Почему 30?
Помочь разобраться в тонкостях ввоза ретротехники мы попросили эксперта компании «Антикварные Автомобили», специалисты которой занимаются этим уже давно и успешно. Почему автомобили именно антикварные? Потому что им, как правило, больше тридцати лет, и это хорошо как минимум по трём причинам.
Первая причина – это, конечно же, наше законодательство, а точнее, ГОСТ Р 58686-2019 «Транспортные средства раритетные и классические. Историко-техническая экспертиза. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки», технический регламент ТР ТС 018/2011 «Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств» и постановление Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291 (ред. от 27.02.2020) «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Полностью эти документы читать скучно, из них важно уяснить только пару деталей. Первая – это то, что к классическим автомобилям (или, как мы их называем, ретро или антикварным) по нашему законодательству относятся легковые автомобили старше 30 лет (включительно) и грузовики и автобусы возрастом от 50 лет. Второе – им для ввоза в РФ не требуются кнопки ЭРА-ГЛОНАСС, и к ним не предъявляются требования по экологическому классу.
Вторая причина искать олдтаймер – это возможность ввезти его без уплаты утильсбора, получения свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) и тем более – ОТТС, который касается юридических лиц. Собственно, СБКТС и стал основной причиной того, что ввезти любую машину старше 2009 года выпуска крайне проблематично. Исключение – именно классические автомобили старше 30 лет. То есть те, которые успешно прошли экспертизу на оригинальность конструкции. Впрочем, никто не запрещает ввезти, предположим, 29-летний автомобиль в оригинальном состоянии, но пользоваться им будет нельзя: нет СБКТС – нет ПТС, а следовательно, и нет регистрации в МРЭО. В этом случае машину можно поставить в музей или в собственный гараж и подождать, когда ей исполнится 30 лет. После этого пройти экспертизу, получить статус классического автомобиля и поставить его на учёт. Но утильсбор при ввозе заплатить всё-таки придётся – на момент ввоза машина была старше 30 лет и олдтаймером тогда ещё не являлась. А уплаченный утильсбор никто, конечно, возвращать не станет.
Третья причина любить автомобили старше 30 лет – это возможность удачно инвестировать собственные средства (если они, конечно, есть). Не зря в отношении этих машин употребляют прилагательное «антикварные»: антиквариат со временем становится только дороже, а в случае с автомобилями это происходит особенно быстро. Например, цена классического Porsche 911 за последние десять лет выросла в несколько раз. Одним словом, покупка хорошего классического автомобиля с высокой долей вероятности в будущем может принести реальную прибыль его владельцу.
Остаётся маленький вопрос: а точно ли придётся везти машину из-за границы? Может, лучше поискать что-то интересное в России? Поискать, конечно, можно, но шансы на успех не так уж велики. Наглядный пример: на текущий момент в России продается только один Mercedes 190SL W121, в Европе – несколько сотен. Причём в широком ценовом диапазоне и с возможностью выбрать соотношение цены и состояния, а также подходящий цвет кузова и салона. Так что если мы говорим о классических и коллекционных автомобилях, то основная причина для поиска машины в другой стране – это отсутствие аналогичных предложений в РФ.
Что и откуда?
Не секрет, что сейчас у нас существуют некоторые сложности в отношениях с некоторыми другими странами в общем и с логистикой в частности. Помешает это каким-то образом вывезти машину из Европы или Америки? Не очень. Да и искать нужный автомобиль проще «по месту прописки»: каждая страна уважает свой автопром, и как в России проще найти Волгу или Москвич, так и в США стоит искать машины американского производства, а в Европе – классические автомобили местных брендов. Поэтому оптимальная страна для ввоза ретротехники зависит от конкретных условий и требований. В первую очередь от того, что вы хотите купить. А ввезти машину, несмотря на все обстоятельства, можно откуда угодно.
С ввозом машины в Россию тоже нет непреодолимых преград: можно покупать любой классический автомобиль, привозить его в РФ и после уплаты надлежащих пошлин получить ПТС и полный комплект легитимных документов для эксплуатации по дорогам общего пользования.
Осталось только понять, какие потребуются документы на вывоз машины и на её ввоз в Россию. Этих документов достаточно много, потребуется пройти несколько экспертиз, поэтому разберёмся в этом вопросе более подробно.
Дела бумажные
В каждой страны есть свои нюансы законодательства. Но в общем порядке для вывоза машины из другой страны потребуются документы, подтверждающие право собственности на автомобиль (контракт, инвойс, купчая, документы, подтверждающие оплату), экспортная таможенная декларация, документы на автомобиль (бриф в Германии, тайтл в США и так далее – аналог нашего ПТС), возможно, сертификат соответствия, а в некоторых случаях – и другие документы в зависимости от требований конкретной страны. Процедура получения документов может различаться в разных странах и может включать в себя оплату различных сборов и пошлин.
Для ввоза машины в Россию также потребуются документы, подтверждающие право собственности на автомобиль, таможенная декларация, CMR (международная транспортная накладная, подтверждающая контракт на перевозку груза между поставщиком, покупателем и транспортировщиком). Кроме того, придётся пройти четыре экспертизы: оригинальности, таможенную, РАФ и экспертизу АО «Электронный паспорт». И, наконец, после оплаты таможенной пошлины можно оформить страховку и диагностическую карту и отправиться в МРЭО.
Если всё это кажется сложным, можно доверить оформление экспортных документов и ввоз машины профессионалам, детально владеющим нюансами законодательства и имеющим опыт ввоза подобной техники. Ну а самым отчаянным мы всё-таки расскажем, как эти документы получить. Начнём со странного слова «инвойс».
В условиях санкций у физического или юридического лица нет возможности напрямую оплатить автомобиль из стран Европы или США. Для этого требуется посредник – фирма в стране (или даже несколько фирм в разных странах), через которые можно оплатить покупку по счёту продавца. Вот этот самый счёт и называется инвойсом. На практике это работает следующим образом. Допустим, требуется купить автомобиль в европейской стране, с которой у нас натянутые отношения. В этом случае придётся платить через две разные фирмы. Одна из них находится в дружественной и нам, и Европе стране (например, в Кыргызстане), другая – непосредственно в Европе. Далее схема понятна: мы оплачиваем счёт в киргизской фирме, та – в европейской (например, в Польше). Ну а польская фирма уже может оплатить счёт продавца. Само собой, цепочки могут быть разными в зависимости от страны вывоза автомобиля. При этом Кыргызстан, Казахстан, Армения и Беларусь входят в таможенный союз, внутри которого автомобили можно перемещать беспошлинно, поэтому таможенную пошлину при перевозке автомобиля нужно платить только в Москве, на центральной акцизной таможне. Но об этом поговорим чуть ниже, пока запомним: инвойс – счёт, который требуется для вывоза машины из другой страны.
Что такое купчая или документы на автомобиль, объяснять не надо – это понятно. А вот как проходить многочисленные экспертизы, без которых не вывезти машину, ни ввезти её в Россию, рассказать необходимо.
Требование к классической машине со стороны нашего законодательства одно: оригинальность конструкции. Оригинальность устанавливается и подтверждается независимой экспертизой, точнее – несколькими (Российской Автомобильной Федерации и экспертизой АО «Электронный паспорт»). Но до них нужно попросить продавца прислать фотографии машины и документов. Оригинальность автомобиля предполагает наличие тех узлов и агрегатов, которые предусмотрены заводом-изготовителем, и на раннем этапе этот фактор необходимо оценить.
Рассмотрим вопрос на примере Porsche 911. Оригинальная конструкция в случае этого автомобиля – это родные двигатель, коробка передач и мосты (рамы у него нет, но для рамного автомобиля требуется и наличие родной рамы). То есть, тюнинг и вмешательство в конструкцию ввозу помешают. Например, существуют иностранные конторы, которые занимаются модернизацией таких машин – одна из популярных в случае с Porsche 911 это Singer Vehicle Design. Для своих машин они берут аутентичный кузов, усиливают его и устанавливают более поздние агрегаты. Это всё, конечно, и красиво, и качественно, но пройти экспертизу на оригинальность на такой машине уже не получится. Не пройдут экспертизу и популярные реплики и кит-кары (AC Cobra и тому подобные) – это не заводские классические автомобили.
Итак, мы получили от продавца фотографии, правоустанавливающие документы, проверили их. Что дальше? Дальше проходим экспертизу в стране вывоза. Если, например, покупаем классический Mercedes, едем в Mercedes-Benz Classic Center или в какую-то независимую экспертную организацию (в случае с Европой это может быть Dekra или что-то другое – выбор есть). Организации такого вида есть и в США, и в Японии, и в ОАЭ, и так далее. Можно получить заключение и независимо от завода-изготовителя.
Заключение об оригинальности в России даёт сертифицированная испытательная лаборатория. На основании её заключения и экспертизы Российской Автомобильной Федерации (последнее требование появилось не так давно) весь комплект документов передаётся в АО «Электронный паспорт», которая и выдаёт паспорт транспортного средства на классический автомобиль.
Во сколько всё это обойдётся? На сегодня общая стоимость российских экспертиз может составлять от 60 до 150 тысяч – всё зависит от автомобиля, загруженности лаборатории и её аппетита. Более точно сказать невозможно, так что размер этих трат придётся выяснять на месте.
Ещё сложнее обстоит дело с оплатой экспертизы в стране вывоза. Крупные, но не слишком жадные экспертные организации типа той же Dekra могут попросить немного – 300-500 евро. А вот некоторые организации из разряда Mercedes-Benz Classic Center или Ferrari Classiche могут оценить свою работу и в шесть, и в восемь, и в пятнадцать тысяч евро. При этом они могут дать заключение, в котором сказано, что машина оказалась «конструктором», и оригинальный там только чудом сохранившийся номер на блоке двигателя. В любом случае стоимость этой экспертизы будет зависеть от сложности автомобиля и его ценности.
Допустим, всё получилось, и машина со всеми документами пришла на нашу таможню. Дело осталось за малым: пройти ещё одну экспертизу на таможне и оплатить в казначейство таможенную пошлину. Последнее – штука недешёвая. Так, за машину с двухлитровым мотором сейчас придётся отдать около 9600 евро (в рублях по курсу ЦБ), с трёхлитровым – 15 000 евро. Таможенную пошлину при желании можно посчитать с помощью официального онлайн-калькулятора. При этом никакой разницы в тарифах нет – растаможка классического автомобиля рассчитывается абсолютно так же, как растаможка любого автомобиля старше семи лет.
Ну а постановка на учёт в МРЭО – процедура стандартная. Нужно только не забыть сделать страховку и пройти техосмотр.
Как не ошибиться?
Несмотря на то, что процесс импорта классических автомобилей значительно усложнён логистикой и путями оплаты покупки, ввезти интересную машину можно и сегодня. При желании можно сделать это самому, если такого желания нет – можно доверить эту работу специалистам, которые сделают всё по доверенности, и машину можно будет забрать хоть на таможне, хоть уже в МРЭО полностью оформленной. Тут каждый волен выбирать свой путь.
А вот покупать то, что иногда называют «автомобилем под восстановление», специалисты не рекомендуют. Разумеется, уже отреставрированный автомобиль может быть дороже, но он не потребует дополнительных затрат ресурсов на ремонт – всё уже сделано до вас. С другой стороны, восстановление машины самостоятельно может быть увлекательным проектом, и это многих притягивает не меньше, чем поездки на фестивали на блестящем, но отреставрированном чужими руками классическом автомобиле. И всё-таки эксперты советуют покупать комплектный и живой автомобиль. Если работы по косметическому ремонту (пошив салона или покраска кузова) легко прогнозируемы и понятны по срокам и бюджету, то на комплектацию редкой машины (такой, как Lamborghini LM002 или Porsche 959) может потребоваться несколько лет. А если не рассчитать свои силы и бюджет, но проект может быть вообще никогда не законченным.
Если же вы готовы или даже хотите ввязаться в приключение с реставрацией, то, в принципе, ввезти автомобиль не на ходу под восстановление (например, с мотором, который требует капитального ремонта, или с нерабочей коробкой передач и требующим реставрации кузовом) можно – это не запрещено. Но это должен быть именно автомобиль, а не набор запчастей, которые нельзя ввозить как автомобиль. А набор запчастей на учёт поставить будет невозможно. Поэтому проще, хоть и не дешевле, будет ввезти уже готовую машину: это снижает шансы остаться у ржавого остова, который так и дождался того самого «восстановления».
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
познавательно, спасибо! Я только не понял, зачем делать экспертизу Там, если её все равно надо делать и у Нас?
Соответственно, экспертиза в стране покупки нужна, чтобы избежать ситуации, что машину купили, в Россию привезли, а тут бац, а она не подпадает под требование оригинальности, везите обратно.
Хотел купить мерседес 129, но что-то слишком муторно.