Целое десятилетие bubble car щеголяли округлостями в мире автомобильной высокой моды. Это было неплохим компромиссом для оборотистых производителей перед теми своими клиентами, для кого экономия топлива была важнее уровня комфорта и разных там «лошадиных сил». У малышей с яйцевидным кузовом появилась даже своя армия поклонников – люди всерьез считали их милыми! Но были среди этих авто и такие, что заставляли отворачиваться от себя даже фанатичных в доску бабл-филов. О них-то я и расскажу.
Сделай сам
Hoffman Micro Car является первым шаром в нашем чемпионате по автобоулингу не только за свой год выпуска (1951-й), но и за то, что был сделан в единственном экземпляре! На суд «присяжных заседателей» его предоставил некий М. Хоффман, инженер из Мюнхена. Не желая мириться с послевоенным запретом союзных государств на выпуск Германией нормальной техники, этот парень решил сделать автомобиль самостоятельно. Причем большую часть деталей для своего «проекта» он заимствовал из куч разнообразного хлама в окрестностях города. Это объясняет причудливую форму кузова машины и ее ассиметричные стекла.
Сейчас Hoffman Micro Car является экспонатом в Microcar Museum, что в Мэдисоне, штат Джорджия. Его владелец, Брюс Вейнер, собирает антикварные малолитражки со всего света
На все про все у Хоффмана ушло три года. В итоге получился автомобильчик, от вида которого окружающим хотелось вызвать санинспекцию. В ответ похожий на насекомое Micro Car только поблескивал своими зеркалами-усиками. Не исключено, что внешность свою машина получила из-за любви герра Хоффмана к жукам семейства листоедов. Но если инженер рассчитывал перенять их обтекаемую форму, то серьезно просчитался: при малой длине и широченной (1,8 метра) кабине его автомобильчик не обладал даже зачатками аэродинамики. Треугольная рама позволяла Hoffman совершать повороты лишь по очень большой дуге, а наличие всего трех колес, с единственным ведущим, не придавало ему большой устойчивости. Благо, моторчик этому микрокару достался соответствующий – всего 200 см³ (6,5 л.с.), и свыше 45 км/ч на нем было не выжать.
Как видно, втиснуться в водительское кресло этого бабл-кара было серьезной проблемой для человека любой комплекции. Зеваки в открытую скалились на изобретение Хоффмана, а знающие люди называли его «пособие по тому, как не надо строить автомобили»
Под всеобщие насмешки наш герой проездил на своем творении несколько лет, но неоднократные дорожные происшествия, инициатором которых он являлся, вынудили Хоффмана запереть это насекомое в гараже. В отличие от создателя, тварюшка дожила до сего дня, но на людях показывается редко, по очень большим праздникам.
Плюсы: Hoffman Micro Car является реликтом из тех времен, когда машину мог создать любой энтузиаст. При этом ему не нужно было обивать пороги десятков инстанций, чтобы получить на свое изобретение техпаспорт.
Минусы: Hoffman Micro Car – настоящая капсула смерти, которая к тому же выглядит, как яйцо доисторического насекомого. Чтобы создать машину, мало одних лишь технических знаний. Нужно еще обладать чувством стиля. А оно доступно не каждому.
Двуликий Янус
Рекламные проспекты Zundapp о своем автомобильном первенце Janus. Он же оказался единственным четырехколесным ребенком компании…
Этот выходец из римской мифологии появился на свет стараниями немецкой марки Zundapp. Отличившиеся во время Второй мировой производством «неубиваемых» мотоциклов, в период капитуляции эти парни были обречены. Ограничение на выпуск техники по объемам двигателей останавливало заводы по всей Германии. Чтобы выжить, промышленникам приходилось нестандартно мыслить.
Идея постройки малолитражного авто пришла в голову Клавдия Дорнье, штатного инженера компании. Он предложил двухдверный концепт со среднемоторной компоновкой. Руководство бренда поначалу смутил факт расположения в нем дверей, но когда разработчик убедил всех в том, что его проект реально собрать на имеющихся мощностях Zundapp, конвейер был приведен в действие.
Промо-компания Janus в действии. В этих постановочных фото двойного смысла больше, чем в самой машине!
Дорнье назвал свою малолитражку Janus, в честь двуликого бога входов и выходов. Сходство машины с этим персонажем оказалось дословным: тачка имела две двери, но в отличие от традиционного купе, располагались они спереди и сзади, а не по бокам. Таким же образом в салоне утвердились водительский и пассажирский диваны, то есть, спина к спине. Подозреваю, что такой ход был продиктован заводской экономией – концептуальные фишки добавили следом.
Автомобильчик получил 2-тактный одноцилиндровый движок объемом в 245 кубов и мощностью 14 «пони» (слово «лошадей» здесь явно не к месту). Рядом с ним, между сиденьями, располагался 21-литровый бензобак. Сверхмалая колесная база, «прокачанная» подвеской McPherson и барабанными тормозами с новейшей гидравликой обеспечивала «Янусу» неплохую управляемость и максимальную скорость в 100 км/ч!
А вообще, Zundapp Janus подошел бы супругам, которые вечно друг друга пилят – расположение диванов тому подтверждение. Производитель также предусмотрел функцию, способную помочь семье воссоединиться. Для этого нужно потянуть за рычаг, и оба дивана превратятся в пусть небольшое, но общее спальное место
Презентация Zundapp Janus состоялась в мае 1957-го. Действо устроили с размахом, подключив рекламщиков и прессу. Народу двухдверный «божок», как ни странно, понравился – маленький, шустрый, экономичный, с оригинальным дизайном. Но отпугивала цена: за 3 300 марок в те времена можно было приобрести кое-что посерьезнее. К тому же развесовка по осям на поверку оказалась не идеальной. Из-за малого веса двигателя задний диван при полной загрузке авто все время перевешивал. Словом, ценовой«кольчужке» «карапуз» не соответствовал. Компания Zundapp торговала «божком» почти год, до середины 1958-го, но едва сумела продать первую партию в 7 тысяч экземпляров. Затем проект свернули, а завод обменяли холдингу Bosch на денежные знаки.
«Янус» настолько колоритен, что ему нашлось место даже среди мультяшных героев из второй части «Тачек». Фанфары в честь профессора Zundapp! Только осторожно, не сдуйте его…
Плюсы: Шанс превратить любую поездку на Zundapp Janus в настоящий перфоманс. Да и философское размышление о том, чего же в этом бабл-каре все-таки больше: входов или выходов, равноценно походу к психоаналитику.
Минусы: Как и все персонажи «божественной» крови, этот двуликий карлик – не от мира сего. В темное время суток входную дверь легко перепутать, за чем непременно последуют танцы с бубном и прочие «открывающие» заклинания.
Непробиваемый тугодум
В рекламных буклетах Triver величали «крепостью на колесах». В простонародье за ним приклеилась другая кличка – «самоходный сейф». Если у этого микрокара и был дизайнер, то его внешность он срисовал с поставленного «на попа» несгораемого шкафа
К малолитражному буму присоединились даже в солнечной Испании. В 1957 году местные газеты пестрели заметками о проекте Triver. Производитель выпустил на рынок неказистый пузырь габаритами 2,5х1,5 метра и нарек его «первым неразрушимым автомобилем в истории». Не знаю, правда ли это, но кузовная сталь этого малыша имела аж 3 мм толщины! Откуда взялась такая броня? Вероятно, из сейфа, выпуском которых фирма Triver занималась десятки лет.
По замыслу инженеров, толстокожий яйцемобиль (или «яйцевоз», если угодно) имел заднемоторную компоновку. Его крохотный кузов был способен вместить до четырех (очень маленьких) человек, а предельная скорость составляла всего 30 км/ч. Та самая броня, которой хвалился производитель, сыграла не в пользу микрокара: для своих размеров он оказался уж слишком тяжел – 500 кг только собственного веса, не считая топлива и седоков! Чахлый движок в 500 кубиков и 14 л.с. едва справлялся со всем этим недоразумением.
За трехлетний срок производства тираж Triver не превысил 75 экземпляров. Почти все они бесследно исчезли с лица Земли. Может, владельцы просто сняли с них колеса и пользуются ими в качестве сейфов?
Компания Triver, гордившаяся тем, что устанавливала в «самоходный сейф» моторы собственного производства, чуть пошаманила над ним, и предельная скорость выросла до 78 км/ч. Однако желающих прокатиться в этом «яйце» все равно нашлось немного. Автомобильного энтузиазма бренду хватило на три года, после чего ребята вернулись к своим прямым обязанностям. И это, наверное, лучшее, что с ними случалось.
Плюсы: Безопасность. Угнать Triver – все равно, что похитить каток: и уедешь недалеко, и вылезать стыдно.
Минусы: За время поездки по городу на предельной скорости можно почувствовать себя не только консервной начинкой, но и составить свою подробную родословную, слушая комменты от соседей по полосе.
Самокатная телефонная будка и теннисный мяч
«Классический» Peel Р50 достигал в длину не более 1,5 метров, что делало его чем-то средним между авто и домашним животным. При желании хозяин мог даже взять его в кровать на ночь
Урожденное на гордом острове Мэн предприятие Peel Engineering Company выпускало свою версию бабл-кара с 1963 по 1966 год. Стараниями дизайнера Кирилла Канелла на свет появились P50 и Trident – две серии самых маленьких в мире трехколесных авто, вошедшие в книгу рекордов Гиннесса. Такая сверхзадача была поставлена изначально, что извиняет странные формы этого… транспорта.
Для формовки кузова этих моделей использовалось стекловолокно собственного производства, а двигателем служил проверенный 49-кубовый двухтактный агрегат DKW мощностью 4,2 л.с. Кроме того, создания Peel могли похвалиться 3-ступенчатой «механикой», фарой, зеркалом, стеклоочистителем и дверью – все в единственном экземпляре. Их максимальная скорость составляла 61 км/ч, но зависела напрямую от массы водителя. Отсутствие задней передачи решалось просто: нужно было заглушить мотор, выйти наружу и перетянуть 59-килограммовый аппаратик в любую нужную сторону (под днищем имелась специальная ручка).
Скандалист Кларксон провел в Peel Р50 целый съемочный день. Он исколесил в «телефонной будке» центр Лондона, затем втянул ее в офисное здание и свободно катался на ней внутри. Даже в совещании журналист участвовал, не покидая кабины, после чего назвал микрокар «венцом средств свободного передвижения, если бы не отсутствие задней передачи…»
В общей сложности Peel Engineering Company выпустила 120 автомобилей, после чего перешла на производство лодок и мотоциклетных обтекателей. Почем зря: в отличие от P50 и Trident, новая продукция не принесла заводу ни денег, ни славы. Из-за убытков компанию пришлось упразднить в 1974-м. Если бы не Джереми Кларксон, о чудо-малыше Peel Р50 и о его производителе все бы благополучно забыли. Но ведущий Top Gear представил «телефонную будку» в одном из выпусков своей программы в 2007 году, вызвав резонанс, который привел к возрождению компании в 2010-м.
Плюсы: Пожалуй, самое экономичное транспортное средство из ныне существующих. Peel с расходом 2,8 литра на 100 км в 1965 году был доступен по супернизкой цене в £199!
Минусы: Собственно, внешность. Управлять этой штукой мог лишь человек, для которого все краски мира слились в один глубокий фиолетовый оттенок.
Азиатский подражатель
Дерзкий логотип компании Mitsuoka совсем не вяжется с несуразным МС-1, который похож на детскую коляску
Ни один парад уродцев ни обойдется без японских автопромышленников! Уверен, эта аксиома уже стала традиционной для подобных подборок. В нашем случае кандидатом стал Сусумо Мицуока, большой спец по выпуску реплик культовых тачек. Выпускник технического колледжа, он здорово поднаторел в продажах «бэушек» из Европы и Штатов, а в 1982-м решил основать контору имени себя. Основой успеха компании Mitsuoka стала работа над ошибками в таких монстрах, как Lotus Seven, Porsche 356 Speedster и других. Для бабл-каров в ее модельном ряду также нашлось свое место.
Проект МС-1 был придуман для каферейсеров в качестве альтернативы мопедам. Чахоточный 49-кубовый моторчик (6,1 л.с.) с бесступенчатой трансмиссией разгоняют 160-килограммовое чудище до 50 км/ч! Любопытно, что несущий кузов в МС-1 целиком отлит из пластика. В качестве дождевой защиты к этой «зверушке» предлагается съемный тканевый тент. Только вот любители двух колес все гадают, чем на самом деле является данный аппарат – стебом или живейшим к ним участием.
«Возьми себя в руки, дочь самурая…», – поет главный «Сплин», А. Васильев. Теперь мы хоть знаем, почему
Плюсы: Как водится, большая часть экзерсисов, на которые пускаются японцы, предназначена для внутреннего рынка. Так что увидеть подобное «чудо» можно либо в Стране восходящего солнца, либо во Владивостоке, куда МС-1 привозят контрабандой.
Минусы: Несмотря на хорошую маневренность, этот бабл-кар имеет крайне низкую пассивную безопасность. Да и внешность этого транспорта намекает на клинические отклонения.
Для архитекторов, дизайнеров, художников и прочих служителей «визуального культа» птичье яйцо – загадка из загадок. Его форма близка к совершенной, а пропорции удивительно гармоничны. Отчего же тогда в автодизайне все, что навеяно ими, вызывает у публики рвотные позывы? Вопрос риторический, так что не стоит и пытаться на него ответить…
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Интересная статья :-)
классная подборка, интересные авто, только вот статью идиот какой то писал.
Напиши лучше. А оскорблять человека, который не может тебя достать и ответить по-мужски - удел крысы. Помойной...
"Но были среди этих авто и такие, что заставляли отворачиваться от себя даже фанатичных в доску бабл-филов."Вот за одно это предложение и хочется поддержать топикстартера, хотя эпитет "идиот" совсем уж резкий и не к месту.Подборка неплоха, но Мицуока сюда опять-таки за уши притянута. Почему автор обозвал всё это "яйцемобилями", а не kabinenroller (как его называли немцы), например?! Допиливать такие статьи надо. И автор, видимо, постеснялся сюда приписать Изетту, хотя много ли она лучше Януса? Только лишь тем, что выпускал её БМВ по лицензии...
Яйцемобилями автор их назвал в попытке перевести фразу bubble car. А насчёт Мицуоки согласен: не так уж она и уродлива, если не сказать больше...
О! Японофилы прибежали ниппонский дезигн защищать. Ниппонов дизайнеров надо кастрировать, чтобы потомства не оставляли. Всё ниппонское что выглядит более-менее имеет корни дизайна из Европы. Всё просто – у нас западное понятие дизайна, а у этих желтопузиков глаза и мозги иначе устроены. Вся их жизнь тому доказательство )))
;-)
За что рейтинг обозвали "позорным"? Представленные авто довольно неординарные и вполне себе миленькие, со множеством интересных инженерных решений. Уж чего-чего позора за эти машины никак не ощущается.
>> За что рейтинг обозвали "позорным"?
>> и вполне себе миленькие
А вот вам и ответ: ... У малышей с яйцевидным кузовом появилась даже своя армия поклонников – люди всерьез считали их милыми! ...
Вы явно из этой армии...
Zundapp первый четырёхколёсный автомобиль представило в середине 30-х в ТРЁХ эксземплярах! И это был прообраз VW Kafer (Beetle)!!! Так что, рассказ про "Цюндапп" надо откорректировать, чтобы не выглядеть глупо!