупо отвечали: "Не нашли подходящих". А просто этим "подходящим" выкатывали такие Технические задания, которые подразумевали огромные вложения на модернизацию, однако последующий сбыт опять же новые партнеры не гарантировали. Т.е. вы сначала вложитесь, а мы потом посмотрим.
Давайте сравним локализованный мотор для Поло и наш "127" для Весты. По цифрам степень локализации одинаковая, т.к. моторы изготовлены в России, но в 1-ом случае мы даже не понимаем как он работает, во 2-ом сами его нарисовали, провели кучу испытаний, изготовили и знаем, как его улучшить в будущем. Вот эту мысль я и пытаюсь здесь донести.
Историю наших разработок хотя бы на этом сайте почитайте, потом уже говорите, что ничего не было (всё наследие Форда, Фиата и т.п. ). Та же "копейка" - это далеко не Фиат-124. Ну а "Нива", "Волынь" - это вообще уникальные в то время автомобили, разработанные НАШИМИ специалистами. Более поздние "десятка", Москвич-2141, "Таврия", "Ока" тоже на уровне мирового автопрома тех лет. Даже в "нищие" 90-ые удавалось что-то интересное предлагать (правда на уровне опытных образцов), полистайте статьи про ГАЗ и ВАЗ.
Китайцы не дураки, как и казахи. Зачем запускать производство в подсанкционной России если можно увеличить производственные мощности в своей стране. Тут же всё равно вакуум на рынке, они и так сюда будут возить свою продукцию и её купят, пусть и не в таких количествах как могли бы они продать имея тут производство с высокой локализацией. Только теперь ни один дурак не будет инвестировать миллиарды в экономику России, так как можно всё потерять до копейки в одночасье, европейские и японские компании уже наступили на эти грабли в прошлом году, не думаю что кто то захочет на них снова наступать.
Вот бы ещё журналисты посчитали, сколько людей работало на всех автозаводах и сколько осталось после всех сокращений.
На Автофрамосе, к примеру, работало около 2000 человек, а сколько осталось на прикручивании шильдиков Москвич? По остальным заводам те же вопросы.
Так есть же официальная статистика, что одно рабочее место на автозаводе обеспечивает 9 рабочих мест в смежных производствах. Математика очень печальная выходит.
Это актуально разве что для АвтоВАЗа и ГАЗа. А все остальные давали рабочие места разве что смежным предприятиям наших зарубежных "партнеров".
А когда был АЗЛК,то в лучшие годы там трудилось 40000 спецов,недосягаемая ныне цифра
Прочитано.
Пошёл я плакать.
А что, прям большая (принципиальная) разница в цене была между локализованной Тойотой/БМВ и заморской?
Ну вот до известных событий камри продавали по цене от 2 -2.3 млн рублей. Это новый автомобиль с официальной гарантией. Почем она сейчас?
Забыли добавить, что это РРЦ. Добавьте допов в виде ковриков на 500т.р. Ну и в продаже были в основном более дорогие комплектации вместе с допами за 3млн.